ИА REGNUM публикует текст бюджетного послания губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, озвученного сегодня, 19 октября, в городском Законодательном собрании:

Уважаемые депутаты!

Сегодня вам предстоит рассмотреть в первом чтении проект бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год. Работая над этим документом, мы исходили из необходимости выполнения важнейших задач, поставленных президентом Российской Федерации - удвоения валового национального продукта (в случае Санкт-Петербурга - валового внутреннего продукта), усиления социальной защиты и повышения жизненного уровня населения, повышения эффективности образования и здравоохранения.

Я уверена, набранные нами темпы работы в экономике, в социальной сфере, помогут добиться поставленных целей. Успехи в экономическом развитии последних лет - залог успешного выполнения бюджета, залог нашего благополучия.

В последние годы в Петербурге темпы промышленного производства в два раза превышают общероссийские показатели. Петербург становится инновационной столицей России. Наступательная, форсированная политика по привлечению инвестиций, созданию новых производств, освоению новых промышленных территорий позволила мировым агентствам четырежды за последние два года повысить финансово-кредитный рейтинг Петербурга.

Объем иностранных инвестиций и инвестиций в основной капитал растет в геометрической прогрессии. Нигде в России таких прецедентов нет. За прошлый год объем иностранных инвестиций увеличился почти на 40 процентов! В этом году эта цифра может составить 50 процентов.

Бизнес поверил в Петербург - это уже, как говорится, медицинский факт. Качественно изменился и сам характер инвестиций. Раньше вложения шли в строительство торговых центров, гостиницы, теперь же в городе строятся заводы. Пошли вложения в промышленность и в первую очередь - в высокие технологии.

Еще совсем недавно мы мечтали о крупных прорывных проектах. И вот сегодня в наш город начали приходить крупные зарубежные и отечественные компании. Только за последний год мы заложили 6 новых заводов. Среди наших важнейших проектов - Ижорский трубный завод (объем инвестиций - 570 миллионов долларов), "Балтийская жемчужина"" (объем инвестиций - около полутора миллиардов долларов), Элкотек - 150 миллионов долларов, Тойота - 140 миллионов долларов. В городе расширили или открыли свои производства компании "Пепси", "Жилет", "Бош-Сименс", "Кнауф". А "Русская содовая компания" намерена открыть в городе крупное производство автомобильного стекла с объемом инвестиций более 200 млн долларов.

Городское агентство по промышленным инвестициям рассматривает еще более 30 потенциальных инвестпроектов. У нас есть все основания считать, что в 2006 год мы можем войти, не снижая набранные высокие темпы экономического развития. Именно это позволит нам полнее раскрывать уникальный потенциал города - человеческий, научный, промышленный, культурный.

Я хочу поблагодарить депутатов Законодательного собрания, активно участвовавших в обсуждении проблем, которые в следующем году нам необходимо решать в первую очередь. Определение приоритетов бюджетной политики на 2006 год обсуждалось с депутатами на всех этапах формирования нового бюджета. Можно смело сказать, что представленный проект бюджета - это очередной результат согласованной, совместной, конструктивной работы исполнительной и законодательной власти города. В начале своего выступления хотела бы проинформировать Вас об основных итогах работы в области финансово-экономической политики правительства Санкт-Петербурга.

Текущее состояние городской экономики характеризуется устойчивой позитивной тенденцией. Такая динамика присутствует практически по всем индикаторам социально-экономического развития, если говорить о результатах первого полугодия 2005 года. За этот период в промышленности Санкт-Петербурга отмечен значительный рост производства. Индекс промышленного производства в первом полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 114,8%. Радует, что этот значительный рост достигнут за счет основных отраслей экономики. Существенно снизилось количество убыточных предприятий. Реальные доходы населения выросли на 14,5%.

Высокие темпы экономического роста поддерживаются факторами внутреннего спроса, которые формируются на основе увеличения реальной заработной платы граждан и активизации инвестиционного процесса в городе. В 2006 году прогнозируется положительная динамика развития различных видов производства, инвестиций, финансовых показателей предприятий города, и что особенно радует - реальных денежных доходов населения. Оценивая возможности экономики города и пути ее роста, можно с уверенностью сказать, что задача, поставленная президентом России - увеличить в 2 раза валовый внутренний продукт в Санкт-Петербурге, будет выполнена к 2008 году.

