"Хлопонин стал ближе к Фрадкову".

("Сегодняшняя газета", 08.10.05)

В состав комиссии при правительстве России вошел и красноярский губернатор. Вместе с другими главами регионов, премьер-министром Михаилом Фрадковым и представителями федеральных структур Александр Хлопонин будет заниматься совершенствованием взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

"Коротко".

("Красноярский рабочий", 08.10.05)

Александр Хлопонин вошёл в состав правительственной комиссии.

Она создана для усовершенствования взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Возглавляет комиссию премьер-министр Михаил Фрадков.

* * * На ноябрьском съезде "Единой России", который состоится в Красноярске, может быть презентован обновлённый вариант партийной газеты.

Издание станет цветным, более аналитичным, увеличит тираж и будет продаваться в розницу. Тем не менее эксперты скептически оценивают перспективы роста его информационного влияния.

"Урал - опорный край. Ура!".

("Сегодняшняя газета", 08.10.05, Андрей Ростовщиков)

Так и не перерезал губернатор края Александр Хлопонин символическую ленточку в новой котельной поселка Урал, что в Рыбинском районе. Вначале ее натянули "от трубы до трубы" внутри производственного помещения - потом сняли. Но дело ведь не в каких-то красных ленточках. Главное, чтобы уральцам было тепло...

Тепло, еще теплее

Пока ждали Хлопонина, его заместитель, Николай Глушков, "просвещал" обступивших его журналистов. - Многие из вас освещали историю поселка Урал. Он прославил нас на всю страну, когда в конце 2003 года: остался без тепла. В построенной 60 лет назад пленными японцами огромной котельной, которая была еще теплоэлектростанцией когда-то, рассыпался единственный в то время действующий котел ТС-35. Мы вынуждены были вводить чрезвычайное положение, ремонтировать в авральном режиме этот котел - и в таком режиме перезимовали в позапрошлом году.

Да уж, шуму было действительно много - особенно после того, как в поселке тогда побывала съемочная группа телекомпании НТВ и сюжет показали в программе "Сегодня". А еще из Урала летели тревожные телеграммы в различные инстанции - даже на имя президента Путина. Я побывал тогда на "замерзающей территории", ситуация была аховая. Во-первых, из-за аварии в котельной оказались частично размороженными батареи в уральской школе (340 учащихся) и в детсаду, во-вторых, остались без тепла несколько домов - в том числе два 16-квартирных. Между прочим, в те дни власти Заозерного (административный центр Рыбинского района) максимум, что обещали уральцам, - резервный котел к будущей зиме. Не прошло и двух лет, а в поселке новая котельная! Может, все же не зря президенту писали?

Николай Глушков смело отнес запуск объекта к реальным шагам "реформирования ЖКХ в области теплоснабжения". Дело в том, что старая уральская котельная приносила Заозерному (а до недавнего времени поселок относился к городу) несколько миллионов рублей убытка в год. Правда, новый "теплоисточник" тоже не по дешевке достался - сумма затрат тянет на 61-62 "лимона". Говорят, что зимой у уральцев никаких проблем с котельной не будет - правда, по инженерным сетям вопросы остаются. Ну а старая котельная (здание ее находится в аварийном состоянии, а водогрейный котел и вовсе - "музейный экспонат") пока останется в резерве. Потом журналисты (уже не так дружно) обступили А. Рузанова - представителя генподрядчика. Глава фирмы "Каскад" сообщил, что строительство данного "непланового" объекта началось в конце августа 2004-го, причем часть денег была выделена из резерва администрации края.

Вот эта котельная начиналась просто с земли. Приехали, показали место, мы загнали бульдозер и начали рыть землю. Проект делался попутно. Строилась она практически год. Почему, может быть, долго? Потому что были проблемы с финансированием - они и сегодня остаются. Вообще, вот такую котельную можно построить за 7-8 месяцев - может, даже меньше.

Рассчитана котельная на 12 гигакалорий, но сегодня ее производительность - лишь восемь. Потому что в наличии пока два котла, и только зима покажет, нужен ли третий.

Кстати, совсем скоро здесь намечается еще одна стройка: вроде бы губернатор Хлопонин дал поручение главе Рыбинского района Колесову, чтобы тот начинал подыскивать место под строительство детского сада. Между прочим, воспитатели до сих пор вспоминают зиму, когда в помещении полопались батареи, а в живом уголке погибли черепаха, попугайчики и аквариумные рыбки. Ждать да догонять

...Началось томительное ожидание губернатора, которому из-за испортившейся погоды пришлось путешествовать не воздушным транспортом, а наземным.

