"Локомотив сибирских проектов".

(Гудок. 14.10.05. Н.Юрлов)

В Красноярске состоялся "круглый стол" с участием представителей местной элиты, посвященный двухлетию образования ОАО "РЖД".

При огромных пространствах края и удаленности крупнейших по своим запасам природных кладовых от мест переработки сырья сибирякам ничего не остается, как сделать приоритетным развитие транспортной инфраструктуры. Транспорт в Сибири становится не придатком экономики - во всех масштабных преобразованиях богатейшего края ему уготована первостепенная роль. С этой преамбулы и начал свой разговор с партнерами начальник Красноярской магистрали Владимир Супрун, открывая "круглый стол". В последнее время с участием именно железнодорожного транспорта сибиряки связывают свои новые проекты, которые во многом будут определять будущее развитие региона. В комплексном освоении природных богатств Нижнего Приангарья, как известно, успех напрямую зависит от строительства железнодорожной трассы Карабула - Богучаны - Кодинск. Перспективы перевозок в связи с завершением Богучанской ГЭС, созданием алюминиевого гиганта на Ангаре и появлением мощного ЦБК завораживают - через пять лет они достигнут мощности семь миллионов тонн!

Не меньшую прибавку в погрузке сырой нефти дает также создание терминала на станции Уяр. Компания "РЖД" возложила на себя функции генерального подрядчика по строительству объекта и успешно реализует программу, предусматривающую создание в депрессивном Уярском районе новых рабочих мест. Кроме того, железнодорожники решают важную государственную задачу - реализуя правительственные соглашения по транспортировке в Китай жидких углеводородов, загружают Байкало-Амурскую магистраль. Пожалуй, никогда еще за последнее время перспективы развития Красноярской магистрали не выглядели столь оптимистично. В будущем году ожидается прирост погрузки, который составит не менее шести процентов. Увеличение отправлений дают почти все виды массовых грузов. Особенно привлекательными выглядят планы по разработке новых месторождений твердого топлива на предприятии "Красноярсккрайуголь". Выходит на новые объемы добычи железной руды и "ЕвразХолдинг". А с пуском в эксплуатацию двух новых цехов на Саянском алюминиевом заводе значительно увеличится погрузка цветных металлов Абаканским отделением. Ясно, что главный транспорт страны должен быть готов к такому благоприятному повороту событий, чтобы в полном объеме удовлетворить требования грузоотправителя. Вопросы здесь, конечно, есть, на что, выступая на "круглом столе" от имени красноярских промышленников и предпринимателей, обратил особое внимание депутат Государственной Думы РФ Николай Ашлапов. Многие сибиряки солидарны с тем, что дефицит полувагонов, который зачастую испытывают товаропроизводители, не должен становиться тормозом экономики. Равно как и тарифы. Любопытно в этом плане и замечание заместителя председателя краевого Законодательного собрания Анатолия Ромашова, который сослался на царское правительство: в те далекие времена и тоже, между прочим, при капитализме МПС тарифы понижало.

Как сделать это сейчас, когда существует ценовой беспредел, парламентарий, к сожалению, не пояснил. Ведь только на реконструкцию и развитие производственной базы Красноярской магистрали в нынешнем году направлено около шести миллиардов рублей. Очень солидные инвестиции сибиряки вкладывают для создания двухсторонней автоблокировки на перегонах Транссиба. Увеличить пропускную способность на линии Абакан - Тайшет позволит прокладка вторых путей в тоннелях, которую ведет сегодня "Бамтоннельстрой". Следует подчеркнуть: модернизация "трассы мужества" напрямую затрагивает также экономические интересы соседних с краем регионов - Республики Хакасия, Кемеровской области. Разве эти заботы железнодорожников не направлены на создание предпосылок для устойчивого развития как субъектов Федерации, так и отдельных товаропроизводителей? Не случайно крупнейшие компании страны рассматривают Красноярскую магистраль в качестве самого надежного бизнес-партнера. Минувшей весной железнодорожники получили специальный диплом РАО "ЕЭС России", в котором особо отмечены их усилия по безупречному соблюдению договорных отношений с энергетиками. Решающим критерием здесь, конечно, стала своевременная оплата за электрическую и тепловую энергию.

