Политика

Баринов обвинил Москву (Правда Севера)

в срыве муниципальных выборов в Ненецком автономном округе

"Деловая среда" продолжает следить за событиями в соседнем субъекте Федерации - ранее входившем (на других, правда, правах) в состав Архангельской области. Интерес к "новым соседям" в последнее время подогревает ситуация с прошедшими недавно выборами на как бы разделенных административных территориях в органы местного самоуправления. Ведь известный федеральный закон одинаков к исполнению для всех. Но если облизбирком сегодня с удовлетворением потирает руки после итогов прошедшего голосования, то его коллеги из НАО "кусают ногти".

Электорат проголосовал ногами

Выборы главы образованного в соответствии со 131-м федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Заполярного района Ненецкого автономного округа не состоялись из-за низкой явки избирателей. Кроме того, из пятнадцати депутатов Совета этого района были избраны только трое. В двенадцати избирательных округах выборы муниципальных парламентариев не состоялись либо из- за низкой явки избирателей, либо из-за отсутствия альтернативных кандидатур претендентов. Явка избирателей в целом по Заполярному району составила немногим более 18 процентов при необходимых 20 процентах.

Местные политологи говорят о намеренном срыве выборов исполнительной властью Ненецкого округа.

По их мнению, образованный в соответствии с проводимой в стране муниципальной реформой Заполярный район вбирает в себя всю территорию НАО, кроме города Нарьян-Мара. На территории района расположены все месторождения нефти, трубопроводная система, по которой она продается за пределы округа, а также протяженная морская граница и Варандейский терминал, с которого ненецкая нефть уходит танкерами в Мурманск и далее - на экспорт в Европу.

К тому же, по мнению политологов, в регионе в ближайшее время предполагается начать строительство магистрального трубопровода к будущему морскому порту в Индиге, который должен стать самым мощным в России нефтетерминалом. Поэтому, мол, исполнительная власть НАО не заинтересована в создании с 1 января 2006 года, как предполагает закон, администрации Заполярного района, с которой ей придется делиться серьезными полномочиями и бюджетом. А окружные власти предпочитали дождаться поправок к 131-му закону, которые должны были установить переходный период до 2009 года. В течение этого срока закон будет постепенно вводиться на территории России.

Новый глава администрации НАО Алексей Баринов был избран в начале февраля 2005-го на четыре года. И именно в начале 2009-го истекают его полномочия. Кстати, он является последним избранным губернатором России, причем стал им вопреки рекомендациям Северо-Западного полпредства президента, которое лоббировало на этот пост бывшего гендиректора нефтяной компании "Полярное сияние" Александра Шмакова. Баринову, считают его недоброжелатели, до сих пор не удается выстроить конструктивные отношения ни с полпредом в СЗФО Ильей Клебановым, ни с федеральными властями. Поэтому вероятность того, что он будет рекомендован президентом Владимиром Путиным на второй срок, очень низка.

Очевидно, что свой первый губернаторский срок, который, скорее всего, окажется последним, Алексей Баринов намерен использовать с максимальной пользой как для себя, так и для команды, которую он привел с собой в НАО. И муниципальная реформа с создаваемым в ее рамках Заполярным районом ему не нужна. Поэтому можно ожидать, что нынешний руководитель округа будет продолжать делать все возможное, чтобы муниципальные выборы в регионе в ближайшее время не состоялись и федеральный закон N 131 в НАО не заработал.

Почему это случилось

Губернатор НАО, однако, критику в свой адрес считает необоснованной. Он обвинил в провале муниципальных выборов в Заполярном районе федеральный центр.

Как сообщили в пресс-службе администрации округа, на встрече в Нарьян-Маре представителей исполнительной власти и депутатов окружного Собрания были проанализированы недочеты в организации и проведении выборов в Заполярном районе, не состоявшихся из-за низкой явки избирателей.

"Главная причина срыва выборов - это полная дезинформация людей, которую начиная с августа постоянно распространяли федеральные теле- и радиоканалы, - заявил господин Баринов. - К сожалению, местные ТВ-каналы распространения за пределами окружной столицы не имеют. Людей просто сбили с толку: то реформа будет проводиться, то сроки ее переносятся".