Ближе к двум часам дня почти напротив входа в котельную остановилась губернаторская "ауди". Александр Хлопонин вышел из машины, на ветру облачился в пальто, которое подал ему один из секьюрити, и тут же попал под прицел фото- и видеокамер. Создавалось такое впечатление, что его фотографировали даже работники котельной!

Затем глава края, поприветствовав встречающих, поспешил внутрь здания, собранного из конструкций Канского ЗЛМК. Свита, в которой оказался и непонятно откуда вынырнувший вдруг депутат Госдумы Игорь Исаков, последовала за ним.

Далее происходящее напоминало взаимодействие магнита и железных опилок. Как только Александр Геннадиевич останавливался, сразу же вокруг него образовывалось плотное кольцо из "счастливчиков". Первую остановку он сделал как раз перед теми трубами, где ранее была натянута красная ленточка. Следующая - вблизи котла. Оказавшись в "зоне слышимости" единственным из журналистов, не могу не передать содержание разговора.

- Котлы надо у нас производить, - сказал Хлопонин, услышав, что "сердце" теплоисточника произведено в Бийске.

- Это политика. Никого в край не пускать... - начал было кто-то из производственников.

- Мы не автономное государство и не закрытый регион, - резко возразил губернатор.

- Маленькие котлы в Красноярском крае есть кому выпускать, - тут же поддержали его.

- Кустарная работа на два котла не интересна, - продолжал гнуть свою линию Хлопонин. - У нас 1.170 котельных по краю. Из них 80 процентов требуют замены.

Далее речь зашла о перспективах - мол, можно будет "отгружать" котлы и за пределы края. Александр Геннадиевич сразу взял "быка за рога" и заговорил о том, что надо делать крупное предприятие. Оказывается, из установленного на объекте оборудования только топки в котлах красноярские - Сибцветметэнерго. Да еще трубы, которые собираются менять, по слухам, будут "made in Железногорск". Во время очередного "подхода к прессе" Хлопонин сказал фразу, позже воспроизведенную практически всеми представителями СМИ - о том, что Урал уже на следующий год станет образцово-показательным поселком. Коллеги раздули это обещание до немыслимых размеров. Но речь шла всего лишь об образцовой ситуации с теплоснабжением. А остальное... Дополнительных рабочих мест в поселке как не создавалось, так и не создается - даже коллектив новой котельной составляют, в основном, люди из старой. И нет никаких предпосылок для возврата к далеким временам, когда здесь только на заводе торгового оборудования работали 400 человек. Впрочем, сейчас в Урале и живут-то, похоже, одни пенсионеры.

Р.S. В тот же день Александр Хлопонин отправился в Канск, где, в частности, провел рабочее совещание о ходе уборочной кампании и перспективах развития животноводства.

"Как финансовые капли бюджет долбят".

("Красноярский рабочий", 08.10.05, Владимир Несяев)

Визитируя в июне 2005-го краевой юг, Александр Хлопонин побывал в Ермаковском на строительстве 22-квартирного дома для ветеранов войны и труда. Губернатор пообещал, что если предусмотренные в этом году региональным бюджетом 8 миллионов рублей будут освоены к июлю, объект получит из казны дополнительно ещё 12 миллионов. С тем, чтобы успеть ввести его к 9 мая 2006 года. Если строители слегка припозднились, то по не зависящим от них причинам - выполнили лимит подряда в июле, как и обязались. Но пока формы закрывали, пока то да сё - минул август. Теперь бы самое время подпитать их средствами, только в краевом УКС говорят, что капвложений на текущий год более не предвидится. Подрядчики встревожились: им не быть, не жить, требуется по минимуму миллионов восемь, в противном случае дом к следующему празднику Великой Победы они сдать не способны, как бы ни старались. Не помогут ни штурмы, ни авралы. На объекте уже смонтировали и опрессовали систему отопления, начали штукатурную стяжку стен, настил полов. Позарез нужен тепловой контур, то есть надо срочно, до наступления морозов хотя бы вставить окна, входные и балконные двери, проложить утеплитель - тогда только можно продолжать внутренние отделочные работы. Не будет контура, воду из радиаторов и труб придётся слить, а стройку фактически остановить и ждать прихода весны.

