Подготовка к нынешним выборам в Милли Меджлис Азербайджанской Республики началась задолго до их официального старта - 6 июня, когда была начата выдача подписных листов кандидатам в депутаты. Власти были непреклонны в своем намерении удержаться на вершине политического Олимпа, оппозиция, безуспешно ее штурмующая уже более 12 лет, на этот раз и на этот раз пытается ее покорить.

Совет Европы и в особенности страны Евросоюза, границы которого постепенно приближаются к региону, пытались сделать все от них зависящее, чтобы эти выборы отличались от прежних, сопровождавшихся массовыми нарушениями и искажениями результатов голосования, и были демократическими и прозрачными. Для этого Венецианская комиссия предложила властям страны внести в Избирательный кодекс ряд серьезных изменений - от состава избирательных комиссий (фактически контролируемых правящей партией) до маркировки пальцев избирателей специальными чернилами, исключающей возможность повторного голосования. Кроме того, с начала этого года Азербайджан посетили более 30 дипломатов из высших структур СЕ и ЕС. Визиты, как правило, проходили по одной и той же схеме - встречи с лидерами радикальной (блок "Азадлыг") и умеренной (блок "Йени сиясет") оппозиции, с правозащитниками и лишь потом с представителями власти во главе с президентом страны Ильхамом Алиевым. Если первых увещевали воздерживаться от наиболее радикальных шагов, у вторых узнавали подробности предвыборной обстановки, то к третьим в мягких дипломатических выражениях предъявлялись достаточно жесткие требования немедленной демократизации политической жизни в стране и, в частности, выборного процесса.

Американская администрация в лице своего посла в Азербайджане Рино Харниша проводила еще более энергичную политику. Госдеп, сенат и конгресс США не раз делали суровые заявления по этой южнокавказской стране, а визитов в Баку действующих и отставных американских политиков было столько, что им потеряли счет. Влияние того же Рино Харниша на власти и оппозицию было столь значимым, что 1-го октября он двумя телефонными звонками предотвратил попытку проведения несанкционированного митинга оппозиции в центре столицы Азербайджана и убедил власти воздержаться от насилия к участникам этой протестной акции. Однако незадолго до выборов президент США направил своему азербайджанскому коллеге письмо, которое с некоторыми оговорками можно трактовать как поддержку нынешних властей. Учитывая извечный прагматизм американской администрации, можно сделать вывод, что она смогла добиться согласия Ильхама Алиева по каким-то важным, не имеющим к выборам отношения вопросам. Ими могут быть размещение американских сил быстрого реагирования, еще более яркий зеленый свет американским компаниям и др. На фоне активности Запада несколько удивляет позиция России, поглощенной собственными проблемами. По мнению аналитиков, администрация Путина дистанцируется от последних процессов, происходящих в Азербайджане, что несколько озадачивает независимых наблюдателей. Дело в том, что если отношения президентов России и Азербайджана близки к дружеским, то в лагере оппозиции курс однозначный и направлен он явно не в сторону Кремля.

Что касается ситуации внутри Азербайджана, то около 70% избирателей не являются приверженцами ни власти, ни оппозиции и именно от них зависит исход нынешних выборов. В прошлые годы эта часть населения, как правило, отсиживалась дома и ее голосами вовсю манипулировали фальсификаторы. Непосредственно перед выборами произошли аресты ряда высокопоставленных чиновников, обвиненных в заговоре с целью свержения власти. "Вдохновителю заговора" - по версии властей это экс-спикер Милли Меджлиса, пребывающий в многолетней эмиграции в США, Расул Гулиев - не дали вернуться в страну. Как впрочем и другому политическому эмигранту - первому президенту Азербайджана Аязу Муталибову, с 1992 года проживающему в Москве. У каждой из этих двух фигур есть свои сторонники, голоса которых также будут ощутимо влиять на исход выборов. По мнению оппозиции, в ходе предвыборной кампании имел место целый ряд нарушений. Это и неоправданная жестокость полиции при разгоне митингов, и вмешательство глав исполнительной власти в районах в выборной процесс, и превышение полномочий некоторыми кандидатами от правящей партии ("Йени Азербайджан"), черный пиар в некоторых провластных и оппозиционных СМИ, оскорбления кандидатами своих оппонентов и т.д. Аналитики считают, что все происходящее еще больше указывает на важность сегодняшних выборов для определения пути, по которому будет двигаться дальше страна. Итак, через 24 часа будут получены ответы на многие вопросы. А пока немного статистики.

По последним данным пресс-центра Центральной Избирательной Комиссии (ЦИК), число кандидатов в депутаты Милли Меджлиса Азербайджана на выборах сократилось на 519 претендентов и составляет одну тысячу 544 человек. 476 кандидатов в депутаты взяли самоотвод, 39 кандидатур были аннулированы Апелляционным судом Азербайджана, еще двоих - решением ЦИК. Два кандидата выбыли из предвыборной гонки по причине смерти.

Напомним, что на этапе выдвижения кандидатов в депутаты парламента были зарегистрированы две тысячи 63 человека. Данные ЦИК, оппозиции и правозащитных организаций по общему числу избирателей разнятся. Если ЦИК говорит о 4 млн., то правозащитники, справедливо указывая, что немало азербайджанцев находится на заработках в России, Турции, Украине и Германии, приводят цифры от 2,6 до 3,4 млн. избирателей. Такая разница, предоставляющая богатые возможности для фальсификаций, уже сейчас дает повод оппозиции утверждать о несправедливости и недемократичности выборов в парламент. Число избирательных округов в стране составляет 125 и равно числу мест в Милли Меджлисе. Интересно, что среди них есть созданный по предложению Азербайджанского отделения Хельсинской Гражданской Ассоциации и других правозащитных организаций 122-й Ханкендинский избирательный округ, в котором могут голосовать армяне Нагорного Карабаха и изгнанные оттуда азербайджанцы.

Итак, выборы начались...