Переговоры по приднестровскому урегулированию возобновились в новом формате. Румыния выступает за более широкое международное участие в решении приднестровской проблемы. Экологи Молдавии, Украины и России настаивают на ликвидации складов вооружений в Приднестровье. Хроника экономической войны. Интервью президента Молдавии. Сомнительное качество экономического роста. Новые деловые проекты - один из главных итогов кишиневского совещания ОЧЭС.

Переговоры по приднестровскому урегулированию возобновились в новом формате

27-28 октября в Молдавии проходили консультации по приднестровскому урегулированию с участием Евросоюза и США. Диалог возобновился после 15-месячного перерыва. Как напоминает "Время", в 2004 году переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем был прерван. Причина - "блокирование приднестровским режимом школ с молдавским языком обучения". В этом году в сентябре, наконец, были созданы условия для того, чтобы стороны конфликта сели за стол переговоров. Главной темой одесских переговоров стало расширение пятистороннего формата приднестровского урегулирования. Молдавия настаивала на безоговорочном участии в переговорном процессе ЕС и США в качестве полноправных членов. Об этом заявил президент Молдавии Владимир Воронин на встрече с румынским коллегой. По данному конкретному предложению Тирасполь скорее отмалчивался, но, судя по многолетней информационной политике приднестровских СМИ, позиция официального Тирасполя - явное неприятие расширения формата переговоров, пишет кишиневская газета.

В медийной среде привлечение крупных западных игроков привязывалось чуть ли не к вторжению войск НАТО. Но в Одессе получилось договориться: Европа и Америка будут участвовать в переговорах, но в качестве наблюдателей. По крайней мере пока, отмечает "Время". "Такой статус ЕС и США - первая ступень к полномасштабному привлечению этих стратегических партнеров к приднестровскому урегулированию", - заявил после одесской встречи министр реинтеграции Молдавии Василий Шова.

Движения именно в этом направлении от сторон ждали и в ходе назначенных на октябрь переговоров в Кишиневе и Тирасполе. Пока удается выдерживать дух компромисса, замечает "Время". Например, в ходе одесских встреч стороны при содействии посредников договорились о том, что в октябре будет обсуждаться украинский план приднестровского урегулирования. Но после появления нового российского плана официальный Тирасполь заявил, что на следующие встрече не собирается обсуждать план президента Украины Виктора Ющенко. Президент Молдавии Владимир Воронин охарактеризовал российский план так: "Представьте себе, что вам предлагают для решения приднестровского конфликта ликвидировать Республику Молдову, создать новое государство - Молдавия - в качестве некоего союзного государства. Как бы отреагировала Россия, если бы кто-то предложил ей подобный план для урегулирования своих внутренних проблем?"

Понятно, что обсуждать этот документ, да еще после введения плана Ющенко в статус закона, Кишиневу совершенно не хочется. Но после встречи в Любляне для обсуждения повестки дня переговоров в расширенном формате оказалось, что возможно преодолеть и этот спорный момент. Предложенный посредниками проект повестки дня оказался без пункта об обсуждении российского плана, пишет "Время". По словам президента Воронина, Молдавия предложила России не вносить на обсуждение этот документ, который в очередной раз усложнит двусторонние отношения. И документ в итоге не был внесен. Министр реинтеграции РМ Василий Шова подтверждает слова президента: "Несмотря на прежние заявления Тирасполя о готовности обсуждать только российский план, этот документ не фигурирует в повестке дня переговоров". Правда, не был предложен для обсуждения и план Ющенко. Зато первые два пункта повестки дня - демилитаризация и демократизация региона.

Молдавская делегация распыляться не собиралась и намеревалась сосредоточиться на первом пункте, самом конкретном и реалистичном на данный момент - демилитаризации. Точнее, его первом этапе - окончательном выводе российского военного контингента и вооружения до 31 декабря этого года. Во-первых, это желание закреплено в обращении молдавского парламента "О принципах и условиях демилитаризации приднестровского региона": "Российская Федерация завершает до конца 2005 года вывоз боеприпасов и вооружений, а также войск, находящихся на территории РМ". Как пишет "Время", в последнее время эта дата стала называться чаще. Например, о позиции молдавского правительства - "Россия должна вывести все до 31 декабря" - заявил премьер-министр Василий Тарлев на встрече с российскими журналистами.

27 октября представители Молдавии, Приднестровья, ОБСЕ, России, Украины, США и ЕС заходили в офис ОБСЕ в Кишиневе, в котором началась первая часть переговоров, с бодрым видом. В этот раз представитель Тирасполя Валерий Лицкай даже не опоздал. "Приветствую вас, господа журналисты! Особенно тех, кто курит", - пошутил он и скрылся за спинами сотрудников ОБСЕ, пишет "Время". Министр реинтеграции Василий Шова, похоже, тоже был настроен доброжелательно. По спине посла российского МИДа Валерия Нестерушкина сказать что-то определенное было сложно. Но известно, что накануне в интервью он заявил: "Москва ожидает позитивных результатов от первой встречи по урегулированию приднестровского конфликта с участием ЕС и США. Хотелось бы надеяться, что эта встреча не станет очередным поводом для риторических пикетирований сторон".

Перед началом работы прошла протокольная встреча с журналистами. Заседание переговорщиков открыл посол ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл. Он отметил, что рад видеть участников переговоров вновь за одним столом, и выразил надежду, что двухдневная работа будет плодотворной. Как отмечает "Время", особенно тепло господин Хилл представил, как он выразился, "своих старых друзей" - спецпредставителя ЕС по РМ Адриана Якобовица де Сегеда и старшего советника государственного департамента США по Евразии Стивена Манна, которые представляют ЕС и США в приднестровском урегулировании. Ведь впервые за всю историю переговорного процесса на встречах царит такой баланс представительских сил, пишет газета.

