2 ноября было объявлено об уходе из нефтетранзитного бизнеса Эстонии основателя крупнейшей нефтетранзитной фирмы страны AS Pakterminal Ааду Луукаса (Aadu Luukas), сложившего с себя полномочия председателя правления предприятия. На место председателя правления выбрана Анне Бруггинк (Anne Bruggink) из голландского концерна Royal Vopak. ИА REGNUM попросило 3 ноября прокомментировать значение этого события эксперта по нефтетранзиту, академика Михаила Бронштейна.

"Паники в нефтетранзитном сообществе Эстонии нет, хотя разговоры вокруг ухода Луукаса ведутся непрерывно, и для нас это - большая новость", - сообщил академик. "Я с огромным уважением отношусь к Луукасу, - подчеркнул академик. - Он сумел создать в 1992 году современное нефтетранзитное предприятие в порту Мууга, привлечь иностранные инвестиции, аккуратно вел дела с Россией, наращивал транзит через эстонские порты. Его вклад в развитие отрасли невозможно недооценить".

Бронштейн считает, что вряд ли истинная причина ухода Луукаса - возраст: "Луукас - типичный эстонец, человек основательный, не сторонник скоропалительных решений. Надеюсь, со временем услышать его версию причин ухода". Академик заявил, что уход может быть связан с перераспределением пакета акций внутри AS Pakterminal в пользу голландской Royal Vopak и перестановками в правлении руководством кампании. Бронштейн допустил также, что Луукас принял решение об уходе, проанализировав ситуацию на транзитном рынке Эстонии: "Открытие в Силламяэ 14 октября современного многопрофильного порта заметно обостряет конкуренцию в отрасли". Глава порта Тийт Вяхи (Tiit Vahi) сделает все, чтобы новый порт функционировал, а 50% российского капитала в акциях Силламяэского порта гарантируют, что порт простаивать не будет. Наверняка Луукас учел и появление на эстонском рынке нового игрока - российского гиганта "Северстальтранс". Свою роль сыграло и развитие российских портов на Северо-западе.

Бронштейн затруднился ответить на вопрос, связан ли уход Луукаса со сменой руководства Российской железной дороги и крупнейших нефтяных компаний и фирм России за последнее время: "У Луукаса были налажены отличные связи с НПЗ в Киришах и с руководством "Сургутнефтегаза". Эти связи были, но ведь не делала для него РЖД исключение и не понижала тарифы на перевозку нефтегрузов".

Бронштейн приветствовал приход в нефтетранзитный бизнес Эстонии иностранного капитала и иностранных специалистов. Замена эстонского топ-менеджера на иностранного в транзитном бизнесе - обычное дело, свидетельствует о дальнейшей интернационализации эстонской экономики, считает он. "Это только на пользу: большой дефицит торгового баланса Эстонии покрывается за счет прихода иностранных инвесторов. Транзит и туризм - те сферы услуг, которые смягчают дефицит и позволяют нам оставаться на плаву". Говоря о приходе к руководству AS Pakterminal голландцев, Бронштейн заявил ИА REGNUM, что голландцы - крупные специалисты в отрасли, в Роттердаме расположен крупнейший нефтетранзитный порт Европы. Он не исключил, что за голландской фирмой Royal Vopak стоит российский капитал, и заявил ИА REGNUM, что это - "нормальное дело": "Если мы перевозим российскую нефть, то мы должны иметь твердые гарантии. Это станет возможным только, если владелец или перевозчик нефти, например, "Северостальтранс", будет иметь интерес в эстонском бизнесе, то есть будет акционером эстонского транзитного предприятия. Если кто-то кричит "Русские идут", то он должен тогда отказаться и от русской нефти".

Академик Брнштейн оценил как маловероятную возможность появления Ааду Луукаса - политика: "По моему личному мнению, он не публичный человек. Хотя как глава AS Pakterminal, он финансово поддерживал предвыборные компании всех крупных эстонских партий, сам лично он в политике не участвовал". Бронштейн считает, что по своим политическим убеждениям Луукас близок к Реформистской партии.