Внимание всех средств массовой информации Воронежской области на этой неделе было приковано к расследованию убийства студента из Перу. Как сообщало ИА REGNUM, 9 октября в Воронеже, на территории спортивно-развлекательного комплекса "Олимпик" между 17 и 18 часами около 15-20 молодых людей, вооруженных деревянными палками, металлическими прутьями, ножами напали на троих иностранцев и россиянина. Гражданин Перу, 1987 года рождения, студент Воронежского государственного архитектурно-строительного университета получил тяжелую черепно-мозговую травму и два ножевых ранения в бедро. Он умер по пути в больницу. Его товарищи - гражданин Перу и гражданин Испании, также обучающиеся в Воронеже, получили черепно-мозговые травмы и в тяжелом состоянии были доставлены в реанимационное отделение областной клинической больницы. Россиянин тяжелых травм не получил. По факту нападения на студентов прокуратура Воронежской области возбудило уголовное дело. К настоящему моменту уже задержано четверо подозреваемых в совершении преступления, у следствия имеются доказательства их причастности.

"Российская газета - Черноземье" в первый же день после нападения опубликовала статью "В Воронеже убит студент из Перу". "Иностранных студентов, обучающихся в Воронеже, начали избивать шесть лет назад. Первая половина этой "шестилетки" совпала с периодом распространения в городе символики и атрибутики РНЕ и скинхедов. Смерть студента из Перу информационные агентства немедленно назвали "очередной": "очередное убийство на национальной почве", и тут же начали подбивать статистику: столько-то иностранных студентов пострадало в Воронеже, столько-то - в Петербурге.

Но смерть человека несовместима со статистикой. МИД РФ немедленно выразил соболезнования родным погибшего, и заявил о немедленном и тщательном расследовании его смерти, обещают, что виновные будут найдены и понесут заслуженное наказание. На расследование брошены лучшие специалисты МВД. А посольство Испании требует от российских правоохранительных органов гарантий безопасности для своих граждан, и собирается лично следить за расследованием.

И тем не менее, кажется, что все происходящее демонстрирует работу механического алгоритма реакции на трагедию. Политические партии немедленно пытаются использовать ситуацию для самопиара. Официальные реплики идут с самого верха, и, наверное, многим легко забыть о том, что происходит где-то далеко внизу. А внизу, между тем, появление на улице толпы из двадцати человек, вооруженных арматурой, никого не удивляет. Хотя всем ясно: если эта толпа идет по улице, в конце этой улице она кого-нибудь убьет. Почему МИД вырабатывает технологию принесения официальных извинений в связи с убийствами иностранных студентов, но никому не приходит в голову останавливать толпу? Исследователи этой проблемы утверждают, что по количеству экстремистских группировок и людей, в них участвующих, Россия выходит на первое место в мире. По некоторым данным, в них состоит до 50 тысяч человек. Кто остановит их, когда они возьмут в руки арматуру?"

Как пишут журналисты "РГ-Черноземье", на первых порах нападения на иностранных студентов в Воронеже пытались замалчивать, и особенно - руководители воронежских вузов. "Учебным заведениям огласка не нужна была хотя бы потому, что иностранные студенты - одна из статей дохода. Действительно, кто поедет учиться в город с "плохой" репутацией? Было время, когда общественность старались убедить в том, что битые иностранцы - следствие никакого не национализма, а обыкновенного хулиганства - мол, это банальные уличные драки. Причина такого отношения на поверхности: чтобы подвести под дело расистско-экстремистскую основу, правоохранительным органам не хватало доказательств. Поэтому пойманные "хулиганы" по большей части отделывались административным наказанием".

Еще 3 года назад в Воронеже обучалось 2 тысячи иностранных студентов, сегодня их количество сократилось до 1400 - такие данные приводит "РГ". За эти годы случаи избиений иностранных студентов участились. "К примеру, были с особой жестокостью и самое главное немотивированно избиты две студентки из Китая. Случился нешуточный шум. Митинги. Дважды иностранные студенты собирались идти и всем миром требовать отставки руководства Центрального РОВД (многие иностранцы живут именно на территории этого района), но их каждый раз отговаривали. После очередного нашумевшего избиения на какое-то время усиливалось патрулирование студенческих городков. Ремонтировались разбитые фонари. Организовывались отряды самообороны. Африканские студенты как-то раз даже в детские сады отправились - деревья сажать с детишками, чтобы те выросли терпимыми и не принимали человека с другим цветом кожи за врага: "Чтобы они знали что-то еще кроме слов "обезьяна" и "макака"..." Затем, как обычно, общественная и милицейская активность сходила на нет. А иностранцы продолжали жить в постоянном страхе. По словам знакомого преподавателя, работающего на курсах иностранных языков, в позапрошлогодний День примирения и согласия у него были сорваны занятия: вьетнамцы отказались приходить на курсы, потому что боялись нападения скинхедов".