Журналистов было так много, что их решили запустить "в две партии". По этому поводу Валерий Лицкай опять пошутил: "Во второй группе, наверное, будут представители спецслужб". Свидетельствовало ли хорошее настроение Лицкая о каких-то пока неизвестных позитивных шагах, которые будут предприняты в ходе двухдневной работы, "Время" судить не взялось. Участники встречи обещали поговорить с прессой только после завершения второго этапа переговоров в Тирасполе.

После завершения кишиневского раунда переговоров министр реинтеграции Молдавии Василий Шова сообщил агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА", что участники встречи обсудили вопросы, входящие в повестку дня, ранее одобренную посредниками. Был рассмотрен актуальный этап реализации украинского плана приднестровского урегулирования, предусматривающий "демократизацию, декриминализацию и демилитаризацию региона". Участники переговоров также говорили о мониторинге предприятий военно-промышленного комплекса региона, о выводе российских войск и о ситуации в Зоне безопасности, заслушали доклад о подготовке к международному мониторингу молдавско-украинской границы. "Встреча прошла в деловой обстановке, никаких решений пока не принималось. Надеюсь, что они будут приняты в пятницу в ходе тираспольского раунда переговоров", - отметил Шова.

28 октября на пресс-конференции в Тирасполе по итогам двухдневной работы переговорщики оценили достигнутые результаты как скромные. Несмотря на то, что переговоры завершились поздно вечером, на несколько часов позже намеченной программы, сторонам удалось договориться лишь по нескольким вопросам повестки дня и назначить следующий раунд переговоров на декабрь, сообщает "БАСА-пресс".

Стороны решили начать консультации по вопросу учреждения международной миссии по оценке ситуации в Приднестровье для проведения впоследствии демократических выборов. Этот момент был встречен одобрительно, в том числе представителями Соединенных Штатов Америки и Европейского союза, которые впервые участвовали в переговорном процессе в качестве наблюдателей. Кроме того, на переговорах отмечалась важность начала работы по созданию механизмов безопасности и повышению доверия между сторонами, а Кишиневу и Тирасполю рекомендовано до конца ноября обменяться информацией о положении дел в области обороны. Другая достигнутая договоренность касается мониторинга военно-промышленного комплекса приднестровского региона, информирует "БАСА-пресс". Не удалось решить проблемы, касающиеся ситуации в Зоне безопасности и возобновления заседаний Объединенной контрольной комиссии (ОКК).

Глава миссии ОБСЕ в Кишиневе Уильям Хилл сказал, что он "обеспокоен ситуацией в Зоне безопасности и, в частности, напряженной атмосферой в селе Дороцкое". Он подчеркнул, что заинтересован в разблокировании ситуации и сожалеет о том, что этого не удалось сделать на переговорах 27-28 октября, передает "БАСА-пресс".

Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова выразил надежду, что ситуация в Дороцком будет урегулирована в ближайшее время и ОКК возобновит свою работу. Министр не стал скрывать своего разочарования по поводу того, что решить этот вопрос не удалось. Шова выразил также сожаление по поводу того, что все еще не ведется эвакуация российских боеприпасов с территории региона - вопрос, также рассмотренный 28 октября в Тирасполе. Министр реинтеграции выразил надежду, что этот вопрос будет решен на совещании ОБСЕ в Любляне в начале декабря, сообщает "БАСА-пресс".

Вместе с тем представитель Тирасполя на переговорах Валерий Лицкай сказал, что эти вопросы будут решаться вне переговорного формата - между Россией и ОБСЕ. Представитель Российской Федерации Валерий Нестерушкин заявил, что причиной прекращения вывоза вооружения является долгая пауза, возникшая в отношениях между сторонами. Василий Шова со своей стороны назвал эту причину несостоятельной и отметил, что фактически связь между сторонами никогда не прерывалась. По мнению Уильяма Хилла, в этом вопросе необходима политическая воля. "Если она появится, вывоз российского вооружения из Приднестровья можно будет завершить в течение шести месяцев", - цитирует Хилла "БАСА-пресс".

Другой вопрос, который вызвал полемику между участниками переговоров, касался российского плана урегулирования конфликта. Валерий Нестерушкин вначале заявил, что такой план имеется, но только как дополнение к украинскому, и, по его словам, будет вынесен на обсуждение тогда, когда стороны будут готовы к конструктивному диалогу. Чуть позже он уточнил, что документ будет представлен к рассмотрению на этапе обсуждения статуса Приднестровья. Василий Шова сказал, что ему известно о существовании украинского плана урегулирования конфликта, как известно и о молдавском Законе об основных положениях статуса приднестровского региона. Все инициативы, которые легли или лягут на стол переговоров, должны соответствовать этим двум документам, отметил молдавский министр и подчеркнул: "Предложения, противоречащие этим документам, не будут рассматриваться", информирует "БАСА-пресс".

Коснувшись вопроса о выборах в Верховный Совет Приднестровья, представитель Украины на переговорах Дмитрий Ткач открыто подтвердил, что его страна не направит в декабре наблюдателей в Приднестровье. При этом он уточнил, что любой депутат или общественная организация, которые пожелают присутствовать на этих выборах, сделают это в качестве частных лиц, а не как официальные представители, сообщает агентство.

Все участники переговоров приветствовали решение вернуться за стол переговоров и положительно оценили присутствие США и Евросоюза в качестве наблюдателей. В свою очередь, представители США и Евросоюза Стивен Манн и, соответственно, Адриан Якобовиц де Сегед поблагодарили за приглашение. Они заявили, что поддерживают - и не только в качестве наблюдателей на переговорах - украинский план приднестровского урегулирования и выступают за демократизацию региона и проведение свободных и демократических выборов, передает "БАСА-пресс".

