Армения-Россия. Армения-Запад. Армения-Турция. Армения-Иран. Армения-Грузия: чем озабочены в Джавахетии? Референдум по конституционным поправкам. 115-летие "Дашнакцутюн". Коррупция в Армении.

Армения-Россия

В настоящее время наблюдается рост влияния России и интереса европейских государств к этой стране. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", заявил президент РА Роберт Кочарян на встрече со студентами Ереванского государственного университета (ЕГУ) 3 ноября. Свидетельство тому, по его словам, - участие России в саммите Большой восьмерки в будущем году. Относительно отношений Армения-Россия Кочарян отметил, что за восемь лет своего пребывания на посту президента он не помнит случая, когда даже в самых серьезных вопросах не была бы достигнута разумная договоренность. Армения и Россия наладили "открытые отношения", отметил президент, добавив, что между двумя странами создано договорно-правовое поле, осуществляется серьезное сотрудничество не только в экономической, но и в военной сфере, "скопился достаточно большой ресурс отношений". Если между двумя странами будет налажено железнодорожное сообщение, в направлении чего работают и Россия, и Армения, то "увидите, каких объемов достигнут экономические отношения". "Есть серьезные возможности для развития отношений с историческим союзником и в будущем", - заявил Роберт Кочарян.

1 ноября спикер парламента Армении Артур Багдасарян встретился с заместителем председателя Государственной Думы РФ Николаем Купцовым и вице-председателем Совета Федерации России Александром Торшиным, находившимися в Ереване для участия в мероприятиях, посвященных 15-летию Национального Собрания Армении. Как сообщает PanARMENIAN, в ходе встречи стороны обсудили перспективы развития армяно-российских межпарламентских связей. Было отмечено, что в ближайшем будущем состоится отложенное ранее заседание комиссии по межпарламентскому сотрудничеству. В ходе встречи были обсуждены проблемы расширения регионального сотрудничества, а также возможности проведения совместной конференции в 2006 году. По словам Торшина, необходима гармонизации законодательного и правового режима Армении и России: "ресурсы нашей многовековой дружбы используются не достаточно активно".

По мнению посла Армении в РФ Армена Смбатяна, если армяно-российские экономические отношения не будут развиваться, то "Армения потеряет все то хорошее, что имела в прошлом с Россией". "В последнее время торгово-экономические отношения между Арменией и Россией, может и медленно, но развиваются. Мы поняли, что Россия - это не только Москва. Москва, как рынок, закрыта. Москва - это отдельное государство в России. Нам надо работать с российскими регионами. В этом залог успеха", - заявил посол в беседе с газетой "Азг". "В России есть 89 регионов. Если нам удастся учредить с частью из них совместные предприятия, то Армения зацветет". Согласно статистике, начиная с 1992 года Россия является первым торгово-экономическим партнером Армении, однако если не считать энергоносители, то объем прямых российских инвестиций незначителен. С другой стороны, постоянно и временно работающие в России армяне присылают своим семьям и родственникам суммы, соразмерные бюджету Армении. Смбатян вспомнил, что в 95-96 годах, когда он был министром культуры, Армения предложила, чтобы российская компания стала бы в Армении оператором сотовой связи. "Русские сказали, что это нас не интересует. То же было и в вопросе распределительных сетей. Сейчас говорят, что хотели участвовать в строительстве газопровода Иран-Армения. Мы и это им предлагали".

Как сообщает радио "Свобода", Минобороны России обеспокоено ростом опасности осуществления терактов в отношении российских военных баз в Грузии и Таджикистане. "Наибольшая опасность грозит российской 12-й базе, расположенной в Батуми, - сообщил агентству "Интерфакс" источник в Минобороны и добавил: - Недоброжелательная политика Грузии в отношении российского военного присутствия, социальные и экономические проблемы и большой поток беженцев, в том числе из Чечни, могут стать причиной осуществления террористических акций и провокаций в отношении российских солдат". По его словам, ситуация вокруг 62-й базы в Ахалкалаки намного благоприятнее, "поскольку местные армяне против вывода базы". "Террористические акты угрожают также расположенной в Армении 102-й военной базе, однако со стороны местных жителей подобная угроза маловероятна", - отметил источник агентства. Комментируя это сообщение, газета "Чоррорд Ишханутюн" пишет: "Не дай Бог, чтобы в Армении были бы предприняты какие-нибудь действия против российских баз. Это спокойно можно будет приписать грузинам или, в крайнем случае, чеченцам и, таким образом, обострить армяно-грузинские отношения".

Как сообщает радио "Свобода", 60 российских военнослужащих, отправившихся в отпуск на Родину, не могут вернуться на свою базу в Гюмри, поскольку с 24 сентября между Россией и Арменией изменен порядок пересечения границ - сокращен список необходимых для этого документов. "Часть отправившихся в Россию военнослужащих попросту не захватила с собой служебных документов, поскольку не знали, что порядок изменен, другие по сей день не успели получить паспорта", - пишет газета "Красная Звезда". Согласно газете, в Россию не смогут вернуться также те 1000 военнослужащих, срок службы которых заканчивается - у них вообще нет паспортов.

