Тольяттинский автогигант привлек внимание СМИ на этой неделе сразу по нескольким поводам. Как сообщает газета "Коммерсантъ-Среднее Поволжье", сразу два тольяттинских дилера АВТОВАЗа, "Крисма" и "Ирэна", выставили на продажу свой бизнес. Они не смогли расплатиться по банковским кредитам, взятым на строительство автоцентров в соответствии с новыми стандартами автозавода. По словам начальника управления ОАО "АВТОВАЗ" по организации работы дилерской сети Сергея Усенко, в этом году было расторгнуто 47 дилерских соглашений. Господин Усенко относится к этому спокойно, потому что "уходят слабые, а остаются сильные". По его оценке, строительство автоцентра, отвечающего требованиям АВТОВАЗа, обойдется дилеру примерно в 30 млн. руб.: "Первоначальные расчетные затраты были гораздо выше, поэтому нам пришлось снимать некоторые требования". Менеджмент АВТОВАЗа не опасается, что бывшие дилеры уйдут к конкурентам - "так как требования АВТОВАЗа не выше стандартных условий солидных мировых автопроизводителей". "Условия АВТОВАЗа выполнить труднее, чем иностранных автопроизводителей,- считает директор по маркетингу холдинга "Автомир" Владимир Петров.- У АВТОВАЗа никогда не было стандартов, а потом он сразу выдвинул очень жесткие требования, даже в регионе требующие вложений минимум $2 млн". Чтобы отбить такие инвестиции за два-три года, дилер должен продавать не менее 400 автомобилей в месяц (дилерская маржа колеблется в пределах 2,5-6%). При этом, по словам Владимира Петрова, только крупный московский оператор может продавать с одной точки до 600 машин в месяц, в регионах же больше 150 автомобилей продать сложно. Поэтому большинство дилеров АВТОВАЗа вкладываются в строительство мультибрэндовых центров, где торгуют еще и иномарками. Евгений Сухих, замгендиректора "Автоцентр-Лада плюс" (Тюмень), считает требования АвтоВАЗа обоснованными - "иначе он не сможет выжить на рынке в условиях конкуренции с иномарками". С ним согласен Олег Елин, гендиректор компании "Авто-Родео" (Омск): "Время, когда автомобилями торговали на обочинах дорог, закончилось. Завод-изготовитель делает все, чтобы избавиться от слабых игроков, и я с этим согласен".

Кроме того, широкий резонанс в прессе получило решение АВТОВАЗа о сокращении бюджета хоккейного клуба "Лада" более чем на 50%. Неизбежная в этом случае стагнация клуба приведет к утрате им статуса одного из фаворитов Профессиональной хоккейной лиги, - справедливо отмечает "Самарское обозрение". Как сообщил газете источник в хоккейном клубе, речь идет о сокращении финансирования на 75% с ноября нынешнего года. Это означает, что Тольятти покинет практически весь основной состав "Лады", а чемпионат команда доиграет резервистами. Несмотря на кризисную ситуацию, у Профессиональной хоккейной лиги не должно возникнуть вопросов к "Ладе" относительно ее дальнейшего участия в нынешнем чемпионате: подавая заявку для участия в нем "Лада" внесла заявочный взнос и выполнила все требования ПХЛ. А вот с участием в следующем чемпионате могут возникнуть проблемы. Необходимо будет гарантировать минимальный бюджет, определенный для клубов суперлиги, - 5 млн. евро. А с 1 сентября 2007 года в распоряжении каждого клуба суперлиги должен быть Дворец спорта, вмещающий не менее 5500 зрителей (тольяттинский "Волгарь" вмещает 2900). Однако теперь вопрос о строительстве ледового дворца отложен на неопределенный срок. Сокращение финансирования затронет также футбольную "Ладу" (мужскую и женскую) и одноименный женский гандбольный клуб. Можно ожидать, что часть освободившихся финансов будет направлена на развитие автоспорта. Президент-генеральный директор ВАЗа Виталий Вильчик и вице-президент ВАЗа по стратегическому и корпоративному управлению, президент ХК "Лада" Михаил Москалев отдают ему предпочтение. "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" отмечает, что вероятно, будут также проданы и спортивные сооружения, находящиеся на балансе завода, к примеру, стадион "Торпедо" и бассейн "Олимп". Комментируя секвестирование расходов на спорт и соцкультбыт, депутат губернской думы от Тольятти Виталий Гройсман заявил "Коммерсанту", что, по его мнению, руководство автозавода "абсолютно не право в данной ситуации". "Рабочие и так не получают в полной мере того, что зарабатывают, а если уйдет еще и социальная сфера, будет совсем плохо", - считает депутат. "К сожалению, законодательная власть ничего не может сделать в этой ситуации: АВТОВАЗ - частная контора", - сказал господин Гройсман. Он предположил, что несогласие рабочих с решением руководства завода может "обернуться митингами".