Вторая, не менее значимая причина провала выборов, по словам Баринова, заключается в том, что кандидаты на должность главы района и в представительный орган вновь образованного административного района практически не проводили агитации.

"Наши люди привыкли видеть кандидата, оценивать его возможности, знать, что он из себя представляет, а заочно северяне голосовать не будут, - резюмировал господин Баринов. - Администрация же несет ответственность лишь за отсутствие связи с тремя населенными пунктами: Каратайкой, Харутой и Коткино. Однако недостаток обычной связи был компенсирован передачей в эти поселки резервных спутниковых телефонов".

На встрече были также оговорены конкретные сроки и исполнители всех поручений, касающихся реализации 131-го закона (о муниципальной реформе). Управление государственным имуществом округа подготовило законопроект о межевании и передаче в собственность новым муниципальным образованиям имущества. Он будет внесен на очередную сессию Собрания депутатов. Управление финансов также подготовило ряд законопроектов, касающихся финансовой составляющей исполнения федерального закона. Они будут внесены на рассмотрение депутатов в ближайшее время. Создана аналитическая группа, которая внесет свои предложения по проблемам информирования жителей НАО.

Повторные выборы в Ненецком автономном округе назначены на 18 декабря.

Зачем губернатор осторожничает?

Накануне выборов Баринов встретился с окружными журналистами. Он сказал: "Народовластие на местах вводить надо, и хорошо, когда люди принимают самостоятельное участие в управлении своей жизнью и народным хозяйством. Правда, сегодня для этого необходимо готовить кадры, проводить разъяснительную работу, создавать материально-техническую базу. Хоть и много проблем в регионах, но исполнять 131-й закон необходимо, только с обязательным учетом местных условий и специфики развития территорий. И торопиться здесь, мне кажется, совсем не обязательно".

Алексей Викторович, по моему убеждению, - совсем не тот человек, мнение которого не подвергается сомнениям. Всякое про него рассказывали. И замысел со срочным созданием Заполярного района "во исполнение федерального закона" мне видится не лишенным оснований для общественной критики.

И все же губернатор НАО заявляет принципиальную позицию, которую, наверное, поддержали бы сегодня и главы районных администраций Архангельской области. Остерегающиеся, правда, недовольства со стороны органов вышестоящего уровня власти, призванных, как и в былые времена, в нужный момент рапортовать по этапам административной инстанции "об успешном выполнении целей, поставленных в задаче".

Спешить надо медленно поспешая, советует народная мудрость. Вспомним хотя бы итог выполнения задачи построения коммунизма в СССР за двадцать лет. А что получилось? Даже тогдашний политический лидер СССР Никита Хрущев, побывав в той же Швеции, в недоумении спросил своего сына (по его же признанию) за распитием бутылочки водки по случаю возвращения на родину: "В Швеции же - социализм! А мы- то тогда чего, сынок, строим?"

Безусловно, становление и развитие местного самоуправления в России - благая цель, которую давно достигли экономически ведущие страны, в том числе скандинавские. Но зачем нам снова наступать на грабли, уже однажды щелкнувшие крепко по лбу? Мировая практика утверждения власти местного самоуправления длилась многие десятки лет (а не вводилась сиюминутным законом), создавала постепенно и планомерно экономические и правовые условия для достижения стратегической цели. Для нас же история оказывается всего лишь школьным предметом.

Огромную сложность решения проблемы как раз и отражает ситуация в Ненецком автономном округе. Простой вопрос: чем, интересно, будут заниматься завтра избранные в Архангельской области органы местного управления? Публичными и "подковерными" драчками вокруг не разделенного с местными властями муниципального имущества? Или же установлением непонятно какой ставки налога на землю, которую сельские жители, не располагая ее кадастровой оценкой, видят сегодня не в натуре, а только на безмолвной бумажке? Подобных вопросов - тьма- тьмущая.

