Свыше 300 поправок к новой редакции закона "О рекламе" комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендовал депутатам к принятию во втором чтении. Такое решение принято на заседании комитета 10 ноября, передает корреспондент ИА REGNUM.

Среди наиболее заметных поправок, вызвавших дискуссию членов комитета с представителями руководства электронных СМИ и рекламных агентств, возврат нормы об обязательстве на всех типах рекламных носителей выделять в пределах 5% эфира/площадей в год на социальную рекламу и запрещение использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве подвижной рекламной конструкции, например, биллбордов на колесах.

В социальной рекламе предлагалось запретить упоминание конкретных марок товаров и логотипов спонсоров. После критики депутата Алексея Лихачева, представитель федеральной антимонопольной службы Сергей Котов, отметив, что поправка имеет неоднозначное толкование, решил отложить ее для доработки. Жаркий спор развернулся вокруг положения об обязательном заключении договоров на распространение социальной рекламы в пределах 5% годового объема эфира. Напомним, что объем всей рекламы в СМИ составляет 20%, из них 5% будут отводиться на социальную рекламу. Сами телекомпании воспринимают это как дополнительный налог, поскольку за социальную рекламу им никто не платит. Большинство депутатов считают, что нельзя использовать термин "в пределах", который допускает исполнение этой части закона вместо 5% на 0,1%. "Телеканалы будут говорить, что они набрали только на 0,7% заказов на соцрекламу", - утверждал Валентин Романов (фракция КПРФ), предлагая изменить термин "в пределах" на термины "в размере" или "не менее". Телевизионное руководство объясняло парламентариям, что они не против такой рекламы, но ее заказчиков очень немного, поэтому далеко не всегда можно будет выполнить данное требование. При этом, если заказчик не обращается с просьбой о размещении социальной рекламы, то СМИ не обязаны ее размещать.

Не менее дискуссионной оказалась поправка о запрете транспортных средств, которые используются как рекламные установки. "Они никому не приносят никакой пользы, кроме их владельцев. Это пробки, это загрязнение воздуха. На них рекламируется все, что мы уже запретили или запрещаем: крепкие алкогольные напитки, табак, казино, так как они не относятся к наружной рекламе. К тому же они не платят налоги", - сказал один из авторов новой редакции закона "О рекламе" Владимир Мединский (фракция "Единая Россия"). С ним не согласился другой член комитета, коллега по фракции Алексей Лихачев, который назвал предложение "абсолютно нерыночным". "Во многих странах - Франции, Кипре, Испании, например, используют этот прогрессивный вид рекламы. Десятки тысяч людей в России видят в этом источник своих доходов. Можно сделать ограничения на рекламу, но не на рекламный носитель", - сказал он.

Помимо названных поправок предполагается запретить рекламу в учебниках, восстановить понятие скрытой рекламы, сократить срок хранения в рекламных агентствах документов (кассет, макетов) с 3 до 1 года, запретить рекламу строек, на которые еще не получены разрешения на строительство, запретить распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звукового сопровождения с использованием транспортных средств.

В отклоненные поправки попало предложение Екатерины Лаховой (фракция "Единая Россия") не прерывать детские передачи рекламой. Впрочем, комитет по делам женщин, семьи и молодежи будет предлагать на пленарном заседании аналогичную поправку. Как пояснил Владимир Мединский ИА REGNUM, в поправке также предлагается разрешить спонсорскую рекламу. "Вроде бы об этом с правительством удалось договориться", - сказал он.

Новая редакция закона "О рекламе" принята Госдумой в первом чтении в апреле. Комитет планирует в понедельник, 14 ноября, представить законопроект на рассмотрение президиума "Единой России", а после этого готовиться к рассмотрению его на заседании палаты.