Выстрелы, выборы и шпионские страсти. ПАСЕ, ОБСЕ и НАТО. Позиции стран. Второй доклад Международной кризисной группы. Президенты Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. Степанакерт.

Выстрелы, выборы и шпионские страсти

Как сообщает бакинская газета "Зеркало", военнослужащий Национальной армии Азербайджана Керимов Ульфат Акбер оглу, несший службу в N-ской воинской части в Геранбойском районе, погиб 1 октября в результате обстрела со стороны армянских вооруженных формирований.

По сообщению агентства PanARMENIAN.Net, министерство обороны Нагорного Карабаха опровергло информацию азербайджанских СМИ, согласно которой "1 октября в ходе столкновения с вооруженными силами НК был убит азербайджанский военнослужащий". Как заявил глава пресс-службы министерства обороны Нагорного Карабаха Сенор Асратян, данная информация не соответствует действительности и является чисто пропагандистским шагом, целью которого является ввести в заблуждение международное сообщество. "Антикарабахская риторика особенно усилилась накануне парламентских выборов в Азербайджане. Карабахская сторона остается верна обязательства, взятым на себя в вопросе соблюдения режима прекращения огня, что нельзя сказать об азербайджанской стороне", - отметил Асратян.

К радикальному и принципиальному реформированию сферы обороны Армении можно будет приступить только при двух обстоятельствах - при достижении окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и при условии согласия Азербайджана на проведение у себя аналогичных преобразований. Об этом, сообщает ИА "Де-Факто", заявил министр обороны РА Серж Саркисян в ходе проходящего в Ереване семинара "Роуз Рот" "Безопасность на Южном Кавказе", организованного Национальным Собранием (НС) РА и Парламентской Ассамблеей НАТО. Подобная реформа подразумевает резкое сокращение численности вооруженных сил, на что, в условиях неразрешенного конфликта, Армения никак пойти не может, отметил министр. Саркисян уверен, что Азербайджан в таких условиях не пойдет на подобные заявления и действия. Глава Минобороны РА с сожалением заметил, что в настоящее время сфера обороны является наиболее эффективной областью для инвестиций в регионе Южного Кавказа. "Сегодня самая важная задача властей Армении - обеспечение физической безопасности своего народа. Армения - маленькая страна в 28 тысяч квадратных километров и с трехмиллионным населением. В отсутствие вооруженных сил ничто не помешает внешним силам в течение дня пройтись по Армении катком с севера на юг". "Армения не складывает свою безопасность в разные корзины, а дополняет свою корзину безопасности различными компонентами", - заявил министр в ответ на вопрос представителя РФ Виктора Озерова, не помешает ли проведению реформ в сфере обороны Армении тот факт, что "Армения складывает свою безопасность в разные корзины". Министр выразил удовлетворение процессом сотрудничества Армении с НАТО. Он не согласился с тем, что в этой сфере Армения отстает от Грузии и Азербайджана. "Каждая страна строит свою работу, исходя из собственных интересов. Я считаю, что не отстали и не опережаем. Идет естественный процесс, которым я доволен. Не было ни одной встречи с представителями стран-членов НАТО и руководителями Альянса, на которой они заявили бы о нашем отставании. Тот факт, что к нам и к Азербайджану относятся равнозначно, думаю, уже результат".

По словам спецпредставителя Объединенного Королевства на Южном Кавказе Брайана Фолла, после урегулирования карабахского конфликта Армения, может быть, согласится на вывод базы РФ со своей территории, сообщает газета "Тарегир". В связи с этим выступивший перед журналистами министр обороны Армении Серж Саркисян сказал: "Российские войска не имеют никакого отношения к проблеме Карабаха. Российские войска находятся в Армении по просьбе и предложению Республики Армения, согласно договору и являются составной частью нашей национальной безопасности. Если хотите, чтобы я обязательно назвал страну, в отношениях с которой могут быть полезны российские войска, то скажу - со странами, находящимися за пределами СНГ. А если конкретно, то - да, Турция до сих пор ведет по отношению к нашей стране враждебную политику. Как будет в дальнейшем - посмотрим".