Позитивный итог сотрудничества с главным транспортным партнером подвел в коротком интервью генеральный директор Лесосибирского ЛДК-1 Анатолий Рубцов:

- С появлением на рынке операторских компаний мы попробовали сотрудничать и с ними. Но сравнение все же в пользу работников магистрального транспорта: здесь четче дисциплина и выше ответственность...

Руководитель крупнейшего предприятия по переработке древесины на севере края привел очень красноречивые цифры: за два последних года комбинат на сорок процентов нарастил объемы поставок экспортной продукции. Енисейское речное пароходство уже не составляет прежнюю конкуренцию магистрали в перевозках товаров лесопиления: вся древесина идет исключительно железнодорожным транспортом.

- Мы давно и плодотворно работаем вместе, - говорит губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. - Даже в самые трудные времена местная власть знала: на железную дорогу можно положиться...

По мнению краевой администрации, теперь в отношениях региона и магистрали наступает новый этап: в крае идет процесс масштабной модернизации железнодорожной сети, который совпал с реализацией целого ряда важнейших инвестиционных проектов. В орбиту сотрудничества с магистралью вовлечены 285 предприятий края, которые поставляют для нее свою продукцию, и в будущем году это количество увеличится до трехсот.

Характерно, что руководитель края побывал на одном из крупных железнодорожных узлов магистрали - станции Иланская. Наряду с объемами выполняемых работ сибирского губернатора поразила эстетика производства. Нельзя не признать: очень лестная оценка. В отдаленных уголках страны сегодня успешно трудятся квалифицированные кадры, которые достойно представляют Компанию "РЖД". Помимо внешней стороны земляки видят и содержательную: железная дорога все более становится ведущей силой грандиозных сибирских проектов.

"Правила игры".

(Коммерсантъ. 14.10.05. А.Видишев).

Вчера заместитель губернатора Красноярского края Андрей Гнездилов заявил "Ъ", что компания "Континенталь Менеджмент" (КМ, входит в "Базовый элемент" Олега Дерипаски) приостановила строительство лесоперерабатывающего комплекса в Лесосибирске (Енисейского ЛДК), начатое в декабре 2004 года. "Проект заморожен до весны, - пояснил чиновник. - Сейчас ведутся активные переговоры относительно дальнейшей судьбы ЛДК". Плановая мощность ЛДК - 40 тыс. кубометров древесины, а после запуска линии по глубокой переработке - 500 тыс. кубометров.

По словам руководства КМ, уже выделено около трети необходимой для реализации проекта суммы. Стоимость проекта оценивается в более чем $55 млн. В КМ подтвердили, что строительство Енисейского ЛДК приостановлено. "Нулевой цикл уже упущен, продолжать работы зимой бессмысленно, - пояснили в компании. - Кроме того, необходимо доработать ТЭО проекта". Между тем источник в администрации Красноярского края сомневается, что строительство возобновится. "С момента презентации КМ проекта, в котором очень заинтересованы региональные власти, были опасения, что это всего лишь некая декларация о намерениях с целью получить определенные преференции, - считает собеседник "Ъ". - В частности, благосклонного отношения к участию компании в конкурсах по сдаче в аренду лесосек и предоставления лесозаготовительных баз. По всей видимости, сейчас эти опасения подтверждаются".

"Красноярский аэропорт закрыт. Для чужих".

(Российская газета. 14.10.05. В.Константинов)

РОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВСЕРЬЕЗ ЗАИНТЕРЕСОВАЛОСЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИЕЙ. СОВСЕМ НЕДАВНО ПРОШЛО ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ПОСВЯЩЕННОЕ РАЗВИТИЮ АВИАСТРОЕНИЯ. А НА ДНЯХ МИНТРАНС ОБНАРОДОВАЛ РЯД ИНИЦИАТИВ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯТ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА.

