26 октября в Салехарде начала свою работу коллегия департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа под председательством руководителя департамента Николая Попова. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого АО, участники заседания подведут итоги системы ямальского образования в 2004-2005 учебном году и обсудят задачи на новый учебный год; рассмотрят итоги эксперимента по введению единого государственного экзамена в регионе; оценят выполнение решения коллегии от 19 февраля 2004 года "О состоянии лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Ямала". Также члены коллегии еще раз вернутся к обсуждению проекта закона Ямало-Ненецкого автономного округа "Об утверждении методики расчета норматива и объема расходов финансирования на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях".

Сегодня на Ямале создана и устойчиво функционирует система непрерывного, многоступенчатого образования от дошкольного до высшего профессионального образования, обеспечивающая устойчивое развитие автономного округа и активно влияющая на уровень жизни населения. Из 515 тыс. человек, проживающих на Ямале, 134 тысячи - учащиеся. Сегодня округ располагает всеми типами и видами образовательных учреждений.

Для успешной реализации федерального закона №122-ФЗ в части образовательной сферы профильный департамент в течение года провел работу по приведению окружного законодательства в соответствие с федеральным. Только в IV квартале 2004 года было разработано и принято 6 законов автономного округа и 7 постановлений губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2005 году работа по совершенствованию законодательной базы была продолжена. Специалисты департамента разработали и направили на рассмотрение в Государственную Думу Ямала ещё пять проектов законов. В стадии согласования с органами исполнительной власти округа находится проект закона "Об окружной целевой комплексной программе развития образования Ямала на 2006-2010 годы".

За отчетный период глава региона Юрий Неелов принял целый ряд постановлений и распоряжений по проблемам образования, которыми определен механизм реализации окружных программ, проведения капитального ремонта и закупке материальных ценностей. Во исполнение ФЗ №122 в январе 2005 года из окружного бюджета в муниципальные образования были переданы субвенции для обеспечения реализации отдельных государственных полномочий. Общий объем финансовых средств (без ЕГЭ и образовательных субсидий) составил 2,8 млрд рублей.

Финансовое обеспечение системы образования Ямала является стабильно устойчивым. Расходы на образовательную сферу в консолидированном бюджете 2005 года составили 8674,5 млн рублей, что в 1,23 раза больше, чем в 2004 году". Дополнительное обеспечение образовательной системы осуществляется за счет реализации Комплексной программы "Развитие системы образования Ямала до 2005 года", в частности, в нынешнем году на исполнение мероприятий программы было выделено 301,8 млн рублей.

Особое внимание на Ямале традиционно уделяется социальной защите детей из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Сегодня в интернатных учреждениях на полном окружном обеспечении обучаются около 10 тысяч детей-тундровиков. Во исполнение постановления губернатора "О мерах по подготовке специалистов с высшим профессиональным образовательным образованием для Ямала в 2005 году" в окружном бюджете на 2005 год предусмотрено около 119 млн рублей, что на 39 миллионов больше, чем в 2004 году. Напомним, что максимальный размер ямальской субсидии составляет 40 тысяч рублей.

Положительно оценивают специалисты департамента образования темп и объем строительства объектов образования в округе. За неполный 2005 год в округе введено в эксплуатацию четыре школы в капитальном исполнении: на 800 мест в Салехарде, на 825 мест в поселке Вынгапур, на 500 мест в Ноябрьске, на 270 мест в поселке Тазовский. До конца года будут справлены новоселья в новых школах поселка Лопхари (120 мест), в Муравленко (500 мест), в Губкинском (850 мест). До Нового года будут также сданы под ключ спальные корпуса на 228 мест в школе-интернате поселка Белоярск и на 100 мест в поселке Яр-Сале; общежитие на 475 мест для учебно-профессионального комплекса в Новом Уренгое и другие объекты. Разработанная окружная "Комплексная программа развития образования на 2006-2010 годы" предусматривает возведение еще более 30-ти школ и интернатов семейного типа.

Заметно укрепилась материальная база ямальских школ. За прошлый учебный год было приобретено около 200 учебных кабинетов на сумму более 50 млн рублей, закуплено и поставлено технологическое оборудование, ученическая и бытовая мебель (66 млн рублей).

Целенаправленно осуществлялась деятельность по информатизации образовательных учреждений. В 20 сельских образовательных учреждениях была установлена спутниковая система доступа в Интернет. Более 60% учреждений образования Ямала сегодня имеют доступ к сети. В городах Лабытнанги, Надыме, Ноябрьске, Муравленко, Губкинский, Салехарде созданы городские внутренние сети.

При этом следует отметить, что работа по информатизации переходит на качественно новый уровень. В рамках участия в проекте "Компьютеризация городских и поселковых школ" вместе с компьютерами 84 городские и 29 сельские школы округа получили комплекты образовательных электронных изданий, включающие 27 СД-ROM дисков содержащие информационно-справочные электронные издания общекультурного характера. За прошедший учебный год по президентской программе "Компьютеризация школьных библиотек и сельских школ" в учебные заведения округа были поставлены 123 рабочих места библиотекаря (компьютер, принтер, медиатека, ИБП), 45 рабочих мест учителя (компьютер, принтер, мультимедийный проектор, ИБП) на сумму 600 тыс. рублей. В результате, показатель обеспеченности компьютерами школьников Ямала в целом по округу составил 1 компьютер на 19 учеников, а на селе - 1 машина на 13 школьников.

Что касается обеспечения ямальских школьников учебно-методической литературой, то в 2005 году в бюджете образования на приобретение учебной литературы федерального комплекта было предусмотрено 20 млн рублей. К 1 сентябрю образовательные учреждения округа получили 250 тыс. учебников на сумму 16,4 млн рублей. Процент обеспеченности учебной литературой в школах округа на сентябрь нынешнего года в начальном звене составляет 95%, в основном общем - 91%, в специальных коррекционных классах - 68%. Был размещен также и дополнительный заказ на учебники на языках народов Севера в количестве 6,3 тыс. экземпляров, на сумму около 2 млн рублей.

В системе профессионального образования отмечен процесс интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования по приоритетным для региона направлениям подготовки специалистов. Создаются учебно-профессиональные комплексы в Салехарде и Новом Уренгое, что полностью соответствует задачам в сфере образования, постановлениях Владимиром Путиным на встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального собрания и членами президиума Государственного Совета РФ.

При всех положительных результатах деятельности специалисты департамента образования автономного округа отмечают и проблемы. В частности, при проведении ЕГЭ на Ямале, территория которого характеризуется сложной транспортной схемой, требуется значительное количество финансовых средств на сбор детей в пунктах приема экзаменов. Поэтому, считают ямальские педагоги, необходимо разработать иную, более адаптированную к арктическим условиям, процедуру проведения единого государственного экзамена.

Также департамент образования обозначает вопрос о строительстве дошкольных образовательных учреждений и соответственно увеличение охвата детей дошкольным образованием.

В планах на 2005-2006 учебный год департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа в ряду приоритетных обозначил следующие задачи:

- продолжить работу по приведению окружного законодательства в области образования в соответствие с федеральным законодательством;

- завершить работу и утвердить "Комплексную целевую программу развития образования Ямала на 2006-2010 годы";

- разработать иную схему проведения ЕГЭ в территориях со сложной транспортной схемой;

- продолжить работу по поэтапному внедрению итоговой аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ на территории Ямала;

- продолжить работу по разработке реализации концепции развития учреждений НПО и СПО в автономном округе в соответствии с требованиями рынка труда.