Кто на них ответит - неизвестно. У нынешней Госдумы, похоже, на уме только будущие выборы президента России. А что касается срочного принятия законодательных решений по введению местного самоуправления, то пусть, мол, у региональных властей голова болит об этом. Столь неуемный оптимизм может обернуться для страны большой социальной бедой.

Синдром провинциальной ущербности (Вельск-инфо)

Впервые мы заговорили о пресловутом "синдроме провинциальной ущербности" в середине 90-х годов в связи с дискуссией между администрацией Боровикова и "Важским краем" по поводу реального разделения властей в Вельском районе на представительную и исполнительную. Тогдашний идеолог и "серый кардинал" администрации Татьяна Дроздова суммировала господствующие настроения перепуганного и послушного вельского чиновничества:

- Разве нам смотреть на Запад? Что нам Москва? Что вы все о "мировой практике" и "цивилизованных традициях" говорите! Мы в Вельске живем, а не в Москве. Ну и что, пусть у них там демократия, пусть разделение властей, свобода слова, самоуправление и все такое...

Не нам, холопам, на них равняться! Мы люди маленькие, провинциалы из глубинки, не с нашим жалким умишком тянуться за цивилизацией! Как скажут сверху, так и будет. Не прикажут - не сделаем. Для нас областная администрация - царь и Бог, зачем высовываться? И кому это все нужно?..

Не ручаюсь за дословный пересказ (тем более разговор был неформальным), но суть монолога в целом передаю верно. И дело тут не в личных взглядах Т.Ф.Дроздовой - она просто пересказывала жизненную философию провинциального чиновничества...

Вспомнил я о "синдроме провинциальной ущербности" потому, что сейчас мы наблюдаем острый приступ этой болезни на примере нынешней районной администрации. Просто поразительно, но буквально в течение одного (!) дня к нам поступила абсолютно одинаковая информация одновременно из четырех сельских администраций. Беседуя с вновь избранными депутатами на сессиях или до сессий, главы администраций (или их заместители) настойчиво втолковывали им (причем ничуть не смущаясь, искренне полагая, что поступают правильно) подленькую мысль:

- Мы сейчас выдадим вам проект Устава вашего муниципального образования. Он подготовлен в Архангельске и централизованно разослан по всем районам. Вам предстоит его обсудить... Но хотим сразу предупредить: этот проект прошел юридическую экспертизу и полностью соответствует закону. Поэтому лучше в нем ничего не менять. Если вам что-то не понравится и вы захотите вносить поправки, то большая вероятность того, что они не будут соответствовать закону (то есть чиновники заранее предполагают, что народные избранники - люди заведомо безграмотные, "со скудным умишком" и не способны готовить поправки, самостоятельно читая закон - прим. К.М.). В таком случае проект Устава не будет зарегистрирован в областном правовом управлении и с 1 января 2006 года на вашей территории муниципальное образование не будет создано. А это значит, что ни вы, ни глава не смогут вступить в исполнение своих полномочий. Поэтому лучше принимайте без разговоров то, что нам прислали, а дальше видно будет...

Когда нам передали содержание этого наглого шантажирования, мы были удивлены не только его беспардонностью и цинизмом, но и тем, что текст "разъяснения" в разных сельсоветах звучит практически дословно! Значит, это установка сверху. Наша догадка подтвердилась уже во вторник, когда глава Вельского района Сергей Колотилов лично произнес тот же самый текст на первой сессии городского Собрания депутатов...

Что тут комментировать? Конечно, все будет зависеть от наличия или отсутствия гражданского достоинства у депутатов. Вы будете смеяться, но в цивилизованной стране чиновника, посмевшего так открыто и цинично издеваться над депутатами, немедленно вынудили бы уйти в отставку. Но и в России, если верить заявлениям президента и положениям федерального закона № 131, надеются на инициативу и творчество населения в осуществлении местного самоуправления. А подготовка Устава (то есть местной Конституции) - это первая и главная проверка самостоятельности и независимости только что избранных органов власти.

