Из-за продолжающейся реконструкции шахт объединения "Воркутауголь" на Сосногорском отделении Северной магистрали снизилась отгрузка каменного угля. По сообщению пресс-службы Северной железной дороги, за 7 месяцев 2005 года перевезено на 15,7% меньше, чем за аналогичный период 2004 года.

В связи с этим газета "Северная магистраль" опубликовала заметку "Воркутауголь" сейчас спад: а потом...?". ОАО "Воркутауголь" - одно из крупнейших предприятий угольной промышленности России. Запасы, разрабатываемые предприятием, оценены в 364,6 миллиона тонн. Разработка запасов Печорского угольного бассейна, и в частности Воркутского месторождения, ведется 70 лет. В июле 2005 года на предприятии был дан старт проекту по строительству шахты "Воркута", объединяющей четыре действующие шахты единой подземной транспортной магистралью.

Газета публикует интервью с техническим директором предприятия Александром Вовк:

На вопросы о том, какими темпами идет строительство шахты и как это отражается на объемах грузовых перевозок угля железнодорожным транспортом, отвечает первый заместитель генерального директора ОАО "Воркутауголь" - технический директор предприятия Александр Вовк.

- Расскажите о проводимой реконструкции шахт на "Воркутауголь".

- Речь идет о проекте "Строительство шахты "Воркута". Он заключается в объединении общей подземной транспортной магистралью действующих шахт "Северная", "Воркутинская", "Заполярная", а позднее и "Комсомольская".

Единая магистраль позволит выдавать весь добываемый на четырех шахтах уголь непосредственно к месту переработки на Центральную обогатительную фабрику (ЦОФ). В этом случае мы уходим от затрат на выдачу горной массы на поверхность скиповыми подъемами и ее транспортировку на ЦОФ по железной дороге. При этом сократится протяженность магистральных конвейерных линий и поддерживаемых выработок действующих шахт.

Технически объединение четырех шахт в одну - очень сложный проект, хотя по такому направлению развивалась угольная промышленность Англии и Германии. Но максимум, что им удалось сделать, - это объединить три шахты одновременно. Мы объединяем четыре.

- С чем связана необходимость такого объединения?

- В Воркуте традиционно была очень высокая себестоимость угля. Один из способов снижения себестоимости - объединить шахты в одну, убрать все промплощадки, значительно упростить инфраструктуру. Для чего это все делается, понятно - нам нужно выживать, биться с конкурентами. А делать это мы можем только, если будем конкурентоспособны на рынке.

Сегодня идет строительство наклонного ствола на ЦОФ и горных выработок конвейерной магистрали. Одновременно на шахтах очистные и подготовительные забои оборудуются высокопроизводительной и надежной техникой. Мы сотрудничаем с ведущими мировыми производителями горношахтного оборудования, такими как DBT, JOY, Voest Alpine.

- Когда планируется завершение строительства системы?

- В начале 2010 года, когда произойдет коммуникационное объединение шахт "Воркута" и "Комсомольская".

Что касается инвестиций, то в развитие ОАО "Воркутауголь" в течение 10 лет они составят более 1 млрд. долларов. Из них в ближайшие четыре года 350 млн. долларов будет направлено непосредственно на объединение выработок действующих шахт, строительство наклонного ствола, увеличение обогатительных мощностей.

- Какие действия предпринимаются по увеличению отгрузки угля, сократившейся из- за продолжающейся реконструкции угольных шахт?

- В этом году отгрузка угля действительно сокращена, но это не связано с реконструкцией шахт.

В 2004 году по сравнению с 2003 годом мы значительно увеличили объемы отгрузки угля - с 103 тысяч полувагонов до 120 тысяч. В прогнозах 2005 года было еще большее увеличение. Но две высокопроизводительные лавы на шахтах "Северная" и "Комсомольская" не были запущены вовремя - не получили своевременно технику. Как говорилось когда-то в советском фильме, смежники подвели. Поэтому запланированный рост объемов перевозок не был достигнут.

Сейчас мы запустили лаву на шахте "Комсомольская", в марте 2006 года "поедет" лава на "Северной". Делаем все возможное для стабилизации производства. Поэтому можно утверждать, что в будущем году "Воркутауголь" вернется на уровень отгрузки угля 2004 года, на котором, согласно стратегическому бизнес-плану, компания "Воркутауголь" намерена оставаться ближайшие 10 лет.

- Александр Иванович, увеличатся ли объемы отгрузки угля после введения шахт в эксплуатацию?

- Шахта "Воркута" в течение 20 лет будет работать с объемом добычи примерно 9 млн. тонн угля в год. Кроме того, решено увеличить производственную мощность шахты "Воргашорская" до 4 млн. тонн угля в год для продажи дополнительного объема энергетического угля. Сейчас уголь "Воргашорской" в основном "уходит" как составная часть шихты для коксования.

В целом по угольным предприятиям Воркуты объем добычи должен составить 13,5 млн. тонн угля в год, однако на объеме перевозок это увеличение не отразится, поскольку весь уголь планируется обогащать на месте. Такое решение основано, прежде всего, на явном экономическом эффекте. Не имеет смысла платить деньги за перевозку пустой породы. Для переработки таких объемов угля потребуется увеличение обогатительных мощностей. Поэтому "Воркутауголь" начинает строить вторую фабрику по обогащению угля с производственной мощностью 5 млн. тонн угля в год. Таким образом, компания будет производить порядка 10 млн. тонн концентрата, и объемы отгрузок в итоге будут держаться на одном уровне.

- Дайте оценку сотрудничества "Воркутауголь" с Северной железной дорогой. Каковы перспективы этих взаимоотношений?

- С Российскими железными дорогами и Северной магистралью, в частности, мы сотрудничаем давно и успешно. Даже в случае возникновения "острых" вопросов нам всегда удавалось договариваться и приходить к разумному их решению. Так что пожелание одно - чтобы и в дальнейшем наш диалог продолжился в том же конструктивном тоне.

Все планы, изменения связаны с нашим проектом по строительству шахты "Воркута". Поскольку мы будем направлять добытый уголь на ЦОФ на обогащение, вся его отгрузка передислоцируется со станции Воркута на станцию Мульда. Конечно, это произойдет не сразу, но совместная работа с руководством дороги в этом направлении уже ведется.