Представители организации по наблюдению за выборами в странах СНГ CIS-EMO 19 октября провели в Москве пресс-конференцию, на которой сообщили о нарушениях, допущенных в ходе муниципальных выборов в Эстонии. Директор департамента мониторинга организации Николай Кремлев предоставил корреспонденту ИА REGNUM список основных нарушений, замеченных наблюдателями в ходе их работы:

1. Эстонское избирательное законодательство не предусматривает процедуры предоставления наблюдателям от различного рода партий и кандидатов копии итогового протокола. Все данные о результатах подсчета голосов сообщаются в вышестоящую избирательную комиссию по интернету. Доставка оформленных протоколов в натуральном виде осуществляется в течение последующих двух недель. Т.е складывается ситуация, при которой наблюдатели лишены возможности отстаивать свою позицию в суде в случае возникновения споров с избирательной комиссией, т.к. не имеют на руках материальных доказательств своей правоты. Кроме того, процедура голосования на дому предусматривает выезд к заявителю не менее 2-х членов избирательной комиссии. Решение о количестве выезжающих принимает председатель участковой избирательной комиссии. В случае, если председатель принимает решение об участии 3-х членов комиссии, наблюдателям отказывают в праве сопровождать выездную комиссию и принимать участие в наблюдении за этим процессом по предлогом отсутствия места в транспорте комиссии. Если же избиратель, к которому пришли на дом, может не допустить к себе наблюдателя, заявив об этом членам комиссии. Т.о. детально не прописанная в законе процедура предоставляет заинтересованным членам комиссии проводить разного рода манипуляции как с избирателями, так и непосредственно с бюллетенями в процессе выездного голосования.

2. В русскоязычных районах и населенных пунктах Ида-Вирусского уезда неоднократно поступали жалобы от избирателей и наблюдателей об отсутствии информации на русском языке как в период подготовки выборов, так и в процессе самого голосования. Вывешенные на участках предусмотренные законом списки кандидатов были только на эстонском языке. По заявлениям представителей избирательных комиссий им было запрещено дублировать информацию на русском под предлогом того, что официальным языком в Республике Эстония является эстонский, следовательно, по Закону о языке, и все материалы должны быть на эстонском. Однако, тот же самый Закон о языке допускает использование языка национального меньшинства в качестве языка делопроизводства в районах, где национальное меньшинство составляет более 50%. Это положение напрямую относится к населенным пунктам Ида-Вирусского уезда, где русское население составляет значительно больше указанного порога. Например, в Нарве число русскоговорящего населения составляет более 90%, однако запрет местных властей на использование русского языка в качестве языка информирования избирателей действует и там, что является не только нарушением эстонского законодательства, но и существенно ущемляет права русскоговорящего населения уезда. Эту точку зрения разделяют наблюдатели из Грузии, Швеции, а также г-н Томас Бухсбаум, представитель министерства иностранных дел Австрии.

3. Представители русской диаспоры в различных партиях Эстонии заявили о неоднократных случаях давления со стороны полиции безопасности на потенциальных участников избирательного процесса в качестве кандидатов в депутаты, а именно директоров школ, учреждений культуры и других референтных лиц, финансируемых из бюджета, отстаивающих права русскоязычного населения Эстонии. Под различными предлогами, от внезапных налоговых проверок до прямых угроз увольнения, от людей требуют отказаться от выдвижения себя в качестве кандидатов в составе прорусских избирательных объединений.

4. Введенная с этого года в Эстонии система электронного голосования (т.е. голосование по интернету) оставляет весьма двойственное впечатление. Согласно процедуре, каждый обладатель ID-карты, являющейся обязательным документом в Эстонии, может через специальное считывающее устройство (Smart card reader) проголосовать не выходя с рабочего места или из дома. Затем его голос поступает в базу данных Республиканской избирательной комиссии, которая записывается на компакт-диск, а затем при подсчете голосов распределяется в участковую комиссию по месту регистрации. Подобная процедура оставляет массу возможностей для манипуляций. Так например, диск с базой голосования хранится у председателя Республиканской избирательной комиссии, затем он передает его системному администратору, который отвечает за работу программы и имеет возможности вносить коррективы. Кроме того, в процессе подведения итогов выяснилось, что программа не работает без файлов, записанных на обычный флеш-диск, находящийся у того же администратора. Т.о. вся процедура очень сильно зависит от человеческого фактора, и при определенных обстоятельствах может быть скорректирована в угоду определенным силам. Незащищенность системы от внешнего воздействия как системы, принципиально открытой для внешнего пользователя (избирателя), оставляет много возможностей для хакеров. Еще одним аспектом данной системы является невозможность со стороны проголосовавшего избирателя проверить, каким образом был учтен и учтен ли вообще его голос. Распечатка голосов в закодированном виде есть в Республиканской комиссии, но осуществить свое право на контроль со стороны избирателя практически невозможно. Эту точку зрения разделяют г-н Арнис Цимдарс, председатель ЦИК Латвии, и г-н Зенонас Вайгаускас, председатель ЦИК Литвы.

5. При выборах в городское собрание Таллина отмечены случаи использования "черных технологий". Накануне дня голосования практически все избиратели в городе получили листовки под название "Вор должен сидеть в тюрьме", подписанную неким "Институтом независимых наблюдателей за выборами". Других выходных данных эта листовка не имеет. В ней содержатся клеветнические заявления в адрес Эдгара Сависаара, министра экономики и коммуникаций Эстонии, лидера Центристской партии. Сама же центристская партия, воспользовавшись пробелами законодательства, использовала возможности коммерческой рекламы для раскрутки своей политической партии. Суть ее в следующем. По эстонскому закону за 35 дней до выборов запрещается любого рода уличная политическая реклама. За две недели до дня голосования по всей Эстонии появилась коммерческая реклама творожных сырков, в точности повторяющая стиль, оттенки цвета и символику Центристской партии. По этому же пути пошел и Эстонский Народный Союз, сыгравший на созвучии слов Eesti Rahvaliit (Эстонский Народный Союз) и Eesti Rahva Lille (Эстонский народный цветок). Кроме того, отмечена широко применяемая в России технология клонов, когда создается избирательный союз с похожими лозунгами для "размыва" голосов избирателей. Это напрямую относится к союзу "Список Кленского", откровенно созданного для отбирания голосов у Объединенной Народной Партии Эстонии.