ИА REGNUM: Г-н премьер-министр, в последнее время во многих сферах жизни Южной Осетии наблюдаются значительные изменения. Какие из них являются для республики принципиально важными?

Мне трудно судить о том, что было сделано в предыдущие годы. Скажу, чем занимаемся сегодня мы, поскольку для нас важна любая отрасль, любая сфера. В первую очередь, готовятся программы по развитию экономики и сельского хозяйства. Таких программ несколько. Одна из них - программа по развитию промышленного производства. В стадии подготовки находится, пожалуй, самая серьезная программа - программа развития сельского хозяйства, развития села. Ни для кого не секрет, что Южная Осетия сельскохозяйственная республика. И благосостояние народа, и подъем экономики связаны именно с сельским хозяйством. Это придется учитывать, мы знаем, что у нас не будет атомной электростанции или автомобильного завода. Надо исходить из того, что есть, а есть прекрасные условия для развития сельского хозяйства. Другая программа, которая также уже готова - это краткосрочный план социально-экономического развития республики на 2006 год. Мы также заказали в Москве долгосрочную программу социально- экономического развития республики до 2010 года. Эти программы уже частично задействованы, частично они еще дорабатываются.

ИА REGNUM: Но программы социально-экономического развития Южной Осетии принимались каждый год в течении длительного периода времени. Есть ли гарантии того, что сегодня все это будет претворено в жизнь? Ведь существует очень много трудностей, взять хотя бы политическую неурегулированность грузино-осетинского конфликта.

Я думаю, что все удастся сделать. Уже 15 лет конфликт не урегулирован, однако, это не мешало республике развиваться. Республика развивалась, несмотря на тяжелые условия, военные действия и противостояние. Конечно, не такими темпами, какие мы хотели бы это видеть, но все же... Сегодня развитие идет более интенсивно, растет бюджет.

ИА REGNUM: Тогда, как понять слова госминистра Грузии по урегулированию конфликтов о том, что бюджет Южной Осетии равен нулю...

Ну, раз господин Хаиндрава так заявил, то пусть объяснит, на что мы строим дороги, ремонтируем школы, больницы, выплачиваем заработные платы.

ИА REGNUM: А экономическая блокада со стороны Грузии сильно мешает развитию Южной Осетии?

Да, очень. Нам очень тяжело, и мы это не скрываем. Только в этом году из-за экономической блокады мы потеряли 100 млн. рублей. Но в то же время, однозначно хочу сказать, что блокада своей цели не достигла, республика поступательно развивается. И что самое главное, эта блокада обоюдно невыгодна, поскольку Грузия сама терпит большие трудности. Самое главное нарушаются взаимоотношения простых людей.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете нынешнее состояние взаимоотношений Грузии и Южной Осетии?

Состояние ни войны, ни мира, состояние политической конфронтации, постоянное нагнетание напряженности, угроз, шантажа, провокаций. Но в то же время я вижу некоторое смягчение тона в ряде заявлений представителей силовых министров. Когда я сюда приехал, высказывания были более жесткими, более резкими, в сущности, это были просто призывы к силовому решению проблемы.

ИА REGNUM: А Вы не считаете, что тактика, которую применяет Грузия несколько изменилась?

Да, на смену угрозам пришла тихая агрессия.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете роль международных организаций в целом?

До недавнего времени у меня было настороженное отношение к роли и деятельности международных организаций, которые работают в Южной Осетии. Но вот последняя встреча нашего президента с председателем ОБСЕ меня вдохновила, что было очень показательно и характерно. Грузия, конечно, же выступила в резкими заявлениями. Особенно их коробит, то, что нашего президента называют "господин президент". Потому что это фактически подтверждает статус президента. А раз есть президент, есть и государство. Можно сказать, наверное, что произошел какой-то поворот. А так, работу международных организаций я оцениваю с точки зрения экономики, ведь я прежде всего экономист. Международные организации помогают нам в определенных хозяйственных вопросах: строятся школы, детские дома, выигрываются тендеры на строительство мостов. У меня есть претензии именно с этой точки зрения, потому что финансирование происходит нечетко, и не так как нам бы хотелось. Например, мы бы хотели, чтобы это делалось под гарантии нашего банка, а они требуют, чтобы мы на свои деньги начинали работу, а потом бы они давали свои деньги. И потом - помощь. Конечно, надо быть нормальным человеком и не отказываться от какой-бы то ни было помощи. Но если конкретнее вникнуть, возникают вот какие вопросы. Например, ремонт моста в селе Дменис. Это стоит 15 000 евро, или $20 000, грубо говоря - 600 тыс.рублей. Мы это дело сами можем сделать, без всяких проблем, без подписания толстенных контрактов, без всяких гарантий и обязательств, без сроков и проверок. То же самое школа - 50 000 рублей. Мы и это можем позволить себе.

ИА REGNUM: Своими собственными силами или Россия поможет?

Своими собственными силами, потому что наш бюджет не равен нулю, как говорят некоторые. Да и потом, что плохого в том, если нам поможет Россия? Сегодня Грузии помогают США. Я могу назвать конкретные цифры, сколько идет на оборону, восстановление юстиции, вооружение, и почему бы российским физическим и юридическим лицам не помочь своим соотечественникам?

ИА REGNUM: Вы упомянули, что программа социально-экономического развития Южной Осетии построена по российскому аналогу. Есть ли в ней отличия, с учетом югоосетинской специфики?

Конечно. К примеру, образование включает не только ремонт школ, но и меры по поддержанию развития осетинского языка, а также оборудование школ, школьного инвентаря, оборудование кабинетов. Остро стоит вопрос и качества образования, эту задачу мы поставили перед министерством образования. Мы анализируем, как наши выпускники поступают в вузы, по каким специальностям, и где у нас есть пробелы, стараемся устранить их. Что касается здравоохранения, мы предполагаем улучшить качество обслуживания, восстановить и отремонтировать больницы в районах, пострадавших в результате стихийных бедствий. Ожидается и строительство новой больницы в Джавском районе. Что касается жилья, сегодня самое основное - ремонт жилого фонда, который не ремонтировался в течение многих лет, и, кроме того, был подвержен артиллерийским обстрелам. Поэтому мы должны сейчас проводить масштабные ремонтно-восстановительные работы.

ИА REGNUM: Возможно ли остановить массовый отток населения?

Думаю, что этот процесс замедлился и фактически на грани остановки. Все кто хотел уехать, уехали. Остались самые верные патриоты. И потом говорить, как говорят грузинские оппоненты то, что у нас несколько тысяч, просто смешно. Республика развивается и будет развиваться.