Текущее положение дел, перспективы и направления развития сферы жилищного рынка, а также пакет поправок к Жилищному кодексу России рассмотрели на своем заседании 10 октября члены Общественного совета по жилищной политике при министре регионального развития РФ, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Главная стратегическая цель жилищной политики - это создание рынка доступного и комфортного жилья, создание механизма участия государства в поддержке, развитии и функционировании этого рынка и обеспечение доступа к нему различных групп граждан, нуждающихся в такой поддержке", - заявил, открывая заседание, министр регионального развития Владимир Яковлев. По его словам, в настоящее время в частной собственности находится около 70% всего российского жилого фонда, при этом две трети россиян не удовлетворены существующими условиями, а каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии.

"Общая потребность населения в жилье на сегодняшний день составляет 1,5 миллиарда квадратных метров при том, что общий жилой фонд на сегодняшний день равен 2,8 миллиарда квадратных метров, - рассказал министр. - В прошлом году мы ввели 41,2 миллиона квадратных метров, а в очереди у нас стоит 4,5 миллиона человек. Среднее ожидание в очереди составляет до 20 лет, при этом государство в соответствии с законом имеет прямую обязанность обеспечить жильем 1,2 миллиона семей наших сограждан".

В таких неблагоприятных условиях, по его мнению, важным шагом вперед является принятие в прошлом году 25 законов и подзаконных актов, направленных на создание и развитие рынка жилья, а также данное президентом поручение по созданию федеральной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". "Мы подготовили предложения по этой программе и уже обсудили их как рабочий вариант. 12 октября состоится расширенное заседание коллегии в присутствии председателя Правительства, на котором мы рассмотрим эти предложения", - сообщил Владимир Яковлев участникам заседания. Пока что, по его словам, в течение двух лет на финансирование программы планируется потратить 213 млрд. руб., а итоговым результатом ее исполнения к 2010 году должно стать увеличение объемов строительства с 40 до 80 млн. кв. метров, двадцатикратное увеличение объемов выдаваемых гражданам ипотечных жилищных кредитов (с 20 млрд. руб. в 2004 году до 415 млрд. руб. в 2010 году), снижение рыночных ставок по рублевым ипотечным кредитам с 15 до 8%, снижение среднего времени стояния в очереди на улучшение жилищных условий на получение социального жилья с 20 до 7 лет, а также увеличение с 9 до 30% доли семей, которым будут доступны ссуды, субсидии или кредиты на приобретение жилья.

Изложенную министром программу прокомментировал член Общественного совета, президент межрегионального общественного фонда "Институт города" профессор архитектуры Вячеслав Глазычев, ставший недавно членом Общественной палаты при Президенте РФ: "Я чрезвычайно огорчен тем, что в словах президента прозвучала традиционная ориентация либерального крыла правительства на удешевление ипотеки и более почти ничего. Абсурдна установка на всеобщее владение жильем, нигде в мире такой практики нет. Вопрос коммерческого, а не только социального найма означает очень существенную критическую позицию по отношению к этим цифрам". Далее он обрисовал свою позицию по ключевым вопросам жилищной политики, заключающуюся в возрастании роли государства в борьбе с монополизацией строительного рынка, но не запретительными мерами, а развитием малого и среднего строительного бизнеса. "Это означает развитие малоэтажного и малообъемного строительства, тем более, что есть иностранный опыт, показывающий возможность регулирования здесь предельных объемов производства для фирм, которые не позволяют укрупнения, поглощения и обратной монополизации даже при таких типах жилья", - пояснил профессор.

По его мнению, до двух третей нового строительства по стране должно быть малоэтажным. Во-первых, такое жилье может подойти для эмигрантов, офицеров-отставников, молодых семей и других категорий населения, во-вторых, подобное строительство может стать действенным инструментом территориальной политики переселения людей в районы нехватки рабочей силы и, наконец, основной объем строительства может осуществляться силами самих граждан при условии обеспечения государством достаточного рынка строительных материалов и конструкций. При этом государство должно взять на себя прямое субсидирование работ по подготовке территорий и площадей под застройку. "Этот вопрос мне кажется более важным, чем ипотека, - заключил Глазычев. - Массированное предложение на рынке малоэтажного жилья может быть важнейшим инструментом борьбы с монополизмом застройщиков".

