ГУБЕРНАТОР

"То, что успел натворить экс-губернатор, оказалось настолько глубоко укоренившимся, что новому губернатору Павлу Ипатову пока не удается отказаться от наследства, получившего название "аяцковщина", - пишет газета "Богатей". - И хотя у Ипатова был реальный шанс отказаться от порочной политики своего предшественника и сделать областную администрацию более компактной и одновременно более эффективной, лишив ее ряда функций, которые в эпоху рыночной экономики выглядят архаичными, он им не воспользовался. Несмотря на клятвенные заверения и бывшего, и настоящего губернаторов о сокращении числа чиновников, созданная Аяцковым империя, претерпев около десятка реорганизаций, продолжает благополучно существовать и бурно разрастается: новые министерства и управления, а значит, новые министры, начальники и их аппараты.

Если к этому прибавить явно затянувшийся процесс формирования команды и уже начавшиеся перестановки, увольнения и назначения, то вполне можно говорить, что Ипатов с первых месяцев стал заложником самоедской системы, которую он получил в наследство и которая в свое время привела команду Аяцкова к правительственному кризису. Последнее кадровое событие - уход "по собственному желанию" Сергея Лисовского, при двух губернаторах более года прожившего в ранге и. о., - весьма неоднозначно было воспринято многими, в том числе и бизнес-сообществом.

Сотрясающая сегодня губернию кадровая зачистка глав районов, противоречащая законодательству, по сути своей - повторение технологии, использованной довольно эффективно прежним руководителем области. Именно Аяцков довел эту методу до совершенства, расставив везде людей по принципу личной преданности и родственной принадлежности. Однако масштабы происходящей на наших глазах перетряски глав районов не снились даже Аяцкову. Да и отмеченный с первых дней подбор Ипатовым (позиционирующим себя как антикризисный менеджер) команды по трем направлениям - силовики, однопартийцы и балаковцы - отнюдь не свидетельствует ни о его самостоятельности, ни о его стремлении собрать группу менеджеров-профессионалов.

Более мелкие, но не менее значимые факты говорят о живучести аяцковщины. Возродился "Час губернатора" на радио ГТРК "Саратов", канувший было в Лету в последние месяцы правления Дмитрия Аяцкова. Снова запрещают печатать неугодные газеты в саратовских типографиях, а заместитель председателя правительства Щербаков объявляет заседания ПДС закрытыми для СМИ", - отмечает газета "Богатей".

ГОРОДСКАЯ ВЛАСТЬ

"О глубоком кризисе саратовской городской власти со вчерашнего дня можно уже говорить с полной определенностью, - пишет газета "Толк". - Нехорошо, конечно, так-то уж о народных избранниках, но все происходившее на 64-м в очередной раз внеочередном заседании городской думы очень напоминало театр абсурда. Впрочем, призыв "прекратить абсурд" прозвучал из уст одного из оппозиционных депутатов, но услышан большинством коллег не был.

...По всему видно, городская власть сейчас работает в каком-то нервическом режиме. Подготовка к муниципальным выборам идет полным ходом, а все остальное - лишь аккомпанемент к этой главной партии. Все те же оппозиционные депутаты утверждают, что промэрское большинство регулярно проводит заседания в кабинете шефа, что-то там решает, а уж потом вопросы выносятся на становящиеся традиционными внеочередные заседания городской думы. В этот раз, по всей видимости, сценарий был не совсем хорошо проработан.

Начать с того, что принятый 28 июня 2005 года Устав города, который в полном объеме должен быть введен в действие с 1 января 2006 года, до сих пор соответствующим образом не зарегистрирован. Теперь в него в соответствии с вновь принятыми федеральными и областными законами надо внести поправки. В частности, из-за того, что областным законом вводится смешанная система выборов, постоянная комиссия по местному самоуправлению рекомендовала довести количество депутатов до 62 человек (т. е. увеличить его почти вдвое): 31 депутат избирается по одномандатным округам, 31 - по партийным спискам. Та же комиссия подтвердила, что глава местного самоуправления (глава города) будет выбираться депутатами из их числа и исполнять полномочия председателя городской думы, а глава администрации (сити-менеджер) будет назначаться на конкурсной основе. Надо было внести в неутвержденный Устав еще ряд изменений. Но тут-то оказалось, что ни руководство думы, ни депутаты федеральные законы не читают. Представитель областного правительства О. Павлова доходчиво объяснила, что с 1 сентября по федеральному законодательству городской Устав, равно как и изменения в него, могут приниматься лишь после опубликования в открытой печати и публичных слушаний по специальной процедуре. Ничего этого сделано не было, а значит, и все затеянное - пустые хлопоты. И что, вы думаете, сделали депутаты? Если очень коротко, после небольшого замешательства высказались примерно так: ну и что!... Подоплека же всех этих нелепых событий в городском собрании, по мнению большинства наблюдателей, проста: мэр и его окружение посчитали, что посредством всенародных выборов и грамотно сгруппированного административного ресурса им будет проще оставить Юрия Николаевича (Аксененко - прим. ред. ИА REGNUM-ВолгаИнформ) при городском хозяйстве, - пишет газета "Толк".