Невзирая на отсутствие денег, подрядчики объект не покинули, продолжают трудиться. В долг. Вкладывая собственные средства. С расчётом, что выполненные работы всё-таки будут оплачены. Передвижной механизированной колонной "Минусинская" асфальтированы подходы и подъезды к зданию (для полного благоустройства территории осталось установить малые формы и посадить деревья); местный МУП "Сельстрой" сам заготовил в тайге лес, вывез, напилил рейку и настилает полы. Но долго так продолжаться не может - одному из "субчиков" за монтаж отопления задолжали 300 тыс. рублей, а ведь ему ещё сантехникой заниматься, окнами и дверями. А это миллионы. Образно выражаясь, никакого "подкожного жира" тут не хватит. Никому.

- Отсутствие средств - это одна беда, но существует и другая, - беспокоится директор МУП "Сельстрой", депутат райсовета Владимир Гончаров, - в Ермаковском острый кадровый дефицит на квалифицированных каменщиков и отделочников. Тех, кто сейчас у меня в штате, собрал с превеликим трудом, а не будет им дела, последних потеряю. Люди ведь не могут сидеть без работы и зарплаты, пойдут искать лучшей доли. Попробуй по весне отыщи и верни их назад...

Как ни парадоксально звучит, но "капельное" финансирование дома ветеранов (в прошлом году - 6,5 млн руб.) отнюдь не экономит, а напротив, увеличивает вложения денег из краевого бюджета. И весьма существенно. Первоначально, согласно проектной документации, сметная стоимость объекта значилась в 22 млн рублей. К 1 января 2005 года она возросла уже до 38 миллионов. Приписки либо изменения в проекте здесь ни при чём, просто стоимость материалов и работ ежеквартально умножалась на индекс инфляции. Это у нашего российского правительства инфляция не превышает некоего установленного им виртуального уровня, в реальном строительстве учитывается действительный рост рыночных цен на всё, вплоть до гравия с песком.

Тем не менее есть уверенность в том, что 9 мая 2006 года губернатор Александр Геннадиевич Хлопонин перережет ленточку и ермаковские ветераны получат комфортабельные квартиры.

Администрация края в последнее время активно поддерживает такие территории, которые сами проявляют инициативу, не сидят на месте, предлагают собственные варианты решения той или иной проблемы.

"Маленький принц" - самый большой".

("Сегодняшняя газета", 08.10.05, Любовь Данилова)

Нет, все-таки живет в людях страсть ко всему большому, уникальному, даже можно сказать глобальному. Построить самое высокое здание, соорудить самую длинную барную стойку, вырастить самый большой плод, наконец... Причем если еще несколько лет назад для Красноярска такие достижения, достойные Книги рекордов Гиннесса, были чем-то заоблачным, то совсем скоро и он сможет удивить мир. Чем? "Маленьким Принцем"...

ИМЕННО такое название намерены дать своему детищу авторы и вдохновители уникального проекта, презентация которого прошла в краевом центре. За сооружение корпуса крупнейшего в мире парусного судна возьмутся красноярские судостроители. По крайней мере, как заявил вице-президент строительства "Маленького Принца" Виктор Калинин, экс-гендиректор Красноярского судоремонтного завода, в городе есть для этого необходимые мощности.

Проект парусника разработан польской фирмой "CHOREN DESIGN & CONSALTING", руководитель которой, Зигмунд Хорень, кстати, получивший образование кораблестроителя в Советском Союзе, спроектировал 16 парусников, в том числе крупнейший в мире "Royal clipper". По его словам, "Маленький Принц" станет уникальным не только по своему предназначению. Он будет сочетать в себе комфорт современного пассажирского океанского лайнера, романтику и экологичность парусного флота.

На паруснике, который может принять на борт около 300 пассажиров, планируется построить бассейн и зимний сад. Разместится на нем и вертолетная площадка. Длина судна достигнет 190 метров, ширина - 22. Его полная осадка будет составлять шесть метров, а водоизмещение - 11 тысяч тонн. К слову, судно оснастят механизированным парусным вооружением, не имеющим аналогов в мире, так что управлять им смогут всего лишь два десятка человек. Правда, "начинкой" корабля, скорее всего, будут заниматься уже за границей. Все это удовольствие обойдется в 80 млн долларов. Причем для сбора средств на строительство планируется выпустить шесть миллиардов акций. Так что в рождении "Маленького Принца" сможет принять участие каждый житель Земли. А вот владельцем его, по словам руководителей проекта, станет мировое сообщество.