Продолжается конфликт вокруг корпорации "Тольяттиазот". 13 октября ОАО "Тольяттиазот" (ТоАЗ) подвергся очередному давлению со стороны силовых ведомств, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". На предприятии была проведена серия обысков с целью изъятия документов из бухгалтерии и приемной владельца ТоАЗа Владимира Махлая. После чего на заводе, был допрошен ряд сотрудников предприятия. Сам господин Махлай на рабочем месте отсутствовал. Как сообщил "Коммерсанту" начальник отдела по связям с общественностью следственного комитета МВД РФ Геннадий Мельник, в Тольятти "люди работают по определенному плану". "Ищется любая информация, которая подтверждает незаконную деятельность людей, осуществлявших контроль над предприятием. Характер претензий, предъявляемых этим людям, я не знаю. Возможно, во время предыдущих выемок была обнаружена какая-то бумага, а теперь потребовалась дополнительная информация. Ведь работающие там люди не могут не могут изъять всю документацию предприятия - оно работает", - заявил господин Мельник. Между тем официально на заводе не подтверждают информацию о работе на предприятии силовиков. Источник на ТоАЗе сообщил "Коммерсанту", что разыскиваемые следователями реестры "нужны лишь для того, чтобы узнать координаты акционеров, а в последующем выкупить их пакеты акций. Далее производится элементарная эмиссия акций, естественно, без уведомления остальных акционеров, после чего предприятие переходит в другие руки. На сегодняшний день нет конкретного закона для пресечения деятельности таких рейдеров. Безусловно, нынешняя ситуация на ТоАЗе спровоцирована конкретными лицами, заинтересованными в его работе". Основным поводом для проверки ТоАЗа следственным комитетом МВД РФ, производимой в рамках уголовного дела по ст.199 УК РФ, послужила информация о факте явного уклонения предприятием от уплаты налогов на прибыль в период 2002-2004 гг. Действительно, главный интерес силовиков вызвали не документы, связанные с налоговыми отчислениями, а реестры акционеров компании. По словам руководителя группы адвокатов "Тольяттиазот" Владимира Рогова, "для раскрытия налогового преступления эти реестры совершенно не требуются".

Вопреки обещаниям прокурора Самарской области Александра Ефремова привлечь к ответственности, вплоть до уголовной, чиновников и предпринимателей, виновных в нарушении градостроительного законодательства, в большинстве районных прокуратур Самары не заведено ни одного дела в отношении строительных организаций - нарушителей законодательства, - пишет газета "Репортер". И это при том, что результаты масштабной проверки, проведенной по инициативе прокурора Самары Виктора Казберова, показали, что нарушения Градостроительного, Гражданского и Земельного кодексов являются чуть ли не нормой строительного процесса. Газета напоминает, что весной 2005 года по инициативе прокурора Самары Виктора Казберова была проведена масштабная проверка соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства РФ. Ее результаты показали, что нарушения Градостроительного, Гражданского и Земельного кодексов РФ, а также Федеральных законов "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "Об архитектурной деятельности" являются чуть ли не нормой строительного процесса, а общее число фирм - нарушительниц законодательства превысило три десятка. После получения результатов проверки 28 сентября состоялся координационный совет правоохранительных органов. На этом совете прокурор Самарской области Александр Ефремов пообещал привлечь к ответственности, вплоть до уголовной, чиновников и предпринимателей, виновных в нарушении строительного законодательства. Однако по прошествии более двух недель в прокуратурах Железнодорожного, Советского и Ленинского районов не заведено ни одного дела по фактам нарушений градостроительного законодательства.

С января 2006 года генеральным подрядчиком строительства нового моста через Волгу в Ульяновске может стать саратовская компания "Волгомост" (структурное подразделение ПС "СОК"), - пишет "Самарское обозрение". К своей борьбе за ульяновские подряды СОК привлек лоббиста - губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Строительство нового моста через Волгу в Ульяновске - одна из наиболее актуальных тем для местных властей. В 2003 году поменялся генеральный подрядчик строительства. В результате проведенного тендера обанкротившееся ООО "Ульяновск-мостострой", на протяжении семи лет занимавшееся возведением моста, сменила Балтийская строительная компания (БСК). 27 июля 2005 года БСК-СПБ завершил монтаж 12 пролетов (из 23-х). Таким образом, на данный момент возведено лишь чуть более половины мостовой конструкции. Обещание достроить мост стало одним из ключевых в предвыборной программе нынешнего главы Ульяновской области Сергея Морозова, поддержанного ПС "СОК". Почти сразу после его избрания появилась информация о возможной смене генерального подрядчика на строительстве моста. Возможным преемником БСК называлась саратовская компания "Волгомост", незадолго до того поглощенная СОКом. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в беседе с "Самарским обозрением" подтвердил фат привлечения саратовской компании пока в качестве субподрядчика в 2006 году. "В ОАО "Волгомост" работают прекрасные специалисты. Не исключаю, что в ближайшее время эта компания включится в строительство ульяновского моста", - заявил губернатор. Директор БСК-8 Вячеслав Фридман заявил, что готов к подобному варианту развития событий: "Учитывая немалый опыт в строительстве волжских мостов, мы надеемся на сотрудничество с компанией "Волгомост". Подчеркиваю: именно на сотрудничество, а не на противостояние. Наша компания на протяжении двух лет является генеральным подрядчиком. Надеюсь, что никаких конфликтов с "Волгомостом" не произойдет". Несколько иначе оценивает этот шаг ульяновский бизнесмен, руководитель местной общественной организации "Наша Родина" Виктор Моисеев. "Проблема не в том, что БСК строит много, а "Волгомост" хорошо, а в том, кто будет осваивать много миллиардные средства, необходимые на достройку моста. Более лакомого куска в Ульяновской области просто нет", - говорит Моисеев. Депутат Госдумы Маргарита Баржанова, соперничавшая с Морозовым на губернаторских выборах, уверена, что "смена подрядчика напрямую связана со сменой власти в области". "Предстоящая смена генподрядчика повлечет за собой только перераспределение финансовых потоков от одной компании к другой", - полагает Баржанова. По оценкам экономистов, для завершения строительства необходимо как минимум 9 млрд. рублей. На сегодня нефункционирующий мост уже обошелся государству в 4,3 млрд. рублей: 2,1 млрд. федеральных средств и 2,2 млрд. из бюджета Ульяновской области.