Румыния выступает за более широкое международное участие в решении приднестровской проблемы

"Решение проблем региональной безопасности, связанных с территорией, экономика которой основана на незаконной торговле, требует широкого международного участия", - заявил 28 октября глава внешнеполитического ведомства Румынии Михай Рэзван Унгуряну, принимавший участие в заседании совета министров иностранных дел Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в Кишиневе, передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА". "Мы пытаемся в разных формах принимать участие в урегулировании приднестровского конфликта. Учитывая близость Приднестровья к границам Румынии, мы находимся в курсе дел и проявляем постоянную дипломатическую реакцию", - сказал Унгуряну. "За 13 лет сторонам конфликта не удалось добиться компромисса. Поэтому мы выступаем за расширение формата переговоров и приветствуем присоединение к этому процессу ЕС и США, пусть пока и в роли наблюдателей", - отметил министр иностранных дел Румынии.

Министр иностранных дел Румынии Михай Рэзван Унгуряну заявил, что "нерезультативные проекты приднестровского урегулирования, представленные до настоящего момента, и отсутствие заключительного текста ставят под сомнение способность ОБСЕ представлять одного из регулировщиков ситуации в регионе", сообщает "БАСА-пресс".

Румыния приняла председательство в ОБСЕ. В этой связи Унгуряну отметил, что все замороженные конфликты, в том числе приднестровский, представляют собой попытки создания "экономических автономий, которые являются автономиями-паразитами и построены на незаконной торговле и незаконных экономических обязательствах", информирует "БАСА-пресс".

Экологи Молдавии, Украины и России настаивают на ликвидации складов вооружений в Приднестровье

Склады боеприпасов бывшей 14-й российской армии в селе Колбасна на левом берегу Днестра Республики Молдова представляют собой огромную экологическую, политическую и террористическую угрозу, сохраняя в центре Восточной Европы очаг холодной войны. Об этом говорится в заявлении партии "Зеленая Россия", Партии Зеленых Украины, а также Экологической партии Молдавии "Зеленый альянс". Они вместе выступили с требованием ликвидировать склады российского вооружения в Приднестровье, передает "ИНФОТАГ".

В заявлении отмечается, что на складах накопились тонны взрывчатых веществ, часть из которых произведена еще до Второй мировой войны. "Склады в Колбасне расположены в густонаселенном регионе и являются потенциальным источником социального и политического напряжения. Они находятся в конфликтной зоне, без достаточного государственного контроля. Оттуда не исключается утечка и продажа на "черных рынках" взрывчатого материала, амуниции и снаряжения террористическим и криминальным структурам. Случаи недавних взрывов подобных складов в России (в Приморском крае и на Камчатке) показали, что поражаемая площадь может достигать десятков тысяч квадратных километров", - цитирует заявление экологов "ИНФОТАГ".

"Зеленые" отмечают, что Россия не выполняет принятых на Стамбульском саммите ОБСЕ 1999 г. обязательств по неотложному вывозу боеприпасов и вооружений. По мнению авторов заявления, "ситуация с нахождением в центре Восточной Европы многих тысяч тонн бесхозных боеприпасов говорит о политической близорукости лидеров России и опасна для поддержания мира и добрососедских отношений на Востоке Европы". Они призвали руководство России, Украины и Молдавии "принять меры по решению этой проблемы", передает "ИНФОТАГ".

Хроника экономической войны

Президент России Владимир Путин, конечно же, далеко не антимилитарист. Да и его молдавский коллега Владимир Воронин на пацифиста не похож. Несмотря на это, кода речь заходит об экономических отношениях между руководимыми ими государствами, и тот и другой стараются избегать слова "война". Их в какой-то мере можно понять, пишет на Moldova Azi обозреватель Петр Богату. Любая война, даже если она освободительная или правая, прежде всего разрушительна. Перспектива войны не радует никого. Потому, наверное, и лидеры делают вид, что ничего не происходит.

Однако если смотреть на вещи прямо, а не так, как представляют их нам правители, то между Москвой и Кишиневом все же наличествует состояние войны, считает обозреватель. Правда, к счастью, российская армия еще не стреляет в молдавскую сторону. Но войны, как известно, ведутся не только оружием. Чтобы уничтожить страну, не обязательно сбрасывать на нее бомбы. Психологические, информационные или экономические войны порой эффективнее военных операций. Последствия войны, развязанной, как убежден Богату, Москвой, могут быть разрушительными для такого хрупкого государства, как Республика Молдова. Правда, мы их пока не ощущаем в полную силу, продолжает обозреватель молдавской газеты. Инфляция еще не вышла из-под контроля, цены относительно стабильны, школы и детские сады, худо-бедно, отапливаются. Но Кремль еще не открыл огонь из всех орудий, имеющихся у него в наличии. Пока приостановлен лишь экспорт вина и продовольственных товаров. Положение усложнится тогда, когда Россия поднимет цены на энергоносители.

Эта война, как, впрочем, и все остальные войны, порождает кучу пацифистов и пораженцев, то и дело напоминающих, что "повинную голову меч не сечет". Они винят во всем не Москву, а Кишинев. Они считают, что именно молдавское руководство заставило русских бросить перчатку. Более того, пишет Петру Богату, эта куча лжепацифистов и пораженцев утверждают, что еще не поздно посыпать голову пеплом и отступить. С русскими шутки плохи, говорят они. Председатель Союза экспортеров вина Георге Козуб даже предупредил, что если эмбарго не будет аннулировано, Республика Молдова обанкротится.

Можно ли было избежать блокады со стороны России? Безусловно. Москва не объявила бы экономическую войну, если бы Воронин подписал "меморандум Козака". Тогда все было бы о'кей, царили бы мир и благодать. Единственное - не было бы Республики Молдова, пишет Богату. Вместо нее, под вывеской конфедерации, появилась бы колония России с административным центром в Тирасполе, считает обозреватель.