"Что касается идеи об увеличении числа депутатских мандатов, то только представьте весь комизм ситуации, - восклицает газета "Новые времена в Саратове". - Зал заседаний гордумы ныне едва вмещает 31 депутата. Если их станет в два раза больше - мест однозначно на всех не хватит. И тогда придется пристраивать второй ярус, или, проще говоря, нары. Представляете, какая тогда начнется борьба за места?! Ну не придет же в голову расширенному депутатскому составу антинародная мысль снимать для своих заседаний конференц-залы, тратить на аренду бюджетные денежки или, упаси Бог, строить отдельное здание городского парламента?! Хотя без центра аксененковского парламентаризма, наверное, им не обойтись. Ведь если депутаты и усядутся по нарам и на коленки друг другу, то где размещать штат помощников, секретарей и водителей, которые увеличатся так же двукратно? А еще дополнительная оргтехника. Только для проводки многочисленных счетов понадобится дополнительное помещение для усиленной бригады бухгалтеров. Хотя, с другой стороны, от увеличения депутатских мандатов есть и плюсы. Во-первых, депутаты станут ближе к народу. Не потому, что их на душу населения станет больше, а потому что станут беднее - казнокрадствовать и мздоимствовать станут меньше - городской бюджет ведь не растянешь в одночасье также в два раза. А ведь воруй - не воруй, а 20-30% от городской казны на нужды народа направь. Иначе какой же это парламент получится? Сплошная воруй-дума. Во-вторых, горожане получат альтернативный политический цирк - монопольные представления областной думы к этому времени уже порядком наскучат. А следующий состав гордумы обещает быть ершистым (прежде всего из-за выборов по партспискам): туда наверняка просочится изрядное количество политической шантрапы, околовластных маргиналов и просто до бесчинства идейных людей. Юрию Аксененко, может быть, и не хотелось увеличивать число депутатских мест, чтоб потом не обременять себя рассаживанием и кормлением депутатов, да вот только, говорят, все нынешние тридцать с лишним мандатов уже либо проданы, либо обещаны нужным и доверенным лицам. А ведь в таком случае нужно столько же отдать партиям и блокам, - пишет газета.

"Думается, цена вопроса... сегодня очень высока, - пишет по этому поводу газета "Саратовский расклад". - Если в Уставе будут прописаны выборы мэра путем всенародного голосования, то новый саратовский градоначальник получит неограниченные полномочия, совмещая руководство думой с руководством администрацией, а это даст ему мощные рычаги влияния во власти и экономике областного центра. Кто владеет Саратовом - тот владеет ресурсом губернского уровня. Прошедшие недавно выборы в Энгельсском МО наглядно продемонстрировали схему быстрой смены власти, когда все полномочия некогда влиятельного мэра Лысенко быстренько законодательно низвели до уровня менеджерских функций, а реальными рычагами власти наделили человека, близкого к губернаторскому окружению. В Саратове такого сценария не хотят".

ПОЛИТИКА

"Забавная ситуация складывается в Саратове на площади Столыпина, - сообщает газета "Репортер". - Более двух недель назад здесь появилась палатка от недавно учрежденного движения за освобождение Саратова от Аксененко "Чистый город". Синяя такая, с желтым верхом. Сидит в палатке девушка и собирает подписи за скорейший уход Юрия Николаевича. Уже, говорит, больше тысячи собрала. А в понедельник, в день Великой Октябрьской социалистической революции, на площади появилось еще несколько палаток. У одной стоял старичок, собиравший подписи в поддержку офицеров запаса из Калининграда, требующих от президента Путина выполнения законов и разных льгот для военнослужащих. В метре от офицерской палатки защитного цвета присоседились две белых палаточки, на которых можно было прочесть блеклые надписи "За отставку депутата Фролова" и "За отставку депутата Комарова". Парень с девушкой тоже собирают подписи, но уже за отлучение от депутатского мандата вышеозначенных народных избранников. Причина - невыполнение ими обещаний перед избирателями. Несмотря на то, что для установления палатки у монумента бывшему губернатору Саратовщины требуется разрешение мэрии, а заявка об этом подается загодя, не исключаем, что в самые ближайшие дни на площади возведут и другие туристические комплексы, с шатрами и полевой кухней. Для всех, чего-то требующих от нашей непонятной власти. А наиболее информированные источники божатся, что все это придумал заммэра Александр Мирошин в ответ на попытки "чистогородцев" избавить Саратов от его непосредственного шефа. Судя по всему, так оно и есть. Палатку "Чистого города" на площади Столыпина уже не так просто отыскать, - отмечает газета "Репортер".