Дело в том, что строительство парусника является составной частью глобальной программы NEO. Как отметил президент дирекции строительства судна Владимира Булевич, цель NEO - сохранить планету для потомков, о чем так мечтал Маленький Принц писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Собственно, судно поэтому так и названо. Программа создана более десяти лет назад по инициативе красноярского предпринимателя Сергея Зырянова. И каждый землянин сможет принять в ней участие. Например, когда вместо покупки очередной игрушки личным примером сможет научить своего ребенка ухаживать за собственным (5 на 5 метров) кусочком планеты, быть ответственным за него перед остальными жителями Земли.

Предполагается, что судно станет штаб-квартирой Экологического совета планеты, а совершать на нем кругосветные путешествия смогут представители всех стран.

"Будет ли плавать "Маленький принц"?".

("Красноярский рабочий", 08.10.05, Лика Кытманская)

В Красноярске прошла презентация эскизного проекта строительства крупнейшего в мире парусного судна "Маленький принц". Предполагается, что парусник станет штаб-квартирой Экологического совета планеты.

Помните, как говорил герой известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери? "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету". Организаторы глобальной программы NEO, составной частью которой и является строительство парусного судна, хотят сформировать у людей именно такое бережное отношение к природе и Земле, как к живому организму. Большинство учёных-экологов сходится на том, что все негативные процессы, которые есть на нашей планете, происходят по причине варварской эксплуатации природы человеком.

После строительства этого парусника планируются его кругосветные путешествия, в ходе которых на его борту должны побывать представители всех стран планеты. Там же будут проходить беседы экологов, видных общественных деятелей и глав государств. Таким образом, организаторы надеются создать Экологический совет планеты.

О строительстве парусного судна думали давно - начинали работу с отечественными проектировщиками, потратили на это восемь месяцев и пришли к выводу, что в России проект сделать нельзя.

Дело в том, что в нашей стране нет достаточного опыта строительства парусных судов, они возводились только во времена Петра Первого, поэтому организаторы были вынуждены обратиться к зарубежным специалистам.

Откликнулись многие страны, но предложение польского проектировщика Зигмунда Хореня оказалось наиболее интересным. К тому же он спроектировал шестнадцать парусников, в том числе крупнейший из существующих сегодня "Royal clipper", его длина 133 метра. "Маленький принц" по проекту должен быть 190 метров, то есть самым большим из всех ныне существующих судов. Этот проект имеет ещё некоторые особенности. Корпус судна больше похож на пассажирский лайнер, для того, чтобы в нём было проще разместить помещения для экипажа и пассажиров, также там будет бассейн, зимний сад и даже вертолётная площадка. Путешествовать на судне одновременно смогут 422 человека. При благоприятных условиях скорость будет доходить до восемнадцати узлов, и двенадцатибалльные штормы ему тоже не страшны.

Кстати, всё внутреннее обустройство изготовят за рубежом, а в Красноярске может быть собран только корпус судна. Провести его вдоль Енисея, затем в Дудинку и в океан большой проблемы не составит.

Когда это произойдёт и произойдёт ли вообще, пока неясно. Зато известно, сколько будет стоить осуществление проекта строительства "Маленького принца" - около восьмидесяти миллионов долларов. Организаторы строительства уверены, что принадлежать это парусное судно должно "мировому сообществу", поэтому и предлагают всем желающим стать владельцами частички судна, покупая акции "Маленького принца" за символическую плату. Их будет выпущено шесть миллиардов - по количеству жителей Земли.

Строительство "Маленького принца" действительно можно считать глобальным: выверены и просчитаны все мельчайшие детали. Только, если честно, невольно задаёшься вопросом: не проще ли было создать обыкновенную штаб-квартиру Экологического совета планеты, а те совсем не маленькие деньги, что планируют потратить на строительство судна, вложить в осуществление конкретных дел, связанных с экологией?

От того, будет ли прекрасное судно с парусами бороздить моря и океаны, экологическая обстановка уж точно не улучшится.

"Дмитрий Голованов: "Защита от дурака".