Экономика

Усреднённое тепло (Правда Северо-Запада)

О тарифах и альтернативах

Как мы и обещали в прошлом номере нашей газеты, поговорим о тепле, о тарифах на тепло, об альтернативных теплоисточниках. Живём мы на Севере. Это данность, которую не изменить, с ней нужно смириться. Север - это холодно, без отопления можно жить только летом. Отопление в Архангельской области производят две разновидности теплоисточников: ТЭЦ и котельные. Других, если вы внимательно читали материал о тарифах на тепло в прошлом номере "ПС-З", ждать не приходится.

В свете роста цен на топливо вряд ли нам можно ждать и снижения тарифов на тепло, поскольку составляющая часть топлива в них - минимум 60 %. За последнее время только цены на мазут выросли с 2,7 тысячи рублей за тонну до шести.

В Архангельске после реформы в "Архэнерго" за тепло отвечают Архангельская генерирующая компания (АГК), в ведении которой находятся архангельская ТЭЦ, фирма "Торн", отвечающая за работу большинства городских котельных, и ещё три небольших фирмы, предоставляющие тепловые услуги населению. Что характерно, цены на тепло у всех архангелогородцев - разные. Производимая АГК гигакалория, например, стоит 405 рублей, "Торн" торгует по 1100, остальные фирмы - и вовсе по 1,5 тысячи рублей за гигакалорию. При этом специалисты утверждают, что знать эти цифры рядовому населению вовсе не обязательно. Для народа тариф утверждён - 13,89 руб. с квадратного метра жилплощади. В переводе на одну гигакалорию - 611 рублей.

И не надо жителям центра города возмущаться, мол, почему мы платим больше, чем это стоит?! Такая в городе политика. Усреднённая. Хотя проблема так называемого разбивания тарифов на тепло (то есть, чтобы люди платили столько, сколько это стоит, а не больше и не меньше) встала уже давно. В Онеге, например, её пытаются решить. Там в домах, отапливаемых котельной гидролизного завода, платят 16 рублей с квадратного метра, другими котельными - 46 рублей. Разница большая? А что делать - объективная реальность, как и то, что Архангельская область на Севере находится.

В Архангельске, кстати, проблема эта тоже обсуждается. Предлагается, как один из вариантов, такой: установить стоимость тепла в расчёте на восемь месяцев с одного квадратного метра отапливаемой жилплощади 14 рублей в центре города и 40 рублей - на окраинах. Нет, тариф для всех будет один - 14, а 26 рублей - погашать из бюджетов всех уровней. Судьба тарифов и 26 рублей сейчас решается. Решится ли - неизвестно.

Но у жителей центра уже сейчас есть хороший шанс снизить цену на отопление (он предоставлен новым Жилищным кодексом) - создать из своей многоэтажки, а то и из нескольких, товарищество собственников жилья. Это юридическое лицо заключает договор с АГК на поставку тепла. Вы ставите на вводе теплосистемы в дом счётчик и платите себе преспокойно 405 рублей за гигакалорию. И никакие городские тарифы вам не указ. Пока этот процесс идёт в Архангельске очень вяло, просто о такой возможности мало кто знает. Думается, когда начнут приходить квиточки с расчётами по новым тарифам, дело пойдёт быстрее. Только кто будет за окраины платить?

А вот специалисты-оптимисты говорят, что через несколько лет может наступить время, когда тепло на окраинах будет стоить дешевле, чем в центре. В Исакогорке, например, сейчас разрабатывается проект о сокращении котельных и переводе оставшихся на более дешёвое "деревянное" и "опилочное" топливо. Тем более, что пример Двинского Березника показал: это выгоднее и удобнее, и область мучается от лесов-сухостоев, то есть дров. А ещё есть мысль сделать в области единый тариф на тепло. Но для этого областной бюджет вынужден будет где-то изыскать около миллиарда рублей дополнительно. Вы верите, что такое возможно? Вот и мы сомневаемся.

Дефолт местного значения (МК в Архангельске)

Депутаты-торгаши архангельского городского Совета 26 октября одним усилием своей жадной души могут уничтожить целую отрасль.