Как напоминает издание, в феврале позапрошлого года в Воронеже произошло убийство африканского студента медакадемии Амару Антонио Лима. "Молодого человека сначала зверски избили, затем нанесли несколько ножевых ранений, в результате полученных травм он скончался. Убийство получило большой общественный резонанс и повлекло за собой многодневную забастовку иностранных студентов. Иностранцы заявили, что им надоело жить в постоянном страхе: "Сначала нам сказали не выходить на улицу вечером, ночью, и во время массовых гуляний. И мы перестали выходить. Но это не помогло. Убили нашего товарища. Теперь нам остается радоваться, если на нас будут матом ругаться или изобьют, - это лучше чем быть убитыми".

И вот еще одна трагедия - уже вторая со смертельным исходом. Областные, городские начальники и руководители правоохранительных органов по большей части отказываются комментировать ситуацию. Мол, происшедшее прежде нужно осмыслить. Хотя чего-чего, а времени для осмысления, казалось бы, было предостаточно", - заключает издание.

Подробно рассказывает о событиях воскресенья и последовавшей реакции властей и правоохранительных органов газета "Воронежское обозрение" в статье "Нацисты шумною толпою...". "В тот вечер первокурсник автодорожного факультета ВГАСУ отдыхал на 9-м километре в сопровождении его соотечественника и ровесника Лавало Айала Александера, 28-летнего испанца Потиньо Родригеса Марио, а также воронежских друзей: трех девушек и молодого человека. В начале седьмого, когда начало смеркаться, на компанию, удалившуюся в глубь лесного массива, налетела группа молодых людей. Первое, что они сделали, оттолкнули русских девушек и парня, после чего принялись избивать иностранцев. Били всем, что попадало под руку. Затем в дело пошли ножи. Именно ножом дважды ударили студента ВГАСУ. Одно из ранений пришлось в заднюю часть бедра, где расположена артерия. От потери крови перуанец скончался еще до приезда в больницу. Двое его друзей-иностранцев были доставлены в тяжелом состоянии в отделение реанимации областной больницы".

"На следующее утро, - продолжает "Воронежское обозрение", - с сообщения о нападении и убийстве начались планерки во всех областных подразделениях силовых структур. Прокуратурой было возбуждено уголовное дело по ст. 105, части 2 "Убийство группой лиц или по предварительному сговору" и по ст. 213, части 2 "Хулиганство". По словам старшего помощника прокурора Воронежской области Галины Горшковой, версия об убийстве на почве расовой неприязни также не исключена. Сложности в квалификации мотивов убийства заключаются в том, что лица, совершившие нападение, а, соответственно, и мотивы, подвигшие их на преступление, неизвестны".

Продолжает тему "Воронежское кольцо" в материале "Приехать в Воронеж и умереть". Как сообщает газета, погибший студент Анхелес Уртадо Энрике Артуро проучился во ВГАСУ всего 15 дней. По словам знакомых погибшего из Палестины и Албании, они вовсе не удивлены произошедшим, поскольку "иностранных студентов избивают в Воронеже почти каждый месяц". Журналисты издания побеседовали с Надеждой Рыжиковой - комендантом общежития №2, в котором жил погибший перуанец: "С самого начала я обратила внимание на Анхелеса, он был таким ангелочком. Воспитанный и умный мальчик. Я слышала, как ребята рассказывали, что Анхелес многие задачки решает быстрее своих преподавателей". Соседи Анхелеса по общежитию отозвались о нем как об "спокойном и добром парне". Как стало известно изданию, "совсем недавно сразу две страны - Испания и Австрия - предложи ему продолжить обучение у них. Он долго думал, куда поехать, а в понедельник 10 октября собирался купить билет домой, чтобы вместе с сестрой и родителями это обсудить. Но он точно собирался уехать из Воронежа".