Армения-Запад

Как сообщает ИА "Де-Факто", по прогнозам аналитиков "SТRATFOR" (США), США осознают, что на западных границах России у них гораздо больше союзников, чем на восточных, и активнее займутся выдавливанием России из Восточной Европы и с Кавказа. На западном фронте главные шаги Вашингтона будут связаны с политическим наступлением на главного союзника России - Белоруссию; поддержкой стран Прибалтики, Польши и Грузии, которые организуют совместную кампанию по изоляции России от Европейского союза; борьбой за выживание Украины после сентябрьского правительственного кризиса внутри прозападного лагеря; выдавливанием из Молдавии остающихся там российских войск; а также попытками развернуть Армению от Москвы к Вашингтону и добиться прорывных подвижек в переговорах по нагорно-карабахскому конфликту между Арменией и Азербайджаном.

По словам спецпредставителя генерального секретаря НАТО Роберта Симмонса, отношения Североатлантического альянса с южнокавказскими странами не направлены против третьих стран и, в частности, России. "У нас очень хорошие отношения с Россией, и мы рады, что многие из наших партнеров имеют такие же отношения с Москвой. Во время последнего визита президента Армении в Брюссель генеральный секретарь НАТО подчеркнул, что это очень хорошая модель для двусторонних отношений и сотрудничества", - заявил в Ереване Роберт Симмонс. ("Айоц Ашхар").

С 23 по 28 октября парламентская делегация Армении провела в Брюсселе ряд встреч в рамках сотрудничества с НАТО. Подводя итоги визита, секретарь парламентской фракции "Дашнакцутюн" Грайр Карапетян в беседе с газетой "Айоц Ашхар" сказал: "Очень благоприятное впечатление осталось в НАТО после последнего визита президента Роберта Кочаряна. Отмечалось, что в ходе встречи с генеральным секретарем НАТО президент подтвердил готовность Армении к постепенному переходу в военной сфере к стандартам НАТО. То, что эта задача, в условиях ни войны, ни мира, трудно разрешима, понимают и в НАТО, и очень высоко ценят готовность Армении идти в этом направлении". "Мало иметь желание стать членом НАТО, - добавил Карапетян. - Надо еще и соответствовать этим стандартам, что предполагает системные изменения и в законодательной, и в оборонной, и в научно-технической сферах. Наша позиция остается прежней: продолжать активное сотрудничество с Североатлантическим альянсом, не нанося вреда нашим отношениям с традиционными союзниками".

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", министр обороны Армении Серж Саркисян в рамках своего визита в Соединенные Штаты встретился с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом. Газета отмечает, что Саркисян - единственный из армянских чиновников, кто за последние годы совершил официальный визит в США. "Айкакан жаманак" напоминает, что президент Армении Роберт Кочарян ни разу за все время своего руководства страной не посещал США с официальным визитом, а министр иностранных дел РА Вардан Осканян встречался с госсекретарем США только в рабочем формате.

Политический обозреватель агентства "Ноян Тапан" Давид Петросян подводит политические итоги первого официального визита в США министра обороны Армении, секретаря Совета национальной безопасности Сержа Саркисяна:

1. Официальный Ереван сделал еще один, достаточно важный, шаг в направлении расширения своего двустороннего сотрудничества США и получил в этом полное одобрение американской военной и политической элиты;

2. Дуэт, возглавляющий "партию власти" Армении, в лице Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна обозначил те политические уступки, на которые они готовы пойти в вопросе урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, это де-факто: a) вывод, на определенных условиях, армянских подразделений с территорий (части территорий), именуемых на армянском политическом сленге "зоной безопасности", и ввод на эти территории международных миротворческих сил; б) было дано согласие на проведение повторного референдума в Нагорном Карабахе. При этом не уточнено, на какой вопрос должны ответить избиратели, на какой территории будет проводиться референдум и какие конкретно избиратели должны отвечать (все это является или может являться предметом переговоров).

В целом, итоги первого из вышеупомянутых пунктов без особых проблем воспринимаются как правящей элитой, так и без каких-то серьезных оговорок и оппозицией. Что касается второго пункта, то две партии парламентского большинства, именующие себя национальными ("Дашнакцутюн" и Республиканская партия), не выразили никаких протестов и их министры не подали в отставку. Таким образом, можно считать, что с предложениями второго пункта согласны все без исключения члены правящей четырехсторонней коалиции (три коалиционные партии и президент - прим. ИА REGNUM). Однако, отмечает Петросян, все как-то забыли, что накануне отъезда Саркисяна в США Ереван с двухдневным визитом посетил начальник Генерального штаба Вооруженных сил России, первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Юрий Балуевский. Во время этого визита, как и во время визита Саркисяна в США, не было подписано никаких документов, но: были достигнуты конкретные соглашения относительно широкого круга вопросов двустороннего военного сотрудничества; подчеркнув самые тесные стратегические отношения между двумя странами, генерал отметил, что Россия обращает большое внимание на дальнейшее развитие этих отношений; во время визита начальник Генерального штаба Вооруженных сил Армении генерал-лейтенант Микаел Арутюнян отметил, что отношения Армении с НАТО не противоречат отношениям с Россией или с любой другой страной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), он подчеркнул, что Армения была и будет стратегическим союзником России и продолжит активное сотрудничество в рамках ОДКБ; Россия готовится повысить качество вооружения своей армии, а российская база в Армении является частью этих вооруженных сил.