Уверенное развитие экономики за последние годы позволяет оптимистично смотреть в будущее. Рост валового регионального продукта в сопоставимых ценах составит в 2006 году 108,34% по отношению к текущему году. Оптимистический прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга позволил сформировать проект бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год со следующими параметрами: доходы - 144,2 млрд рублей; расходы - 153,1 млрд рублей.

Доходы бюджета Санкт-Петербурга возрастают очень существенно. Общая сумма доходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год возросла по сравнению с 2005 годом на 24 млрд рублей или на 20%. Доходы бюджета удвоились по сравнению с 2003 годом, когда они составляли 75,7 млрд рублей. Если говорить в долларовом выражении, то еще в 2003 году бюджет составлял 2,5 миллиарда долларов. На 2006 год бюджет Санкт-Петербурга составляет уже 5 млрд долларов.

Хочу также отметить, что и по бюджетной обеспеченности на душу населения идет быстрый процесс приближения к уровню нашей столицы - городу Москва. Если еще в 2003 году бюджетная обеспеченность Москвы в 2 раза превышала нашу, то в следующем году уже только в полтора раза.

Однако при разработке бюджета мы исходим не только из финансового выражения бюджета. Мы понимаем, что именно бюджет является важнейшим инструментом реализации стратегических приоритетов Санкт-Петербурга. Прежде всего это: повышение качества жизни в городе, сокращение бедности, создание условий для устойчивого экономического роста. Реализуя указанные приоритеты, мы делаем серьезные шаги по реформе жилищного хозяйства, общественного транспорта, повышаем заработную плату в бюджетной сфере, вкладываем средства в развитие городской инфраструктуры.

Основными приоритетами проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год станут: адресное увеличение капитальных вложений в рамках инвестиционной программы; здравоохранение; социальная политика; безопасность и правоохранительная деятельность. С целью реализации инвестиционных проектов в составе бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год сформирована единая Адресная инвестиционная программа с объемом финансирования 27,4 млрд рублей или с ростом капитальных вложений к 2005 году на 30%. В 2003 году на инвестиционные цели в бюджете выделялось всего 9,7 млрд рублей. Таким образом, за три года инвестиционные расходы возросли в 3 раза.

Основными направлениями капитальных вложений в Санкт-Петербурге в 2006 году являются: строительство и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры; строительство жилья; строительство объектов социальной инфраструктуры.

На развитие объектов инженерной инфраструктуры предполагается направить 14,2 млрд рублей. В целях привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга приоритетным в 2006 году будет направление средств на инженерную подготовку территорий под строительство объектов производственного назначения - 2,1 млрд рублей, и под строительство объектов жилищной и социально-культурной сферы - 1,4 млрд рублей. Для ликвидации дефицита энергомощностей предусмотрено строительство четырех подстанций для электроснабжения ряда районов Санкт-Петербурга.

На жилищное строительство будет направлено 3,7 млрд рублей. Кроме того, будет оказана значительная государственная поддержка по улучшению жилищных условий граждан в рамках целевых программ Санкт-Петербурга: "Жилье работникам бюджетной сферы", "Молодежи - доступное жилье", "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге". С учетом средств, предусмотренных проектом бюджета на строительство жилья для работников бюджетной сферы, будет введено 150 тысяч квадратных метров (10 жилых домов) и обеспечен задел по жилищному строительству ввода 2007 года - более 120 тысяч квадратных метров.

Программа "Жилье работникам бюджетной сферы" направлена на ускорение обеспечения жильем работников учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, а также закрепление квалифицированных кадров в этих отраслях. В 2006 году на указанные цели предусматривается направить 374 млн руб.

Продолжает динамично развиваться система долгосрочного жилищного кредитования. Расходы бюджета 2006 года на ее реализацию увеличены в 1,5 раза и составляют 232 млн рублей.

В 2006 году будет продолжена государственная поддержка реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов. Финансирование строительства дорог запланировано в объеме 5,6 млрд руб., в том числе проектирование и строительство транспортного тоннеля в створе Пискаревского проспекта - 700 млн руб. и Западного скоростного диаметра - 760 млн руб.