Информационно-аналитическая группа азербайджанской "Организации освобождения Карабаха" обнародовала результаты опроса общественного мнения, проведенного ею 1 октября. Как сообщает агентство "Day.Az", опрос проводился среди 2012 респондентов, 1249 из которых являются представителями молодежи, 515 - людьми среднего возраста, а 338 - пожилыми. В ходе опроса респондентам задавался один вопрос: "Какой вариант решения карабахского вопроса вы считаете возможным?" 51% респондентов выступили за военное решение конфликта, а 32% отдали предпочтение его мирному урегулированию. 17% респондентов затруднились ответить на заданный вопрос.

Член партии "Ени Азербайджан", действующий депутат нынешнего и кандидат в депутаты будущего Милли Меджлиса Гюляр Ахмедова провела пресс-конференцию, на которой озвучила сенсационную информацию. Как сообщает бакинская газета "Реальный Азербайджан", она обвинила общественного деятеля, политолога и аналитика, бывшего руководителя секретариата президента Азербайджана Эльдара Намазова в сотрудничестве со спецслужбами сразу двух государств - Армении и США. В роли резидента армянских спецслужб, заявила Ахмедова, выступала депутат Государственной Думы, ныне покойная Галина Старовойтова. Как отмечает газета, Гюляр Ахмедова и Эльдар Намазов - конкуренты в борьбе за депутатское кресло.

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил журналистам, что на переговорах с армянской стороной уже достигнуто согласие по вопросу разминирования территорий, пишет бакинская "Зеркало". По его словам, разминирование - это очень важный процесс и будет иметь первостепенное значение после освобождения армянской стороной "оккупированных" территорий. По его словам, на переговорах отмечается прогресс, но о подписании официального документа речи не идет. "Конечно, на бумагах что-то отмечается, обсуждается. Мы доводим свою позицию, армянская сторона - свою, и сопредседатели работают над тем, чтобы подытожить это. Hо пока рано говорить об официальном документе".

ПАСЕ, ОБСЕ и НАТО

Как сообщает "Ноян Тапан", 5 октября в Страсбурге состоялась встреча делегаций Армении и Азербайджана в ПАСЕ. На встрече, проходившей за закрытыми дверями, присутствовал председатель подкомитета ПАСЕ по Нагорному Карабаху (НК) Рассел Джонстон. На встрече были обсуждены вопросы подготовки к третьему заседанию подкомитета, намеченному на декабрь, рассмотрены пути активизации усилий подкомитета по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.

Бакинская "525-я газета" напоминает, что решение о создании подкомитета по Нагорному Карабаху было принято на зимней сессии ПАСЕ 25 января этого года. Подготовительное заседание комиссии состоялось 23 июня, на нем впервые было заслушано выступление председателя комитета, бывшего генерального секретаря ПАСЕ лорда Рассела Джонстона. Членам подкомитета было поручено подготовить к следующему заседанию конкретные предложения относительно карабахской проблемы, а также представить отчет, отражающий мнение их стран по решению данной проблемы. После обсуждения было принято решение провести очередное заседание 12 сентября в Париже. В повестку дня парижского заседания подкомитета были включены два вопроса: изложение позиций государств, входящих в Минскую группу ОБСЕ (МГ ОБСЕ), и заслушивание сопредседателей МГ или представляющих их лиц, а также приглашение их на последующие заседания комитета.