Воронин, конечно, не без греха. Его вина состоит в том, что изначально он собирался подписать меморандум. Но, отказавшись в последний момент сделать это, он разозлил русских и подтолкнул их на месть. Но не прояви он слабость, объяви он с порога, что не собирается подписывать меморандум, Москва все равно развязала бы против Молдавии торговую войну, утверждает обозреватель. Разве что не столь болезненную, каковой она угрожает стать сегодня. А может быть, и сейчас не поздно отступить и помириться с русскими, так, как к этому призывают местные пацифисты и пораженцы? Конечно, продолжает Петру Богату, с русскими еще можно договориться. Для этого достаточно, чтобы Воронин все-таки подписал "меморандум Козака". Или новый российский план приднестровского урегулирования. То есть "меморандум Козака"-2. Ликвидируем Республику Молдова, легитимируем Приднестровье как независимое государство и дружно превращаемся в российскую губернию с ностальгическим названием "Молдавия", пишет Богату.

Республика Молдова - не единственное государство, которое Россия пытается задушить экономически, продолжает обозреватель Moldova Azi. И прибалтийцам русские объявили торговую войну, пишет он. Однако Литве, Латвии и Эстонии и в голову не приходит согнуться и попросить у Москвы прощения, отмечает обозреватель. Он убежден, что у Кишинева также появится возможность привести в порядок свою внешнюю торговлю. Ведь сейчас Республика Молдова страдает от зависимости от восточных рынков, которые не стимулируют ни качество товаров, ни эффективность производства. Она экспортируем дешевые и плохие товары. Именно из-за этого молдавская экономика остается экстенсивной, устаревшей, неповоротливой и уязвимой, подчеркивает Петру Богату.

По его мнению, перед лицом "российского шантажа" у Республики Молдова нет иного выхода, кроме полной мобилизации сил с целью присоединения к западной модели хозяйствования. Выбирать не приходится. Кишинев не может себе позволить сдаться на милость русским. Выстоять в торговой войне, навязанной Москвой, Республике Молдова предстоит не только опираясь на собственные силы. В борьбу за Приднестровье вступил Запад, которого, как показывают последние события, интересует не только вывод российских войск и вооружений, но и контроль над военно-промышленным комплексом Левобережья, пишет обозреватель. Мы на передовой и подвержены опасностям в большей степени, чем другие, но мы не одни, заключает Петру Богату.

Интервью президента Молдавии

Президент Молдавии Владимир Воронин дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты "Комсомольская правда" в Молдавии Сергею Чурикову.

"Не путайте стабильность с застоем

Владимир Николаевич, как Вы сами оцениваете свою работу, все ли получается, как выполняются предвыборные обещания?

Я, как и многие граждане, достаточно критически настроен. И моя оценка общей работы власти по десятибалльной шкале - пятерка с плюсом. В большей мере я удовлетворен работой парламента. Парламент вообще в последнее время стал куда более мощным политическим центром власти, чем прежде. В меньшей мере это можно сказать о правительстве.

Почему?

Люди ждут большей динамики, люди ждут уже куда более зримых изменений к лучшему, чем прежде. Мы ведь не случайно провозгласили целью следующих четырех лет переход от стабилизации к модернизации Молдовы. Да, власть старается как прежде - повышает зарплаты, пенсии, стипендии. Но этого мало.

К сожалению, пока еще наше правительство действует по-старому, методами стабилизации, а не прорывов по приоритетным направлениям. Так мы не к модернизации перейдем, а к самому настоящему экономическому застою. Так мы потеряем все то, чего достигли за предыдущие четыре года.

Но Вы ведь сами на днях сказали, что застой - это очень продуктивное состояние общества?

Я имел в виду застой как явление политической жизни, то есть стабильность, спокойствие в обществе, порядок в стране, торжество закона, а вовсе не экономическую стагнацию.

Ну какая же стагнация? Почти 9 процентов экономического роста за первое полугодие! Это выше, чем в соседних странах!

Не надо ни себя, ни читателей вашей газеты вводить в заблуждение цифрами. Поезжайте в какой-нибудь районный центр или село и расскажите про эти цифры. Да, в целом рост есть. Но, например, рост в сельском хозяйстве остановился, темпы роста промышленности неудовлетворительны. При том, что внутренний спрос на молдавские товары существует, но он не удовлетворяется отечественным производителем. Рост числа новых рабочих мест демонстрирует какие-то жиденькие показатели. А мы ведь обещали за четыре года создать еще 300 000 рабочих мест. Все это следствие того, что машина исполнительной власти действует пока инерционно, и это, как вы знаете, явилось предметом очень серьезного разговора с правительством. Мы дали народу минимум - стабильность и веру в свои силы. Теперь пришло время воспользоваться этим преимуществом, а не уничтожать его! Кто из представителей власти этого не понял, будет искать себе работу.

А в чем причина подобного рода негативных тенденций?

Причина в завышении своих успехов и своей роли, в самонадеянности и самоуспокоенности. Выборы прошли, и теперь наши чиновники вновь почувствовали себя хозяевами жизни. Они, вероятно, думали, что "гильотина", дебюрократизация, реформа правительства - это все президентский пиар для выборов. Нет, это не для выборов. Все это очень серьезная политика, и я ее не дам никому опрокинуть, равно как и все предвыборные обещания. Ведь вопрос не просто в том, чтобы добиться средней зарплаты в 300 долларов. Вопрос в том, что без всего этого, без новых рабочих мест, без сотни новых производств через четыре года страна может отстать навсегда. И никакая европейская интеграция не поможет. То есть исполнение и перевыполнение предвыборных обещаний - это вопрос государственный. С этим связана и перспектива, и безопасность страны.

Своих Ходорковских в Молдове не будет!

Когда Вы говорите о новых "хозяевах жизни", не хотите ли Вы сказать, что коррупцией по-прежнему поражены определенные этажи властной вертикали?

