"Председатель КГТРК Петр Константинов: "Самый лучший федеральный телеканал - "РОССИЯ"

. ("Конкурент", 19.10.05, Андрей Петров)

"Конкурент" продолжает цикл интервью с топ-менеджерами красноярских телекомпаний.

КОНКУРЕНТ: Чем собираетесь удивлять зрителя в новом сезоне?

КОНСТАНТИНОВ: Есть известная китайская поговорка: ничего нет хуже, чем жить в эпоху перемен. Поэтому мы не настроены потрясать телевизионный мир кардинальными изменениями. Будем сохранять постоянство. Эротики на канале как не было, так и не будет. Политически - как канал занимал свою взвешенную позицию, так и будет. Постараемся в первую очередь, наверное, удивить рекламодателей ростом наших рейтингов и долей. Как известно, телеканал "Россия" вышел на первую позицию, уверенно обогнав Первый канал. Для нас это очень важно. Что касается собственных продуктов, то мы готовим один проект. Это будет итоговая еженедельная информационно-аналитическая программа. Пока она находится в стадии подготовки, ищем ведущего. Выйдет свой проект и на принадлежащей нам радиостанции "Эхо Москвы Красноярск". В общем, работа ведется скромно, но настойчиво.

КОНКУРЕНТ: Кого вы считаете своим главным конкурентом на сегодняшний день?

КОНСТАНТИНОВ: Ну, если говорить философски, то конкурентом я бы назвал зрителя. Потому что, по сути, идет борьба не с коллегами, а борьба за сознание зрителя. Мы все по отдельности убеждаем его, чтобы он "работал" с нами. Поскольку наш формат вещания не пересекается на самом деле с форматами других телекомпаний, то в принципе прямых конкурентов-коллег нет. Мы в нормальных отношениях со всеми, и если что-то надо обсудить сообща, я спокойно звоню на ТВК Вострову, разговариваем, консультируемся и какие-то решения с ним вместе принимаем. Точно так же звоню на 7 канал Вербенко, на "Афонтово" Киму.

КОНКУРЕНТ: Что из программ других телекомпаний нравится вам лично? И что не нравится?

КОНСТАНТИНОВ: Если что-то не нравится, то некие детали. И все. А удивляет, скажем, красный цвет, выбранный для упаковки и выгородки "СТС-Примой". Не знаю, чем это обосновано...

КОНКУРЕНТ: Неприятно?

КОНСТАНТИНОВ: Неприятно - не могу сказать. Просто удивило. Пока не сформировалось окончательное отношение. Вообще, когда смотришь на конкурента, в первую очередь замечаешь то, что удачно, что хорошо, что понравилось. На этом акцентируешь внимание и не замечаешь недостатки. "Афонтовцы" молодцы в том смысле, что замахнулись на собственное вещание. Нравится состоявшийся проект "После новостей".

КОНКУРЕНТ: А есть такая передача на региональном красноярском рынке, про которую можно сказать: "жаль, что не на ГТРК"?

КОНСТАНТИНОВ: До моего прихода на ГТРК выходила программа "Территория". Она, в принципе, была создана у нас на ГТРК, потом шла еще на "Афонтово" и где-то там растворилась в рынке взаимоотношений. Там была заметна добротная работа ведущего, редакторской группы. Причем ребята, которые занимались этой программой, далеко пошли. По остальным телепродуктам - либо это не наш формат, либо это не та вещь, из-за которой стоит убиваться.

КОНКУРЕНТ: Если говорить о российском телевизионном рынке, что за последний год больше всего впечатлило?

КОНСТАНТИНОВ: Самый лучший федеральный телеканал - "Россия". Причем зрители его выбирают все больше и больше. Мне многое на нем нравится. Из программ других каналов я бы отметил работу Владимира Соловьева на НТВ. С энергией, с хорошей энергетикой, со знанием материала. Просто вызывает восхищение. Что касается модных реалити-шоу, то они направлены на узкую, специфичную группу зрителя. Сам я реалити смотрю очень редко, в объеме где-то 5-7 минут. Отношусь очень спокойно и даже, сказал бы, с некоторым сомнением. Я не уверен в том, что эти шоу этичны по своей сути. Люди, которые "играют" настоящую жизнь под прицелом камер, потом будут выпущены в реальную жизнь. И что их ждет? Люди играют в отношения, в строительство собственного будущего, которого не будет. Это мое мнение, и оно не распространяется на всех. Люди смотрят, и это имеет рейтинги. А вот почему это имеет рейтинги - конечно, загадка для социологов.

Петр КОНСТАНТИНОВ

Любимые телевизионные ведущие:

Владимир Познер, Арина Шарапова, Сергей Брилев.

Любимая телевизионная передача: "Вести".

Любимые кинофильмы: "Жестокий романс" Эльдара Рязанова и франко-английский фильм "Воздушные приключения".

