Политика

Мир стремительно меняется. Еще буквально два года назад на страницах газет Архангельской области существовала только одна точка зрения - официальная. Но многое изменилось. Поменялась областная и городская власть. Для области стали привычными информационные войны между финансовыми группировками. Первоначально эти войны шли между гигантами, но теперь и более мелкие "хищники" пытаются через СМИ добиться нужного им результата. Классический пример информационной атаки продемонстрировала прошедшая неделя. В одночасье Архангельск оказался наводнен плакатами с изображением могильных крестов. Газетные ("Правда Севера", "Правда Северо-Запада", "Архангельск") стали комментировать произошедшее и рассказывать читателям о своем отношении к ставкам единого налога на вмененный доход. Как итог - компании, занимающиеся наружной рекламой (а именно они спровоцировали эту атаку), добились своего. Вопрос о повышении для них налоговой ставки был снят с повестки дня прошедшей сессии городского Совета.

Другой пример атаки произошел уже на самой сессии. Как пишет "Правда Севера", "не успели депутаты утвердить повестку дня, как из "зрительного" ряда поднялась белокурая дама. Потрясая вытащенным из пакета нижним бельем красного цвета и обращаясь к мэру, она запричитала: "Разве это женское белье? Нет, это мужское белье!" Собравшиеся в недоумении переглядывались. Не реагируя на просьбы успокоиться, дама продолжала истерику: "Он заставляет меня есть хлеб с маслом! Саша, я не могу столько жрать! Я ухожу!" Когда хулиганку под руки выводили из зала, она крикнула напоследок: "Архангельцы, остановитесь, нельзя столько пожирать!" Газета выдвинула две версии случившегося. Первая - дама просто "не в себе". Вторая - что это была информационная атака на мэра, "который никак не может закончить свою предвыборную кампанию". Газета "Архангельск" считает, что "кем-то развернута кампания по дискредитации мэра, и этот кто-то не скупится на методы. Впрочем, повторюсь, методы эти давно известны и широко использовались и до сих пор используются самим Александром Донским. Видимо, нашелся тот, кого это не устраивает. Возможно, фигура более могущественная. Донского предупреждают, и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что делается это не просто так.

Но и это еще не все. Помимо того, что Донской нажил себе внешних врагов, у него не все в порядке и в собственной вотчине. Серьезный удар ему нанесли депутаты горсовета, которые приняли устав, не обратив внимания на все увещевания мэра.

Противостояние депутатского корпуса и мэрии продолжилось и при обсуждении некоторых других вопросов. В штыки была воспринята информация об исполнением мэрией города обязательств МУП "Городские бани" перед кредиторами, нелегко дался законопроект о введении земельного налога. Вопрос финансирования "Водника" и вовсе завел депутатов в тупик, и его пришлось перенести. Народные избранники фактически поставили "неуд" градостроительной комиссии и управлению транспорта и связи мэрии".

"Правда Севера" публикует мнение заместителя мэра Архангельска Виктора Павленко о произошедшем: "принятый документ противоречит законодательству и интересам горожан. Мэр Донской не допустит ущемления прав архангелогородцев. К тому же этот документ могут не зарегистрировать в органах юстиции.

В целях недопущения возможного ущемления прав горожан и органов исполнительной власти, несущих всю полноту ответственности за город, мэр Архангельска Александр Донской оставляет за собой право наложить вето на принятый депутатами документ".

Поскольку согласия в товарищах пока нет, информационное противостояние будет продолжаться.

В свою очередь городской Совет депутатов Архангельска неоднороден. "МК в Архангельске", пишет, что "в горсовете продолжается процесс деления и размножения... депутаты Климов (председатель комиссии по землепользованию) и Моисеев (председатель бюджетной комиссии) наконец ринулись под крылья фракций "Центр" и "Единая Россия". За первые полгода своей работы в горсовете Моисеев запомнился избирателям как депутат, активно лоббирующий увеличение расходов на содержание горсовета (им предлагается, например, каждому депутатскому помощнику увеличить зарплату до 11 тысяч рублей). Климов же стал известен благодаря истории с дележом в личную пользу большого количества выгодных земельных участков в центре города.

