Сергей Минасян: Автономизация Самцхе-Джавахетии исходит из интересов Грузии

Гагра, 27 октября 2005, 12:34 — REGNUM  

Справка: Сергей Минасян - директор Научно-исследовательского центра проблем региональной безопасности и интеграции Южного Кавказа Российско-Армянского (Славянского) государственного университета

В конце сентября 2005 г. в городе Ахалкалаки состоялась третья конференция общественно-политических организаций Самцхе-Джавахетии в рамках инициативы "Интеграция, но не ассимиляция" на тему: "Статус Джавахка в государственной структуре Грузии". По ее итогам было принято обращение к руководству Грузии предоставить ряду армянонаселенных районов страны автономный статус. Речь, фактически, идет о создании на территории Грузии нового федерального субъекта. Прошло уже более месяца после этого чрезвычайно важного события и можно констатировать, что на данный момент главным итогом этого события явилось отсутствие каких-либо конструктивных откликов или результатов. Негативных событий и инцидентов за этот месяц в Джавахке было более чем достаточно, однако положительных явлений пока не наблюдается. Наблюдается сознательное замалчивание в грузинской прессе и экспертном сообществе проблемы автономизации региона. Кроме нашумевшего инцидента в Ахалкалаки 5 октября 2005 г., заявлений ряда высших руководителей Грузии и Армении, и даже странных комментариев депутата грузинского парламента предположительно армянского происхождения Вана Байбурта, другой реакции пока нет. Так что же, может быть действительно это событие не является настолько значимым и не заслуживает серьезного внимания?

Однако, все наоборот: проблема предоставления статуса автономии Самцхе-Джавахетии и ряду прилегающих армянонаселенных районов самым серьезным образом затрагивает интересы всех стран региона и даже без всякого преувеличения можно сказать, что является важным фактором геополитики на всем Южном Кавказе. Для более ясного представления проблемы надо проанализировать складывающуюся ситуацию с точки зрения заинтересованных геополитических игроков, а также самого населения Джавахка. Инициативы достижения вероятного статуса автономии или расширенного самоуправления для региона Самцхе-Джавахетии и прилегающих районов являются не интригами ряда политических сил или даже отдельных групп, как это пытаются зачастую представить должностные лица в Грузии и за ее пределами, а мечтой многих поколений подавляющего большинства армянского населения Джавахка. Отрицание этой истины, со стороны кого бы то ни было, является или политическим лицемерием, или же вызвано политической необходимостью. Более того, если быть искренними до конца, было бы неестественным, если бы компактно проживающее и составляющее абсолютное большинство армянское население Джавахка, живущее непосредственно на границе с Арменией, не желало бы воссоединения или хотя бы наличия более тесной связи со своей исторической родиной. Десятилетиями на протяжении всей истории Советской Грузии, армянское население этой республики с горечью наблюдало, как сотни тысяч армян или были вынуждены ассимилироваться, или покинуть Грузию, где они традиционно являлись второй государствообразующей нацией и внесли весьма значительный исторический вклад в процветание этой земли и развитие грузинской государственности. Однако, как говорится, политика - это реализация реальности и поэтому нет ничего удивительного, что за весь постсоветский период политические устремления населения Джавахка никогда не доходили до требований о воссоединении с Арменией. Реальный автономный статус Самцхе-Джавахетии полностью удовлетворил бы политические амбиции и этнозащитные интересы населения региона, резко поднял бы их доверие к властям и политической элите Грузии, избавил бы армянское население от комплекса перманентной дискриминации и способствовал бы его реальной интеграции в общественно-политическую жизнь страны.

