Минфин Якутии за повышение прозрачности бюджетных отношений. Демонстрируя это намерение, министр финансов Айсен Николаев дал пресс-конференцию, посвященную проекту бюджета 2006 года. По его словам, проект, несмотря на дефицит, выглядит достаточно оптимистично - растут и собственные доходы республики, и помощь из федерального центра.

Айсен Николаев отметил рост экономики республики и, соответственно, рост налоговых доходов бюджета. Если в 2004 году они составляли чуть больше 13 миллиардов рублей, то в 2006 году ожидается поступление 18 миллиардов. Около 40% налоговых доходов бюджета республики 2006 года составят налоги АК "АЛРОСА". В прежние времена они составляли более 50%.

Неналоговые доходы республики, основную часть которых составляет арендная плата алмазной компании, останутся на уровне нынешнего года. Министр финансов уверен: несмотря на все разговоры о том, что арендная плата АК "АЛРОСА" в результате действий федеральных властей будет ликвидирована, в 2006 году этого не произойдет. По проекту она составит 8 963 200 000 рублей.

Айсен Николаев обратил особое внимание на то, что руководству республики, а также министерству финансов удалось добиться существенного увеличения финансовой помощи из федерального центра. Если в первоначальном проекте федерального бюджета на Якутию приходилось 10,5 млрд рублей, то во втором чтении эта цифра выросла более чем на 40% - до 14,6 млрд рублей. При том, что в целом фонд финансовой помощи регионам вырос только на 20%. Столь серьезный прогресс стал результатом работы с Минфином и правительством России, где якутяне смогли защитить все цифры. Они доказали, что климатические особенности объективно ведут к повышению затрат в ЖКХ, транспортной отрасли и т.д.

Министр, признавая, что садиться на финансовую иглу трансфертов опасно, в то же время относится к нынешним реалиям достаточно спокойно: если деньги дают, их надо брать. Якутия по объему трансфертов находится на втором месте после Дагестана, но если посмотреть на эти объемы в соотношении с налоговыми доходами, то место окажется совсем другим - тридцатым или сороковым. С точки зрения макроэкономики республику можно назвать донором, но с точки зрения бюджетного процесса она является дотационным регионом.

Расходная часть бюджета - более 49,5 млрд рублей. Ее увеличение связано, прежде всего, с ростом зарплаты в бюджетной сфере: с 1 сентября 2004 года - на 11% и с 1 мая 2005 года - на 20%. После недавних инициатив президента РФ многие сегодня ожидают резкого увеличения зарплаты участковых врачей и медсестер. Айсен Николаев по этому поводу заявил: решения были приняты на федеральном уровне, значит, и финансироваться должны из федерального бюджета. В проекте бюджета республики средств на обещанное Москвой повышение нет. При этом министр признал, что ситуация вызывает некоторое беспокойство: не останется ли это просто декларацией? Правительство России только сейчас начало просчитывать цену этих инициатив. Только сейчас в Москве узнают, сколько в стране участковых врачей. Не получится ли так, что "царь велел, а бояре не исполнили"?

Увеличиваются расходы бюджета республики по социальному обеспечению населения. Будет продолжена монетизация льгот. Единственное, что точно не подлежит монетизации в ближайшие годы - это льготы по ЖКУ. Хотя в федеральном центре постоянно задают, как выразился Айсен Николаев, "неприятные вопросы" по этому поводу: когда республика перейдет на 100-процентную оплату ЖКУ? Как стало ясно из слов главы Минфина, помимо непопулярности этой меры есть и другая сторона. Допустим, нуждающимся будут предоставляться субсидии. Но изменение денежных потоков (субсидии вместо прямой финансовой поддержки ЖКХ) приведет к тому, что рухнет вся система централизованного завоза ПТН, обеспечения отрасли.

Впервые расходы на реализацию президентской программы развития села превысят 4 млрд рублей. В основном это произойдет за счет роста среднезакупочных цен на молоко (20 руб. в 2006 году против 15 руб. в этом).

В Инвестиционной программе сохраняются прежние приоритеты: строительство школ, больниц, третьей нитки газопровода, ВЛ-220 Мирный-Нюрба-Якутск и автомобильных дорог, развитие телекоммуникаций.

В бюджете республики найдет отражение создание двухуровневой системы местного самоуправления. Нормативная база для межбюджетных отношений в новых условиях уже имеется. В 2006 году все муниципальные образования получат бюджеты. Идея пережить первый год, ограничившись принятием смет расходов, была отвергнута. А. Николаев считает, что уже сейчас муниципалитеты должны учиться работе над бюджетом. В первый раз им помогут специалисты казначейского управления Минфина. Модельные проекты бюджетов муниципальные образования уже получили. Республика существенно облегчила нагрузку на муниципальные бюджеты: покрытие убытков ЖКХ, которые образуются оттого, что тарифы устанавливаются ниже себестоимости услуг, теперь станет полномочием республики. Кроме того, такой подход поможет организованно проводить централизованный завоз для нужд отрасли.

Государственный долг республики (порядка 14 млрд рублей) упорядочен, по всем обязательствам перед федеральным центрам подписаны соглашения. Для сокращения долга будет использован рыночный инструмент - ценные бумаги. Кредитный рейтинг республики сегодня, по различным оценкам, равен или приближается к рейтингу Российской Федерации. Брать кредиты республика теперь будет только на текущие нужды (например, ликвидацию кассовых разрывов) и только под небольшие проценты - не более 11 (ранее привлекались кредиты под 14% годовых).

Дефицит бюджета, судя по всему, не вызывает опасений министра финансов. Источник покрытия дефицита в 2006 будет традиционным - продажа государственного имущества. Сама причина возникновения дефицита вполне уважительна - республика много инвестирует. "Такой инвестиционной программы нет ни у одного другого региона, особенно по социальным объектам, нет такой поддержки сельского хозяйства. Наш дефицит идет не на проедание, а на развитие", - заявил Айсен Николаев.

Министр финансов полагает, что обсуждение проекта главного финансового документа республики пройдет конструктивно. При этом вполне понятно, что возникнут дискуссии по отдельным статям и объектам инвестпрограммы, передает ЯСИА.