"К самодостаточному региону".

("Российская Федерация сегодня", №19, октябрь, 2005, В.Севастьянов, председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания Красноярского края по экономической политике и собственности)

Объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов вступило в фазу практических действий властей. Наш корреспондент Александр Щербаков попросил бывшего председателя Красноярского крайсовета, а ныне одного из депутатов краевого парламента, профессора Всеволода Николаевича СЕВАСТЬЯНОВА поразмышлять о прошлом опыте и его возможном использовании в новых условиях. Надеемся, он интересен не только для Красноярья.

Уникальный опыт нашего края как территории интенсивного развития в недавнем прошлом действительно интересен и ныне, особенно в условиях объединительных тенденций регионов.

В советские годы край сформировался как единый народнохозяйственный комплекс. Здесь были созданы отрасли производства, ориентированные на его ресурсные богатства: лесная, угольная, горно-добывающая и соответственно перерабатывающие - цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Форсированная индустриализация края как в 30-40-е, так в 60-80-е годы способствовала созданию мощной строительной базы. Получило развитие и сельское хозяйство, которое не только полностью обеспечивало продовольственные потребности края, но и "делилось" продуктами с соседними северными и среднеазиатскими территориями.

Комплексность развития региона поддерживалась необходимыми заделами в разведке природных богатств, формированием производственной и социальной инфраструктуры. Рациональные управленческие решения принимались на основе целевого программирования и выступали затем в виде знаменитых "красноярских десятилеток".

Следует заметить, что и в досоветские времена освоение Сибири шло не только путем использования ее сырьевых богатств в традиционном колониальном режиме. Сибирь осваивали обстоятельно и надолго, всячески обустраивая ее. Примечательно высказывание Александра III о Транссибирской магистрали, что она строится не для прибылей от железной дороги, а для "обустройства жизни" на этой территории.

Особенностью освоения Сибири и в монархической России, и в Советском Союзе была централизация средств под эгидой государства. Без этого просто невозможна реализация таких проектов, как Транссиб или КАТЭК. Стратегический подход позволял добиваться существенных результатов во все периоды отечественной истории.

Однако печально известный "парад суверенитетов", инспирированный бывшим Президентом России Борисом Ельциным исключительно из политических соображений, имел весьма негативные последствия. И для организации системы государственной власти, и для экономики страны и регионов.

Красноярский край не стал исключением в наступившем хаосе. Отрицательная динамика экономических показателей, резкое сокращение государственного заказа, интервенция зарубежного ширпотреба и продовольствия привели к разрушению многих хозяйственных связей в Сибири.

Сегодня наметились тенденции к укрупнению субъектов РФ, что должно повысить эффективность государственного управления, снять противоречия в схеме "субъект в субъекте", существующие и у нас. Можно надеяться, что переустройство регионов освободит их от наследия "парада суверенитетов", выравняет в правовом и иных аспектах в соответствии с историческим опытом России и сложившейся международной практикой. В то же время в новых административно-территориальных образованиях важно учитывать проблемы экономики, действующие и перспективные хозяйственные связи. Стратегия нового районирования должна состоять в том, чтобы укрупненные субъекты РФ стали экономически самодостаточными. Или близкими к таковым.

Кооперационные связи в нашем крае издавна предусматривали взаимодействие разных отраслевых структур. Например, в производстве энергоресурсов, где технологически были связаны угольщики, тепло- и гидроэнергетики, строители, речники. Объекты энергетики были базовыми центрами промузлов с энергоемкими производствами. Такими энергетическими центрами стали Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС, Березовская ГРЭС. С этой целью закладывалась и Богучанская ГЭС. Ныне наличие многочисленных собственников у этих и других предприятий, децентрализованное управление экономикой делают сочетание баланса интересов затруднительным. Но все же при комплексном подходе к развитию перспективной территории оно возможно.

Красноярский край с возвращенными округами, да и с возможным участием Хакасии и Тувы, вполне может рассматриваться как единое экономическое пространство, на котором сырьевые и перерабатывающие отрасли, с учетом мощной энергетической "тяги", создадут условия для новых технологических решений и производства качественных товаров.

Следует заметить, что наиболее значимые проекты, как, например, разработка Ванкорского, Юрубчено-Тохомского нефтяных месторождений, и другие связаны с северными территориями собственно Красноярского края и Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Их реализация невозможна без использования материальных и людских ресурсов "краевых" районов - Мотыгинского, Богучанского, Кежемского, Туруханского, Северо-Енисейского. В этой же зоне с учетом транспортных связей с Транссибом перспективно освоение лесных богатств Приангарья.