Для Армении предоставление автономии Джавахку, безусловно, явилось бы важным положительным фактором, что сняло бы, пожалуй, основную и единственную проблему, всегда существовавшую в отношениях между Ереваном и Тбилиси, и способствовало бы подлинному стратегическому партнерству двух стран. В политических и экспертных кругах Грузии зачастую высказывается мнение, что предоставление автономного статуса Джавахку явится первым шагом на пути "сепаратизма" и объединения региона с Арменией. Однако, это чересчур упрощенный и поверхностный взгляд на проблему, усугубляющийся неуместными в данном контексте аналогиями с Абхазией и Южной Осетией. В реальности, для Армении гораздо выгоднее иметь Джавахк с автономным статусом в составе Грузии, чем его гипотетическое "присоединение". Во-первых, автономный статус всегда будет являться фактором конструктивного влияния Армении на Грузию, и наоборот. Во-вторых, автономный Джавахк будет являться политическим фактором совместного влияния Армении и Грузии (и рассматриваться таковым со стороны внерегиональных акторов - США, ЕС и России) на Турцию и Азербайджан. В-третьих, реальный автономный статус Джавахка позволит привлечь туда (в перспективе и во всю Грузию) масштабные инвестиции армянской диаспоры и решить многие социально-экономические проблемы, а в условиях стремлений Грузии и Армении к европейской и евро-атлантической интеграции и, как следствие, ослаблению таможенных и иных преград, экономическая составляющая проблемы будет постепенно терять свою актуальность. И, наконец, аксиомой является то, что попытки включения Джавахка в состав Армении при любых обстоятельствах на многие десятилетия превратят два исторически дружественных государства христианского Востока во врагов и приведут к непредсказуемым последствиям для этих стран. Таким образом, для Армении предоставление автономного статуса Джавахку является максимально достаточным решением проблемы.

Для Азербайджана предоставление автономного статуса Джавахку на первый и поверхностный взгляд является положительным прецедентом, т.к. приведет к аналогичному подходу по отношению к азербайджанскому населению восточных и северо-восточных районов Грузии, непосредственно примыкающих к Азербайджану. Однако при всей схожести ситуации с Джавахком, в "азербайджанском варианте" есть одно, но весьма существенное различие, которое кардинально меняет все подходы к этому вопросу. Этим различием является демографический фактор. Если армянское население Самцхе-Джавахетии стабильно уменьшается, а в масштабах всей Грузии за постсоветские годы снизилось почти в два раза (с полумиллиона до 250-ти тысяч человек), то азербайджанское население Грузии на фоне продолжающегося уменьшения титульного грузинского этноса не менее стабильно увеличивается. Азербайджанское население Грузии является единственным национальным меньшинством страны, удельный вес которого в период после обретения Грузией независимости возрос. В условиях приближающейся в ближайшее время "демографической ямы" для Грузии (по оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет население Грузии естественно уменьшится на 5-7%, а к 2050 г. на 40-50%), удельный вес азербайджанского населения в этой стране будет еще более увеличиваться. Грузинское правительство пытается экономически стимулировать многодетные семьи, однако ясно, что это приведет к еще большему росту удельного веса азербайджанского населения страны. Естественно, что увеличение численности азербайджанского населения приводит к этногеографической "экспансии" и расширению ареала их проживания на запад и северо-запад (Рустави, пригороды Тбилиси) и на юг (Тетрицкаро, Цалка), ближе к границам с Турцией. В этих условиях возникает справедливый вопрос: зачем азербайджанцам автономия сейчас, когда ее предоставление институционально и географически может ограничить их дальнейшее распространение по территории Грузии, когда в весьма обозримом будущем впору будет предоставлять такую автономию уже самим грузинам, как национальному меньшинству в восточных районах своей страны? Время играет на руку азербайджанскому населению Грузии (кстати, материально намного лучше обеспеченному, чем большинство представителей титульной нации страны) и, наоборот, против грузинского населения. Тем более, что в Цалкском районе, непосредственно примыкающем с юга (и лежащем на севере от Джавахка) к азербайджанонаселенным территориям, исторически проживающие там десятки тысяч греков за последнее десятилетие практически полностью выехали на постоянное жительство в Грецию, а демографического потенциала для заселения этих земель у представителей титульной нации Грузии не хватает. А, как известно, "свято место пусто не бывает" и недалек тот день, когда начнется массовое заселение этих территорий азербайджанцами. Таким образом, исходя из указанных факторов, получается, что для азербайджанского населения главным является не получение статуса автономии в пределах Грузии, а планомерное расширение территории обитания с конечной целью выхода на юге к границе с Турцией. Здесь цена вопроса, как говорится, всего в 80-100 км и паре десятилетий исторического времени. Ну и, наконец, решающим и определяющим завершением этого процесса может явиться переселение сотен тысяч турок-месхетинцев в Самцхе-Джавахетию, согласно обязательствам, взятым на себя Грузией при вступлении в Совет Европы. В данном случае опасность кроется в том, что несмотря на неоднократные заверения самого высшего руководства Грузии, что все их действия по выполнению обязательств перед Советом Европы по туркам-месхетинцам являются исключительно декларативными и чисто формальными, на каком-то этапе грузинское руководство все же будет вынуждено уступить совместному давлению Турции и Азербайджана и начать реальный процесс обустройства сотен тысяч этих людей.