В славном городе Архангельске в ведении нескольких рекламных агентств насчитывается три с половиной сотни рекламных щитов. В среднем с каждой "картинки" такого щита в городской бюджет капает налог - 1200 рублей ежемесячно. В год выходит приличная сумма - десять миллионов.

Однако архангельским городским депутатам свежего созыва этой суммы мало. Вольно трактуя новый закон для участников рынка наружной рекламы и слова президента о том, что малым предприятиям нужно облегчать жизнь, народные избранники собираются обложить местные рекламные агентства дополнительным налоговым бременем еще миллионов в пятьдесят. Что стоит за движениями архангельских депутатов? Отеческие думы о дырявом бюджете? Или безудержная тяга к личному обогащению?! В любом случае, это грозит маленькой, но убийственной для рекламной отрасли революцией.

Речь идет о едином налоге на вмененный доход (ЕНВД). В 2005 году ЕНВД вводился областным Собранием, однако с 2006 года эти полномочия отошли в городской Совет. Чем, собственно, архангельские депутаты и собираются заняться на будущей сессии.

Федеральные законодатели придумали некий коэффициент (К2), который обязан учитывать реальную доходность каждого вида предпринимательской деятельности в каждом конкретном регионе или городе. В том числе и в отношении предприятий, занимающихся размещением рекламы. Размер этого коэффициента плавает от 1 до 0,005, а четкий его размер должны обозначить местные власти.

Кстати, для преддверия грустного рассказа, следует заметить, что во многих городах К2 для рекламы уже установлен. К примеру, в Пскове он составляет 0,05, в Ростове - 0,1, в Ярославле - 0,02, в Вологде - 0,15, причем эти города намного более привлекательны в рекламном отношении, Архангельск - все-таки тупик. Власти множества других регионов вообще отказались от введения такого коэффициента (Питер, Калуга, Тверь, Пермь, Томск и др.). Архангельские областные депутаты в 2005 году подошли к этому вопросу взвешенно, поскольку даже разработчики закона утверждают, что для малых предприятий, занимающихся распространением наружной рекламы, налоговое бремя может стать непосильным. А это может вызвать банкротство рекламных агентств, и, как следствие, приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и росту безработицы.

Обо всех указанных "минусах", естественно, знали и те архангельские депутаты, которые занялись в уединенном кабинетике горсовета обозначением К2 для немногочисленных местных рекламных агентств (их всего-то три) и мелких владельцев, имеющих один-два рекламных носителя. Но это избранников от торговли волновало мало. В дружной компании четко слышались голоса г-жи Сыровой, Малиновского, Климова, Попова и г-на Юркова (читателям советуем пока повспоминать, чем каждый из них занимается). Пылко втирающие общественности байки о том, что местные рекламщики деньги гребут лопатой, собравшиеся предлагали планку коэффициента установить на отметке 1 (такое видано только в супербогатой Москве!). Чиновники от архитектуры, случайно узнавшие о тайном депутатском междусобойчике (их не пригласили и не спросили их мнения), испуганно посоветовали остановиться хотя бы на 0,2. Но на будущей сессии горсовета депутаты намерены утвердить К2 в размере как минимум 0,5.

Архангельские рекламщики, мнение которых сходка торговцев не пожелала выслушать, ждут той самой сессии с ужасом. Если предложенный Сыровой и Ко К2 будет принят, многим из них придется не затянуть пояса - повеситься. Вернее, прикрыть конторки. То, на что их обрекут городские депутаты, станет их смертным приговором. Рекламные щиты опустеют (местные рекламодатели не смогут оплатить подорожавшую услугу), а более сотни работников, обслуживающих наружные носители двигателя торговли, останется без работы. Соответственно, в городской бюджет не придут не только те суммы, которых нашим заботливым депутатам показалось мало, но и подоходный налог уволенных работяг.

Понимают ли это в городском Совете? Вряд ли. Там собрались люди, радеющие каждый за свой карманчик, магазинчик, ларечек. И пополнять городскую казну они придумывают не за счет повышения налога на сверхдоходную торговлю (депутатами представлено большинство местных торговых сетей - а кто захочет отдавать свои нетрудовые?!), а за счет других. Почему бы не рекламщиков?!