В декабре состоятся первые слушания доклада подкомитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по армяно-азербайджанскому, нагорно-карабахскому конфликту. Как сообщает бакинская газета "Эхо", решение об этом было принято во время встречи делегаций армянских и азербайджанских парламентариев 5 октября в Страсбурге. Как сообщил газете член парламентской делегации Азербайджана Асим Моллазаде, доклад, который должен быть составлен на основе работы подкомитета, наверняка будет обнародован в январе 2006 года во время зимней сессии ПАСЕ. В целом же, по словам парламентария, встреча была посвящена очередному этапу организационных мер касательно работы подкомитета по карабахскому конфликту. По его словам, было принято решение о создании рабочей группы, в которую войдут представители армянской и азербайджанской делегации в ПАСЕ. Работу группы возглавит лорд Рассел Джонстон. Со стороны Азербайджана в группу вошли глава делегации в ПАСЕ Самед Сеидов и Моллазаде. Кроме этого стороны согласовали, что очередное, третье заседание подкомитета по карабахскому конфликту состоится в Париже 14 декабря, где участники обсуждений выслушают отчет по карабахскому конфликту, выскажут свои замечания. Встреча же в Страсбурге, по словам Моллазаде, продлилась полтора часа, каких-либо высказываний сторон, затрагивающих непосредственно конфликт, не было.

Председатель Комитета министров Совета Европы направил председателю Парламентской Ассамблеи СЕ Рене ван дер Линдену письмо с предложением прекратить принимать заявления и письма азербайджанской стороны, в которых содержатся обвинения в адрес Армении. Об этом сообщил вице-спикер Национального Собрания Армении Тигран Торосян радиостанции "Свобода". Агентство "Арминфо" отмечает, что практически на каждой из четырех сессий ПАСЕ азербайджанская делегация предпринимает попытки внести в повестку ПАСЕ от 6 до 8 предложений, непосредственно касающихся Армении.

Газета "Тарегир" сообщает, что, по словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, его очередная встреча с армянским коллегой Варданом Осканяном состоится 4-5 декабря в Любляне. А перед этим, в конце ноября, регион посетят сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Судя по прошлым визитам и прошлым встречам, пишет газета, по всему ходу так называемых переговоров, было бы наивным надеяться, что эти мероприятия будут иметь какой-либо результат. "В конце концов, это всего лишь переговоры, растягивание которых, по всей видимости, доставляет властям Армении и Азербайджана обоюдное удовольствие. Это не выборы, где кто-то должен победить".

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Стив Манн прибудет в Азербайджан во второй половине октября. Об этом, пишет бакинская "Эхо", сообщил журналистам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. По его словам, не исключено, что сопредседатели МГ ОБСЕ могут посетить Баку в конце ноября или в начале декабря. "Но если так не получится, то мы планируем провести с ними встречу в Любляне. Мы собираемся встретиться с сопредседателями МГ в рамках встреч глав внешнеполитических ведомств". При этом Мамедъяров отметил, что не знает, возникнет ли необходимость провести встречу в рамках министров иностранных дел Азербайджана и Армении. По его мнению, ситуация такова, что азербайджанская сторона должна вместе с сопредседателями начать работать более точно над деталями предложений. "Но, конечно, мы должны затронуть и концептуальные моменты. Лишь после этого мы уточним, какие вопросы мы должны обсудить и на каких этапах". Мамедъяров также подчеркнул, что все достигнутые соглашения с армянской стороной по поводу 7-8 элементов остаются в силе. Газета отмечает, что стороны обсудили вопросы открытия автомагистрали, разминирования территорий и восстановления экономических связей между двумя конфликтующими странами.

По сообщению "Ноян Тапан", президент РА Роберт Кочарян 6 октября принял специального представителя председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Горана Ленмаркера, прибывшего в Ереван для участия в предстоящем в Ереване семинаре Парламентской Ассамблеи НАТО. По просьбе Ленмаркера, Кочарян дал разъяснения относительно нынешнего этапа и перспектив карабахского противостояния. А 5 октября Горан Лемаркер встретился с председателем НС РА Артуром Багдасаряном. Спикер армянского парламента подчеркнул важность мирного урегулирования конфликтов в южнокавказском регионе, отметив, что это даст возможность странам региона развиваться с перспективой интеграции в европейскую семью. В связи с нынешним этапом мирного урегулирования карабахского конфликта Ленмаркер отметил, что представленный им в Вашингтоне доклад на эту тему назывался очень символично - "Золотой шанс", и он действительно считает, что как для Азербайджана, так и для Армении создана поистине золотая возможность для преодоления конфликта и достижения прогресса. Руководитель армянской делегации в ПА ОБСЕ, вице-спикер НС РА Ваан Ованнисян предложил, взяв за основу исследования Горана Ленмаркера, под его руководством и при участии армянской и азербайджанской сторон, а также хорошо осведомленных о конфликте депутатов ПА ОБСЕ, создать временную рабочую группу, которая начнет работать над совместной резолюцией. Он предложил также накануне Венского саммита обсудить и согласовать вместе с двумя делегациями вопрос создания совместной резолюции, что может считаться первым согласованным шагом со стороны новых соседей ЕС.