Значительные средства выделяются на реконструкцию системы наружного освещения на магистралях города - 492 млн рублей. В полном объеме обеспечен финансированием ввод в 2006 году коллектора-дублера в районе пл. Мужества, второй Правобережной котельной, ряда объектов дорожного строительства и межквартальных магистралей, а также тепловых и газовых сетей. Будет продолжена программа ремонта дворов, фасадов, благоустройства и озеленения города.

Более 4 млрд руб. в 2006 году будет направлено на развитие транспортного сектора. На строительство объектов метрополитена предусматриваются средства в сумме 3,3 млрд рублей, что позволит активно продолжить работы по Фрунзенскому радиусу с тем, чтобы ввести эту линию к 2008 году, ввести в эксплуатацию станцию "Парнас", а также обновить подвижной состав Санкт-Петербургского метрополитена. На развитие наземного электрического транспорта будет направлено 672 млн рублей, в том числе: на реконструкцию трамвайных путей - 303 млн рублей; на приобретение трамвайных вагонов - 150 млн рублей; на приобретение троллейбусов - 100 млн рублей.

Существенная инвестиционная поддержка будет оказана развитию социального комплекса. На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения будет направлено 1,3 млрд руб. В 2006 году планируется ввод двух поликлиник в Приморском районе, завершение ремонта "Городского клинического онкологического диспансера" на пр. Ветеранов, детского санатория "Детские Дюны", завершение строительно-монтажных работ по Онкологической больнице в пос. Песочный и других.

Объекты физкультуры и спорта в 2006 году обеспечены финансированием в объеме 1,3 млрд руб. Запланированы к вводу универсальный спортивный комплекс на ул. Хлопина, ледовый стадион в Московском районе, спортивный комплекс с игровым залом и бассейном во Фрунзенском районе, спортивно-оздоровительный комплекс в Василеостровском районе, спортивная детская юношеская школа олимпийского резерва в Кировском районе.

Строительство объектов образования планируется профинансировать в объеме порядка 1 млрд руб. В 2006 году будут введены две общеобразовательные школы в Приморском и Калининском районах, два детских дошкольных учреждения в Приморском районе; начато строительство общеобразовательной школы с вводом в 2007 году в Пушкине.

На строительство объектов социального назначения будет направлено 316 млн руб., в том числе 150 млн руб. на строительство Реабилитационного центра дома-интерната в Петродворце и 112 млн руб. на строительство жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста с вводом в 2006 году дома в Василеостровском районе.

В 2006 году запланирован к вводу ряд объектов правоохранительной деятельности и пожарной безопасности: отделения милиции в Красногвардейском, Петроградском и Невском районах; пожарное депо в пос. Стрельна. Также будет начато строительство пожарных депо в Приморском и Фрунзенском районах и РУВД в Приморском районе. На указанные цели выделяется 329 млн руб.

По стройкам и объектам Санкт-Петербурга, заказчиками по которым выступают федеральные органы власти, в федеральный бюджет включены ассигнования в объеме 29,3 млрд рублей, в том числе по таким приоритетным объектам как: Кольцевая автодорога - 16,2 млрд рублей; Мариинский театр - 2,2 млрд рублей; Комплекс защитных сооружений от наводнений - 1,5 млрд рублей.

Из Федерального фонда регионального развития планируется выделение средств на долевое финансирование строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений. При этом в проект федерального бюджета включены ориентировочные объемы средств, выделяемых Санкт-Петербургу на финансирование дорожного хозяйства, в размере 3 млрд рублей. Мы настаиваем на увеличении до 4,5 млрд рублей.

Наравне с развитием общественной инфрастуктуры в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год основными приоритетами являются расходы на здравоохранение и социальную политику. Приоритетное выделение средств на указанные отрасли будет способствовать повышению качества жизненного уровня горожан. При этом особое внимание будет уделено повышению результативности бюджетных расходов.