О деятельности рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ рассказала заместитель директора Агентства муниципального и регионального развития Ольга Савранская. По ее словам, большинство поправок можно условно разделить на несколько групп, первая из которых относится к разграничению полномочий между различными уровнями публичной власти. "В частности, исключительно важным является установление оснований предоставления жилого помещения малоимущим по договору социального найма", - рассказала Савранская. Действующий Жилищный кодекс устанавливает основания для признания человека нуждающимся в улучшении жилищных условий, а об основаниях признания человека малоимущим он ничего не говорит, утверждает она. "Поэтому было предложено отнести этот вопрос к компетенции Российской Федерации, при этом порядок признания устанавливается законами субъектов федерации, а само признание осуществляется органами местного самоуправления. При этом размер дохода, стоимость имущества, при котором граждане признаются малоимущими в конкретном муниципальном образовании, определяется органами местного самоуправления, исходя из определенных законом правил. Это позволяет не навязывать органам местного самоуправления жесткие финансовые расходы, но, тем не менее, решает вопрос, чтобы общие единые правила действовали на территории Российской Федерации", - пояснила Савранская.

Таким образом, в закон будет введена норма, устанавливающая, что основанием для признания граждан малоимущими является отсутствие дохода, достаточного для приобретения жилого помещения (либо погашения кредита для его приобретения) по нормам предоставления, сложившимся в данном муниципальном образовании исходя из сложившейся средней рыночной стоимости на данной территории. При этом в сумму дохода не включается прожиточный минимум и подлежащее налогообложению имущество, находящее в собственности граждан.

Кроме того, Ольга Савранская рассказала, что к компетенции федеральной власти предполагается отнести полномочия по определению минимально необходимого перечня и количества необходимых услуг по содержанию жилых домов государственного, муниципального и частного коммерческого использования, а также по содержанию общего имущества собственников жилых помещений. К компетенции муниципальной власти, в свою очередь, планируется отнести признание непригодными к проживанию жилых помещений любого жилищного фонда. "Но только в порядке, установленном органами государственной власти в достаточно жестких рамках", - подчеркнула она.

"Вторая группа поправок - это поправки, обеспечивающие соблюдение и защиту прав граждан в жилищной сфере", - продолжила Савранская. В их число вошло уточнение критериев при определении членов семей нанимателя, вопросы переустройства жилых помещений с согласия других собственников жилья, определения выкупной цены помещения при выкупе его для государственных и муниципальных нужд, проведения капитального ремонта в старом жилищном фонде, нормы минимально допустимой жилой площади, предоставляемой по договору социального найма и некоторые другие.

К третьей группе были отнесены поправки, исключающие неопределенность при использовании терминов и понятий, устраняющие разногласия с другими законами и уточняющими использование различных правовых режимов. Четвертая группа касается уточнений, связанных с установлением определенных процедурами, порядка действий и сроков. К ней относятся, в частности, вопросы обязанностей органов местного самоуправления по введению конкурсного управления домом, если в течение года этого не сделали его собственники. Теперь предполагается, что в дальнейшем граждане по-прежнему смогут сами выбрать и изменить способ управления домом.

В свою очередь депутат ГД РФ Галина Хованская рассказала о тех поправках, которые необходимо внести в закон о введении в действие Жилищного кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации. Как ранее сообщало ИА REGNUM, здесь рассмотрены вопросы продления сроков приватизации и деприватизации жилья до полного исполнения государством его обязательств перед гражданами, порядка и сроков передачи общежитий в муниципальный фонд, переоформления жилищно-строительных кооперативов в товарищества собственников жилья, учета интересов бывших членов семьи при продаже собственником жилья и многие другие.