Армения предлагает создать временную рабочую группу по разработке совместной формулы карабахского урегулирования. Как сообщает агентство "АРКА", об этом заявил вице-спикер HС РА, руководитель армянской делегации в ПА ОБСЕ Ваан Ованнисян в ходе встречи со специальным представителем председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Гораном Ленмаркером. По его словам, в группу, которая будет действовать на основе исследований Ленмаркера, должны войти сам Ленмаркер, представители армянской и азербайджанской сторон, а также депутаты ПА ОБСЕ, которые хорошо осведомлены о сути конфликта. Ованнисян отметил, что, согласно имеющемуся опыту, представление формулы урегулирования одной из сторон конфликта нецелесообразно, поэтому армянская сторона, исходя из моральных и политических соображений, воздержалась от предложений подобных инициатив. Вице-спикер предложил в преддверии Венского саммита обсудить вопрос создания совместной группы с представителями обеих делегаций, что станет первым согласованным шагом в рамках политики соседства ЕС. "В Армении нет политических сил, которые бы не осознавали необходимости двусторонних уступок в вопросе окончательного урегулирования карабахской проблемы. При этом сложно найти в Азербайджане политическую силу, которая бы была готова на взаимные, равноценные уступки, и поиск этой силы возможен только в рамках ПА ОБСЕ", - сказал Ваан Ованнисян.

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян принял специального представителя председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по вопросам Нагорного Карабаха Горана Ленмаркера, который представил результаты проходившего в июле в Вашингтоне ежегодного парламентского конгресса, на котором было заслушано его выступление. Осканян высоко оценил выступление, в ходе которого была представлена реальная картина процесса мирного урегулирования карабахского конфликта. Вместе с тем Осканян и Ленмаркер обменялись своими мыслями относительно текущего этапа урегулирования карабахского противостояния и его дальнейших путей развития. ("А1+").

"Мы все понимаем, что нагорно-карабахский конфликт имеет очень высокую цену, и члены парламента в Армении и Азербайджане помнят, что они были избраны народом, и конфликт не "заморожен", это реальный конфликт", - заявил спецпредставитель председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Горан Ленмаркер в ходе проходящего в Ереване совместного семинара НС РА и ПА НАТО "Роуз Род". По его словам, передает PanARMENIAN, решение конфликта даст энергию для решения других проблем. "Относительно перспектив, очень важно то, что мы строим будущее страны, и мы должны найти пути решения проблем. Нам не решить проблему прошлого, если мы не решим этот конфликт", - отметил Горан Ленмаркер, добавив, что "надо понимать точки зрения сторон, в частности, точку зрения Армении, которая беспокоится за безопасность людей, и это верная точка зрения". Существует также точка зрения Азербайджана, "которая заняла позицию жертвы и требует справедливости". Он также сообщил еще об одной позиции - необходимости разработки более широкого взгляда на развитие регионального сотрудничества. По его словам, существует ситуация, когда обе стороны могут выиграть. "Мы должны найти такое решения конфликта, при котором обе стороны выиграют, и это очень важно. Для этого существует большая поддержка международного сообщества, например НАТО, обладающая большим потенциалом, который надо использовать. Мы не являемся участникам Минской группы ОБСЕ, однако поддерживаем ее работу. Но такая мощная организация, как НАТО, готова помочь в некоторых вопросах", - заявил он. "Я содействую процессу, проходящему в рамках Минской группы ОБСЕ, однако он может быть завершен только двумя странами. В перспективе народ Нагорного Карабаха должен стать участником этого процесса, так как речь идет о безопасности народа НК, его земле и будущем". По словам Лемаркера, в регионе Южного Кавказа должна быть использована европейская модель интеграции, открытые границы, объединенное строительство благосостояния. НАТО и ЕС также заинтересованы в безопасности и сотрудничестве в регионе. Ленмаркер также отметил, что Евросоюз активно интересуется Южным Кавказом, и добавил, что проводимая ЕС политика соседства - хорошее предложение для Армении и Азербайджана.