Как заявил во вторник в Москве на авиационном форуме "Крылья России" директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Карл Руппель, способствовать развитию конкурентоспособности российского воздушного транспорта должно создание единого штаба отрасли, который бы координировал весь воздушный транспорт в стране. Особое значение в повышении конкурентоспособности российского воздушного транспорта Руппель придает снижению и устранению административных барьеров, а также выравниванию условий конкуренции.

Сегодня речь идет о глобальной конкуренции в отрасли, и, по словам Руппеля, российские авиакомпании начинают сильно отставать от мировых передовых авиакомпаний. Во многом это обусловлено именно административными барьерами, которые зачастую создаются региональными властями с целью защиты местнических интересов. В результате программа комплексного развития воздушного транспорта и авиационной промышленности может элементарно упереться в монополизм местных авиаперевозчиков, эффективность которых вызывает сомнение в правительстве.

Нарицательным примером ограничения конкуренции в сфере воздушного транспорта давно уже стали "Красноярские авиалинии". Крупнейший город Сибири, казалось бы, давно уже должен был стать и крупнейшим транспортным узлом региона, на деле же вынужден страдать от монопольного террора местного авиаперевозчика.

Вот уже несколько лет постоянным поводом для критики в адрес авиакомпании "КрасЭйр" являются ее высокие цены, которые перевозчик держит благодаря тому, что является монополистом. Попытки других авиакомпаний проникнуть в Красноярск из раза в раз оказываются обреченными на неудачу, хотя могли бы принести региону реальную выгоду.

Итог монопольного положения авиакомпании вылился сразу в несколько разбирательств, которые затеяли недавно Федеральная антимонопольная служба совместно с краевой прокуратурой по делам, возбужденным против "КрасЭйр". Причем тарифы оказались отнюдь не самым актуальным вопросом. Оказалось, что менеджеры государственной вроде бы еще компании приступили к раздаче ее активов. Сначала был продан топливозаправочный комплекс аэропорта, потом сдан в аренду грузовой терминал, что, по оценкам специалистов, нанесло компании реальные убытки. А по ходу расследования у специалистов ФАС появились вопросы и к некоторым чиновникам региональной администрации, которые за неизвестные заслуги пользовались в авиакомпании льготами.

Вероятно, компетентным органам придется заинтересоваться и родственными связями в авиакомпании, которые могут стать серьезным препятствием для реализации планов правительства по повышению эффективности авиационного и аэропортового бизнеса. До конца этого года Минтранс планирует разделить "КрасЭйр", выделив красноярский аэропорт в самостоятельное предприятие. Проблема в том, что компанией руководят два брата - Борис и Александр Абрамовичи, первый из которых является генеральным директором "КрасЭйр", а второй его замом. Он, судя по всему, возглавит обретший самостоятельность аэропорт. Однако легко предположить, что, даже став независимым, руководитель аэропорта вряд ли пойдет против интересов брата. Соответственно, власти, скорее всего, не смогут создать и равных условий конкуренции в регионе, а следовательно, пассажирам так и придется оплачивать неэффективный монопольный бизнес регионального перевозчика.

Красноярский пример наглядно демонстрирует, что, в то время как конкуренция обеспечивает снижение тарифов для потребителей и рост поступлений в бюджет, монополизм региональных перевозчиков заканчивается скандалом если не из-за коррупции, то из-за разбирательств с антимонопольными органами.

"Вместо комиссий - суд".

("Красноярский рабочий", 14.10.05, Эрих Пырх)

Прошедшее вчера второе заседание XVI сессии Законодательного Собрания края было из разряда "проходных" - с вопросами повестки, которых насчитывалось около двух десятков, депутаты "расправились" оперативно и без особых проблем.

Утром народные избранники не сразу вошли в рабочий ритм - пожалуй, впервые не хватило голосов для принятия повестки за основу, и не потому, что она кому-то не нравилась, а потому, что вовремя на кнопки не успели нажать. Александр Усс призвал коллег к собранности, и повестку благополучно утвердили, слегка её откорректировав.