Коррупция - это рак общества, то есть почти неизлечимая болезнь. Но власть обязана свести ее влияние к минимуму. Коррупция появляется там, где у чиновника возникает возможность что-либо разрешать либо запрещать. Вот этот диапазон полномочий мы постоянно сокращаем. "Гильотина", целый ряд законодательных инициатив, регистрация в одно окно, а также действия Центра по борьбе с коррупцией привели к серьезным успехам. Антикоррупционный рейтинг Молдовы только за прошлый год улучшился на 21 пункт. В этом рейтинге такие страны, как Россия, Украина, Грузия, следуют далеко за Молдовой. Есть чем гордиться. Но борьба с коррупцией - это ежедневный процесс. Он не может осуществляться кампаниями! Где у нас еще нет коррупции? Да Вы сами хорошо знаете.

Так где же у нас коррупция?

В социальном и медицинском обеспечении, включая фармацевтику, в кишиневской системе образования, в силовых структурах. Коррупция там, где вас дурят и обманывают. Коррупция - это когда вы садитесь на борт самолета "Аир-Молдова" и вам за бешеные деньги предлагают взлететь в небо на телеге. Коррупция в существующих правилах регистрации иностранцев. Коррупция в дорожной автоинспекции. И так далее.

Сегодня у нас хороший министр образования и ему предстоит выкорчевать эту злокачественную опухоль из нашего образования, прекратить поборы в школах, в вузах, разрушить пирамиду, построенную на будущем наших детей.

Министру социального развития и здравоохранения, а заодно и правоохранительным органам, предстоит выяснить, сколько на самом деле инвалидов в нашей стране. Потому что по числу пенсий, получаемых по инвалидности, мы больше напоминаем не страну, а хоспис! Экспертиза инвалидности присваивает первую группу людям, годами работающим за границей. Массовым стало явление назначения пенсий по инвалидности вообще в отсутствие дел о медицинском освидетельствовании. В системе органов медэкспертизы инвалидности отсутствуют тысячи, вдумайтесь, тысячи (!), не десятки и даже не сотни медицинских дел о признании людей инвалидами, а пенсии назначены. Люди, наши граждане, видят же все это. Они замечают, кто реальный инвалид, а кто бездельник, "рвущий куски" из системы социальной поддержки. Эти циники и воры мало того, что устраивают реально нуждающемуся бюрократическую карусель, так они еще реально снижают эффективность наших социальных мер. И у этого порядка вещей есть довольно высокие покровители. Роль и значение каждого в этом "беспределе" мы выясним и доложим обществу.

Что же касается "Аир-Молдова", то работники Центра уже отправились туда. Эту компанию постоянно пытаются использовать как кормушку, как средство для незаконного пополнения собственного кармана как ее менеджмент, так и "крышеватели" этого менеджмента. Высокие коммерческие комиссионные за продажу билетов уходят десятками тысяч долларов в пользу сомнительных агентов, которые для сохранения такого положения препятствуют "Аир-Молдова" в развитии прямых отношений с крупными мировыми компаниями. Кто дал этим горе-руководителям право пренебрегать нашими с вами интересами, какое моральное лицо у тех представителей власти, что их поддерживают? Я, как президент страны, не намерен мириться с таким положением дел.

Сейчас на слуху ряд громких арестов: дочери Клименко, председателя совета "Викториабанка", задержание примара Чадыр-Лунги Формузала. Все эти люди уже на свободе, но сами аресты связывают с Вашими личными указаниями.

Эти заявления делают те, кто путает дисциплину и диктатуру. Никогда, ни по одному человеку я, как президент, не давал указаний арестовывать или отпускать. Это - вопросы только и только правоохранительных органов. Моим личным указанием стал срочный созыв коллегии прокуратуры, которая должна рассмотреть вопрос о целесообразности и сферах применения такой меры пресечения, как арест. Все названные Вами случаи меня, как гражданина, просто шокируют. Я не хочу и не буду комментировать содержание выдвинутых обвинений в перечисленных Вами случаях. Важно, чтобы все очень ясно осознали одну простую вещь: не нужно превращать борьбу с коррупцией в репрессии. Этого я тоже не позволю. Ходорковских в Молдове не будет! И если невиновность этих людей будет ясно доказана, то органы преследования публично извинятся перед ними и будут привлечены к дисциплинарной ответственности. Мы победили бандитизм в Молдове. Но я не позволю превратить страну в полицейское государство.

В Европу - только с Приднестровьем и Гагаузией

Сейчас всех, причем не только в Молдове, волнует, будет ли повышение цен на энергоресурсы, в частности, на газ, и как будет на это реагировать государство? Что будет, если Россия действительно закроет свой рынок для наших вин? Всех серьезно задело Ваше заявление о том, что мы готовы прожить без российского газа и российского рынка.

Я уже отвечал на этот вопрос совсем недавно. А Вы что хотели, чтобы я сказал? Вы хотите, чтобы президент Воронин начал выкручиваться: мол, извините меня, пожалуйста, за то, что существует такое государство - независимая и суверенная Молдова! Простите меня за то, что я хочу решить приднестровский вопрос и объединить страну! Дайте, пожалуйста, дешевый газ, и мы не будем требовать восстановления единства нашей страны! Так Вы хотели? Такого не будет! Есть не только суд избирателей, есть еще и суд истории! А у президента есть суд своей совести, подтвержденный клятвой на Конституции! Президент не имеет права просить милостыню. Я давал клятву на преданность и верность своему народу и своей стране. А потому другой позиции не приемлю.

