25 октября в Совете Федерации прошло очередное заседание Совета законодателей (руководителей законодательных органов государственной власти субъектов), которое было посвящено финансовому обеспечению бюджетов муниципальных образований при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, выступая в ходе заседания, председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Люлин заявил: "Снова и снова вынужден говорить о том, что реализация реформы местного самоуправления повлечет дополнительные расходы, которые должен взять на себя федеральный центр. Мы год об этом говорим, но нас как будто не слышат". Он подчеркнул, что отсутствуют средства на исполнение закона "Об основах местного самоуправления", в частности на подготовку муниципальных служащих, и напомнил о многолетней кредиторской задолженности муниципальных образований, которая каждый год только растет.

На заседании были представлены рекомендации Федеральному собранию, Правительству, органам государственной власти субъектов, предложенные 25 регионами. По словам Евгения Люлина, полномочия муниципалитетов не обеспечиваются доходными источниками в бюджетах МСУ. "Сегодня началось соревнование, кто первый выполнит 131-й закон в полном объеме. Вот и Сергей Михайлович (Миронов - ИА REGNUM) говорит о поощрении в виде специальных субвенций тем регионам, кто реализует реформу полностью с 1 января 2006 г. Но как можно возложить на местный уровень исполнение всех полномочий, если ни субъекты, ни федерация их не обеспечила?", - вопросил он.

По его мнению, Правительству необходимо пересмотреть "несовершенную" методику формирования трансфертов всех уровней для выравнивания бюджетной обеспеченности, а также методику для расчета суммы дотаций для муниципальных образований - по численности населения. "В результате в малонаселенных районах, особенно в сельских, могут закрываться целые сети учреждений", - отметил Люлин.

"Важно понимать, что мы хотим: стратегию роста или стратегию выживания местного самоуправления? Очевидно, что земельный налог не станет базовым в 2006 г., значительная часть земель будет бесхозной, земельный оборот не будет полноценным", - заключил он, имея в виду, что земельный налог таким образом не сможет составить надежную финансовую базу для местного самоуправления.

Напомним, что Правительство до сих пор не разработало порядок перераспределения имущества между федеральным уровнем, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Основные налоги для пополнения местных бюджетов - налог на доходы физических лиц (34,4% от суммы собственных доходов местных бюджетов), налог на имущество физических лиц (8,8% от суммы собственных доходов местных бюджетов), земельный налог и доходы от специальных налоговых режимов. Учитывая незавершенность кадастровой оценки земли и отсутствия устойчивой практики взимания земельного налога, его собираемость не вызывает оптимизма в регионах. В связи с этим председатель бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин подтвердил, что собираемость этого налога сегодня в два раза ниже планируемых 45 млрд руб.

Авторы рекомендаций отмечают, что в 2005 г. ожидается общий дефицит местных бюджетов в объеме 32,6 млрд руб., а в 2006 г. он увеличится до 45,3 - 46,6 млрд руб. По оценке экспертов, в 2006 г. 95% муниципальных образований будут дотационными, сообщил председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый.

Очевидное решение проблемы - увеличение налоговых доходов, закрепленных за муниципальными образованиями на постоянной основе. Речь идет, прежде всего, об увеличении нормативов отчисления от налога на доходы физических лиц и установлении их в отношении транспортного налога.

Помимо этого, регионы просят увеличить объем дотаций на сбалансированность региональных бюджетов, предусмотренной в объеме 25 млрд руб., плюс нераспределенные 5 млрд руб., плюс субсидии для развития общественной инфраструктуры регионального значения и поддержки фондов муниципального развития в размере 2,6 млрд руб., который "явно недостаточен и не способствует гибкости межбюджетных отношений".

Единственный присутствовавший на заседании представитель Правительства РФ директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов обратил внимание законодателей на то, что прирост средств на реализацию 131-го закона в 2006 г. в бюджете заложен в сумме 130 млрд руб. Эти средства могут пойти на сбалансированность межбюджетных отношений, сказал он. По его словам, общий объем расходов регионов в связи с вступлением в силу этого закона не меняется. "Задача - правильно распорядиться средствами консолидированного бюджета, правильно их распределить", - заметил он. В то же время, ему пришлось признать, отвечая на вопрос первого заместителя председателя Госдумы Любови Слиски, что большая часть расходов на обучение служащих муниципальных образований ложится на регионы. В то же время, уточнил он, на федеральном уровне будут распределены средства на обучение в размере 179 млн руб.

В заключительном выступлении Слиска еще раз обратилась к Силуанову, напомнив ему о тех подзаконных актах Правительства, которые уже должны быть готовы: о перераспределении имущества между РФ, субъектами, муниципальными образованиями, о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. "Не мы вам должны напоминать, а вы нам должны докладывать, что у вас сделано", - сказала она, напомнив о "преступной ошибке" Минфина, когда в проекте бюджета на 2006 г. были посчитаны лишние доходы в размере 1 трлн 400 млн руб.