МЭРТ: Одна особая экономическая зона может принести в бюджет России 9 млрд рублей ежегодно

Москва, 13 октября 2005, 19:09 — REGNUM  12 октября в Москве состоялась Всероссийская конференция "Особые экономические зоны России - новые возможности для инвесторов", организованная агентством AK&M. В рамках конференции были рассмотрены актуальные вопросы развития ОЭЗ на территории Российской Федерации, в том числе: государственная политика по созданию и управлению на территории России ОЭЗ; нормативно-правовая база по ОЭЗ; перспективы создания в России технопарков, налоговые преференции и т.д. Одной из основных тем конференции стал федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам заместителя директора департамента стратегии социально-экономических реформ министерства экономического развития и торговли РФ Александра Устинова, механизм создания ОЭЗ не является исключительно российским нововведением; он широко применяется как в развитых, так и в развивающихся странах. На данный момент в мире насчитывается около 1200 ОЭЗ 4 типов: зоны свободной торговли, производственно-промышленные, технико-внедренческие, сервисные зоны (зоны услуг). В России пока развиваются 2 типа - производственно-промышленные и технико-внедренческие зоны.

Целью создания ОЭЗ, по словам Устинова, является улучшение инвестиционной привлекательности российской экономики, выравнивание условий конкуренции, развитие высоких технологий и стимулирование производства наукоемкой продукции. Особые экономические зоны призваны стать и инструментом развития депрессивных территорий. Согласно федеральному закону, принятому в июле 2005 года, ОЭЗ на территории России определяются правительством Российской Федерации; но этому должна предшествовать инициатива субъекта федерации. Если заявок на создание ОЭЗ более 1, то решение принимается на основе конкурса. В проекте бюджета на 2006 год предусмотрено 8 млрд рублей на финансирование инфраструктуры ОЭЗ. При этом, добавил Александр Устинов, создание инфраструктуры на территории ОЭЗ за счет бюджета позволит снизить издержки резидентов зоны на 8-12%.

Одна особая экономическая зона, по расчетам МЭРТ, может привлечь российских и зарубежных инвестиций на сумму около 9 млрд рублей, что позволит ежегодно производить продукции на 6 млрд рублей дополнительно, а также создать не менее 400 тыс рабочих мест и обеспечить поступление около 1 млрд рублей в бюджет государства, подчеркнул Устинов.

Как сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Михаил Рычев, вопрос нормативного регулировании создания ОЭЗ осуществляется в рамках федерального закона №116, а также указом президента о федеральном агентстве. Постановление правительства были определены правила подачи заявки на конкурс о создании ОЭЗ. В настоящее время конкурс уже идет; предположительно, он завершится в конце октября. Михаил Рычев отметил большой интерес регионов к проекту создания ОЭЗ. По его словам, уже подано много заявок на конкурс, и видимо, их число еще возрастет. "Мы надеемся, что в 20-х числах ноября те регионы, которые окажутся победителями, будут объявлены, - сообщил он. - Мы предполагаем, что будет создано около 10 особых экономических зон. Разумеется, это количество для такой страны, как Россия, незначительно, и уже сейчас видно, что конкуренция участников конкурса будет жесткой".

Свою точку зрения на проект ОЭЗ высказали и представители регионов. Министр экономического развития Калужской области Михаил Любимов подчеркнул, что реализация данного закона станет существенным вкладом в повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики. "Сегодня у нас существует нехватка земельных участков с развитой инженерной инфраструктурой, пригодных для размещения ОЭЗ, - сообщил он. Но проблема, по словам министра, решается: в частности, уже создана муниципальная промышленная зона в г. Обнинске: площадь около 50 га полностью занята инвесторами. Сейчас проектируется индустриальный парк на границе с Московской областью; власти региона также покупают землю под промышленную зону на юге области. Правда, средств в областном бюджете не хватает, и сроки затягиваются, добавил Любимов. При этом. Подчеркнул он, по оценкам экспертов, рубль, вложенный в инфраструктуру, принесет около 10 рублей в основной капитал, так что мультипликативный эффект от создания ОЭЗ очевиден.

"Мы в числе прочих претендентов будем участвовать в конкурсе с заявкой на создание технико-внедренческой зоны, - заявил Любимов. - Наш главный потенциал - это люди; с точки зрения долгосрочной стратегии создание технико-внедренческой зоны мы сможем получить максимальный эффект в экономическом развитии региона. Мы не рассчитываем не столько получить высокие доходы от резидентов зоны, но и продукция, произведенная в ней, поможет производству области стать конкурентоспособным".

Начальник управления экономики министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, замминистра Валерий Вакула отметил, что, поскольку в области не добываются полезные ископаемые, ставка сделана на инновации и высокие технологии. По его словам, в настоящее время экономическое развитие области демонстрирует достаточно хорошие показатели: с 1999 года начался стабильный рост инвестиций в ЖКХ, промышленность и транспорт; за 1 полугодие 2005 года объем иностранных инвестиций вырос более чем на 51%. Кроме того, количество безработных сократилось на 10 тыс (с 27 до 21 тыс человек). Для дальнейшего развития Ростовская область также намерена включиться в программу по созданию ОЭЗ на своей территории и уже подготовила документацию для участия в конкурсе. Центром производственно-промышленной деятельности на территории области, является Таганрог; по словам Валерия Вакулы, исторически этот город является одним из наиболее развитых в промышленном плане городов юга России, со сложившейся инфраструктурой. Между тем, вопрос создания инфраструктуры на территории вновь создаваемых ОЭЗ, жилья для работников производств и т.д. - существенная проблема, решать которую придется в каждом конкретном случае отдельно, отметил Вакула.

Председатель правления Национального Агентства Прямых Инвестиций Игорь Вдовин отметил, что к тексту закона претензий практически нет, но могут возникнуть проблемы с реализацией отдельных положений. Готовы ли регионы к работе с инвесторами - это основной вопрос на данный момент. ГЧП - залог процветания любой страны, подчеркнул Вдовин, и от того, насколько согласованно будут действовать федеральные, региональные власти и предприниматели, будет зависеть успех всей программы. "8 млрд рублей - явно недостаточно для того, чтобы это заработало, - заявил Вдовин. - Нужны средства, в десятки раз превосходящие те, которые сегодня выделены. Проблема не в том, что нет денег, а в том. что их освоение является проблемой - нет готовых проектов и механизмов. Для их наработки потребуется достаточно долгое время".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.