Можно предположить, что Климов и Моисеев, ближайшие соратники председателя совета, покидают "идейного вождя", с другой, возможно, сам Юрков делегирует своих людей в самые влиятельные фракции (группировки) в горсовете с целью контроля и разложения их изнутри. Есть также мнение, что депутаты Климов и Моисеев просто испугались грядущих потерь влияния и председательских кресел в своих сладких комиссиях... По нашим данным, к политическим берегам пока не пристали Иванов (его демагогические посылы уже никого не подкупают), Карасов (не может определиться и очень хочет стать оплачиваемым депутатом, поскольку остался без работы), Юрков (во фракции не входит, в партии не вступает, берет пример с беспартийного Донского), Резвый (кандидат, поддерживаемый ЛДПР, может прибиться только к "Центру").

В Новодвинске процесс создания нового Устава города также идет непросто. Как и в Архангельске две ветви власти - законодательная и исполнительная борются за полномочия. Как пишет "Правда Севера" борьба эта ведется в основном кулуарно. "Любому новодвинцу, который хоть чуть-чуть следит за политической жизнью своего города, известно, что отношения между мэром Михаилом Юрьевым и председателем городского Совета Сергеем Вишняковым далеки от партнерских. Эти люди всегда работали в разных командах, судьба их всегда заставляла общаться с противоположных сторон баррикад, они периодически наследуют город после правлений друг друга, и все это, естественно, не добавляет их отношениям доверия и теплоты.

Дружественным отношением к эпатажному Юрьеву не отличается и Совет в целом, который при каждом удобном случае старается вставить очередную палку в колеса властному мэру. На этом фоне устав, подготовленный депутатами, материализовал не только личное противостояние Вишнякова и Юрьева, но и противостояние Совета и мэра... Текст устава, подготовленный ими, напрочь лишает мэра города всех мало-мальски важных полномочий и прав...

Однако самое главное - Совет депутатов возлагает на себя контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения. Контролировать работу мэрии депутатам поможет сильнейшее оружие, также замаскированное в уставе, - возможность выражения недоверия главе муниципального образования и принятия решения о проведении референдума по его отзыву...

Проект устава, разработанный мэрией Новодвинска, в части полномочий ветвей власти отличается большей лояльностью и консервативностью. Глава города оставляет за собой все полномочия, которые числятся за ним сегодня, и не отбирает у Совета его сферы влияния. Единственное, что сделали чиновники, - это привели устав в соответствие с новым законодательством".

Газета пытается остаться в этом противостоянии сторонним наблюдателем, в конце же замечает, что горожане ждут от депутатов и мэра вовсе не споров, а работы во благо города. "А пока в друзьях нет согласия, они могут упустить из круга своего внимания куда более важные вопросы. Например, формирование межбюджетных отношений, от которых напрямую зависит финансовое благосостояние города в будущем году".

Те же слова можно в полной мере адресовать не только новодвинским депутатам, но и архангельским. "Вельск-инфо" пишет о дебатах вокруг Устава в своем районе. В предыдущую версию Устава областное правовое управление внесло ряд замечаний. Фактически все из них были приняты. "Лидер депутатской группы "Важский край", сказал, что проект устава в его сегодняшней формулировке довольно корявый. "Устав будет дорабатываться еще долго. Может быть, на это уйдут годы и даже десятилетия до того момента, пока он будет полностью отвечать надеждам и чаяниям вельчан. Можно не соглашаться с правовым управлением, с кем бы то ни было, но нужно вовремя признавать свои ошибки, если они противоречат законодательству. Данный устав нужно принимать с изменениями от правового управления и депутатскими поправками". В итоге Устав был принят и "теперь уйдет на регистрацию в Министерство юстиции".

Обсудили в Вельске и "Единый налог на вмененный доход". Напомним, что в Архангельске этот вопрос был снят с повестки дня, в Вельске после бурных дебатов закон приняли. Потребкооперация просила снизить корректирующие коэффициенты, но депутаты на это не пошли.

Экономика

Как пишет "Новодвинский рабочий", "перспективы строительства атомной станции обсуждали в минувший четверг участники "круглого стола" в здании областного Собрания депутатов.

То, что региону нужна АТЭС, сегодня практически ни у кого не вызывает сомнений. Тот топливно-энергетический кризис, в котором оказалась Архангельская область, заставляет искать альтернативные источники энергии. Более того, как утверждают специалисты, атомная станция, вопреки расхожему мнению, оздоровит экологическую ситуацию в регионе (существующие ныне котельные ежегодно выбрасывают в атмосферу около 2 миллионов тонн условного топлива).

Ещё один плюс строительства - социально приемлемые тарифы на тепловую и электрическую энергию. С учётом того, что цены на газ постепенно будут сравниваться с мировыми и для подавляющего большинства населения окажутся чрезмерно высокими, атомная станция выступает своего рода гарантом социальной стабильности в регионе".