Для того, чтобы вмешиваться в достаточно сложные экономические механизмы, надо хотя бы знать, как они действуют. Такие "знатоки" как г-жа Сырова, еще не так давно снабжавшая горожан турецкими шмотками, и другие члены торгово-депутатского братства, ежемесячно поднимающие цены на хлеб, могут сломать то, что нарабатывалось годами. Играясь, они вытаскивают кирпичик архангельской экономики. Но из самого основания. После чего пирамида рухнет.

ПРОГНОЗ от МКвА. В ожидании введения ЕНВД московская компания "Outdoor Gallery" уже сегодня готова свернуть свое представительство в Архангельске. Ее примеру, скорее всего, последует международная корпорация "News Outdoor Russia". Щиты они не уберут, но налог им будет выгоднее платить в каком-нибудь Подмосковье. Или той же Вологде. Местным компаниям тяжелее. Им придется просто ликвидировать бизнес. Зато на ближайшие четыре года для торговых сетей и отдельных магазинчиков ЕНВД понизится, на худой конец - сохранится на прежнем уровне. А на будущий год под тем же соусом те же самые депутаты повернут налоговый регулятор в удобное (для тех же "космо", "сигмы" и "ромашки") положение за счет, например, пекарей, аптекарей, слесарей...

Директор рекламного агентства "Графика" С.В. Трифонов, учредитель агентства "M&D" С.А. Долгобородов, исполнительный директор агентства наружной рекламы "Gagarin" И.И. Исаков:

Вводить данный налог так скоропалительно, не учитывая нюансы рынка, нельзя - рекламную отрасль это может привести к катастрофе, а бюджет - к потерям! Александр Дятлов, депутат областного Собрания, экономист: Областное Собрание депутатов в 2005 году сочло, что вводить ЕНВД для наружной рекламы рано, поскольку это скорее принесет убытки бюджету и вред малым предприятиям Архангельска.

Андрей Зажигин, рабочий рекламного цеха агентства "Графика":

В наружной рекламе я уже десять лет, она дает мне возможность достойно жить, воспитывать двоих детей. Если бизнес загнется, мне в сорок лет уже тяжело найти новую работу.

Я клеил лица этих депутатов на щиты во время предвыборной кампании - и не мог предположить, что они лишат меня работы. Сегодня я бы им...

Михаил Кочанов, управляющий делами Архангельского городского некоммерческого партнерства операторов наружной рекламы:

Депутаты поступили как мыши: забились в норку и тайком, кулуарно, решили судьбу целой отрасли. Не зная ее специфики, не пожелали даже выслушать мнения общественной организации, объединяющей рекламные предприятия Архангельска. Не пригласили ни на одну комиссию, не допустили в рабочую группу! Такого не было ни при одном составе городского Совета!

Общество

Будет ли услышан очередной протест? (Коряжемский муниципальный вестник)

Сегодня работники бюджетной сферы проводят очередную акцию протеста против низкой оплаты труда. Пройдет она и в нашем городе.

Почти полтора десятка лет длятся реформы в стране, которые поставили многих работников образования, здравоохранения, культуры на грань выживания. И это при всем при том, что в последние годы страну захлестнул поток нефтедолларов. Но Правительство решило отложить их в так называемый стабилизационный фонд за границей, нежели помочь социальной сфере.

Правда, недавние инициативы Президента В.Путина вроде нацелены на то, чтобы улучшить материальное положение ряда категорий работников образования, здравоохранения. Но прибавку к зарплате получат далеко не все. А ту, что получили недавно работники бюджетной сферы, уже поглотила инфляция.

Низкая зарплата учителей и других работников бюджетной сферы давно стали притчей во языцех. А ведь еще Ельцин в своем первом указе обещал, что у учителей она будет не ниже, чем в среднем по промышленности. Только где эти обещания? "Когда правительству Тэтчер в Великобритании не удалось повысить зарплату до обещанного уровня, ему пришлось уйти в отставку. А у нас Борис Ельцин клялся лечь на рельсы, если не выполнит обещания. Слова не сдержал, но и до рельсов не дошел", - пишет в "АиФ" директор Бюро экономического анализа Сергей Лавров.