Позиции стран

После разрешения карабахского вопроса необходимо будет достичь вывода российских военных баз из Армении, так как и другие страны желают разместить свои подразделения в регионе. С таким заявлением в Ереване выступил в ходе семинара "Роуз Роут", проводящегося Парламентской Ассамблеей НАТО и парламентом Армении, специальный представитель Великобритании на Южном Кавказе Браян Фолл. Британский дипломат считает дальнейшее замораживание нагорно-карабахского конфликта невозможным: "Азербайджан и Армения относятся к проблеме по-разному - одна сторона является сторонником решения проблемы в рамках сохранения целостности территории, другая - в рамках определения своей судьбы. По Хельсинской декларации оба принципа равносильны". ("Day.Az").

Политика США относительно Нагорного Карабаха остается неизменной. Об этом, пишет газета "Айкакан жаманак", заявил на днях официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак. Отвечая на вопрос, свидетельствует ли письмо 59 конгрессменов президенту США Джорджу Бушу, в котором содержится призыв поддержать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение, об изменениях в политике США, Маккормак сказал: "Мы приветствуем заинтересованность конгрессменов в различных вопросах внешней политики, в том числе и в этом. Политика США в отношении Нагорного Карабаха и усилия, направленные на урегулирование конфликта, остаются неизменными. Мы поддерживаем усилия, прилагаемые Минской группой ОБСЕ, Арменией и Азербайджаном, для решения этих противоречий. Однако изменений в нашей политике нет".

"Важный для разрешения нагорно-карабахского конфликта момент состоит в достижении мира за короткий срок. Конечно, каждая из сторон имеет свои притязания. Тем не менее должен быть достигнут компромисс, соответствующий требованиям Европейского союза, в рамках его критериев. Мы поддерживаем проводимые в рамках ОБСЕ переговоры. Как государство, которое вскоре станет председателем ЕС, мы сделаем все, что в наших силах, для процесса мирных переговоров, постараемся, чтобы безопасность граждан Азербайджана и Армении была обеспечена. И я, и ваши политики верим, что "Политика нового соседства" будет очень плодотворна для республик Южного Кавказа. Им и принадлежит главная роль", - сказала президент Финляндии Тарья Халонен после встречи в Баку с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на совместной пресс-конференции. Она заявила, что бывала в регионе и прежде вместе с делегацией Минской группы ОБСЕ и осведомлена о нагорно-карабахском конфликте: "По-моему, из мирного процесса извлекут пользу все стороны. Европейский союз заинтересован в мирном урегулировании конфликта. Мы поддерживаем сотрудничество Азербайджана и с ОБСЕ, и с Европейским союзом". ("525-я газета").

Как сообщает радио "Свобода", первый замминистра иностранных дел Польши Ян Труштинский заявил, что Россия должна регулировать "замороженные" конфликты на постсоветском пространстве в более тесном сотрудничестве с Евросоюзом. "Урегулирование нагорно-карабахского, абхазского, юго-осетинского и приднестровского конфликтов является общей обязанностью России и Евросоюза", - заявил в Москве, в ходе международной конференции, Труштинский. "Это так называемые "замороженные" конфликты, которые могут в любой момент вспыхнуть и стать угрозой для безопасности России и Евросоюза. Если мы будем работать вместе, вместе искать решения конфликтов, то сможем помочь живущим в этих зонах людям".

"Позиция Латвии в отношении карабахского конфликта соответствует позиции Евросоюза - мы защищаем территориальную целостность Азербайджана", - заявила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга в Баку, на совместной с президентом Азербайджана пресс-конференции. ("Айоц Ашхар").