Очевидно, пишет аналитик, что руководство Армении продолжает политику т.н. комплементаризма и все заявления, сделанные Саркисяном в Вашингтоне, в той или иной степени согласованы с Москвой, т.е. шаги, сделанные в сторону США, носят пока ограниченный характер. При этом Петросян считает, что желание Кочаряна-Саркисяна "усидеть на двух стульях" ведет скорее к тому, что надежность нынешних армянских лидеров как партнеров ставится под сомнение как в Вашингтоне, так и в Кремле. В самом деле, пишет аналитик, достаточно вспомнить февральский визит Сержа Саркисяна в Иран, в ходе которого, во время обсуждения проблемы Нагорного Карабаха, он заявил: "Мировые державы очень хотят вмешаться в региональные вопросы, но мы стремимся к тому, чтобы эти вопросы решались мирным путем и через переговоры". В беседе с секретарем Высшего совета национальной безопасности ИРИ Хасаном Рухани Саркисян отметил неизбежность создания системы региональной безопасности с участием всех стран региона. Он выступил за проведение переговоров всех секретарей Советов безопасности стран региона с целью рассмотрения вопроса создания системы коллективного сотрудничества и сообщил о готовности Армении решать карабахский конфликт в рамках этого форума. "Возникает естественный вопрос: где Саркисян говорил правду - в Тегеране или спустя 8 месяцев в Вашингтоне?" Давид Петросян считает, что Саркисяну вряд ли поверили в Вашингтоне, "хотя в последнее время он сделал так много миролюбивых заявлений, что по этой части может дать фору не только министру обороны любой другой конфликтующей страны в мире, но и собственному министру иностранных дел Вардану Осканяну".

По мнению газеты "Чоррорд Ишханутюн", визит Сержа Саркисяна в Пентагон организовал президент Грузии Михаил Саакашвили. Договоренность эта якобы была достигнута во время летнего визита Саакашвили в Ереван. Газета считает, что тогда произошел своеобразный обмен: "вы мне - мирный, неспровоцированный русскими или другими (дашнаками - прим. ИА REGNUM) Джавахк (населенный преимущественно этническими армянами район Грузии - прим. ИА REGNUM), я вам - Пентагон". Газета пишет также, что кроме получившего "добро" Пентагона Саркисяна в Ереване есть еще один "игрок". "США никогда не "ставят" на кого-либо одного. И хотя ясно, что на данный момент "ставка" поставлена на пентагонского гостя, мешающих ему обстоятельств пока что больше, чем способствующих (не говоря даже о России). Следовательно, ожидать однозначного исхода игры бессмысленно, и американская сторона прекрасно понимает, что как бы она не поддерживала последнего, регион сегодня очень чувствителен в целом и в отношении к ее фавориту в частности. А потому рассматриваются и другие варианты". Газета считает, что наисерьезнейшим "мешающим" "кардиналу" (Сержу Саркисяну - прим. ИА REGNUM) фактором на сегодняшний день является... первый президент Армении. Со ссылкой на осведомленные источники газета сообщает, что за океаном принято решение достичь того, чтобы либо Тер-Петросян вступил в игру, либо публично заявил, что "не играет" и "играть не будет", то есть никогда более не будет заниматься политикой.

Завершившийся на днях визит министра обороны Сержа Саркисяна в США вызвал большой интерес среди политических деятелей и аналитиков, следящих за военно-политическими событиями в Армении и на Южном Кавказе, пишет газета "Айоц Ашхар". "Этот бросающийся в глаза своей сверхнасыщенностью встречами визит был первым за всю историю военно-политических отношений двух стран". Данный факт, считает газета, свидетельствует о серьезных и обнадеживающих сдвигах в отношениях США-Армения и, в частности, в области военно-политического сотрудничества. "Если попробуем перечислить имена тех высокопоставленных гражданских и военных лиц, с которыми встречался Серж Саркисян, - министр обороны Дональд Рамсфелд, координатор республиканского большинства в Сенате Мич Макконел, директор Центра координации коалиционных сил генерал Джеральд Миннетт и другие, то станет очевидным, что американская сторона придала визиту министра обороны Армении такое значение, какое предусматривается только для руководителей оборонных ведомств дружественных США или чрезвычайно влиятельных стран".

Газета "Айкакан жаманак" пишет, что визит министра обороны РА в США стал поводом для многочисленных обсуждений и был напрямую связан с президентскими амбициями Сержа Саркисяна. Поскольку, по полученным сведениям, Саркисян провел в США пресс-конференцию с американскими журналистами, после встречи с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом принял участие в совместном с ним брифинге и, более того, дал эксклюзивное интервью известному военно-политическому изданию "Jane's", газета попробовала получить информацию о визите главы Минобороны Армении "из первых рук", то есть из американских СМИ. Как ни странно, пишет "АЖ", американские СМИ ничего не сообщают ни о пресс-конференции Сержа Саркисяна, ни о совместном с Дональдом Рамсфелдом брифинге. "Информации о встрече Сержа Саркисяна с Рамсфелдом нет даже на официальном сайте Пентагона".

