"Задержание норвежскими морскими инспекторами российского судна "Электрон" - это демонстрация силы, накачивание мышц перед российско-норвежской комиссией по рыболовству, которая пройдет 24-28 октября", - так прокомментировал инцидент, произошедший в Баренцевом море генеральный директор "Союза рыбопромышленников Севера" Геннадий Степахно, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Надо все делать в правовом поле. То, что есть нарушения правил рыболовства со стороны судна "Электрон" компании "Корс", это надо доказать. Это только претензия со норвежской стороны. С норвежцами не согласен капитан "Электрона". Он дает в своей телеграмме пояснения о неправомерности требований норвежцев. Проверка должна дать объективную картину. Мы рассудили так и сказали об этом судовладельцу и пограничникам. Первое: не сдавайте судно норвежским властям, потому что это неправомерно арестовывать корабль в рыбоохраной зоне Шпицбергена и волочь его в Норвегию. Не правы те представители МИДа, которые заявляли сегодня, что судно арестовали в норвежской экономической зоне. Это произошло у Шпицбергена и у так называемого анклава, в нейтральных водах. Норвежцы не имели на это никаких прав и законных оснований. В норвежской экономической зоне - да, у Шпицбергена - нет, в смежном участке - нет, в российской зоне - нет. За нарушения норвежцы могли составить протокол, направить его нашим властям, и мы бы могли разобраться: нарушали или не нарушали. И вынесли бы свой вердикт, как это делалось раньше. То есть норвежцы хотят создать прецедент.

Второе: норвежцы хотят найти браконьерскую рыбу. Два года подряд они нас обвиняют, что мы перелавливаем в больших объемах: по 80-100 тысяч тонн ежегодно. И норвежцы в своей прессе, теперь уже и в нашей, пишут: "Раз российские рыбаки ловят больше, то тогда давайте Норвегии больше квоту". Через неделю 24 октября начинается смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству. И руководитель норвежской делегации, возможно, скажет: "Вот вы выловили, мы вас поймали, вам доказали и так далее". Но, к сожалению, для норвежцев лишней рыбы на "Электроне" не нашли.

Кстати, норвежцы арестовали в субботу, 15 октября, еще одно наше судно транспортное "Метелицу", принадлежащей "Северной рыболовецкой компании". В районе архипелага Шпицберген в 6 милях. Его арестовали, оно находится в порту Лангиер архипелага Шпицберген. Капитан послушался и пошел. Хотя можно было бы тоже проявить характер и уйти. Претензия - якобы судно не заявило уведомлением, что заходит в 12-мильную зону архипелага на эти работы. Но у нас есть свои вопросы. Эту 12-мильную зону ввел своим указом норвежский король. А мы руководствуемся договором о Шпицбергене, Парижский договор от 1920 года. Его подписали более 20 стран, в том числе Россия. По договору, мы имеем право вплоть до 4 миль вести предпринимательские действия и работы. Норвегия только осуществляет рыбоохранные мероприятия. А они собираются нас оттуда вытеснить. У "Метелицы" они тоже не нашли лишней рыбы.

Это демонстрация силы, накачивание мышц перед российско-норвежской комиссией. В советские времена такого бы не было, потому что мы были сильны, могли направить пограничный корабль или корабль ВМФ. А теперь наши позиции слабенькие. На нас смотрят с позиции силы. А казалось бы, кто сильнее в Баренцевом море. Мы соглашаемся 50% на 50%. Но преимуществ сегодня больше у Норвегии. Мы также опасаемся, что российско-норвежская комиссия может пойти на попятную и дать какие-то преференции норвежской стороне в ущерб России", - сказал Степахно.