"Карабахский и абхазский конфликты препятствуют установлению мира и стабильности на Южном Кавказе", - заявил 2 октября в парламенте Турции президент этой страны Ахмет Недждет Сезер. "Мирное решение этих проблем внесет в регион политическую стабильность. Турция всеми средствами пытается достичь этой цели". Сезер сказал также, что политика, которую ведет Армения, мешает налаживанию отношений с соседями. Он заявил, что карабахская проблема возникла якобы после захвата Арменией азербайджанских территорий. "В вопросе Карабаха Турция готова поддержать тот вариант урегулирования, который будет приемлемым для обеих сторон". ("Айкакан жаманак").

Второй доклад Международной кризисной группы

В ближайшее время Международная кризисная группа (МКГ) опубликует новый доклад, посвященный исключительно переговорному процессу по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, сообщает PanARMENIAN. Как заявила в Ереване представитель Группы Сабина Фрейзер, в докладе будут представлены 20 путей урегулирования карабахского конфликта, которые будут предоставлены властям Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, а также всему международному сообществу. По словам Фрейзер, они предлагают провести референдум исключительно среди армянского населения Нагорного Карабаха, а также среди азербайджанских беженцев, которые к тому времени будут переселены в регион. "Когда мы говорим о референдуме, то должны быть уверены, что Баку признает его результаты, если же такой уверенности нет, то повторится та же ситуация, что с референдумом 1993 года", - отметила она. Фрейзер считает, что сроки референдума должны определить не Армения или Азербайджан, а международное сообщество, которое при обсуждении итогов голосования должно определить, насколько самостоятелен Нагорный Карабах как суверенная единица и насколько карабахские власти готовы обеспечить защиту национальных меньшинств. "Сложилась ситуация, когда руководства Армении и Азербайджана должны опережать свои общества, поскольку народы не готовы к компромиссам. Конфликт может быть урегулирован лишь тогда, когда будет проведена работа среди общественности, направленная на изменение общественного мнения. Сегодня народы двух стран еще более нетерпеливы и наполнены ненавистью, чем несколько лет назад, хотя представления о конфликте остались неизменными. Это можно в большей мере сказать об общественности Азербайджана, поскольку оно считает себя потерпевшей стороной", - отметила она. По словам представителя Группы, в связи с этим сегодня вероятность возобновления военных действий выше, чем это было несколько лет назад. "Это очевидно хотя бы потому, что оборонный бюджет Азербайджана уже в 2006 году превысит 60% общего бюджета Армении. И все это несмотря на активизировавшийся переговорный процесс и оптимистические заявления сторон и сопредседателей (Минской группы ОБСЕ - прим. ИА REGNUM)". Она также подчеркнула, что урегулирование конфликта может быть найдено, если вопрос о статусе Нагорного Карабаха будет отсрочен, а на данном этапе будут решены остальные "побочные проблемы" или же "если будет проведен референдум". Фрейзер считает "оптимистичным" тот факт, что стороны поняли, что "пакетный вариант урегулирования невозможен, и что некоторые из территорий должны быть возвращены, а там должны быть размещены миротворческие силы для обеспечения безопасности Нагорного Карабаха". "В этом случае народ Карабаха получит промежуточный статус независимости", - заявила она. По данным Фрейзер, 50% вооруженных сил Нагорного Карабаха состоят из граждан Армении, и, несмотря на стабильное развитие НК, 60% его экономики зависит от Армении.