Тем временем "партия власти" всерьез ищет новый кадровый резерв - на этот раз среди молодежи. По сообщениям различных СМИ, готовится создание "медвежьей" молодежной партии: через несколько недель "Молодежное Единство" сменит название на "Молодую гвардию", и получит нового лидера - Ивана Демидова. "В Саратовской области уже началась подготовка к этому: за этот год на различных уровнях - в областном центре, в Энгельсе, в облдуме - не раз заводили разговор о создании некоей "Молодежной общественной палаты" и "Молодежного парламента", - пишет газета "Курьер Поволжье". - Созданный при Аяцкове и Шинчуке "Молодежный парламент", как и "Молодежное Единство", представлял собой забюрократизированный "квазикомсомол", чья деятельность носила виртуальный характер: заседания и выездные лекции о пользе здорового образа жизни, образцово-показательные субботники... Опыт показывает, что когда неплохая по сути идея отдана на реализацию "мажорам" - детям обеспеченных родителей при госкормушке, которые в подшефные школы приезжают на папиных "Ауди", ничего хорошего из этого не выйдет. Для общества, разумеется. Вопрос о том, как и в каком количестве под "молодежную политическую активность" списываются бюджетные деньги - этот вопрос пусть волнует правоохранительные органы. Нас же должен волновать вопрос - какую молодежь нужно объединять на самом деле? С начала года в России заявилось множество молодежных проектов, реализация которых со стороны выглядит как борьба детей партноменклатуры и нескольких кучек детей оборванцев, утверждающих, что они борются с "диктатурой". Неохваченной осталась значительная часть молодежи в возрастном диапазоне примерно между 23 - 35 годами, которая уже добилась успеха. Эта часть молодежи чрезвычайно деятельна, активна, именно им принадлежит будущее, поскольку им уже принадлежит настоящее. Именно эта часть молодежи - самая подходящая смена нынешним кадровым управленцам в бизнесе и во власти, что великолепно понимают власть предержащие и потому эту часть молодежи игнорируют. Но долго так продолжаться не может. И вот уже саратовские "яппи", как иногда называют эту часть молодежи, начинают объединяться в клубы, думать о собственном СМИ (по слухам, это будет "Заря молодёжи" в Интернет-варианте), создавать не только бизнес-альянсы, но и альянсы политические. И ближайшие выборы в Саратовскую гордуму, как ни странно, могут стать первым дебютом новой политической силы, которую мы пока условно назовем "успешная молодежь", - пишет газета.

КУЛЬТУРА

"С 2010 года Россия, подписавшая Болонскую конвенцию, должна перейти на европейские стандарты подготовки специалистов. Это предполагает введение двухуровневой системы "бакалавр-магистр". Представители творческих вузов категорически против предполагаемой системы, когда после трехгодичного бакалавриата лишь каждый десятый студент сможет продолжить обучение в магистратуре. Они даже дополнили пассаж технарей "не пустим болонку в оборонку" своим: "бакалавр - сбоку лавр", - пишет газета "Саратовский расклад". О том, насколько приемлема грядущая реформа для творческих вузов и какими последствиями для российской культуры она опасна, в интервью газете рассказал ректор Саратовской консерватории Анатолий Скрипай. - Для понимающего человека все это - гибель высшего музыкального образования. Систему одноуровневого высшего музыкального образования придумали не мы. Ее в России ввел еще Антон Рубинштейн, создатель первой Петербургской консерватории, взяв за образец Лейпцигскую консерваторию. А в двадцатом веке, который с полным основанием можно назвать веком русской музыки, другие страны начали копировать нашу систему обучения. Между прочим, ведущие музыкальные вузы Америки - Джулиардская школа, Кертис-институт - работают по российской схеме, а не по Болонской конвенции. По российскому пути идут Китай, Япония, все больше склоняется к этому Германия. Система построения музыкального образования в нашей стране беспрецедентна. Главный аргумент таков: в искусстве человек должен начинать учиться будущей профессии с пяти-шести лет, а не с первого курса университета или академии. Поэтому отечественные музыканты-специалисты так высоко ценятся во всем мире, это одна из самых "конвертируемых" специальностей отечественного образования. Поэтому уровень бакалавра для российской консерватории - вещь малоприемлемая. Нельзя разделить пианиста-бакалавра и пианиста-магистра. Так же, как и скрипача. Не может быть наполовину готового исполнителя. Поэтому стремление привести творческие вузы вместе со всеми остальными к одному "болонскому" знаменателю - нонсенс. За три года мы успеем подготовить не музыкантов, а эстрадников низкого пошиба.... Когда военный министр на весь мир назвал талантливую российскую молодежь "балалаечниками", а бывший начальник генштаба Квашнин в своей речи "блеснул", что "Христос 40 лет водил евреев по пустыне", у многих, по-моему, в тот момент возникло сомнение, а достаточно ли высокоставленные чиновники компетентны и в культуре, чтобы решать судьбы тысяч "балалаечников". Новые вузы растут, как грибы. И пошло поветрие - что-то слишком много их стало. Давайте закроем, сделаем АУ (автономное учреждение) или ГАНО (государственная автономная некоммерческая организация). Но потерять консерваторию, разрушить, превратить ее в ГАНО - это прямой путь к утрате ведущего положения российской музыкальной культуры и традиций. Разрушат все. Останутся ловкачи и прохиндеи.... Наше счастье, что идея экс-губернатора Аяцкова превратить Саратовскую консерваторию в университет искусств так и не стала реальностью. Это была крайне неплодотворная затея, и я знаю, кем она вдохновлялась. Просто кое-кто, кто сегодня поставил на рога весь город, очень хотел стать ректором театральной академии - запланированного структурного подразделения университета искусств. Жаль, что так и не сбылась старинная мечта этого деятеля - сыграть Хлестакова. Все давно стало бы понятно...", - пишет газета "Саратовский расклад".