Словом, с объединением трех субъектов Федерации в единый административно-территориальный комплекс усиливается концентрация всех ресурсов и создаются более благоприятные условия для хозяйственной деятельности в районах "нового освоения". И становится возможным как бы возвращение уже на новой организационной, экономической и финансовой основе к стратегии развития Сибири, намеченной в прошлые годы.

Это первый фактор эффективности объединения нашего края. Другим, не менее значимым, может стать межотраслевая координация хозяйственной деятельности. Межотраслевые связи оживятся и окрепнут, если планомерно развивать внутренний рынок. Это касается, скажем, взаимодействия ГМК "Норникель" с предприятиями машиностроения и металлургии в краевом центре, расширения кооперации в производстве сельхозтехники, железнодорожного оборудования. Красноярские предприятия могут повлиять на развитие северных коммуникаций, использовать свои мощности при производстве оборудования для нефтедобычи на Ванкорском, Юрубченском месторождениях. Примеров можно приводить много.

Интересны перспективы межрегионального взаимодействия и в сфере перерабатывающей промышленности. В соответствии с приоритетами, определенными властью, предприятия переработки сельхозпродукции могут послужить и удовлетворению внутреннего спроса, и подъему села. Развитие обмена продуктами по меридиану "Юг - Север" - "Север - Юг", товарных потоков по схеме "город - деревня" не только исторический опыт, но и важная перспектива для края.

Остается найти лишь оптимальные управленческие подходы к концентрации ресурсов. Необходимо и здравое регулирование рыночных отношений в производственной и коммерческой деятельности, учитывая особенности территории. Без определения системы ее развития теперь уже силами финансово-промышленных групп (ФПГ), а не бюджета трудно добиться эффективного использования ресурсов и повышения благосостояния людей.

"Дмитрий Голованов: Хорошо быть депутатом...".

("Красноярский рабочий. XXI век", 24.10.05)

На этой неделе происходит очень важное мероприятие - сбор краевого школьного парламента, открытие которого состоялось в краевом Дворце пионеров и школьников. Юные парламентарии чего-то там планируют, обсуждают дальнейшие действия своего важного школьного органа, определяют цели и задачи его деятельности. В Законодательном Собрании края школьники встретились с нынешними народными избранниками. В общем, замечательно - готовим себе вершителей наших судеб. Возможно, именно эти славные ребятишки будут решать в не столь далёком будущем, какие нам начислять пенсии и пособия, нужны нам, престарелым, льготы или нет. А также хвастаться перед нашими же детьми, которые будут трудиться в народном образовании и медицине, что, мол, зарплата бюджетников за истекший период возросла на ноль целых столько-то десятых процента... И при этом искренне считать себя благодетелями. Нет, конечно, я не против самой различной профориентации.

Я, например, в детстве отчаянно мечтал стать геологом, причём на протяжении нескольких лет. Мои однокашники мечтали стать кто актрисой, кто лётчиком. Но стали по преимуществу инженерами, поскольку ближайший вуз от нашей школы был "Цветмет". Кого-то мотает по волнам малого бизнеса, кто-то строит и проектирует... По крайней мере, работать во власти никто не мечтал. Нет, карьеристы, конечно, были, но вслух этого желания никто не высказывал. Тот факт, что нынешние дети мечтают стать депутатами и не стесняются этого, меня немного пугает.

И ещё один нюанс - из комсомольских горлопанов и активистов моих школьных лет в итоге ничего путного, насколько я знаю, не вышло. Поступили в вузы, ошивались где-то в инструкторах райкомов да там и застряли, потом после известных событий оказались не у дел в роли озлобленных неудачников. Удержались в седле как раз битые жизнью, те, кого не жаловали педагоги и обстоятельства... Нет, конечно, Суворов был прав - плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. В смысле, если человек избрал какую-то профессию, он непременно должен стремиться достичь в ней определённых вершин. Но я всё-таки осмелюсь перефразировать великого полководца - плох тот генерал, который никогда не был солдатом. Времена Суворова и Македонского прошли, и никто не требует от нынешних военачальников греться с простыми воинами у костра и хлебать из одного котелка. Но суровую солдатскую школу генерал пройти должен. Иначе командовать и посылать бойцов в бой он просто не сможет. Да, наверное, и не имеет морального права... То же самое, по-моему, касается и политиков.