А теперь по существу Вашего вопроса. Все претензии Государственной Думы к Молдове носят исключительно политический характер. Депутаты были дезинформированы. Большинство из них действительно считает, что мы тут чуть ли не бесплатный газ получаем, а кроме того еще и не платим за него. Но уже всем известно, что газ Молдова получает по самой высокой цене в СНГ - 80 долларов. По этой же цене плюс транзит - газ получает Европа. То есть мы давным-давно приобретаем газ по европейским ценам. Расплачиваемся за газ мы день в день. А теперь самое интересное: у Молдовы действительно гигантский долг за российский газ, образовавшийся до 2001 года. Без пеней и санкций его сумма составляет 662, 6 млн. долларов. Но знаете ли Вы, что из них только 120 миллионов приходится собственно на Молдову, а 541 миллион - это долги Приднестровья? Из насчитанной пени 176 миллионов приходится на Кишинев и аж 454 миллиона - это пени, насчитанные Тирасполю. Таким образом, мы фактически субсидируем Приднестровье, его экономику и расплачиваемся за его долги. Мы не против такого рода обязательств. Но было бы намного лучше, если бы эти обязательства исполнялись Молдовой как территориально-целостным государством. И желательно, чтобы нам не предъявляли претензий в том, что мы что-то получаем из России чуть ли не бесплатно. Подобные заявления - это очень некомпетентные и оскорбительные декларации. При этом сугубо политического, а не экономического свойства.

После визита делегации Юрия Зубакова появилось очень много комментариев в прессе. Как бы Вы охарактеризовали этот визит?

Как очень плодотворный. Юрий Антонович - очень опытный дипломат. И в этом качестве он себя очень хорошо проявил на посту посла России в нашей стране. Многие мифы исчезли. Многие проблемы, в том числе и названные Вами, мы договорились, как решать.

Мы самым серьезным образом обсудили приднестровскую проблему. Мы объяснили, почему мы не можем принять новые российские предложения. И, кажется, нас поняли.

И почему Молдова не приняла новые российские предложения?

Потому что у нас есть Закон о статусе Приднестровья. Само принятие этого Закона я считаю одним из самых значительных событий последнего времени. Оно ликвидировало фантомы и угрозы 1992 года в Молдове. Парламент проголосовал не просто за широкий автономный статус Приднестровья. Парламент проголосовал за Верховный Совет, за законодательную власть и Конституцию Приднестровья.

Во-вторых, представьте себе, что Вам предлагают для решения приднестровского конфликта ликвидировать Республику Молдова, создать новое государство - Молдавию, в качестве некоего союзного государства. Как бы отреагировала Россия, если бы кто-то предложил ей подобный план для урегулирования своих внутренних проблем? Вот мы и предложили нашим российским коллегам просто не вносить этот документ, который в очередной раз усложнит наши двусторонние отношения. И документ в итоге не был внесен.

Но все признают, что сегодня перспектива приднестровского урегулирования выглядит оптимистичней, чем год назад...

Да, действительно появилась надежда. "План Ющенко" придал огромную динамику всему процессу урегулирования. Парламент Молдовы проявил настоящую политическую волю в оценках этого документа. Мы приняли закон о статусе, мы приняли постановления о социальных гарантиях населению Приднестровья, включая представителей бюджетной сферы и силовиков. В рекордно короткие сроки ЕС согласился реализовать мониторинг на молдавско-украинской границе. Расширен переговорный формат, ЕС и США стали участниками переговорного процесса. ОБСЕ положительно отреагировала на наше с В. Ющенко письмо об организации оценочной миссии по подготовке демократических выборов в Приднестровье.

Но речь не идет о выборах в Верховный Совет, которые состоятся в декабре этого года.

Конечно, нет! Речь идет исключительно о тех выборах в Приднестровье, которые пройдут только после демократизации региона. До того, пока в Приднестровье существует МГБ (министерство государственной безопасности - прим. ИА REGNUM), отсутствуют политические партии, свободные СМИ, ни о каких демократических выборах и их признании речи быть не может. Речь может идти о подготовке к первым демократическим выборам, которые пройдут тогда, когда в регионе власть будут выбирать избиратели Приднестровья, а не МГБ или еще кто.

Тем не менее, наглядно видно, что периодически всю страну пытаются изобразить в СМИ в качестве некоего очага нестабильности. Как Вы оцениваете возможность дестабилизации межнациональных отношений в Молдове, положение дел в Гагаузии, в отношениях с русскоязычным населением?

Это опасные фантазии! Сегодня их озвучивают только политические шулеры, авантюристы. То они предлагают расформировать Молдову и создать из нее некое третье псевдогосударство, то разделить страну на Бессарабию и Приднестровье. Европейская интеграция - это еще и курс на консолидацию нашего государства и всего нашего народа. В Европу мы поедем только в одном купе с Приднестровьем и Гагаузией. Других вариантов быть не может!

Что же касается планов дестабилизации в стране, создания очага напряженности в среде русскоязычного населения Молдовы или в Гагаузии, то этим химерам не дадут сбыться сами наши русскоязычные граждане и жители Гагаузии. Вот недавно была встреча русских общин Молдовы с "вечным комсомольцем" Борисом Николаевичем Пастуховым. Он их призвал уезжать из Молдавии, осваивать Зауралье, Сибирь, где не хватает населения. Ничего не напоминает? А ведь это старый лозунг: "Чемодан, вокзал, Россия!" Вот до чего договорились! Но наши ему ответили: "Уж лучше Вы к нам, Борис Николаевич".

У нас есть ответственность перед русским языком и русской культурой в Молдове, мы от этой ответственности никуда не уйдем. Мы обязаны сделать все, чтобы русская культура чувствовала себя в Молдове не хуже, чем в России. Это и есть европейский подход. И не нужно наших граждан приглашать осваивать Сибирь. Им есть что делать в Молдове.

Что же касается Гагаузии, то там начинаются предвыборные страсти. Люди они горячие, нервничают, предлагают самые различные планы прихода к власти, сохранения у власти. Мы будем делать все, чтобы ситуация была такой же стабильной, каковой она остается в последние годы. Залог стабильности - не отдельные люди, а демократическая система. Если жителям Гагаузии не нравится система выборов башкана, то пусть проведут референдум, он все и определит. Ничего навязывать в такой ситуации нельзя. И мы не намерены этого делать.

Мы будем сотрудничать

К вопросу о выборах. Надвигаются местные выборы. Вы недвусмысленно дали понять, что партия власти поддержит кандидатуру независимого кандидата Василия Урсу. Чем было обусловлено такое решение?