ПРАВОПОРЯДОК

"Через два года руководства МВД Рашид Нургалиев заявил, что положение дел в возглавляемом им министерстве катастрофично. Можно подумать, что до этого Нургалиев много лет служил в МВД, скажем, Германии. И тем не менее надо отдать должное мужеству министра. Это один из немногих чиновников, заявивших, что возглавляемое им ведомство в кризисе, - пишет газета "Богатей". - Внешние признаки кризиса лежат на поверхности: рост преступности, снижение раскрываемости (что бы там ни говорили официальные показатели), усиление коррупции, причем как среди чиновников, так и внутри МВД, снижение общей квалификации милицейских кадров Сами сотрудники милиции не воспринимают уже свою службу как престижную и нужную". Поскольку министр не стал подробно распространяться о кризисе, газета предоставила возможность высказаться саратовским офицерам милиции и решила выяснить, как себя чувствуют в системе МВД женщины-милиционеры.

"Многочисленные сериалы о милиции, без сомнения, призванные поднять престиж милицейской службы, дарят нам образы женщин, стоящих на страже правопорядка. Но, что характерно, даже в сериалах личная жизнь женщин-милиционеров представляется не в лучшем виде. Возьмем для примера следственное отделение одного из РОВД. Из 21 сотрудника, числящихся по штату, - 13 женщин. Причем начальник и два его заместителя - мужчины, женщины работают только следователями. Из них только четверо состоят в браке, остальные - не замужем или разведены. К тяготам милицейской службы традиционно относят профессиональные риски: опасность ранения, заражения туберкулезом и т. д. Негативной стороной службы принято считать и необходимость общения с весьма специфической "клиентурой". В современных условиях к профессиональным рискам добавился и еще один - риск быть привлеченным к уголовной ответственности. К негативной стороне службы можно отнести и общую атмосферу, царящую в милиции. Одна потерпевшая рассказывала, что в ожидании приема у заместителя начальника РОВД через приоткрытую дверь она услышала больше мата, чем за 66 лет своей жизни. В связи с изменениями в УПК возросла нагрузка на следователей за счет дел. направляемых раньше на дознание. В приведенном в начале статьи в качестве примера следственном отделении до июля 2002 года 18 следователей получали 60 уголовных дел в месяц, сейчас - 200. Штат за это время не увеличился. По словам одной дамы-следователя, руководители не дают прямых указаний фальсифицировать дела, просто вручают дело, дают по нему указания и ставят нереальные сроки. Кроме фальсификаций, есть и другие примеры привлечения женщин-милиционеров к уголовной ответственности. В начале 2004 года областным судом была осуждена инспектор полиции нравов Наталья Иванова. По мнению некоторых юристов, в деле отсутствовали доказательства для вынесения обвинительного приговора. Этот приговор впоследствии был отменен Верховным судом. Есть мнение, что Иванова зашла слишком далеко в своем служебном рвении и затронула интересы не только сутенеров, но и крышующих их представителей милиции", - пишет газета "Богатей".