Визит министра обороны Армении Сержа Саркисяна в США трудно охарактеризовать однозначно, пишет лос-анджелесская газета "Жаманак". Одно можно с уверенностью сказать - время для визита выбрано было не случайно и состоявшийся накануне референдума по конституционным реформам в РА официальный визит ознаменовал собой начало этапа больших политических амбиций Сержа Саркисяна. По словам газеты, Серж Саркисян, он же "серый кардинал", решил изменить им же провозглашенному "армянскому менталитету" и "повязал оранжевый галстук". "После способствования изоляции и маргинализации Армении в регионе, Серж Саркисян неожиданно заговорил о необходимости проведения региональной политики на Южном Кавказе, о компромиссах в деле урегулирования карабахской проблемы, о демократических реформах, внешнеполитических приоритетах, о существующем уровне отношений Армении с соседними странами и перспективах их развития и о военном сотрудничестве. Не правда ли, впечатляет?" В США, пишет газета, похоже, уже никто не помнит о высказанных Сержем Саркисяном всего два года назад выражениях об "армянском менталитете" (заставляющем фальсифицировать выборы - прим. ИА REGNUM) и готовности перебить хребет оппозиции. Для того чтобы понять логику этой метаморфозы, газета предлагает обратиться к деятельности Саркисяна в течение последних 2-х лет: "Отправка армянских военнослужащих в Ирак, личную ответственность за которую Саркисян взял на себя, оправдалась. Не говоря уже о его личном вкладе в установление углубляющихся отношений с НАТО и Евросоюзом. Вдобавок его готовность к компромиссам в карабахском вопросе. Все это серьезные заслуги". С другой стороны, пишет газета, проводящаяся оппозиционным форматом "17+1" антипропаганда референдума, по оценке различных политологов, может стать началом непредсказуемого движения, которое на данном этапе не входит в программу США и Евросоюза. "К тому же необходимо принять в расчет влияние России на армянскую оппозицию, с учетом генетически пророссийских Степана Демирчяна и Арташеса Гегамяна, не говоря уже о том, что движение в большой степени управляется замаскированным агентом ГРУ Ашотом Манучаряном. Арам Завенович Саркисян же, похоже, смирился со скромной ролью "второй скрипки" рядом с "тугим на ухо" Демирчяном". И политическая линия США, озвученная послом Джоном Эвансом, якобы "США не являются сторонниками уличных революций" и "революция является результатом провала" и так далее, является следствием этих простейших расчетов". "Миссия начата, подождем итогов", - утешает газета.

Газета "Иравунк" со ссылкой на приближенные к администрации президента РА источники пишет, что после американских встреч Сержа Саркисяна Москва по дипканалам выразила Роберту Кочаряну свою озабоченность "чересчур стремительной американизацией" внешнеполитического курса официального Еревана. Газета предполагает, что особую озабоченность российской стороны вызывает перспектива расположения на территориях вокруг Нагорного Карабаха (НК) международных миротворческих сил.

Армения-Турция

Еврокомиссия разработала перечень условий из 150 пунктов, выполнив которые Турция может рассчитывать на вступление в ЕС. Как сообщает "Арминфо", от Анкары потребовали отменить до конца 2007 года смертную казнь, обеспечить свободу вероисповедания, установить гражданский контроль за военными и создать систему независимых судов. Не исключено, что в список включено также требование признания Геноцида армян 1915 года в Османской Турции. Вместе с тем, по инициативе Министерства иностранных дел Турции в Лондоне отрыт новый турецкий центр, который, по оценкам турецкой стороны, будет способствовать межрелигиозному примирению. По оценкам же европейской прессы, центр создан с целью распространения турецкой точки зрения относительно Геноцида армян. В настоящее время турецкая община Великобритании препятствует рассмотрению проекта признания Геноцида армян в городском совете Эдинбурга 17 ноября. В то же время, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган осудил парламенты тех 16 стран, которые признали Геноцид армян. Премьер-министр заявил, что история Турции не знает геноцидов, поскольку религия турок не позволяет совершать подобные преступления. Вместе с тем, турецкое правительство следует новой политике, заявляя, что не боится обсуждать вопрос Геноцида армян. Так, до 24 апреля 2006 года в университетах Турции планируется провести научные форумы по данному вопросу.

"Честно признаюсь, я уверен, что вопрос признания Геноцида 1915 года во время переговоров о принятии Турции в ЕС не станет официальным письменным требованием, однако косвенно будет влиять на весь процесс". Об этом, сообщает агентство "А1+", заявил в Ереване руководитель штаб-квартиры американского фонда Маршала в Анкаре Суат Киниклиоглу на семинаре по теме "Опыт европейской интеграции и перспективы политики европейского соседства для Армении". По его мнению, чем официальнее будет представлен вопрос 1915 года, тем более он усложнит процесс переговоров. "Однако если его представить несколько по иному, Турция может пойти на встречу". Киниклиоглу выразил уверенность, что до тех пор, пока вопрос Карабаха остается открытым, об открытии армяно-турецкой границы не может быть и речи. Он даже предложил свой вариант решения этой проблемы: "Если Армения вернет из 7 завоеванных ею районов хотя бы три или четыре, то я более чем уверен, что армяно-турецкая граница откроется".

Как сообщает радио "Свобода", 6 ноября в университете Лос-Анджелеса состоялась научная конференция на тему "Три турецких голоса об армянах Османской империи", организованная армянским учебным фондом современной армянской истории университета. Докладчиками были турецкие историки, преподающие в различных университетах США, Танер Акчан, Элиф Шафар и Фатима Гючек, которые выступили с лекциями на темы "Новая оценка Османских документов", "Память и литература" и "Последний стамбульский саммит, посвященный армянам Османской империи". Согласно "Свободе", докладчики заявили, что "Геноцид армян теперь уже не только армянский, но и турецкий вопрос и время требует признать допущенное в прошлом преступление". По их словам, передает "Свобода", турецкое правительство уже делает соответствующие шаги в этом направлении и подобное развитие событий свидетельствует о возможности до 2015 года признания Турцией Геноцида армян.

