Нараставшее последнее время противостояние между министром иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили и рядом представителей правящей в стране партии "Единое национальное движение", включая спикера парламента Нино Бурджанадзе, завершилось выполнением требований последних - премьер министр Грузии Зураб Ногаидели на брифинге вечером 19 октября выступил с заявлением о том, что после консультации с президентом Михаилом Саакашвили принял решение об отставке Зурабишвили с занимаемой должности. Однако этому предшествовало крайне скандальное выступление самой Саломэ Зурабишвили, получасом ранее сделавшей громкое политическое заявление в эфире телекомпании "Рустави-2".

Карьерный французский дипломат, потомок первой волны грузинской антибольшевистской эмиграции Саломэ Зурабишвили в прямом эфире назвала своих оппонентов "уродами" и заявила об опасности возврата Грузии к советской тоталитарной системе. Однако первоначально она обрисовала причины конфликта с инициировавшей ее отставку группой парламентариев. "Все это спланировано последовательно, шаг за шагом, - заявила Зурабишвили. - Мины были заложены с первого дня, с того первого скандала, когда меня обвинили в том, что я не плачу взносы в ООН, которые накопились на протяжении лет и к которым я имела такое же отношение, как к Папе Римскому". Она подчеркнула, что "допустила очень большую и очень тяжелую ошибку, когда не сняла сразу всех послов и не назначила тех новых послов, которые должны следовать за каждой новой революцией", оставшись в результате с послами, которые "служили и служат другой группе".

"Сотрудничать с ними невозможно, - подчеркнула Зурабишвили. - О каком сотрудничестве и координации может идти речь? Я укажу лишь на то, что была в ООН в течении двух недель, и наш посол в ООН не говорил мне ничего, кроме "здравствуйте" и "до свидания". Я являюсь чужеродным телом в этой системе, так как мои выступления и то, что я разобрала в посольствах определенные коррупционные элементы, очень мешает многим людям, бизнесу, многим возможностям, превращавшим эти посольства для наших граждан в действительно вражеские места за пределами страны".

По словам Зурабишвили, "это планомерно подготовленное агрессивное выступление и бунт" направлены не против нее, "а против президента". "Сегодня мы присутствуем при историческом моменте, - заявила она. - Это последнее трепыхание той старой системы, того страшного коммунистического рака. Эти люди - не люди, а уроды. Но эти люди представляют не сами себя, а представляют последнюю грань спасения той системы. Или мы очень крепко станем против этого, или отступим. Если мы отступим, то начнется обратный ход, и наш выход из старой системы с переходом в полноценную демократию отложится, если не разрушится окончательно".

"Это исторический момент не только для Грузии - это исторический момент для всего региона и, наверно, для мира, потому что Грузия, наверно, единственный пример, где есть попытка окончательно выйти из старой тоталитарной системы, - заявила Зурабишвили. - Страны Прибалтики были в другой категории, там не было таких корней. То, что сегодня происходит у нас, не произойдет больше нигде - ни на Украине, ни в России, ни в Средней Азии, ни в других странах. Самый хороший и последний шанс на это - Грузия. Если мы не доведем до конца эту нашу революцию, тогда все пойдет назад и победит тот же старый неокоммунизм, который, уверена, примет новые формы. Если победит старая система, то таким образом победит и Россия. И это больше не будет Грузия, а будет что-то другое".

Она также заявила, что ее оппоненты в парламенте - "не грузины". "Возможно, это люди, которые лучше меня говорят по-грузински, которые, возможно, тут родились и выросли, но внутренне они не грузины и их не интересует Грузия, ни интересы Грузии, ни будущее Грузии, ни - что меня больше всего поражает - будущее своих детей, - подчеркнула Зурабишвили. - В этот очень тяжелый момент, потому что перед президентом стоит очень трудный выбор, я считаю, что единственным способом выхода из сложившейся ситуации был бы роспуск парламента и назначение новых выборов, которые были бы основаны не на имеющейся системе, а на мажоритарной основе - когда человек выбирал бы человека, которого он знает".

Саломэ Зурабишвили также сообщила, что ее выступление в телеэфире и суть ее заявления заранее были известны президенту, который согласился с ее правом сделать это. Отметив, что ей неизвестно, какое решение в итоге примет глава государства, Зурабишвили заявила: "Я не жалела ни одной минуты, не жалею сейчас и никогда не пожалею, что приехала сюда, потому что это - моя страна. Если от моего пребывания здесь останется что-то, то это будет соглашение с Россией о выводе российских баз, и поэтому я считаю себя счастливой". Она также подчеркнула, что при любом исходе дела остается в Грузии, так как "выбрала себе этот политический путь", и что уже написала письмо президенту Франции Жаку Шираку, в котором извещает его о своем отказе от французской дипломатической службы. В прямом эфире Зурабишвили обратилась с просьбой ко всем, кто согласен с ней и разделяет ее позицию, собраться 20 октября на тбилисском ипподроме "на пять минут" с тем, чтобы зафиксировать эту позицию, отметив, что "посмотрим, что будет дальше".

Выступивший спустя полчаса премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил журналистам, что Зурабишвили "в течение дня сохраняла категоричный тон в отношении парламента", что он считает "совершенно недопустимым", в результате чего им было принято решение подписать распоряжение об отставке главы МИД Грузии.

Следует отметить, что завершающая фаза конфронтации между парламентом и внешнеполитическим ведомством Грузии началась после того, как Саломэ Зурабишвили посчитала оскорбительной критику, высказанную в ее адрес некоторыми представителями парламента в связи с ратификацией рамочной европейской Конвенции о защите прав национальных меньшинств, которая, по словам депутатов, затянулась по вине МИД. На состоявшемся накануне заседании парламентских комитетов по внешним отношениям и по европейской интеграции с участием Саломэ Зурабишвили, главе МИД были предъявлены ряд претензий, связанных с работой ее ведомства.

Между тем, действия представителей упомянутых комитетов подверг резкой критике депутат парламента Гиоргий Тортладзе, который добровольно вышел из состава парламентского большинства, поскольку "не согласен с бытующей практикой, когда все решения во фракции правящей партии принимают лишь несколько депутатов". Тортладзе подчеркнул, что он "не согласен со многими решениями этих депутатов, в том числе и с принятым ими решении по началу процедуры импичмента в отношении министра иностранных дел Саломэ Зурабишвили, являющейся самым успешным членом правительства", и что "Грузии сегодня придется дать серьезные разъяснения дружеским странам - не меняет ли она с отставкой министра Зурабишвили внешнеполитический курс".

Напомним, что, назначая гражданку Франции грузинского происхождения Саломэ Зурабишвили главой грузинского МИД в мае 2004 года, президент Грузии Михаил Саакашвили отметил, что она занимала ответственные руководящие посты в МИД Франции, представляла эту страну в дипломатических миссиях в США, НАТО, Евросоюзе, и подчеркнул, что она "знающий и профессиональный дипломат и специалист - она хорошо знает все детали функционирования европейских институтов". Охарактеризовав Саломэ Зурабишвили как "французского дипломата высокого ранга", Саакашвили отметил, что "она гражданка Франции, но является истинной грузинкой" и "наследницей первой волны эмиграции из Грузии". Он также отметил, что Саломе Зурабишвили является внучкой известного грузинского общественного деятеля, основателя грузинского порта Поти и грузинской железной дороги Нико Николадзе, и сообщил, что свою инициативу о назначении Саломе Зурабишвили министром иностранных дел Грузии он обсуждал в ходе своего визита в Париж с президентом Франции Жаком Шираком.