Комментируя сделанные в Ереване заявления Сабины Фрейзер, начальник управления МИД АР по информационной политике и печати Таир Тагизаде заявил бакинской "Эхо", что МКГ является аналитическим, исследовательским центром и в качестве такового вольна обращаться к любой проблеме международных отношений, включая армяно-азербайджанский конфликт. "Азербайджанская сторона всегда выражала свою признательность такого рода организациям за творческий подход и пристальный интерес к данной проблеме и за привлечение интереса к ней. 20 вариантов урегулирования, о которых говорит МКГ, я полагаю, с интересом будут изучены и в Баку, и в Ереване, и в столицах государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Тем не менее есть реальный формат и реальная почва для переговоров, которые сейчас ведутся в рамках пражского процесса и контактов между главами государств. Поэтому к такого рода заявлениям нужно относиться как к аналитическим документам, не более и не менее". "Ни о каком статусе "промежуточной независимости" мне по крайней мере не известно, - сказал Тагизаде. - Я на дипломатической службе начиная с 1989 года. И за все это время никогда не слышал понятия "промежуточная независимость". Что касается референдума, общеизвестно, что Нагорный Карабах является международно признанной частью суверенной территории АР. А в Конституции АР оговорены случаи и пути проведения референдумов. В нашей стране референдум может носить только общенациональный характер. Азербайджанская сторона не раз заявляла, что придерживается позиции проведения референдума после реализации всех остальных компонентов нагорно-карабахской проблемы. Мы полагаем, что после освобождения территорий, их разминирования, вывода войск Армении, появления миротворческих сил, возвращения беженцев и реализации гарантий безопасности армянского и азербайджанского населения можно будет начать обсуждать вопрос статуса НК. Что касается слов о нашем оборонном бюджете, сам по себе бюджет Азербайджана намного больше бюджета Армении, в этом я ничего страшного не усматриваю. Помимо этого необходимо учитывать разницу в положении двух государств - Армения является государством-агрессором, Азербайджан - жертвой агрессии. Нехорошо, быть может, говорить об этом представителю МИД, но если переговорный путь решения проблемы не даст никаких результатов, нужно будет рассматривать другие возможности. Азербайджан всегда заявлял, что безопасность марионеточного режима НК обеспечивается именно военнослужащими Армении". По словам политолога Расима Мусабекова, МКГ выполняет роль консультанта, они могут давать рекомендации. "Но говорить о том, что их рекомендации могут иметь какой-то решающий характер - это большое преувеличение. Рапорты МКГ поступают многим, начиная от Збигнева Бжезинского и кончая Джорджем Соросом, многим действующим и бывшим главам государств, дипломатам. Но, подчеркиваю, это всего-навсего рапорты, не более того. И в нынешних предложениях МКГ предлагает "временный статус" для НК - это один из вариантов выхода из тупика, при котором армяне требуют независимости, а мы говорим об освобождении территорий. Но он не может называться "промежуточным статусом независимости", независимость не может быть временной. Может быть лишь "временный статус", который фактически как бы фиксирует нынешнее положение, то есть то, когда де-факто НК не только независим, а еще и оккупирует часть азербайджанской территории вкупе с армянами. Какой-то временный статус НК до решения всех вопросов урегулирования получить должен, потому что Азербайджан в какой-то форме должен будет начать диалог и выстраивание отношений со Степанакертом".

Зампредседателя Международной кризисной группы Ален Делетроз, в статье, опубликованной в швейцарской газете "Тан", предложил поэтапную модель урегулирования карабахского конфликта и решение статуса Нагорного Карабаха путем референдума, результаты которого будут обязаны признать все стороны конфликта. "Азербайджанцы не могут предоставить Карабаху больше, чем широкую автономию, в то время как армяне требуют признания независимости Карабаха или его присоединения к Армении. Армяне согласятся вернуть Азербайджану 5 находящихся на юге захваченных территорий, однако отказываются говорить о возвращении Лачина и Кельбаджара. Обеспечивающий прямую связь между Арменией и Карабахом Лачинский коридор власти Степанакерта считают "дорогой жизни", относительно которой не может быть никаких переговоров. Что касается района Кельбаджара, и в первую очередь Омарского ущелья, по которому можно туда пройти, то он имеет исключительное стратегическое значение для обороны Нагорного Карабаха", - пишет Делетроз. "Для выхода из тупика необходимо подписание такого договора, который урегулировал бы конфликт поэтапно и отложил бы вопрос окончательного решения статуса Карабаха. Армяне понемногу вывели бы войска из оккупированных территорий, которые переходили бы под международный контроль. Перемещенные лица вернулись бы в свои дома. Договор предусматривал бы, что после возвращения азербайджанских беженцев армяне и азербайджанцы, которые жили там до 1991 года, получат возможность через референдум выразить свое мнение об окончательном статусе Карабаха. В условиях международных гарантий все стороны взяли бы на себя обязательство согласиться с результатами референдума, даже если бы он привел к провозглашению независимости территории". ("Азг").