К Группе поддержки Армении Конгресса США присоединился конгрессмен Майк Фицпатрик, сообщает Армянская ассамблея Америки. "Я горд тем, что присоединился к своим коллегам из Группы поддержки Армении. Я присоединяю свой голос к растущему хору голосов американцев и армян США, которые хотят искоренения понятия "геноцид" в мире и признания заблуждений прошлого", - заявил Фицпатрик. "Я абсолютно уверен, что сильная, независимая Армения, также как Европа и США, будет способствовать большей безопасности и процветанию Кавказа. Я надеюсь на совместную с моими коллегами работу по формированию общего понимания армянских вопросов и ознакомлению общественности с затруднительным положением армянского народа и в прошлом, и в настоящем", - добавил конгрессмен. Отметим, что с присоединением Майка Фицпатрика число членов Группы поддержки Армении Конгресса США составило 149 человек. (PanARMENIAN.Net).

Армения-Иран

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад принял 30 октября 5 депутатов парламента страны, представляющих религиозные меньшинства Ирана. Как сообщает газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на тегеранскую армянскую газету "Алик" ("Волна"), депутаты представили президенту вопросы, волнующие их общины. Согласно газете, депутаты, представляющие армянство Севера и Юга Ирана, высказали благодарность Махмуду Ахмадинеджаду за высказанную им накануне президентских выборов готовность признать и осудить Геноцид армян. Президент Ирана в свою очередь отметил, что подобные действия в отношении любого народа заслуживают осуждения.

Комментируя заявление президента Ирана Махмуда Ахмадинежада о том, что "Израиль необходимо стереть с карты мира", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами Ереванского государственного университета отметил, что заявление не повлияет на армяно-иранские отношения. По его словам, между Арменией и Ираном сложились достаточно позитивные отношения - "протекает серьезный диалог во всех сферах, в том числе и политической". Как подчеркнул Осканян, израильская тематика "никогда не поднималась на повестке армяно-иранского политического диалога". "Думаю, что, исходя из наших многочисленных интересов, наши отношения и дальше будут протекать в своем нормальном русле", - подчеркнул министр. (PanARMENIAN.Net).

"Айкакан жаманак" в другой своей статье пишет, что международная реакция, последовавшая за антиизраильским заявлением президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, должна послужить уроком тем государствам и народам, которые хранят в своей душе образ "векового врага" и тайно или явно мечтают этого врага уничтожить. Царящая в Иране идеология считает Израиль и сионизм такими же врагами Ирана, как идеология армянских властей - Турцию и пантуркизм врагами Армении и армян. Газета считает, что события, разворачивающиеся вокруг заявления президента Ахмадинеджада, очень важны для Армении. "Еще и потому, что в нашем историческом арсенале также есть предложения, равноценные озвученным Ахмадинеджадом мыслям аятоллы Хомейни. И мы, граждане Армении, должны позаботиться о том, чтобы никто и никогда не заявил, что "Стамбул должен стать морем крови". А для этого, заключает газета, надо в первую очередь позаботиться о том, чтобы те, кто превратил это выражение в свой лозунг (имеются в виду дашнаки - прим. ИА REGNUM), были бы как можно дальше от власти.

По мнению председателя партии "Новые Времена" Арама Карапетяна, позиция президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, выражающаяся в лозунге "Мир без сионизма", является достаточно продуманным шагом, имеющим целью добиться лидерства в арабском мире. В свете этого, пишет газета "Аравот", Карапетян считает, что Армения и Азербайджан, как непосредственные соседи Ирана, становятся важными для США. В отношениях с США Арама Карапетяна беспокоит лишь, чтобы они не навредили отношениям Армении с Россией: "Правильное соотношение интересов США и России в СНГ выгодно только Армении. В случае нормального президента и логичного хода событий Армения может стать очень хорошим игроком также и в вопросах, касающихся Ирана. У нее будет маленькая, но очень продуктивная роль".

Армения-Грузия: чем озабочены в Джавахетии?

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил советник премьер-министра РА, зампредседателя земляческой партии выходцев из Джавахка "Могучая Отчизна" Степан Маргарян.

"Господин Маргарян, Вы были недавно в Джавахке, какова там ситуация после известного распространения листовок? Виновники выявлены?

Нет. По словам грузинских властей, расследование идет, но никаких официальных сведений о результатах пока нет. В грузинской прессе были намеки на "российский след" акции, но, конечно же, это только предположение. Население Джавахка ждет официальных разъяснений произошедшего.

То есть народ все еще озабочен?

Конечно, население неспокойно и делает всевозможные предположения. На первый взгляд кажется, что, несмотря на угрозы и сквернословие, акция с листовками была примитивной. Однако я вижу в ней более глубокий смысл. Листовки были написаны от имени турок-месхетинцев и были направлены против армянского населения Ахалцихи, однако распространены были в Ахалкалаки. То есть все было сделано целенаправленно, поскольку народ, национальная и общественная жизнь в Ахалкалаки активнее.