На этот раз партия власти действительно не предложит никого. Мы предлагали кишиневцам свои кандидатуры. Они их не оценили. Мы уважаем мнение кишиневцев, а потенциал Зинаиды Петровны Гречаной нам всем пригодится в исполнительной власти. Пусть дорогие кишиневцы сами определяются в отношении кандидатур. Центральная власть будет работать с любым их избранником на этом посту. То, что конструктивное сотрудничество дает свои плоды - видят все. Отопительный сезон начался вовремя. Детские сады, школы подключены к теплу, преображается центр города, восстанавливается порядок в кварталах и дворах, восстанавливается освещение, работа лифтов, городского транспорта и многое другое.

И последний вопрос. Как долго, Вы думаете, сохранится существующий парламентский консенсус? Удастся ли партии власти вместе с оппозицией продолжить курс европейских реформ? Не возникнет ли повода вновь сорваться в конфронтацию?

Поводов предостаточно. Но есть главное. И это главное состоит в том, что все общество заинтересовано в том, чтобы по принципиальным вопросам нашего развития единство сохранялось, чтобы развивалось доверие между различными политическими партиями, чтобы происходил конструктивный обмен мнениями. Нужно всем понять, что оппозиция в Молдове - это не те, кто работает в парламенте, а те, кто свою цель видит в том, чтобы независимое государство Молдова исчезло с карты мира".

Сомнительное качество экономического роста

26 октября кабинет министров Молдавии рассмотрел ход выполнения программы деятельности правительства на 2005-2009 годы "Модернизация страны - благосостояние народа" и действия, направленные на обеспечение качественного экономического роста. По этому случаю в заседании принял участие президент РМ Владимир Воронин, пишет "Экономическое обозрение".

Первый вице-премьер Зинаида Гречаная, выступившая по данному вопросу, сразу же заявила, что говорить она будет не о достигнутых результатах, а о том, что по тем или иным причинам не удалось реализовать. Тем не менее, Зинаида Гречаная не могла не отметить, что в первом полугодии рост ВВП составил 8,6%, таких темпов в Молдавии не регистрировали уже 15 лет. Помимо этого, по словам первого вице-премьера, удалось остановить рост инфляции, которая по итогам января-сентября составила 4,9%, а это на 1,5 процентного пункта меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Чем не повод для гордости? Тем более, что этот фактор, как считают эксперты правительства, обеспечивает благоприятные условия для инвестиций и защищает реальные доходы населения. После того, как было сказано и о росте бюджетных доходов, превышающих данные за девять месяцев прошлого года на 34,3% (8,97 млрд леев), Зинаида Гречаная заявила, что, несмотря на это, общее положение дел сложно признать удовлетворительным, пишет "Экономическое обозрение".

В частности, обеспокоенность правительства вызвана качеством этого самого экономического роста. Хотя рост ВВП в январе-июне и превысил данные за шесть месяцев 2004 года на 2,1 процентных пункта, качество роста не отличается оптимистическими тенденциями. Общая добавленная стоимость увеличилась всего на 6,7%, что на 1,3% меньше, чем за соответствующий период прошлого года.

В то же время, вызывает недовольство и замедление роста в промышленности - за девять месяцев 2005 года всего 6,1%, против 7,9% в январе-сентябре прошлого года. Продолжает также снижаться доля чистой добавленной стоимости в ВВП и, соответственно, увеличивается составляющая налогов на импорт. Одновременно с этим рост ВВП становится все более зависимым от конечного потребления (в основном, импортируемых товаров), доля которого возросла с 3,9% до 8,7%. Разрыв между темпами увеличения импорта и экспорта, а также сокращение номенклатуры экспортируемых товаров, наряду со значительной долей в структуре внешних поставок продуктов с низкой добавленной стоимостью, выявляют серьезные недостатки по статье конкурентоспособности, пишет "Экономическое обозрение". Зинаида Гречаная отметила, что сложившаяся ситуация является результатом "недостаточной деятельности" руководителей ряда министерств, других органов центральной власти в продвижении и реализации отраслевых политик, направленных на диверсификацию и развитие "некоторых экономических направлений по расширению спектра и повышению конкурентоспособности молдавских товаров и услуг". Именно это, как было отмечено, и сказалось на сомнительном качестве экономического роста.

Судя по проекту правительственного постановления, предложенного к утверждению, продолжает "Экономическое обозрение", отраслевым министерствам предписано срочно повысить уровень конкурентоспособности молдавской продукции, обеспечить энергетическую безопасность страны, выращивать сельхозкультуры с высокой добавленной стоимостью, внедрять интенсивные технологии, радикально повысить производительность труда и т.д.

Премьер Василий Тарлев предложил сразу же заслушать информацию о "состоянии исполнительной дисциплины в министерствах", которую подготовил первый заместитель начальника аппарата правительства Роман Казан, с тем, чтобы обсудить вопросы в комплексе. Президент отказался от этого, сославшись на то, что не хочет еще больше "соли на раны". После этого, дабы не выносить сор из избы, трансляция из зала заседаний прекратилась, и журналисты так и не узнали, о чем именно дискутировали представители исполнительной власти в течение полутора часов, сообщает "Экономическое обозрение".

Зинаида Гречаная, сделавшая заявление для прессы после ухода Владимира Воронина, сказала, что дискуссия носила "жесткий и искренний" характер, уклонившись от конкретного обозначения проблем. По ее словам, обо всех подробностях можно будет узнать после публикации соответствующего постановления правительства. Судя по всему, изначальный вариант документа существенно изменится, так как в нем, по утверждению вице-премьера, обозначены приоритетные задачи по качественному изменению ситуации перед каждым министерством в отдельности. При этом было подчеркнуто, что речь ни в коем случае не идет об изменении курса или пересмотре программы деятельности кабмина. Все останется как есть, просто заявленные цели будут достигаться более эффективными методами. Какими именно - покажет время, приводит слова вице-премьера "Экономическое обозрение". На вопрос журналистов о том, не будут ли осуществлены кадровые перестановки в кабинете, Зинаида Гречаная ответила вопросом: "А с какой стати?" Конечно, недоработки есть, но если постоянно менять людей, "с кем мы останемся?", добавила она. Президент, как сказала г-жа Гречаная, оценок деятельности правительства не давал. Обсуждение строилось вокруг того, как сделать экономический рост качественнее, а жизнь людей - лучше. И ничего личного...