Первым делом парламентарии согласовали назначение Валентины Вараксиной на должность главного редактора телекомпании "Енисей-регион". Правда, у Олега Пащенко возникли сомнения, дескать, у человека нет опыта руководителя, а его "ставят полком командовать". Однако представлявший кандидатуру Василий Нелюбин, начальник краевого управления информационной политики, счёл весомым аргументом 15-летний стаж работы Вараксиной в тележурналистике. Да и "полк", скажем прямо, невелик - редакция телекомпании насчитывает всего девять сотрудников. Марина Добровольская забеспокоилась, как бы "Енисей-регион" не повторил прежних ошибок, когда "на бюджетные деньги защищали одного человека и очерняли другого" (явный намёк на кампанию по выборам главы Богучанского района). Валентина Вараксина отреагировала спокойно, мол, под моим руководством такого не произойдёт, а гарантом станет наблюдательный совет, куда вошли и чиновники, и депутаты. К тому же через год главный редактор намерена, как и положено, отчитаться перед ЗС о своей работе.

Небольшая дискуссия разгорелась вокруг законопроекта о внесении изменений в закон края об административных правонарушениях. Краевой суд отменил некоторые его положения, поскольку передача органам местного самоуправления госполномочий по рассмотрению такого рода дел не была подкреплена финансово и материально. Краевые законодатели встали как витязь на распутье: им надлежало либо передать госполномочия по образованию адмкомиссий органам МСУ, либо создать такие комиссии, как краевые государственные органы, либо возложить рассмотрение дел на мировых судей. После раздумий и консультаций был избран третий путь. Вместо того чтобы плодить армию госслужащих, решено дать мировым судьям края по помощнику и секретарю, чтобы те, и без того перегруженные работой, не утонули в потоке административных правонарушений. По словам Юрия Абакумова, необходимые средства на новые штатные единицы, 42 с небольшим миллиона рублей, краевая администрация готова заложить в бюджет-2006. Валентина Бибикова поднялась над темой и укорила государство за то, что оно пытается взвалить на себя все административные функции. Как же воспитывать гражданское самосознание, если у адмкомиссий отбирают полномочия, а товарищеские суды и женсоветы преданы забвению. Всеволод Севастьянов добавил, что общественность отстраняют от участия в социально-производственной сфере (даже понятия "трудовой коллектив" сейчас нет), а теперь вот - и в материально-нравственной (адмкомиссии прорабатывали нарушителей и рублём карали).

Светлана Андронова возразила: и сегодня никто не мешает создавать на предприятиях советы трудовых коллективов и профсоюзы, но работники сами этого не хотят - то ли не созрели ещё, то ли просто боятся работодателей. Депутат-юрист Александр Симановский заметил, что делом должны заниматься профессионалы, коими и являются мировые судьи. А точку поставила начальник экспертно-правового управления ЗС Любовь Елизарьева - оказывается, по закону нельзя наделить адмкомиссии привычными полномочиями, они и так уже около года работают формально, так что предложенный законопроект - это меньшее из двух зол. В итоге его приняли сразу в двух чтениях.

Неоднозначную реакцию вызвала новая целевая программа "Безопасность дорожного движения в Красноярском крае" на 2006-2008 годы. С тем, что ситуация на наших дорогах аховая, никто не спорит - только за 9 месяцев нынешнего года произошло 340 тысяч ДТП, погибли 543 человека. То ли ещё будет в 2010 году, когда, по прогнозным оценкам, на каждую тысячу жителей края придётся по 300 авто. Да, программа своевременная и нужная, но... Одних депутатов смущали серьёзные замечания экспертов ЗС относительно законности финансирования из краевого бюджета милиции общественной безопасности. Другие не нашли в списке маршрутного ориентирования новых дорожных указателей в Зеленогорске и Игарке, Енисейске и Норильске. В общем, спорных мест достаточно много, и, как предположил Александр Усс, "второе чтение законопроекта будет отнюдь не безоблачным".