С января 2006 года планируется ввод новой системы оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Новая система оплаты труда отменяет старую Единую тарифную сетку по оплате труда и ежемесячную региональную доплату к должностному окладу. Вместо этого устанавливаются должностные оклады для руководителей, специалистов и служащих, которые определяются в зависимости от уровня образования, стажа работы, типа учреждения. Результат указанных изменений - выход на новый уровень оплаты труда и более тесная увязка заработной платы с качеством труда.

С целью достижения этого результата в бюджете возросла как абсолютная сумма расходов на оплату труда, так и доля этих расходов, которые являются одними из наиболее значимых расходов в бюджете Санкт-Петербурга и составляют 42,7 млрд рублей или 28% в общей сумме расходов бюджета, в том числе по следующим отраслям: образование - 17,7 млрд рублей (увеличение фонда оплаты труда составило 2,6 млрд рублей); здравоохранение и спорт - 14,2 млрд рублей (увеличение фонда оплаты труда составило 3,2 млрд рублей).

Бюджет решает самые насущные для наших граждан задачи. Одной из таких задач является обеспечение доступности и качества услуг здравоохранения. Нам необходимо восстановить престиж и общественную значимость профессии врача, создать условия для привлечения в здравоохранение квалифицированных кадров, технического перевооружения и развития этой отрасли.

В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год расходы на здравоохранение возрастают по сравнению с 2005 годом на 5 млрд рублей и составляют 28,4 млрд рублей. Кроме уже отмеченного роста заработной платы, наиболее значимые объемы средств направлены на следующие цели: ремонт учреждений здравоохранения; централизованное приобретение оборудования для учреждений здравоохранения.

Предусматриваемые средства позволят ввести в строй операционные блоки в Городской Мариинской больнице, Госпитале для ветеранов войн, Городской психиатрической больнице №7 им. Павлова, завершить капитальный ремонт и реконструкцию детского санатория "Солнечное". Расходы на приобретение оборудования позволят решить задачу замены морально устаревшего медицинского оборудования: стационарных рентгеновских аппаратов, томографов, электрокардиографов, аппаратов искусственной вентиляции легких, наркозной аппаратуры, эндоскопов.

Выделены ассигнования на завершение ремонтных работ в помещении городской больницы №36 Кронштадта, Николаевской больницы Петродворца, в больнице №20 в Московском районе; будет проведен ремонт лечебных кабинетов районных поликлиник. Планируется к завершению капитальный ремонт станции скорой медицинской помощи Колпинского района.

Задача модернизации здравоохранения требует отказаться от экстенсивного пути развития отрасли, перейти к концентрации ресурсов и эффективному использованию дорогостоящего оборудования и услуг лучших специалистов. Серьезно увеличены средства на развитие учреждений культуры. Нами предусмотрена система грантов для целевой поддержки творческих коллективов и ведущих актеров, режиссеров, писателей, композиторов, художников, скульпторов, архитекторов. Почти в 3,5 раза увеличены средства на капитальный ремонт зданий, в которых располагаются учреждения культуры.

Одним из приоритетов в 2006 году являются также расходы на социальную политику. Расходы на социальное обслуживание и социальное обеспечение населения возрастают на 4,4 млрд рублей или на 28% и составляют 19,9 млрд рублей. При этом основными направлениями расходования средств являются: денежные выплаты социально незащищенным категориям населения Санкт-Петербурга в соответствии с городскими законами - 6 млрд.рублей (рост по сравнению с 2005 годом на 1,4 млрд рублей или в 1,3 раза); расходы по целевой статье на капитальный ремонт учреждений социальной защиты - 149 млн рублей, (рост по сравнению с 2005 годом на 78 млн рублей или в 2 раза); расширение сети учреждений социальной защиты.

В предстоящем году предусмотрены следующие денежные выплаты населению: порядка 40 тысяч семей получат единовременные компенсационные выплаты при рождении ребенка в 2006 году; свыше 400 тысяч детей из малоимущих семей будут обеспечены ежемесячными пособиями на ребенка от рождения до окончания образовательного учреждения; многодетные семьи к началу учебного года получат компенсацию на приобретение школьной формы.

Мы неоднократно подчеркиваем: все, что связано с детьми, является важнейшим приоритетом города. Это и качество родовспоможения, и здоровье детей, и учеба, и отдых, и полноценное питание, и возможности творческого развития, и спорт. В центре нашего внимания всегда должны оставаться дети и пенсионеры.