Вопрос заселения турок-месхетинцев в Джавахке действительно уже настолько существенен?

Вопрос стоит не так. В 1999 году во время Стамбульского саммита Грузия взяла на себя обязательство предоставить туркам-месхетинцам возможность вернуться в свои места проживания в Грузии. В 1944-м их депортировали в Узбекистан, в 1989-м, после событий в Фергане, их переселили на Северный Кавказ. Их численность составляет около полумиллиона, они создали несколько организаций, самая радикальная из которых "Ватан". Эта организация требует вернуть турок-месхетинцев в места их прежнего проживания. Это районы Аспиндза и Адиген, находящиеся по соседству с Ахалцихи и Ахалкалаком.

Но разве оба этих района не грузинонаселенные?

Да, после 1944 года власти Грузии заселили эти районы грузинами, чьи потомки и живут там сегодня. Вполне естественно, что поселить там турок-месхетинцев невозможно, и власти Грузии действительно находятся в тяжелом положении. Какой должна быть степень восстановления исторической справедливости? Невозможно себе представить, что грузинское или армянское население должно оттуда удалиться.

Как население Джавахка относится к проекту строительства железной дороги Карс-Ахалкалак?

Есть некоторая обеспокоенность. Об этом было сказано на состоявшемся недавно форуме различных партий. Несмотря на то, что упомянутый проект сулит определенное экономическое оживление, однако, вместе с тем, ожидается проникновение турецкого экономического влияния, а в дальнейшем и демографические перемены. Если к этому добавить еще и фактор турок-месхетинцев и другие, то вырисовывается четкая программа изоляции Армении.

Какая из трех сторон более заинтересована в ее осуществлении?

Когда изменилось наименование проекта и он стал называться Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, то проект стал региональным. Азербайджан от этого больших экономических дивидендов не имеет, но поскольку это программа, изолирующая Армению, то она выгодна Баку. Для Грузии, в принципе, безразлично - им нужна железная дорога, ведущая на запад. Будет ли этот проект, будет ли восстановлена железнодорожная ветка Карс-Гюмри, думаю, для грузинской стороны особой разницы нет. Самая заинтересованная сторона, по существу, Турция, поскольку таким образом она решает две задачи: первая - изоляция Армении, вторая - развитие своих слаборазвитых восточных районов. Стабильно действующей железной дороги Север-Юг в Закавказье нет. И этот проект может стать таким. Если добавим, что у Турции есть железнодорожная связь с Ираном, то после осуществления этой программы коммуникации Север-Юг, Восток-Запад пройдут по территории Турции, что обещает огромную экономическую пользу. В этом ключе не только проходящая через Армению часть железнодорожного сообщения Карс-Гюмри становится бесперспективной, но и теряет свое значение железная дорога, проходящая через Нахичевань в Иран, потому что Турция получает возможность связываться с Азербайджаном и через Грузию, и через Иран. Таким образом, восстановление железнодорожного сообщения Карс-Гюмри приобретает для Армении жизненное значение, и давление Евросоюза на Турцию в этом вопросе является очень существенным". ("Айоц Ашхар").

Референдум по конституционным поправкам

Как сообщает газета "Аравот", для наблюдения за предстоящим 27 ноября референдумом по проекту реформ Конституции Армении в Центральной избирательной комиссии РА зарегистрирована всего одна миссия из 10 представителей Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Наблюдатели ПАСЕ прибудут по приглашению Национального Собрания РА. Вместе с тем, отмечает газета, ОБСЕ аналогичное приглашение не было направлено.

"Айкакан жаманак" пишет, что, по сообщению начальника паспортного управления полиции РА Альвины Закарян, число избирателей, включенных в предварительные списки для голосования, составляет 2 252 420 человек. Газета пишет, что в избирательные списки на выборах в органы местного самоуправления были включены 2 423 827 человек и уменьшение численности произошло не только за счет беженцев, которые по закону не имеют права принимать участие в общегосударственной избирательной кампании, но и за счет лиц, у которых до сих пор сохранились советские паспорта. Таким образом, по официальным данным, число избирателей сокращено на 171 407 человек. Газета отмечает, что, по ситуации на сегодняшний день, для положительного исхода референдума необходимо, чтобы за поправки проголосовали бы 750 806 человек.

Наблюдатели от ОБСЕ не будут следить за ходом назначенного на 27 ноября референдума. Как сообщает газета "Голос Армении", причиной стал тот факт, что правительство Армении не направило ОБСЕ приглашения. "Обычно мы получаем приглашение, после чего осуществляем наблюдательскую миссию, но в этом случае мы не получали приглашения от Армении", - заявил пресс-секретарь Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ) Урдур Гуннарсдоттир, добавив при этом, что приглашение могло быть направлено администрацией президента, Министерством иностранных дел или Центральной избирательной комиссией. Как заявил пресс-секретарь МИД РА, данные функции не входят в обязанности внешнеполитического ведомства. Пресс-служба парламента РА сообщила, что парламент не является приглашающей стороной. В ЦИК же заверили, что у комиссии нет таких полномочий. Газета отмечает, что число международных наблюдателей, которые будут следить за ходом референдума, ограничится 10 наблюдателями ПАСЕ. "Непонятно, каким образом наблюдатели ОБСЕ оказались в Армении во время предыдущих выборов?" - недоумевает по этому поводу радио "Свобода".