Дочь бывшего лидера СПС Бориса Немцова, Жанна, которой от роду всего-то 21 год, уже уверенно заявляет, что готова стать профессиональным парламентарием, и выдвигает себя в Мосгордуму по одномандатному округу. "Я всю сознательную жизнь мечтала заниматься политикой. Ещё совсем ребенком я смотрела все телерепортажи со съездов народных депутатов и знала по фамилиям многих парламентариев", - заявила она журналистам, мотивируя своё желание баллотироваться. Всерьёз окунулась в политику и другая юная особа - отпрыск недавнего "младореформатора" Егора Гайдара Мария. Несмотря на свою молодость, девочки наверняка прочувствовали, в чём разница между дочерью научного сотрудника средней руки и политика, занимающего достаточно высокий пост. Вот только я очень и очень сомневаюсь, что из этих особ получатся народные радетельницы. Лично я за представительниц "золотой молодёжи" и под пистолетом голосовать не пошёл бы. Не верю я, что, наблюдая по телевизору за заседаниями парламента и учась командовать и организовывать за школьной партой, можно научиться управлять страной, краем, городом...

В советские времена у партийной номенклатуры было твёрдое, как дуб, правило: в начале трудовой биографии обязательно должна была стоять строчка - работал токарем, слесарем, комбайнёром. Дело даже не в пресловутом рабоче-крестьянском происхождении - "наверху" требовали, чтобы номенклатурный работник обязательно "знал жизнь". А "будущих депутатов" готовить - дело неблагодарное, себе дороже выйдёт...

"Виртуальная поддержка идеального бизнеса".

("Красноярский рабочий. XXI век", 24.10.05, Михаил Кемпинский)

В один и тот же день в Красноярске проходили два события, имеющие самое непосредственное отношение к малому бизнесу. В администрации края - профессиональная практическая конференция, посвящённая в том числе и вопросам поддержки малого бизнеса. А в здании Федерации профсоюзов представители практически всех существующих объединений предпринимателей Красноярска принимали решение о подготовке совместных акций протеста против политики, выталкивающей их за грань выживания. Чего бы проще - вместо готовящихся пикетов и митингов обратиться за содействием к власти, тем более что поддержка малого бизнеса неизменно называется приоритетным направлением в деятельности администраций как края, так и его столицы. Власть субсидирует инвестиционные проекты малых предприятий, озабочена созданием бизнес-инкубаторов и венчурного фонда. Но вот парадокс. По данным совместного исследования, проведённого "Опорой России" и ВЦИОМ, среди восьмидесяти субъектов Федерации Красноярский край с точки зрения предпринимательского "климата" занял последнее место. В чём причины?

Реально на сегодня действуют следующие меры поддержки малого бизнеса: субсидирование части процентных ставок по кредитам и налоговые льготы. Что касается первого, то субсидии получили несколько десятков предприятий, причём вряд ли сеть гипермаркетов "Алпи" или "Сибирскую губернию" можно отнести к малому предпринимательству. Между тем в крае более 100 тысяч субъектов малого бизнеса, из которых девять десятых - индивидуальные предприниматели. Достаточно сопоставить порядок цифр - десятки и десятки тысяч, чтобы понять всю мизерность этой поддержки. Что касается налоговых льгот, то забавно, что этих налогов предприниматели, в массе своей находящиеся на "вменёнке" или "упрощёнке", не платят. Поэтому льготы предоставляются отнюдь не им, а, к примеру, "Красэйр".

То, что эффект от пресловутых мер поддержки близок к нулевому, отнюдь не мешает чиновникам раз за разом добросовестно докладывать о них на различных форумах, что заставляет задуматься: насколько адекватно действительности представление наших властей о реальных проблемах малого бизнеса?

Что, собственно, заставило предпринимателей Красноярска собраться вместе? Три серьёзнейшие проблемы: приватизация в соответствии с законом о местном самоуправлении объектов муниципальной собственности; готовящееся повышение ставок земельного налога в краевом центре; вполне вероятный рост единого налога на вменённый доход.

То, что в результате приватизации множество предпринимателей, не имеющих возможности выкупить арендуемые ими помещения, окажется на улице, сегодня ясно вроде бы всем. В масштабах Красноярска речь идёт о десятках тысяч людей, в масштабах страны, соответственно, - о миллионах. В Госдуме сегодня находится на рассмотрении законопроект об особом порядке приватизации для субъектов малого предпринимательства. Логично было бы до разрешения вопроса приостановить процесс приватизации, тем более что начальник департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска Иосиф Бакшеев неоднократно публично высказывал опасения по поводу последствий непродуманной приватизации для малого бизнеса города. Однако план приватизации на 2005 год неукоснительно выполняется, хотя, по словам председателя краевой организации профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ "Торговое единство" Варвары Безруких, из сотни субъектов малого бизнеса, попавших "под раздачу" первыми, ни один не в состоянии сегодня выкупить арендуемое помещение. Кроме того, по мнению Варвары Безруких, порочен и сам принцип отбора объектов. На сегодня масса объектов городской собственности к продаже просто не готова - не проведена инвентаризация, объекты не прошли регистрацию в регпалате. В казне города всегда не хватало на это средств. Поэтому в первую очередь на продажу выставляются помещения, где процесс оформления документации уже завершён. Между тем зачастую все издержки по надлежащему оформлению объектов брали на себя именно предприниматели - это давало им возможность заключать с администрацией города долгосрочные договоры аренды, которые также должны пройти регистрацию.