Но, как сообщила пресс-служба президента, в ходе заседания Владимир Воронин "поставил вопрос о радикальном пересмотре отношения кабинета министров к исполнению своих полномочий, подвергнув критике пассивность правительства в определении и решении поворотных для судьбы республики проблем". По его мнению, сложная ситуация как во внутренней, так и внешней политике страны может быть преодолена при переходе "к конкурентоспособному государственному менеджменту, способному предвосхищать проблемы и предлагать реалистичные, жизненные предложения для их решения". Владимир Воронин потребовал от членов кабинета, как пишет пресс-служба, мобилизовать свои силы, инициативу, творческую энергию для улучшения качества правления, напомнив, что главная цель правительства - модернизация страны - предполагает революционные решения, постоянные и решительные меры.

Новые деловые проекты - один из главных итогов кишиневского совещания ОЧЭС

28 октября в Кишиневе проходило совещание министров иностранных дел стран-участниц Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Как сообщил ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА" генеральный секретарь делового совета ОЧЭС Коштас Масманидис, одним из главных его итогов стали новые проекты. В частности, конференция "Продимекс" в следующем году в Афинах. "Это мероприятие, которое в прошлом году проходило в Москве, собрало предпринимателей, задействованных в сфере питания, из всех стран, входящих в организацию", - отметил генеральный секретарь. В Кишиневе, по словам Масманидиса, был подписан также российский проект по применению низкокалорийного угля для производства энергии.

Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко сообщил ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА", что "экономическое сотрудничество в ОЧЭС в значительной степени зиждется на деятельности банка, созданного странами-участницами для финансирования совместных региональных проектов. Этот банк функционирует в Греции, в городе Салоники, он уже профинансировал более 60 проектов почти на $600 миллионов". Яковенко отметил, что "в Москве считают, что банк вполне мог бы нарастить объем и повысить качество своего кредитного портфеля".

Румыния выступает за изменение принципа и методик принятия решений в ОЧЭС, в частности - за повышение роли генерального секретаря организации. Как сообщил журналистам глава внешнеполитического ведомства Румынии Михай Рэзван Унгуряну, должна быть пересмотрена и форма голосования для того, чтобы важные вопросы попадали в повестку в обход предварительных процедур. "Думаем, что есть необходимость в редактировании списка приоритетов. В том случае, если в обсуждениях сконцентрированы вопросы регионального интереса, касающиеся развития транспорта, инфраструктуры, торговли энергоресурсами, это обеспечивает успех в сотрудничестве", - сказал Унгуряну.

Он отметил, что Румыния выступает за создание Черноморского форума с более широким международным участием. "Надо понимать, что из стран ОЧЭС три государства - члены НАТО, два - будущие члены ЕС. Нельзя думать о перспективах развития стран черноморского бассейна, не думая об интересах всего международного сообщества", - цитирует министра иностранных дел Румынии ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Важно, что все участники кишиневского совещания министров стран-участниц ОЧЭС официально подтвердили, что есть области сотрудничества, которые сделают реальными перспективы развития организации, сказал агентству министр иностранных дел Молдавии Андрей Стратан. Он отметил, что в заседании участвовали и послы аккредитованных в РМ дипломатических миссий, что говорит о жизнеспособности организации и желании иностранных партнеров сотрудничать с ней. "Это радует, тем более что проблемы, которые поднимались сегодня, не являются сугубо региональными, а имеют отношение ко всему европейскому континенту" - отметил глава молдавского внешнеполитического ведомства.

Он проинформировал, что "организация находится в процессе внедрения множества проектов экономического плана, имеющих также политическую составляющую для черноморского региона. Поднимался целый ряд проблем, связанных с сотрудничеством в рамках ОЧЭС в области энергетики, транспорта, сотрудничества между странами". "В частности, ставилась проблема укрепления политических и экономических отношений между ОЧЭС и Евросоюзом", - заявил Стратан. "Исходя из реальной ситуации и докладов, представленных сегодня главами делегаций, думается, что в ближайшее время мы приступим к обсуждению перспектив улучшения деятельности ОЧЭС", - сказал министр.

"Важна также преемственность в этой работе: мой румынский коллега, принимающий председательство в организации, подтвердил, что Румыния будет работать над инициативами, озвученными в рамках председательства в организации РМ", - цитирует Стратана ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА". По словам министра, это сотрудничество в области транспорта, развития инфраструктуры и функционирования энергетических программ в регионе. "Думаем, что в рамках этих инициатив не только Молдова, но и другие страны-партнеры смогут рассмотреть возможность использования альтернативных, в частности, российских, источников энергии. Такие проекты могут быть внедрены в регионе совместно с международными партнерами - ЕС, США и Европейским банком реконструкции и развития", - подчеркнул глава МИД РМ.

Министры иностранных дел стран-участниц ОЧЭС предоставили статус ассоциированных членов организации Белоруссии, США, Хорватии и Чехии по их просьбе. "Мы надеемся, что эти государства будут принимать активное участие в деятельности ОЧЭС, - сказал ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА" Александр Яковенко. - Кстати, в ближайшее время в Москве пройдут консультации с нашими американскими коллегами по вопросам нашего взаимодействия в ОЧЭС. Не исключаю, что в следующем году могут появиться еще страны, которые бы хотели подключиться к этому региональному сотрудничеству".