Программы по профилактике наркомании и реабилитации лиц, страдающих наркозависимостью, приняты сегодня лишь в 12 из 89 регионов России. Астраханская область - одна из немногих, где программа действует. Вероятно, этот факт послужил поводом для проведения в Астрахани совещания главных наркологов России, которое открылось сегодня и продлится до 12 сентября. Накануне этого мероприятия обозреватель газеты "Волга" встретилась с главным наркологом департамента здравоохранения администрации Астраханской области - главным врачом областного наркологического диспансера Евгением Хомутовым.

- Наркологическая ситуация в нашей области такая же безрадостная, Евгений Анатольевич, как и во всей стране?

- Особо радоваться, конечно, нечему. За текущий год число больных алкогольными психозами, больных алкоголизмом и потребителей наркотиков в области продолжало расти, но темпы роста этих заболеваний в связи с проводимыми мероприятиями несколько замедлились. Всего в областном наркологическом диспансере зарегистрировано около 34 тысяч жителей Астраханской области, имеющих проблемы с употреблением алкоголя и наркотиков. По сравнению с 1995 годом число лиц, употребляющих наркотические вещества, увеличилось в пять с половиной раз. Фактически же реальная цифра потребителей наркотиков может превышать число официально зарегистрированных в 7-8 раз.

Но врачей больше беспокоит другое. Алкоголизм и наркомания значительно помолодели: до 15 процентов стоящих на официальном учете - дети и подростки. Общая болезненность подросткового населения, связанная с потреблением психоактивных веществ, по Астрахани возрастает с каждым годом. Статистические данные потрясают даже специалистов: среди 89 субъектов Российской Федерации наша область по злоупотреблению алкоголем среди подростков занимает пятое место, по злоупотреблению наркотическими средствами - восьмое, по подростковому алкоголизму - десятое.

- Пора бить во все колокола...

- Давно пора. Наркомания, алкоголизм - проблемы государственного масштаба. Если рост потребления химических веществ будет идти теми же темпами, что и сегодня, через очень незначительное время произойдет деградация нации. Мы уже на пути к этому. В обществе обозначилась терпимость по отношению к алкоголю: обратите внимание на кажущуюся безобидной на первый взгляд рекламу пива - ежеминутно, на всех телеканалах. Зрителей настойчиво убеждают, что пиво пьют только настоящие мужики, что это именно то, ради чего стоит жить.

На уровне Государственной Думы происходят вещи пострашнее: речь идет о легализации наркотиков. В начале 90-х, когда "благодаря" депутатам был отменен закон "О привлечении потребителей наркотических средств к уголовной и административной ответственности", Россию буквально накрыла волна распространения наркотиков. В течение пяти лет вместе с этой волной мы получили социальные последствия: рост преступности и тяжелых заболеваний - от гепатитов до ВИЧ-инфекции, высокую смертность молодых людей, разрушенные семьи и т.п.

- А вам не кажется, что депутаты правы? Больных людей надо лечить, а не привлекать к ответственности.

- Для этого в стране должна действовать не только широкомасштабная программа по профилактике, лечению и реабилитации наркозависимых людей - другое мышление необходимо в обществе. Закон хотя бы отчасти сдерживал рост наркомании. Руководствуясь им, этот контингент можно было привлечь к принудительному лечению, а за то время, что пациент находился в стационаре, он мог на трезвую голову оценить свои действия, сделать выбор - как жить дальше.

Сегодня нет системы принудительного лечения, зато соблюдены права человека. А к чему это привело? Конечно, одними запретительными мерами ничего не добьешься, нужна система мер, пропаганда здорового образа жизни, воспитательные мероприятия, доступный спорт, нужны общие усилия для борьбы с этим злом. Минимальными действиями зла не одолеть. Кому как не государственным мужам это понимать? Но впечатление такое, что политики и не пытаются вникнуть в эту проблему, проявляя тем самым свое бессилие. Смертная казнь за распространение наркотиков, которую, помнится, предлагал один из депутатов, - решение отчаянное, но весьма сомнительное и удобное. Совершенно ясно, что под расстрел пойдут не наркобароны, а несчастные потребители, приторговывающие наркотиками, чтобы достать себе на дозу. Зато с введением смертной казни не надо будет разрабатывать программы, следить за их внедрением, координировать усилия по профилактике наркомании среди подростков всеми доступными силами, то есть проводить реальную, трудоемкую и подчас неблагодарную работу.