Таким образом, в проигрыше оказываются не предприятия-однодневки, а те, кто планировал свою деятельность на годы вперёд, рассчитывая (как теперь выясняется, напрасно), что власть установила "правила игры" всерьёз и надолго. О новом подходе к расчёту ставки земельного налога, основанном на кадастровой оценке земли, чиновники говорили уже давно. При этом в самых оптимистических тонах. Дескать, это позволит установить более справедливое налогообложение, причем бояться, что сборы существенно возрастут, не следует. Что получилось в итоге? Мало того, что федеральные умы разработали совершенно извращённую методику оценки земли, согласно которой квадратный метр вечной мерзлоты оценивается в три раза дороже квадратного метра плодородного южного чернозёма. Ставки налога, которые предполагается установить в Красноярске (напомним, что с 2006 года земельные платежи переходят в ведение органов местного самоуправления), будут для некоторых категорий плательщиков выше в 3-5 раз. Среди этих категорий, разумеется, и малый бизнес. При этом следует отметить, что для крупных промышленных предприятий и объектов ЖКХ налоги не только не повысятся, но даже в ряде случаев понизятся. Таким образом, сумма земельных платежей по Красноярску сразу же увеличится едва ли не вдвое, причём при заложенной в проект 70-процентной собираемости налогов. Надо отметить, что негативную реакцию предпринимателей вызвало не только резкое увеличение сборов (кстати, ни в одной рыночной экономике налоги не повышались в разы, это ситуация просто невозможная), но и атмосфера секретности, в которой готовились соответствующие документы. Несмотря на то, что принимаемые решения имеют колоссальное значение для всего малого бизнеса Красноярска, никто из его представителей не только не привлекался к разработке столь важных документов, но даже не был проинформирован об их содержании. И это несмотря на неоднократные обращения представителей предпринимательских организаций. Информация стала доступной только после того, как стала достоянием депутатских комиссий городского совета. Что касается единого налога на вменённый доход, точнее, установления основного коэффициента К2, который, собственно, и определяет размер налога, то информации о его предполагаемых размерах нет до сих пор. Но, учитывая весь предыдущий опыт, предприниматели ожидают, что и здесь будут установлены запредельные ставки.

На фоне всего этого сообщение о том, что из бюджета города выделены субсидии четырём малым предприятиям, производит несколько странное впечатление. Вроде бы власть поддерживает предпринимательство. С другой стороны, похоже, сложилось убеждение, что "Боливар выдержит двоих", и, сколько ни увеличивай налоговую нагрузку, предприниматели сдюжат. Надо добавить, что всё это происходит на фоне постоянного роста цен на бензин, тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги, увеличения арендной платы за землю, бесчисленных проверок, оформлений, согласований и связанных с ними поборов. И, как водится, упрёков в "непрозрачности", "уводе в тень" зарплаты и налогов. Конечно, уводят. Причём в массовом порядке. Но в чём причина? В особой злонамеренности малого бизнеса или в том, что "в светлую" могут выжить единицы? Как раз те, кто соответствует идеальной модели предпринимателя, рождённой в тиши кабинетов. Именно для этой идеальной модели и разрабатываются виртуальные программы поддержки.

КСТАТИ

В 2002-2005 годах объём малого предпринимательства в крае увеличился на 113,6 процента, сообщил заместитель губернатора Эдхам Акбулатов. По его словам, данный показатель превысил среднероссийский, составивший 107,8 процента. Предполагается, что в Красноярском крае доля субъектов малого бизнеса в общем объёме производства составит по итогу 2005 года 13 процентов, что на 6 процентов выше показателя по России.

"К сожалению, поддержка малого и среднего предпринимательства в крае распределяется неравномерно, - отметил он. - 12 муниципальных образований практически не оказывают государственной поддержки данным субъектам. Это Саянский, Большемуртинский, Канский, Мотыгинский районы, Игарка, Лесосибирск". В настоящее время 33 малых предприятия поддерживаются администрацией края посредством субсидирования процентной ставки по кредитам. "Общий лимит, заложенный в бюджете на субсидирование процентных ставок, использован нами не полностью, иначе это позволило бы привлечь в экономику края порядка 3 миллиардов рублей против 1,1 миллиарда рублей, которые мы имеем на сегодняшний день", - пояснил руководитель ГУРЭП.