"Морской узел. Транспортный".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 19.10.05, Любовь Астапова)

Можете представить рельсы, завязанные в узел? Нет? А работники Дудинского морского порта наблюдают такое практически ежегодно. Каждую весну причалы ДМП во время половодья уходят под воду. И каждый год после разгула стихии приходится восстанавливать их. Ни в одном порту мира нет ничего подобного. О работе уникального предприятия нам рассказал его начальник Игорь Уздин. МК: Игорь Борисович, как давно вы на Таймыре?

И.У.: Два года. До этого работал десять лет в Мурманском морском торговом порту. Получил предложение от "Норильского никеля" возглавить порт в Дудинке. Как говорится, от такого предложения не отказываются. Так и оказался здесь.

МК: А сами откуда родом?

И.У.: Я северянин, но с другого полуострова - с Кольского. Родился в Мурманске, там же получил образование - окончил Мурманское высшее инженерное морское училище. После этого пять лет ходил в море, а потом уже пришел работать в порт.

МК: Погода в Мурманске отличается от норильской?

И.У.: Естественно, европейский климат мягче. Хотя Норильск и Мурманск расположены на одной - 69-й - параллели, зима на моей родине намного теплее благодаря течению Гольфстрим. Мурманский порт не замерзает даже зимой.

МК: Не боялись ехать сюда?

И.У.: Ну, если бы я сказал "нет", вы все равно бы не поверили. Конечно, страшно было ехать туда, где ни разу не бывал и где не знал ни одного человека. Все новое: и коллектив, и сама работа.

МК: И как прошла адаптация?

И.У.: Мне, наверное, повезло. Я нашел здесь единомышленников. Мы говорим на одном языке. Ведь я всю жизнь прожил на севере, и здесь люди имеют огромный опыт работы в подобных условиях. Наверно, будь я, например, из Москвы, тяжелее пришлось бы.

МК: То есть люди того и этого севера немногим отличаются?

И.У.: Я бы сказал так: есть особая "нация" - северяне, и ее представители понимают друг друга с полуслова.

МК: А работа в Мурманском и Дудинском порту тоже мало чем отличается?

И.У.: Нет, отличия есть, и серьезные. Во-первых, по форме собственности. Мурманский порт - это акционерное общество, а Дудинский морской порт - ведомственный, это подразделение "Норильского никеля". Кроме того, Кольский залив не замерзает, в отличие от Енисея. Поэтому здесь мы используем ледоколы, чтобы проводить караваны морских судов. В-третьих, Дудинский морской порт работает летом еще и как речной порт. В-четвертых, он является уникальным по гидрологическим факторам.

МК: В чем заключается уникальность?

И.У.: Каждый год порт уходит под воду, и всегда после паводка мы его восстанавливаем. Конечно, раз на раз не приходится: когда-то - небольшие разрушения, когда-то - огромные. Максимальный подъем воды зафиксирован в 1999 году - 21 метр 48 сантиметров. Есть фотографии, где видно, что вода поднялась вплоть до первого этажа здания управления порта. Каждую весну перед паводком мы поднимаем краны с причалов на безопасные отстойные пути, демонтируем все инженерные сооружения, а после разгула природы вновь восстанавливаем порт. Толщина льда в суровые зимы достигает полутора-двух метров, и эти глыбы просто сметают все на своем пути. Поэтому нам приходится укладывать заново бетонные плиты и подкрановые рельсы, асфальтировать грузовые площадки, проводить электрические кабели. Практически строим причалы заново. Каждый год компания тратит на восстановление порта около миллиона долларов!

МК: Своими силами отстраиваетесь?

И.У.: У нас есть практика использования "десанта" из Норильска - на помощь приезжают работники Заполярного филиала "Норникеля" - шахтеры, металлурги, другие рабочие.

МК: А порт нельзя было спроектировать иначе, чтобы не тратить столько сил и средств каждый год?

И.У.: От сезонных затоплений нам не избавиться. А относительно других способов доставки грузов предложения были самые разные. Например, использовать дирижабли, подводные лодки... Однако на сегодняшний момент эффективным признан только Северный морской путь через Ледовитый океан. Конечно, это не дешевое удовольствие, но строительство железной дороги обошлось бы еще дороже.

МК: У вас из окна прекрасный вид - порт как на ладони. Вот эта коса между реками Енисеем и Дудинкой искусственная? Для чего она?

И.У.: Вы имеете в виду дамбу? Да, искусственная. Она предназначена для защиты, используется в качестве преграды. Во время ледохода глыбы уходят по касательной от дамбы, и большая их часть минует причалы, соответственно и разрушений меньше. Не поверите, но подкрановые рельсы после паводка просто завязываются в узел!

МК: Так каждый год и будете их "развязывать"?