По мнению члена правления Армянского общенационального движения (АОД) Давида Шахназаряна, кампания по проведению референдума носит односторонний характер и проходит в неравных условиях. "Оппозиция не имеет возможности посредством телевидения доводить свою точку зрения до общественности. Единственной формой агитации для нее остается изложение своей точки зрения в отдельных газетах. Власти же ведут агитацию 24 часа в сутки по всем телеканалам. Это более чем веское основание к утверждению о том, что референдум по конституционным реформам не соответствует международным нормам", - сказал Шахназарян. ("Аравот").

Газета "Айкакан жаманак" пишет о выступлении президента РА Роберта Кочаряна перед группой студентов и преподавателей юридического факультета и факультета международных отношений ЕГУ, положившем начало президентской агитационной кампании за конституционные реформы. По словам Кочаряна, пишет газета, все это он делает во имя народа, страны и своих сыновей; лично ему эти реформы не нужны, поскольку они ограничивают его полномочия, которые его вовсе не утомили. "Совсем не утомили", - с многозначительной улыбкой подчеркнул Роберт Кочарян. Отвечая на вопрос одного из студентов, пишет газета, Кочарян рассказал, что когда он отнес брошюру по конституционным реформам домой и его сыновья ознакомились с ней, то между ним и сыновьями произошел следующий разговор: "Папа, а оно тебе нужно?" - спросил один из моих сыновей. И знаете, что я ответил? Я сказал: лично мне это не нужно, сынок, но это нужно тебе, для тебя я это делаю, вся твоя жизнь еще впереди, и я хочу, чтобы ты жил более свободно, в стране, основанной на либеральных ценностях". Отвечая на вопрос, готов ли он последовать примеру Левона Тер-Петросяна и заявить, что в случае провала конституционных реформ подаст в отставку, Кочарян ясно и твердо сказал, что относится к этому совсем по-иному. "Я, как президент, в ответе и за "да", и за "нет", - прекратил он все разговоры об отставке и, продолжив, заявил, что "нет" станет оценкой не властей, а самого народа. То есть, пишет газета, по логике Кочаряна получается, что если реформы будут отвергнуты, то это будет означать, что народ не готов к большей демократии, в то время как сам Кочарян во имя этой демократии готов пожертвовать своими полномочиями. В то же время, Кочарян "поблагодарил" оппозицию за "столь яростную борьбу против ограничения его полномочий": "Я не знал, что в глубине души они меня так любят, уважают. Так яростно сражаться за мои полномочия? Я очень признателен".

По мнению газеты "Иравунк", президент Кочарян, видимо, не очень доволен проводимой агиткампанией и решил лично подключиться к пропаганде. Газета также пишет: "Референдум по конституционным поправкам стал настоящей напастью на голову властей. Проведение референдума политические силы "скидывают друг на друга". Практически все властные и провластные силы с большим воодушевлением подписались под меморандумом, подтверждающим их приверженность реформам, в действительности же ни одна из них не делает шагов для осведомления общественности".

"Идеальной Конституции быть не может, и мы, как любая цивилизованная страна, не в последний раз беремся за реформирование основного закона", - отметил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" сторонник конституционных реформ, депутат парламента Гамлет Арутюнян. Обращаясь к пункту пакета реформ, относящемуся к неприкосновенности президента, депутат сказал: "Уверен, что ни одному армянину даже в голову не может придти, что Роберт Кочарян нуждается в неприкосновенности".

115-летие "Дашнакцутюн"

Как сообщает "Ноян Тапан", 4 ноября в Ереване открытием научной конференции начался цикл мероприятий, посвященных 115-летию Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД). На открытии конференции выступил представитель бюро АРФД Грант Маргарян, который подчеркнул важность мероприятия и отметил, что это хорошая возможность для того, чтобы составить правильное и справедливое представление об истории партии. Маргарян отметил, что деятельность партии за 15 лет независимости Республики Армения позволяет ей прямо смотреть в лицо армянского общества. Директор Института истории Национальной академии наук РА Ашот Мелконян в своей речи подчеркнул, что историки должны сделать все, чтобы исправить существующее в обществе неправильное представление об истории партии "Дашнакцутюн".

По мнению представителя бюро АРФД Гранта Маргаряна, прошли те времена, когда "историю партии "Дашнакцутюн" показывали в кривом зеркале", и сегодня они готовы представить все в истинном свете. На собрании, посвященном 115-летию партии, господин Маргарян сказал, что они пожинают плоды не 115-летней истории, а работы последних 15-и лет, доказательством чему является "создание и претворение в жизнь новой Конституции". "Наша партия была создана для того, чтобы армянский народ мог жить и развиваться", - заявил Грант Маргарян. Руководитель фракции АРФД в Национальном Собрании (НС) РА Левон Мкртчян сказал, что в дни правления Левона Тер-Петросяна партия перешла в оппозицию потому, что не была согласна с позицией правительства. Армения для АРФД является государством, которое представляет интересы не только армян, живущих на ее территории, но и всего армянского народа, разбросанного по миру. Мкртчян считает, что с 1998 года, то есть после прихода к власти Роберта Кочаряна, "чувствуется резкий поворот к строительству национальной государственности". ("А1+").