Как пишет "Правда Севера", "по прогнозам, к 2020 году жители Архангельска будут потреблять примерно 5-6 млн Гкалл в год. Атомная электростанция закроет половину потребности - 3 млн Гкалл. Остальную нагрузку возьмет на себя Архангельская ТЭЦ... Впечатляет и экономическая сторона вопроса - на сегодняшний день стоимость тепло- и электроэнергии, получаемой горожанами привычным путем, в пять раз выше, чем если бы мы получали эти блага от атомной электростанции".

Преимуществ атомной ТЭЦ масса. Подробно обо всех них рассказали региональные газеты. Однако который год начало сроков строительства переносится. Дело лишь ограничивается многочисленными круглыми столами. Если посмотреть архив новостей ИА REGNUM, можно увидеть, что в прошлом году аргументы приводились те же самые. Однако за год не было сделано ни одного шага к началу строительства. Причина банальна. Несмотря на то, что населению строительство выгодно, так как тарифы могут быть снижены в пять раз, строительство станции поддерживает Владимир Путин, оно не выгодно очень многим богатым людям области, сделавшим свое состояние на поставках топлива. Методика, с которой топятся благие начинания, проста - заболтать, создать неработающую комиссию, рассказать об ученых, которые могут сделать еще один проект строительства и т.д. И что самое печальное в этой ситуации, что ставят палки в колеса строительству не только топливные предприниматели, но и некоторые чиновники областной администрации.

О том, какой выгодный бизнес поставка топлива, пишет "Правда Северо-Запада". "Наверное, с самого момента появления такого дела, как завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории, оно является лакомым куском для тех, кто завозит, и головной болью тех, кто деньги даёт. Потому что завозчики редко отличаются чистоплотностью, и финансодатели после дела, а также всевозможных проверок узнают много интересного о процессе завоза и ценах на поставляемый товар. Об одном таком нечистоплотном поставщике - ОАО "Архоблтоппром" времён правления Грачёва - мы писали не раз... Объёмы поставленной продукции в 2002 году в те самые районы значительно ниже объёмов, предусмотренных техническими заданиями заключённых контрактов с поставщиками и перевозчиками. Так, каменного угля было завезено меньше на 11537 тонн, дизтоплива - на 8516, мазута - на 7015 тонн, а потребность районов и территорий с ограниченными сроками завоза грузов удовлетворена по завозу угля только на 58%, дизтоплива - на 32,2%, мазута - на 13%" и т.д. Перечисление финансовых преступлений в газете заняло полполосы. Вкратце они таковы: цены завышены, уголь поставлялся не той марки, не того качества, объемы поставок были ниже, чем было оговорено в контракте. "Итого: в результате проверки использования средств, выделенных из федерального и регионального фондов поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, выявлены финансовые нарушения на общую сумму 14 млн. 968 тысяч рублей, недостача дизельного топлива - 4250 литров (22,2 тыс. рублей) и сверхнормативное списание топлива на общую сумму 383 тысячи (уголь - в Верхнетоемском районе, дизтопливо - в Приморском)".

Ну а коль дело исчисляется миллионами, стоит ли удивляться, что в нашей области ни Атомной ТЭЦ не построили, ни газопровод до Архангельска не дотянули?

Из зала суда

Архангельские СМИ продолжают писать о громких судебных процессах, которые идут в области. Дело Татьяны Лихно (венгерский кредит) закрыто, она признана невиновной. Следователи продолжают работу.

Дело Алексейчика (о взрыве дома) находится в самом разгаре. Как пишет "МК в Архангельске", "в минувший четверг судебное заседание разбирало вопрос: могла ли пробка, если хотите, заглушка, выскочить из крана сама под воздействием высокого давления газа. Без помощи человека, того же Алексейчика. Обвинение никак не хотело ослабить хватку, даже несколько следственных экспериментов провело". Газета привела мнение московских экспертов, уверенных, что на Космонавтов 120 взорвался именно газ. Однако по мнению журналиста, несмотря на то, что доводы убедительные, эксперты не убедили, что газ взорвался именно из-за Алексейчика. Да и по поводу научного объяснения взрыва газа газета отмечает: "научное объяснение неоспоримо, но и его, как дышло, можно повернуть в угодную сторону. При наличии иной документальной базы доводы и выводы могли быть другими. К примеру, по утверждениям защиты, у Кукина обгорели только щетина, борода и ворсинки на пальто, а по предоставленным экспертам данным - открытые части тела, руки и лицо".

