1 ноября в Москве на совещании в Министерстве регионального развития РФ состоялось обсуждение Программы социально-экономического развития Пермского края на период с 2006 по 2010 годы и на перспективу до 2015 г. Стратегические разработки региональной администрации, представил первый заместитель губернатора Пермской области Аркадий Кац, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"В целом мы, безусловно, поддерживаем предложенную министерством концепцию Стратегии социально-экономического развития регионов России, - заявил Аркадий Кац. - Мы считаем, что это шаг вперед, и готовы выступить экспериментальной проектной площадкой по целому ряду направлений, отраженных в стратегии, а по ряду таких вещей этой площадкой мы уже являемся".

По его мнению, основной проблемой области и края на сегодняшний день при достаточно высоком уровне развития экономики стало падение темпов экономического роста. "Главной причиной этого является отраслевая структура промышленности, в которой доминируют отрасли, ориентированные на добычу и первичную переработку сырья, - считает он. - В средне- и долгосрочной перспективе эти отрасли не смогут обеспечить темпы роста выше 2-3% в год". Кроме того, замгубернатора обратил внимание на неустойчивость экономики, когда финансовое благосостояние региона опирается в основном на экспорт сырья и продуктов его первичной переработки. В структуре налогов, поступивших в бюджет области за 2004 год, наибольшую долю - 38% - занял налог на прибыль добывающих и перерабатывающих предприятий. Однако этот налог, зависящий непосредственно от конъюнктуры на внешних рынках, представляется администрации края самым рискованным.

По словам Аркадия Каца, в таких условиях - при консервации существующих темпов развития и реальном увеличении заработной платы в бюджетной сфере в 1,5-2 раза - к 2009 году в крае возможно образование дефицита консолидированного бюджета до уровня 13%, при том что сейчас в Пермской области существует устойчивый профицит.

Другим аспектом, вызывающим тревогу руководства края, является структура занятости. По данным, представленным администрацией Пермской области, в настоящее время в области проживают 2 791 тыс. человек. Из 1 748 тысяч населения трудоспособного возраста 546 тысяч работают на крупных и средних предприятиях, 129 тысяч - в малом бизнесе, 316 тысяч - в бюджетной сфере и государственном управлении, 100 тысяч - студенты и 99 тысяч - инвалиды. Таким образом, вне учета и налогообложения остаются 558 тысяч людей, то есть почти четверть от всего населения края, большая часть которых работает без оформления трудовых отношений.

Более того, анализ тенденций в сфере занятости показывает, что дополнительная избыточная занятость может составить до 110 тысяч человек, то есть именно на такое число к 2009 году сократится количество рабочих мест. Такой прогноз делает администрация края, поскольку в экспортноориентированной добывающей промышленности и машиностроении не предусматривается создание новых рабочих мест, реструктуризация естественных монополий и переход на рыночные механизмы хозяйствования потребуют увольнений, а переход к новым технологиям в сельском хозяйстве снизит потребность рабочей силы в 3-4 раза и в лесозаготовке в 15-20 раз.

Таким образом, в ближайшие годы на региональном рынке труда должны появиться около 668 тысяч человек, а сам регион, если не сможет предложить им работу, превратится в крупного донора рабочей силы.

Разрешить эти проблемы, по мнению руководства края, можно с помощью повышения инвестиционной привлекательности региона через повышение конкурентоспособности экономики, формирование опорного каркаса расселения, реформы местного самоуправления и повышения эффективности государственного управления.

"В рамках повышения конкурентоспособности мы выделяем четыре направления: снижение налоговой нагрузки, введение особых экономических зон, формирование системы подготовки кадров для бизнеса и устранение перекрестного субсидирования" - рассказал Аркадий Кац. По его словам, с 1 января 2006 года руководство региона предполагает снизить ставку по налогу на прибыль для всех налогоплательщиков на максимальный размер, предусмотренный федеральным законодательством, те есть до уровня 20%. "Соответствующая норма на последнем заседании Законодательного собрания уже принята, - пояснил он. - В этом случае средства, которые должны остаться у предприятий на развитие в следующем году, составят около 3,5 млрд. рублей". Кроме того, в рамках федерального закона об особых зонах на участие в конкурсе подготовлены две заявки - на размещение промышленно-производственной зоны в городе Добрянка и технико-внедренческой зоны в городе Перми. Основными направлениями деятельности в Добрянке станут деревообработка, машиностроение и промышленность строительных материалов, а в Перми - химия новых материалов и информационные технологии.

Говоря о создании опорного каркаса расселения, замгубернатора отметил, что основные элементы политики руководства края в этой области - создание условий для жилищного строительства, развития инженерной и транспортной инфраструктуры. "Необходимо развитие конкуренции на рынках строительства и строительных материалов, снижение административных барьеров и расширение практики предоставления земельных участков на аукционах, переход к комплексной застройке и, что особо важно, обеспечение ее инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой", - сказал Аркадий Кац.

В настоящее время, по его словам, в Пермской области разработана и проходит апробацию методика оценки социально-экономического развития области, которая содержит предлагаемую систему показателей деятельности ведомств. Кроме того, по мнению руководства региона, эффективность управления зависит от формирования центров ответственности за достижение поставленных целей, формирования полной себестоимости бюджетных услуг и постепенная передача оказания этих услуг на рынок.

"Поставив цели и выделив адекватный ресурс для их достижения, мы тем самым формируем государственный заказ, - заключил Аркадий Кац. - Этот заказ мы можем разместить в государственных и муниципальных учреждениях, а можем и в частном секторе. Поэтому мы говорим о необходимости позиционирования государства как квалифицированного заказчика, который может четко формулировать заказ, размещать его на конкурсной основе в конкурентной среде и контролировать его исполнение".

В ходе обсуждения представленных администрацией Пермской области разработок, выступавшие отметили высокий уровень стратегического планирования в регионе, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Однако председательствовавший на совещании министр регионального развития РФ Владимир Яковлев указал разработчикам на то, что предстоящее образование объединенного субъекта Федерации на базе Пермской области и Коми-Пермяцкого АО требует особого внимания разработчиков программы, основанной на утвержденной в 2003 г. Стратегии социально-экономического развития Пермской области. Включение территории Коми-Пермяцкого АО в единую с Пермской областью систему приоритетов социально-экономического развития, распространение на нее административных и хозяйственных подходов, опробированных на практике за время, прошедшее с момента утверждения областной Стратегии, будет способствовать более успешной интеграции в единый организм двух субъектов федерации, имеющих значительно различия в уровне развития.