Когда профсоюзы адресуют свои требования Правительству, у него один ответ: нельзя много денег давать, инфляция ещё больше будет. Ну да, бюджетникам, конечно, нельзя. А вот чиновникам - можно. Или олигархам. Как пишет "Деловой вторник", на внеочередном собрании акционеров компании "Сибнефть", немногочисленная группа известных России лиц, в том числе и губернатор Чукотки Роман Абрамович, которому принадлежит 20 процентов акций компании, решили выплатить себе дивиденты в размере ни много ни мало - 2,3 миллиарда долларов. Вот так только за год тесная компания и без того не бедных людей заработала капитал, сопоставимый с годовым бюджетом какого-нибудь европейского государства. Выкачивая при этом нефть из недр, которые принадлежат государству.

Такое вот оно у нас сердобольное к олигархам государство. А что учитель, врач едва концы с концами сводят, так это их выбор. Но не могут же все быть нефтяниками! Помнится, небезызвестная Хакамада, когда в результате реформ остались без работы шахтеры Воркуты, будучи министром в черномырдинском правительстве, всерьёз предлагала им идти собирать клюкву на болото. Мол, сами ищите выход.

Да нет, не выход это, а бессилие государства, которое не может обеспечить достойную жизнь людям, работающих на будущее своей страны.

Происшествия

С риском для жизни (Архангельск)

У специалистов МЧС свой взгляд на сентябрьскую трагедию

Статья "Десять дней неизвестности", опубликованная в газете "Архангельск" от 5 октября, вызвала неоднозначные оценки. Специалист по водолазным работам ГУ МЧС России по Архангельской области Олег Полушин, принимавший непосредственное участие в поиске затонувшей машины с людьми в районе железнодорожного моста и руководивший операцией по ее поднятию, не согласен с автором который утверждает, что работы велись медленно. Предлагаем читателям ознакомиться с его точкой зрения.

- 20 сентября в ГУ МЧС России по Архангельской области поступило заявление о том, что упала машина, - рассказывает Полушин. - Сразу хочу отметить, что поиск затонувшего транспорта с людьми, которые нарушили правила дорожного движения, - не наша прямая обязанность. Этим должны заниматься органы МВД и транспортная прокуратура.

По словам Полушина, сотрудники МЧС, видя горе родителей ребят, которые были в машине, пошли им навстречу.

- Ни одного дня мы не сидели сложа руки, - продолжает Полушин. - Работали даже в выходные. Сначала с катера "Галлс" искали машину эхолотом. Прибор обозначил какой-то объект, но, по моему предположению, это были трубы. Просчитав траекторию движения машины вниз по течению, мы решили, что она могла застрять в них.

В этом районе и сделали первые водолазные спуски специалисты МЧС, но ничего не обнаружили, кроме больших завалов. Дальше поиски вели при помощи подводной камеры.

- С резиновой лодки мы опускали ее на глубину 27 метров и обследовали район в очерченном квадрате, - говорит Полушин. - Дно реки очень захламлено. Камера зацепилась за какую-то корягу и разбилась. Другая камера тоже ничего определенного не показала. Я, спустившись под воду в районе четвертой опоры моста, обнаружил трубы, но машины не увидел. Анатолий Каранин отремонтировал камеру и продолжил поиск.

Одновременно удалось связаться с морским отделом МЧС, который выразил готовность доставить гидролокатор бокового обзора и подводно-телевизионный комплекс "Лев- 2". Но эта техника не понадобилась, камера Каранина обнаружила тела в машине.

- По правилам проведения водолазных работ, - продолжает Полушин, - нашими сотрудниками были нарушены допустимые нормы погружения под воду. Искать машину и доставать трупы нам пришлось с глубины 25 - 27 метров. Без водолазной барокамеры мы не имеем права заставлять людей работать на глубине более 20 метров. Мы совершенно безвозмездно и достаточно быстро выполнили операцию с риском для собственной жизни.