В 2006 году предусмотрены расходы на доплаты к пенсиям до прожиточного минимума в сумме более 1 млрд рублей. Расширена категория получателей пенсий - ее станут выплачивать всем пенсионерам старше 60 лет. В результате 143 тысячи человек будут получать дополнительные средства из бюджета Санкт-Петербурга. Помощь получат также свыше 70 тысяч малообеспеченных неполных семей, малообеспеченных многодетных семей, семей, имеющих в своем составе инвалидов и пенсионеров, и граждан, оказавшихся в кризисной ситуации.

Запланированные в проекте бюджета на 2006 год расходы, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О дополнительных мерах социальной защиты малоимущих семей, имеющих в своем составе инвалидов", в сумме 90,8 млн рублей позволят обеспечить ежемесячными пособиями свыше 3 тысяч семей, имеющих в своем составе инвалидов с детства 1 группы в возрасте старше 18 лет, со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, и одиноких, неработающих инвалидов с детства 1 и 2 групп в возрасте старше 18 лет.

В 2006 году планируется окончание работ в Психоневрологических интернатах №2 и №3, Домах-интернатах для детей с отклонениями в умственном развитии №4 и №5, Профессионально-реабилитационном центре и других учреждениях.

В 2006 году планируется открытие новой сети учреждений Санкт-Петербурга: в Калининском районе - открытие Центров социального обслуживания №1 и №2; в Кировском районе - открытие отделения ночного пребывания для лиц БОМЖ; в Колпинском районе - создание отделения "социальное такси"; в Центральном районе - открытие "Центра по работе с семьей и детьми". Будет расширена сеть учреждений социальной защиты и в других районах.

Мы уделяем также большое внимание личной безопасности граждан, что нашло отражение в бюджете 2006 года. Расходы на безопасность и правоохранительную деятельность отмечаются как одни из приоритетных. По сравнению с 2005 годом они возрастают более чем на 800 млн рублей и составляют 4,2 млрд рублей. Наша задача - снизить уровень преступности в городе, не допустить террористических актов на территории города, материально и организационно укрепить органы правопорядка, приблизить их к людям.

Для государственной противопожарной службы предусмотрены расходы для оснащения самыми современными техническими средствами тушения пожаров, спасения людей, проведение аварийно-спасательных работ и антитеррористических мероприятий, что позволит выйти на новый качественный уровень защиты.

Уважаемые депутаты, в заключение хочу отметить следующее. Сформированный проект бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год реализует основные приоритеты, намеченные правительством Санкт-Петербурга в перспективном финансовом плане и в ежегодном послании губернатора Санкт-Петербурга. Цели бюджетной политики, а значит, и приоритеты расходования средств, в 2006 году находятся в сфере развития городской инфрастуктуры и финансового обеспечения повышения качества бюджетных услуг.

Бюджет сконцентрирован на задачах, затрагивающих практически каждого нашего жителя, каждую семью. При этом новые бюджетные возможности позволяют, а жизнь настоятельно требует сделать акцент на развитие инвестиционной составляющей. Пришло время строить - новые дороги, новые жилые комплексы, новые школы, больницы, театры. Необходимо оснащать бюджетные учреждения современным оборудованием и обеспечивать петербуржцев стандартами услуг европейского качества.

Уважаемые депутаты! Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год является, безусловно, бюджетом развития нашего города и повышения качества жизни горожан. Я надеюсь, что вы проголосуете за принятие его в первом чтении. Согласованность действий правительства Санкт-Петербурга и Законодательного собрания Санкт-Петербурга является важной отличительной чертой работы нашего города. Санкт-Петербург должен войти в очередной 2006 год с утвержденным бюджетом. Жизнь в нашем городе должна быть стабильной и предсказуемой.

Как только Законодательное собрание примет бюджет, станут известны его параметры, следовательно, возможно своевременное объявление конкурсов по госзакупкам. Городские службы должны быть готовы к такой работе. Средства, которые зарабатывает город, должны осваиваться эффективно, качественно и экономно.

Благодарю за внимание.