"Правда Севера" также пишет о судебном заседании по делу о взрыве дома. Журналиста этой газеты доводы эксперта убедили: "Двадцать лет изучающий взрывы Плахов со всеми подробностями представил присяжным наиболее вероятную картину происшедшего. Облако газа, по его словам, образовалось из-за утечки в районе 1-2-го этажей (там, по версии следствия, и исчезли заглушки), частью спустилось в подвал, частью поползло вверх. Меньше чем через четверть часа концентрация стала опасной. Чтобы зажечь облако, достаточно было искры статического электричества с одежды, резкого хлопка дверью, не говоря уже о спичке". "У москвичей нашлись ответы на все" в итоге "благодаря столичным экспертам на "газовом" фронте гособвинение продвинулось сильно. Однако они тоже не утверждают, что взорвался именно пропан- бутан, а не какой-то принесенный извне газ. Всего-то 20 килограммов было нужно. На этот счет москвичи только процитировали философа Оккама: "Не умножайте реальности cверх необходимого: пропан рядом, зачем еще что-то тащить?".

Происшествия

На прошлой неделе вся страна следила за побегом российского траулера "Электрон" от норвежских властей. С этого эпизода начинались новостные программы не только нашего "Поморья", но и центральных телеканалов. Изредка только траулера "обгонял" по важности какой-нибудь сюжет с Путиным. Но это и понятно - президент, как-никак. Мнения по поводу капитана "Электрона" разделились. Одни считают его "героем нашего времени" ("Правда Северо-Запада"), другие -обычным браконьером. Кто-то просто оставался сторонним наблюдателем. А в дебрях интернета можно было даже встретить мнение, что "Электрон" на самом деле - это судно-разведчик, выполнявшее секретную миссию. Мол, именно поэтому так радикально изменилась тональность новостных сообщений: от первоначального недоумения дерзостью капитана до полной поддержки его поддержки и цитирования международного законодательства.

Общественное внимание не прошло мимо и ареста двух других российских судов, одно из которых принадлежало Архангельскому тралфлоту. Раньше, возможно, этого бы никто и не заметил. В Мавритании наши суда уже не первый год под чужим флагом ходят, и ничего. Ни по РТР, ни по первому каналу об этом не рассказывают, но сейчас, на пике интереса к российскому рыболовству, такое решение уже не могло быть принято. За российских моряков вступился МИД.

После этого и "Архангельск", и "Правда Севера", и "Правда Северо-Запада" пишут статьи в поддержку российских моряков. Действительно, даже если он и "сукин сын" (хотя это должен решить суд и дипломаты), но он наш "сукин сын".

Ситуация с рыболовецкими судами даже затмила очередной взрыв в Архангельске. Как пишет "Правда Северо-Запада", "в понедельник около седьмого подъезда дома на пл. Ленина, 2 в 9.38 сработало взрывное устройство, установленное у левого переднего колеса машины ВАЗ 2110. Хозяин машины Олег Васяев - один из сахарных и макаронных королей Архангельска. Возможно, что граната прилетела со стороны конкурентов из сахарного бизнеса. Это на вид сахар белый и сладкий, на самом деле в сахарном бизнесе - огромные деньги и неписаные правила: поставки бюджетным организациям по липовым тендерам и поделенный по понятиям рынок поставок в торговые сети. Васяева не убили на раз, а именно предупредили, взорвав машину. Исходя из этого, эксперты склонны полагать, что на поделенном рынке поставок сахара в торгсети кто-то поступил не по понятиям: демпингнул и влез на чужое место". "Мы еще не криминальная столица?", - спрашивает в очередной раз газета.

Культура

Архангельский областной молодежный театр начал очередной сезон. Мнения о том, какой он для театра в архангельских СМИ разделились. "Ведомости Поморья" считают, что театр уже 30-й год подряд радует театралов новыми постановками, "Правда Северо-Запада" - 31-й.

В отношении же к самому спектаклю мнения газет сошлись. Как пишут "Ведомости Поморья", "многие ожидали чего-то новаторского - в духе Панова, - но получилось достаточно тепло и традиционно". "ПСЗ" добавляет, что "в минувшее же воскресенье на сцене Дома офицеров завелась подозрительная академичность. По залу даже прокатился шепоток: "Думали, "Бесприданница" будет "омолодившаяся": "А, может быть, в этом и состоял фокус?! Публика ведь всё-таки зажужжала?!" Панов в постановке на передний план поставил выстраданное "все на продажу!". Конечно, обращаясь в первую очередь к властьимущим. Не все в этом мире продается и покупается. Надо что-то оставлять и для души.