Гендиректор самарского завода "Авиакор" Сергей Лихарев в ближайшее время проведет переговоры с бразильским производителем самолетов Empresa Brasileira de Aronautica SA (Embraer).

19 октября России и Бразилии Владимир Путин и Луис Инасиу Лула да Силва по итогам переговоров в Москве подписали совместное заявление, в котором говорится о вариантах сотрудничества двух стран в области авиапрома. В документе особо отмечается "стремление бразильской компании Embraer к установлению партнерского сотрудничества с российскими предприятиями, в том числе в создании реактивных самолетов ERJ-145 в России". Embraer проявила интерес к организации сборочного производства ERJ-145 на базе самарского завода "Авиакор". Главным условием компания ставит выделение ей контрольного пакета акций авиазавода в 51%. Примечательно, что российские компоненты в производстве лайнера Embraer использовать категорически не желает и готова обсуждать только организацию сборки самолетов из собственных готовых комплектов. Embraer не собирается также вкладывать в проект собственные средства, определив свое долевое участие в поставках самолетокомплектов, консалтинге и раскрытии "Авиакору" нескольких производственных ноу-хау.

Больших инвестиций в завод с российской стороны также не требуется. "Все зависит от глубины отверточной сборки. В зависимости от этого стоимость вложений может колебаться от $2 до $10 млн.", - пояснили в Роспроме, отметив, что организовать производство ERJ-145 "вполне возможно на любом авиаремонтном заводе, где есть свободный ангар". Однако бразильская сторона предпочитает вести переговоры с входящим в управляющую компанию Олега Дерипаски "Базовый элемент" "Авиакором", имеющим опыт работы в том же сегменте рынка среднемагистральных самолетов. Сейчас предприятие выпускает Ан-140..

Гендиректор "Авиакора" Сергей Лихарев заметил, что завод "заинтересован в сотрудничестве с мировыми авиационными производителями и рассматривает все возможности кооперационных проектов". Единственное условие, выдвигаемое "Авиакором" - проект не должен быть конкурентом лайнеру Ан-140, производство которого уже налажено. "Ни один кооперационный проект не должен подрывать основы производства российских самолетов, которое уже действует и имеет сформированный пакет заказов", - заявил Сергей Лихарев, подчеркнув, что это "государственная политика развития авиапрома". Тем не менее, по словам Лихарева, "Авиакор" готов идти на переговоры с Embraer, которые должны состояться в ближайшем будущем. Гендиректор самарского авиазавода собирается предложить бразильцам сотрудничество в другой отрасли - к примеру, в совместном проекте на рынке малой бизнес-авиации, которая в России практически не развита.

Как пояснили в Роспроме, даже если допустить, что Embraer наладит на базе "Авиакора" на своих условиях производство ERJ-145, лайнеру "вряд ли найдется применение в России". Во-первых, бразильский самолет существенно дороже российского Ан-140 - $15,9 млн. против $9,8 млн. Во-вторых, поскольку ERJ-145 является реактивным самолетом, расход топлива у него значительно выше, чем у турбовинтового Ан-140. Единственный показатель, по которому лайнер Embraer выигрывает у Ан-140, - это скорость. Количество пассажирских мест и коммерческая нагрузка у него несколько меньше, чем у российского аналога. "Вряд ли найдется перевозчик, который захочет купить более дорогое воздушное судно, чьи характеристики заведомо хуже, чем у его аналога", - отметили в Роспроме. На вопрос, не может ли сам факт российской сборки существенно удешевить стоимость ERJ-145, в Роспроме отметили, что, поскольку Embraer хочет собирать самолет из готовых комплектов, "говорить о снижении себестоимости не приходится". Кроме того, создание совместного с бразильцами предприятия на их условиях невозможно по действующему российскому законодательству - оно не позволяет отдавать иностранным компаниям более 25% пакета акций заводов авиационной промышленности. "Хотя, вполне возможно, под политический проект законы и поменяют", - считают в Роспроме, - сообщает "Коммерсантъ-Среднее Поволжье".