("Красноярский рабочий. XXI век", 10.10.05)

Мы живём в атмосфере страха - такова расплата за нашу глобальную информированность. Уже через несколько минут мы узнаём о всех мало-мальски значимых терактах, конфликтах и природных катаклизмах, уносящих человеческие жизни. На мой взгляд, это разумно. Немножко бояться надо. Но я лично больше всего на свете боюсь не землетрясений и ураганов и даже не террористов. Может быть, это наивно, но я верю, что есть среди нас профессионалы высочайшего класса, которые денно и нощно трудятся над тем, чтобы спрогнозировать очередной ураган или наводнение, есть "бойцы невидимого фронта", которые вычисляют извергов, замысливших очередной теракт... Этим людям памятники надо ставить. Но я точно знаю, что нет ни у нас в стране, да и нигде на планете службы, способной защитить своих сограждан от дурака.

История знает примеры, когда представители наших доблестных органов госбезопасности спасали десятки, сотни человеческих жизней, раскрывая планы коварных извергов, готовивших диверсии и теракты. Но нет в недрах ФСБ такого секретного агента, который бы вычислил, например, траекторию мышления людей, занимавшихся загрузкой трюмов теплохода "Некрасов" и забывших закрыть "форточки". Так с открытыми иллюминаторами и плыл он в своё последнее плавание. Исполняющий обязанности капитана Дудинского порта Юрий Кутыков сообщил журналистам, что именно через открытые иллюминаторы вода залила трюмы теплохода. Когда поднялся сильный ветер и волнение усилилось, закрыть иллюминаторы экипаж не смог - подходы к ним были заставлены ящиками с овощами. Кстати, в судовом журнале теплохода не было никаких записей о пассажирах и грузе. А общая масса фруктов и овощей превышала допустимую почти на 22 тонны. В итоге "Некрасов" сначала накренился на один бок, а затем затонул. Четырнадцать человек погибли, спасти удалось только семерых.

Говорят, что наблюдательный человек может догадаться о надвигающемся землетрясении - собаки начинают выть и беспокоиться, кошки стараются покинуть жилище... Синоптики с большей или меньшей долей вероятности научились предсказывать ураганы и наводнения... Но нет у них такой аппаратуры, которая бы вычислила импульсы мозговой деятельности водителя красноярской маршрутки, решившего ни с того ни с сего развернуться во время движения и выехать на встречную полосу.

Агенты спецслужб проникают повсюду - в аналитических центрах по крупицам собирают информацию и порой очень точно предсказывают время и место предстоящего теракта. После этого его предотвращение - дело техники. Но если бы собрали всех сильнейших аналитиков из ЦРУ, ФСБ, Скотланд-Ярда и Моссада, вряд ли они сумели бы вычислить, что под Красноярском такого-то числа на одну из нефтеналивных барж заберётся мужик и решит осветить спичкою содержимое ёмкости с отработавшим мазутом... Глупость, небрежность и жадность унесли гораздо больше человеческих жизней, чем все террористы, вместе взятые. Эти пороки ужаснее, чем ураганы, цунами и селевые потоки - потому что никто никогда не сможет сказать, когда они сдетонируют. Не надо быть большим специалистом, чтобы предсказать, что кошмар, устроенный дураком, может настигнуть вас везде. Не существует средства, способного предотвратить его. Кто может гарантировать, что в супермаркете не рухнет в одночасье перекрытие, потому что какой-то жуликоватый разгильдяй недоложил в раствор цемента? Кто может гарантировать, что вы живым и здоровым доедете до работы и за рулём не окажется идиот, которому надо ехать побыстрее?

Говорят, противоядие есть - прежде всего это высокий образовательный уровень населения. И ещё - законы, которые "группы риска" держат подальше от потенциальных источников опасности. Вот, например, в Государственной Думе имеются горячие головы, предлагающие выдавать водительские права не с 18, а с 16 лет. То есть полная гражданская и уголовная ответственность наступает у человека с 18 лет, а возможность губить человеческие жизни появляется гораздо раньше. Все помнят, как нынешним летом старшеклассница, находясь за рулём, выехала на тротуар и задавила свою сверстницу. Наказывать рука не поднимается: во-первых, потому что она ещё маленькая, во-вторых, - она "нечаянно".

Закон ещё не принят, но прения идут. Если сторонники "младошофёров" в Думе победят, породив очередную законодательную глупость, советую, выходя на улицу, чаще оглядываться по сторонам. Не только на проезжей части, но и на тротуаре. Замыслы самого коварного и отчаянного злодея предсказать можно - ход мыслей дурака всегда непредсказуем...