И.У.: Постепенно пытаемся уйти от этого. Сейчас у нас идет техническое перевооружение, порт модернизируется. Вносим изменения в технологию погрузочно-разгрузочных работ, - старые портальные краны меняем на современные мобильные. Мы выбрали краны австрийской фирмы "LIEBHERR", потому что только эта компания смогла выполнить наши условия. А это работа при температуре до минус 50 градусов и безопасный режим хранения - до минус 60. Больше никто в мире не выпускает таких кранов. Старые мы эвакуируем по шесть штук за сутки, а всего перед паводком надо переместить 40 штук. Можете представить, сколько времени на это уходит? Краны же австрийской компании мобильны: для них не нужны рельсы, - они на колесах, не требуется электрического снабжения - работают на топливе. На эвакуацию затрачивается всего 10 -15 минут! И еще одно немаловажное преимущество заключается в том, что один мобильный кран по техническим возможностям может заменить три портальных. Сейчас у нас четыре таких крана, в следующем году получим пятый, а всего их будет одиннадцать.

МК: Основную часть грузооборота Дудинского морского порта составляет продукция Заполярного филиала "Норникеля"?

И.У: Конечно. Но речной и морской пути служат еще и для обеспечения северян продуктами, промтоварами. Летом по Енисею из Красноярска и круглый год по морскому пути идут караваны со всем необходимым для жизни на Севере, начиная от продовольствия и заканчивая нефтепродуктами. По Енисею, к тому же, к нам с "материка" сплавляют лес, в Дудинке есть завод для его переработки. А вывозится отсюда готовая продукция Заполярного филиала компании "Норильский никель", - это медь, никель, кобальт, сера и прочее.

МК: Больше грузов доставляется по морю или по реке?

И.У: Все-таки по Енисею. В среднем наш грузооборот за год составляет три миллиона тонн, из них около миллиона - грузооборот по морю, а два - по реке.

МК: Сколько людей работает в порту?

И.У.: Сегодня - 1450 человек. Большая часть наших сотрудников живет в Дудинке - столице Таймыра.

МК: В порту есть свой флот?

И.У.: У нас 22 единицы - ледокол "Авраамий Завенягин", буксиры, катера, танкер, плавмастерская, плавучие краны.

МК: Не могу не спросить о недавно затонувшем возле вашего порта теплоходе "Некрасов". Почему, на ваш взгляд, это случилось?

И.У: Свободное предпринимательство на реке привело к тому, что сейчас любой может назвать себя судовладельцем и делать на своем корабле, что хочет. Поэтому он грузит 80 тонн вместо положенных 30, а о том, что в погоне за прибылью могут погибнуть люди, не думает. В крупных судоходных компаниях, таких как "Енисейское речное пароходство", "Транзит - СВ", с которыми мы работаем, уделяется большое внимание безопасности плавания. Сотрудники - грамотные, обученные профессионалы. Кроме того, существуют специальные службы, которые следят за правильностью погрузки и размещения груза на судне. Поэтому и таких чрезвычайных ситуаций практически не возникает. "Некрасов" же - частное судно, которому к тому же 52 года! А за таким "пожилым" кораблем нужен специальный уход! Которого, очевидно, не было.

МК: Но все-таки судно прошло сложный Казачинский порог, а около Дудинки затонуло...

И.У: Да, оно затонуло как раз напротив дамбы, о которой мы говорили. Сыграли свою злую роль погодные условия. Дул сильный ветер в тот день, а иллюминаторы у "Некрасова" были открыты. Представьте, что вдобавок к тому перегрузу еще и вода хлынула! Кроме того, на мой взгляд, у капитана не было достаточного опыта. Скорее всего, он не учел один фактор: здесь слияние двух рек, и течение достаточно сильное. Когда достали судно, ошибка обнаружилась - руль был повернут неправильно. Если бы капитан не пытался изменить курс, судно бы так не накренилось и не перевернулось.

"Квартиры молодым".

(Парламентская газета. 19.10.05. А.Статейнов)

В Эвенкии продолжается реализация федеральной жилищной программы.

Программа "Социальное развитие села до 2010 года" была разработана для улучшения условий жизни людей в малых селах и на факториях округа. Предусмотрено строительство или приобретение квартир в селах с помощью государственных субсидий, расширение рынка труда и создание рабочих мест в сельских районах. В этом году на эти цели для сельчан было выделено шесть миллионов рублей. По закону преимуществом на получение субсидий пользуются молодые специалисты, работающие в агропромышленном комплексе, выпускники вузов и средних учебных заведений, работники учреждений социальной сферы и ЖКХ. Уже 24 семьи в селах Ванавара, Нидым, Ошарово, Ессей, Бурный, Куюмба и Байкит улучшили жилищные условия. Молодые специалисты и работники бюджетной сферы получили в общей сложности почти полторы тысячи квадратных метров жилья. В ближайшее время список обладателей новых квартир пополнится еще 10 семьями в Байките, Ессее, Куюмбе и Кузьмовке.

По мнению председателя Законодательного суглана Эвенкии Анатолия Амосова, разработанная программа поможет не только решить жилищные проблемы сельского населения, но и привлечь к работе в различных сферах сельского хозяйства молодых специалистов из числа выпускников высших и средних учебных заведений. Ведь все последние годы молодые специалисты обходили родные села стороной.