Коррупция в Армении

Уровень коррупции в Армении в 2005 г. определен в 2,9 балла (в 2003 году - 3, в 2004 году - 3,1). Как сообщает ИА REGNUM, таковы данные международной организации Transparency International. Как сообщила в ходе пресс-конференции 7 ноября директор армянского офиса Transparency International Амалия Костанян, оценки выставляются по 10-балльной системе - чем меньше балл, тем выше уровень коррупции. По ее словам, организация провела в Армении опрос, согласно результатам которого значительная часть населения (62,9%) считает, что за последние три года в стране повысился уровень коррупции. 4,5% опрошенных считают, что уровень коррупции снизился, 17,1% затруднились ответить на этот вопрос, 15,5% респондентов считают, что изменений не произошло. Костанян подчеркнула, что уровень коррупции невозможно снизить путем принятия соответствующих законодательных актов. "Этот вопрос можно решить исключительно при наличии политической воли", - заявила она, добавив также, что для снижения уровня коррупции очень важно проведение соответствующих мероприятий со стороны правительства и других структур.

Как сообщает "Ноян Тапан", в первом полугодии 2005 года в ведении правоохранительных органов Армении находилось всего 227 дел по коррупционным преступлениям, против 198 за тот же период прошлого года. На заседании Комиссии мониторинга антикоррупционной стратегии 2 ноября было отмечено, что наибольшее количество составили дела по признакам незаконного присвоения или растраты денег - 90 дел, по признакам должностных фальсификаций в производстве следственных органов - 35, по обвинению в ложном предпринимательстве - 21, по признакам незаконного предпринимательства - 19, злоупотребления должностными полномочиями - 15 дел. На заседании комиссии были подытожены результаты служебных расследований в системе гражданской службы, в отдельных службах за первое полугодие 2005 года. Так, Государственной налоговой службой при правительстве РА, Государственной таможенной службой, Службой национальной безопасности, полицией, прокуратурой и Советом гражданской службы в первом полугодии 2005 года было, в общей сложности, осуществлено 554 служебных расследований, в результате которых 538 сотрудников были привлечены к дисциплинарной или другой ответственности. В 8 случаях результаты служебных расследований или проведенных исследований были направлены в следственные органы. За тот же период вышеупомянутые органы получили 288 заявлений-жалоб, касающихся действий своих сотрудников. Председатель комиссии, советник президента РА по вопросам коррупции Баграт Есаян выразил удовлетворение, что с рабочими группами, действующими в рамках комиссии за счет грантов Всемирного банка, будут работать 3 эксперта.

Газета "Айоц Ашхар" сообщает, что за первое полугодие 2005 года в Армении за взяточничество были осуждены 106 человек, к уголовной ответственности были привлечены 122 человека, 26 дел были прекращены на основании оправдательного решения. Нанесенный материальный ущерб составил 2 млрд 324,6 млн драмов (около $430 тыс.) Восстановленная до суда сумма составила 104,3 млн драмов. За нанесенный ущерб наложен арест на имущество стоимостью 60,2 млн драмов. В судебном производстве было 4 дела по торговле людьми, один случай продажи ребенка, 90 случаев присвоения или разбазаривания средств, 19 - незаконного предпринимательства, 21 - мнимого предпринимательства, один случай "отмывания" незаконной прибыли. Зарегистрировано 5 случаев торгового взяточничества, уклонения от налогов и других обязательных платежей - 10, получения взяток - 5 случаев. Около 60 преступлений было совершено в части превышения служебных полномочий, злоупотребления служебным положением и служебного подлога.

Как отмечает радио "Свобода", Комиссия мониторинга антикоррупционной стратегии не публикует имена злоупотребивших своими обязанностями должностных лиц, как не публикует и объемы присвоенных сумм, а также кто, кому и за что давал взятки. По словам председателя комиссии Баграта Есаяна, публикация таких сведений не входит в обязанности комиссии. Комментируя приведенные данные, Есаян сказал: "Вы можете охарактеризовать это как рост коррупции, я же могу охарактеризовать как рост раскрываемости коррупционных преступлений... Думаю, что это довольно позитивное явление. Во всяком случае, если даже увеличилось число преступлений, то и их раскрываемость также увеличилась". "Свобода" отмечает, что советник президента по борьбе с коррупцией уклонился от ответа на вопрос, возросла или уменьшилась в Армении коррупция за несколько лет борьбы с ней, ответив: "Коррупция - это явление, которое невозможно измерить".

По сведениям газеты "Чоррорд Ишханутюн", за последние два месяца объемы поступающего в Армению дизельного топлива резко сократились. А точнее, пишет газета, сократились выплачиваемые за дизтопливо таможенные выплаты. Газета сообщает, что, по имеющимся у нее сведениям, огромное количество дизтоплива попросту не проверяется, не регистрируется, не подвергается растаможиванию и, по существу, ввозится теневым образом. Источник газеты сообщает, что суммы, полученные от продажи нелегального дизтоплива, полностью направляются на покрытие расходов по агитации за принятие конституционных поправок.

По мнению газеты "Аравот", сегодня о действительных размерах и корнях коррупции не знают только младенцы. Но когда это очевидное явление не замечает орган, являющийся членом международной антикоррупционной организации ГРЕКО, становится ясно, что коррупция в Армении не только не исчезнет, но и будет процветать. Во всяком случае, в обозримом будущем, считает газета.