На втором заседании комиссии по разработке условий пользования недрами и подготовке проектов Соглашения о разделе продукции (СРП) по Уватскому месторождению, расположенному на территории Тюменской области, которое состоялось на прошлой неделе в Москве, был утвержден план работы комиссии, рассмотрены предложения и замечания членов комиссии на представленный проект СРП, сформирован перечень замечаний, которые должны быть учтены при доработке проекта соглашения о разделе продукции. Корреспонденты интернет-газеты "Вслух.Ру" попросили прокомментировать итоги заседания комиссии первого заместителя губернатора Тюменской области Павла Митрофанова:

- На заседании был утвержден обнадеживающий график, по которому до конца 2002 года должны быть рассмотрены все замечания. Думаю, что основные из них сейчас будут поступать уже от федеральных органов - от министерства энергетики, министерства природных ресурсов, минэкономразвития.

Для ускорения процесса принято решение о формировании рабочей группы, в которую будут направлены представители Правительства и администрации Тюменской области. Она будет постоянно работать, на своем уровне решая многие спорные моменты, а на правительственную комиссию вынесутся явные разногласия.

В созданную рабочую группу войдут представители государства, специалисты по добыче нефти, по налогам, представители департамента ТЭК, экономики и специалисты всех министерств, которые имеют отношение к добыче нефти.

- Каким будет следующий шаг?

- Третье заседание будет проходить в Тюмени 24-25 сентября, его проведет председатель правительственной комиссии по разработке месторождений на условиях СРП, заместитель министра энергетики Валентин Шелепов, который примет участие и в открытии выставки "Нефть и газ - 2002". Запланирован выезд членов комиссии в Уватский район, чтобы они своими глазами увидели огромные просторы, осмотрели болота и леса, через которые необходимо добираться до месторождений, оценили масштабы работ, которые необходимо проводить. Необходимо, чтобы они понимали, почему первоначальные вложения так велики - ведь только для того, чтобы добраться до месторождений, построить дороги, ЛЭП, трубопроводы требуется почти 6 миллиардов рублей.

- За основу соглашения о разделе продукции по Уватскому проекту был принят предлагаемый тюменцами вариант. А были ли альтернативные варианты?

- Практика показывает, что на процесс по разработке условий пользования недрами и подготовке проектов соглашений о разделе продукции с начального этапа уходит несколько лет - стороны обмениваются мнениями, письмами, предложениями, согласовывают их. Мы поступили по-другому - были подготовлены основные параметры, эти параметры отработали с инвестором - ТНК - и уже затем вышли с предложением в Правительство России о разработке этих месторождений на условиях соглашения о разделе продукции. После этого было принято постановление Правительства об утверждении комиссии, которая должна была готовить проект СРП, а раз проект был уже подготовлен тюменской комиссией, то его и приняли за основу.

- Министерство природных ресурсов 6 сентября представило проект нового Кодекса "О недрах". Отразится ли это каким-нибудь образом на Уватском проекте и вообще, могут ли на него повлиять изменения законодательства, в частности, налогового?

- Независимо от того, какие изменения возможны в законодательстве, соглашение о разделе продукции предусматривает уплату налогов в виде нефти, которая в соответствующих пропорциях делится между сторонами, принимающими участие в реализации проекта. При этом объемы отчислений неизменны на весь период действия СРП. Более того, инвестор имеет право выбора - если законодательство изменяется в сторону уменьшения налогов, то он может отказаться от условий СРП и добывать нефть на условиях законодательства.

- В какой пропорции налоговые поступления от реализации Уватского проекта будут делиться между федеральным центром и Тюменской областью?

- Тюменская комиссия, работающая над проектом соглашения о разделе продукции по Уватскому проекту, внесла предложение, что отчисления, которые будут поступать в адрес государства, распределяются следующим образом - 50% идет в бюджет Тюменской области и 50% - в федеральный бюджет.

- Проявляют ли интерес к Уватскому району зарубежные инвесторы?

- Такой интерес есть, инвестиции в Уватский проект пойдут, но это довольно долгий процесс - инвесторы ждут, как будет реализовываться проект. У нас уже есть подобные наработки в других отраслях, в частности, есть интерес зарубежных инвесторов к машиностроительной промышленности, к месторождениям йода и брома.

- Возможно ли строительство на юге Тюменской области собственного нефтеперерабатывающего завода с учетом реализации Уватского проекта?

- О строительстве НПЗ на юге области можно будет говорить только при уровне добычи 3-3,5 миллиона тонн нефти в год, выйти на эти показатели планируется на четвертый год с начала реализации Уватского проекта. Решение о строительстве завода будет принимать подрядчик, то есть ТНК. В свою очередь, администрация области заинтересована в строительстве НПЗ, ведь в этом случае решается вопрос обеспечения топливом уборочной или посевной кампаний.

Отмечу, что все предыдущие попытки строительства на юге области НПЗ были необоснованны - заводы ставились на пустом месте, не было гарантий того, что туда будут поставлять нефть.

- Каким образом будут осваиваться участки Уватского месторождения, не вошедшие в число восьми, оговоренных соглашением о разделе продукции?

- Территория, на которой будет осуществляться реализация Уватского проекта, определена. На остальные участки могут претендовать все, кто проявит к ним интерес - в ближайшее время мы надеемся получить разрешение на проведение тендеров. Все документы уже подготовлены, по этому поводу существуют договоренности между губернатором Тюменской области Сергеем Собяниным и министром природных ресурсов России Виталием Артюховым, и мы планируем в конце 2002 - начале 2003 года выставить на тендер 11 уватских участков. Заинтересованность в этих участках уже есть у нескольких крупных нефтяных компаний.

- Как в освоении Уватского месторождения будут задействованы предприятия юга Тюменской области?

- Все подрядчики привлекаются к работе над реализацией Уватского проекта на условиях тендера, однако приоритет отдается юридическим лицам, зарегистрированным на территории Тюменской области, при этом 70% заказов оборудования должны размещаться на заводах и предприятиях области. Инвестор согласился с этим пунктом, поэтому нам нужно будет стараться развивать некоторые производства в области, подтянуть заводы, для того, чтобы весь спектр оборудования, который необходим для развития этих месторождений, мы могли выпускать сами.

- Как оценивается качество уватской нефти?

- По мнению экспертов, качество уватской нефти хорошее, благодаря чему и было принято решение разрабатывать эти "неудобные" труднодоступные месторождения. К тому же, этот вопрос непринципиален, если учитывать то, что у нас один нефтепровод и в трубу закачивается разная нефть, на выходе она имеет общий параметр, который как раз и характеризует российское "черное золото".

В Уватский проект включены Пихтовое, Северо-Демьянское, Урненское, Усть-Тегусское нефтяные месторождения, Тамаргинско-Северо-Болотный, Кальчинский, Южно-Пихтовый и Иртышский перспективные участки.

Общая площадь лицензионных участков - 18,3 тыс. км2, на восьми лицензионных участках выявлено 7 месторождений и 29 перспективных структур. Извлекаемые запасы (категории С1 и С2) - 105,4 млн. т., перспективные и прогнозные (С3, Д0 и Д1)- 571,3 млн. т

Прогнозный эффект от реализации Уватского проекта составит для Российской Федерации более 25 миллиардов рублей, для Тюменской области - более 15 миллиардов, для Уватского района - более четырех миллиардов рублей.