"КоммерсантЪ" рассказывает, что несколько рекламных агентств Нижнего Новгорода обратились к прокурору Нижегородской области с требованием опротестовать новые правила размещения рекламы на мобильных биллбордах. Участники рынка в заявлении утверждают, что изменения в Правила размещения наружной рекламы, одобренные гордумой, "ущемляют права компаний, размещающих рекламу на мобильных биллбордах".

До сих пор использование мобильных биллбордов в Нижнем Новгороде не считалось наружной рекламой и регламентировалось только приказом МВД РФ "Об утверждении инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах". В соответствии с этим документом для размещения такой рекламы агентствам требовалось только разрешение ГИБДД.

К наружной рекламе мобильные биллборды отнесло постановление, принятое Думой Нижнего Новгорода 21 сентября по инициативе комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами.

Соответствующими изменениями в Правила размещения наружной рекламы в городе дума обязала рекламные агентства получать разрешение КУГИ на использование мобильных биллбордов, а также согласовывать с ведомством маршрут движения автомобилей и места их стоянок.

По новым правилам, заключив договор с КУГИ, агентства должны ежегодно платить 1,5 тыс. рублей госпошлины за каждый автомобиль с рекламной поверхностью, а также оплачивать арендную плату "рекламной стоянки" - места, где останавливается мобильный билл-борд.

Глава КУГИ Нижнего Новгорода Алексей Ляпин считает, что это постановление Гордумы вступило в законную силу и сейчас его ведомство собирает сведения обо всех фирмах, имеющих мобильные биллборды.

"Сосчитать их пока сложно. Наша задача - во-первых, упорядочить их работу, чтобы машины не стояли на газонах и где попало, во-вторых, заработать на этом денег в городской бюджет. До сих пор такого рода реклама не приносила казне ни копейки", - пояснил Ляпин. Уточнять объем планируемых поступлений он не стал, сославшись на отсутствие расчетов.

Между тем именно арендные ставки и порядок их взимания больше всего возмущают рекламные агентства. По их подсчетам, платить за каждую рекламную стоянку мобильного биллборда в месяц им придется около 30 тыс. рублей, причем эта цифра может возрасти в разы.

При этом участникам рынка не понятно, что именно считается стоянкой биллборда - остановку автомобиля на светофоре или парковку на центральной городской магистрали. Кроме того, новые правила вводят запрет на остановки транспорта с рекламн, а Правила дорожного движения не содержат никаких запретов для транспортных средств с рекламными щитами.

В направленном в прокуратуру заявлении рекламные агентства также заявили, что мобильные биллборды не могут являться наружной рекламой, так как по федеральному законодательству она должна быть представлена техническими средствами "стабильного территориального размещения".

Другие участники рекламного рынка Нижнего Новгорода, не подписавшиеся под обращением в прокуратуру, также считают новые правила недоработанными. По их мнению, маршруты движения и стоянок транспорта с рекламными биллбордами зачастую будут противоречить позиции ГИБДД потому, что "милиция заинтересована в том, чтобы максимально ограничить количество мест стоянок и остановок автомобилей, чтобы иметь возможность договариваться с каждой из рекламных компаний индивидуально". Это приведет к росту коррупции в ГИБДД, которая официально будет позиционировать себя как "борца за максимальный комфорт автомобилей и пешеходов на дорогах". Разобраться в возникшей ситуации и проверить постановление Городской Думы на соответствие федеральным законам участники рекламного рынка просят лично прокурора Нижегородской области Владимира Демидова.

Если прокуратура установит несоответствие принятого постановления федеральному законодательству, то Гордума на основании протеста прокурора или решения арбитражного суда должна будет устранить все обнаруженные нарушения.