- Я понимаю родственников наркозависимых людей, которые хватаются за любую возможность спасти своих близких, готовы заплатить любые деньги за их исцеление. Насколько корректно в данном случае говорить о рынке медицинских услуг? Сейчас немало платных клиник, обещающих буквально за один день и навсегда избавить пациента от наркозависимости, излечить от алкоголизма...

- Родственникам людей, зависимым от химических веществ, хочу сказать: это заболевание с их родными остается на всю жизнь. Избавить от наркотической и алкогольной зависимости невозможно. Но можно научить жить в трезвости. На этом построена сегодняшняя деятельность государственных наркологических учреждений. В том числе и в нашей области. Все виды помощи наши медицинские учреждения оказывают бесплатно. Круг платных услуг весьма ограничен. Я готов лично разбираться по каждому случаю, где с пациента требовали деньги за лечение.

Насколько эффективна наша работа? Показатель результативной работы наркологов - это состояние длительной ремиссии пациентов. Он не слишком высок, но в наркологии каждый такой случай воспринимается, простите за шаблон, как своего рода победа. С 90-х годов в Астрахани действуют сообщества анонимных наркоманов и алкоголиков - некоммерческие добровольные организации, работает программа лечения родственников наркозависимых больных. Неплохие результаты дает наш центр реабилитации наркоманов и алкоголиков, открытый при поддержке главы администрации области Анатолия Гужвина, за что ему просто огромное спасибо.

То, что сегодня происходит в области, вероятно, прорывом в медицине не назовешь, но работать стало несколько легче, потому что появилось понимание наших проблем. В свое время мне пришлось ходить по большим кабинетам, убеждая чиновников сохранить полностью наркологическую службу. Меня не слышали. А специалисты-наркологи уже предполагали, что на нас надвигается. Я никого не виню в том, что произошло, - вероятно, я был неубедителен. Из восьми наркологических отделений в области осталось только три. Устарело лабораторное оборудование. Остаточный принцип финансирования нашей отрасли не дал возможности осуществить многое.

Я всегда считал, что в медицине не должно быть никаких приоритетов, кроме одного - здоровья пациента, но, увы, не все думали так же. Сегодня мы возвращаемся к тому, от чего ушли. Открытие центра реабилитации два года назад - первая ласточка. И уже ясно, что такие учреждения себя оправдывают. Сейчас мы работаем по нескольким направлениям: проводим обучающие семинары для работников образования, участвуем в международном проекте "Снижение вреда", привлекаем к сотрудничеству духовно ориентированные организации. И... долечиваем, как правило, тех, кто прошел курс лечения в различных платных клиниках. Я намеренно не хочу углубляться в эту тему, но как специалист оцениваю эффект этих клиник как действие одноразового шприца. Ведь в принципе лечение нарко- и алкогольной зависимости - это не столько методика, сколько особый подход к больному. Мы не привязываем больного к себе, мы учим его жить самостоятельно, жить по-другому. Этого не делает ни одна частная клиника.

- Сегодня в борьбу с наркотиками активно вступают различные духовные организации. Как вы относитесь к этому?

- Я думаю, что в борьбе со злом хороши все средства. Если только эти организации действительно пытаются помогать людям преодолеть недуг, а не стремятся одурманить их другими, не менее вредными идеями. Мне кажется, общество выиграет, если при правительстве будет налажено открытое взаимодействие духовных организаций в рамках Конституции РФ, не исключающее свободный обмен информацией, направление усилий на профилактическую и реабилитационную работу, на поощрение и продвижение наиболее эффективных методов. У нас в области и городе такое взаимодействие осуществляют областная координационная комиссия и городской координационный совет по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением наркотических средств. И не только с духовными организациями. Областная наркологическая служба довольно продуктивно сотрудничает с управлением внутренних дел, с общественными организациями, привлекая их к работе по предупреждению алкоголизма и наркомании, консультативной и реабилитационной помощи лицам, имеющим проблемы с употреблением психоактивных веществ.