Для самой Грузии предоставление статуса автономии Самцхе-Джавахетии представляется крайне нежелательным, что объясняется устойчивыми опасениями грузинской политической элиты, что это приведет к полной потере данного края. Неудачные исторические аналогии на примере Абхазии и Южной Осетии, естественно, только утверждают грузинское общество и руководство в этой позиции. Сама постановка этого вопроса для грузинского общества и политической элиты является огромным ударом по национальному самолюбию. Тем не менее, в вопросе предоставления статуса автономии для Самцхе-Джавахетии можно найти немало положительных элементов для самой Грузии. Решение данного вопроса снимет вечную "головную боль" грузинского руководства, по крайней мере, по отношению к одному из национальных меньшинств страны и положит начало действительно стратегическим отношениям с Арменией. А то, что эти отношения крайне важны как для Армении, так и для Грузии, не приходится сомневаться. Та "демографическая бомба", которая заложена в Грузии, рано или поздно непременно "сработает", и тогда "братским отношениям", существующим в настоящее время у Грузии с Турцией и Азербайджаном, придет конец, и Тбилиси понадобится новый и естественный союзник. С другой стороны, создание автономии в Джавахке значительно поднимет международный имидж Грузии, в том числе в евроструктурах, а также явится привлекательным фактором для ее "мятежных" автономий - Абхазии и Южной Осетии. А все проблемы армянского населения региона можно будет решать уже в рамках цивилизованного конституционного политического процесса.

Можно не сомневаться, что геополитическое значение региона Самцхе-Джавахетии многократно возрастет после завершения всех масштабных энергетических и коммуникационных проектов на Южном Кавказе, в том числе тех, которые непосредственно соединяют Турцию и Азербайджан. В этих условиях, при наличии потенциальных демографических резервов азербайджанского населения, перманентной реанимации проблемы турок-месхетинцев и активизации процесса превращения Азербайджана в главного субъекта коммуникационных проектов в регионе, возрастает важность институционализации армянской общины Джавахка, придания ей автономного статуса и превращения в геополитический аргумент для Грузии. Грузинскому руководству, рано или поздно, придется сделать нелегкий выбор, в том числе исходя из геополитических категорий, и от этого выбора зависит будущее не только Грузии, но и, в немалой степени, самой Армении.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.06.17
Генплан Севастополя остановили из политических соображений?
NB!
23.06.17
Не нужны нам авто от «агрессора», походим пешком! — обзор авторынка Украины
NB!
23.06.17
«Медальный» скандал в Адыгее: награду вернули, а мать-чиновницу уволили
NB!
23.06.17
В Крыму отреагировали на скандальное интервью Алексиевич
NB!
23.06.17
Посла Польши пригласили в Госдуму 3 июля обсудить «декоммунизацию»
NB!
23.06.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 23 июня
NB!
23.06.17
Законопроект о запрете анонимайзеров Госдума приняла в I чтении
NB!
23.06.17
РПЦ не оставляет в покое Атаманский дворец: дело передано в Верховный суд
NB!
23.06.17
«Самый нищий город-миллионник»: главное в Омской области
NB!
23.06.17
Госдума вводит курортный сбор
NB!
23.06.17
Курортный сбор: Нужен ли модельный закон регионам?
NB!
23.06.17
Шестеро бойцов Росгвардии из Тулы пострадали в ДТП в Дагестане
NB!
23.06.17
Россия-Китай: соперники или партнеры в Закавказье?
NB!
23.06.17
ЛНР: В Попасной обосновались американские военные в форме НАТО
NB!
23.06.17
Зловонная свалка и «пьяный» мальчик?! — главное в Подмосковье за неделю
NB!
23.06.17
American Conservative: Как именно ЦРУ поставляло оружие сирийским боевикам
NB!
23.06.17
Силезские автономисты раскалывают единство польской нации
NB!
23.06.17
«Разделение» — комикс о боли не только тела
NB!
23.06.17
Общественники просят прокуратуру проверить «Ельцин-центр»
NB!
23.06.17
«Россия разлагается»: пранкеры разговорили Алексиевич
NB!
23.06.17
Выборы главы Прикамья: скучную кампанию разбавили интригой
NB!
23.06.17
Из-за 2,5 млн рублей может выбыть из гонки кандидат в президенты Монголии