Газета "Аравот" попросила представителя Международной кризисной группы Сабину Фрейзер перечислить те четкие, убедительные гарантии, которые может получить от международной общественности население Нагорного Карабаха в случае, если согласится на поэтапное урегулирование. Ответ: "Во-первых, гарантии нигде и никогда не бывают абсолютными. Во-вторых, серьезной гарантией могут стать вооруженные международные миротворческие силы, наделенные полномочиями военного времени. И наконец, главная гарантия - подписание при участии Азербайджана такого мирного договора, исполнение которого навсегда останется под контролем международного сообщества".

Президенты Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха

"Мы должны усиливать наш военный потенциал". Как сообщает бакинское агентство Day.Az, с таким заявлением перед Национальной гвардией выступил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Глава Азербайджана отметил, что военное строительство развивается в стране ускоренными темпами, военный бюджет растет из года в год и эта тенденция будет продолжена в будущем. "Мы должны усиливать наш военный потенциал, так как наши земли находятся под оккупацией", - заявил Алиев. По его словам, ведущиеся мирные переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта пока безрезультатны, "поэтому наш военный бюджет будет расти, и мы добьемся возвращения земель".

"Карабахский конфликт должен быть урегулирован на основе принципа права наций на самоопределение", - заявил президент Армении Роберт Кочарян на совместной с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейберга пресс-конференции. "Говорить следует не о том, какое решение карабахского конфликта устроит Армению и Азербайджан, а о том, что устроит народ Нагорного Карабаха. В первую очередь надо учесть мнение карабахцев - как они хотят жить?" - отметил Кочарян. При этом президент Армении не считает возможным принятие такого решения по карабахскому вопросу, которое "осчастливит все стороны конфликта". Президент Армении заявил, что в случае с Карабахом он не видит противоречий между принципами территориальной целостности и права наций на самоопределение. "Складывается впечатление, что карабахский вопрос превращается в спор между принципами территориальной целостности и права наций на самоопределение. У нас самих есть территория, есть границы, и Армения никогда не выступала против принципа территориальной целостности", - отметил Роберт Кочарян. В то же время он подчеркнул, что в данном случае независимость Нагорного Карабаха не имеет никакого отношения к территориальной целостности Азербайджана. "После развала СССР на этой территории было провозглашено два государства - Нагорно-Карабахская Республика, которая закрепила свою независимость посредством референдума, и Азербайджанская Республика. И Нагорно-Карабахская Республика никогда не входила в состав независимого Азербайджана", - отметил Кочарян. "Я не знаю ни одного случая, когда в процессе развала империи заходит речь о территориальной целостности. Потому что непонятно о чьей территориальной целостности идет речь. И развал Советского Союза привел не только к образованию новых 15 государств (часть из них восстановила свою независимость, часть - создала новые государства), но изменилась и карта Европы в целом. О чьей территориальной целостности идет речь, когда в мире происходят глобальные сдвиги, связанные с таким явлением, как распад Советского Союза?" - заметил Роберт Кочарян, приводя в пример Югославию, Чехословакию, Германию. ("Де-Факто").

Согласно газете "Айастани Анрапетутюн", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян в ходе встречи с делегацией Союза армян России заявил: "Сколько бы Азербайджан не кичился, больше невозможно сделать Карабах его придатком. Это абсурд, и это прекрасно понимают все. Независимо от того, кто будет следующим президентом Армении или Нагорного Карабаха".

Степанакерт

Как сообщает ИА "Де-Факто", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян провел рабочее совещание, на котором были обсуждены вопросы повышения эффективности деятельности судебно-правовой системы НК и приведения ее в соответствие с международными стандартами. На совещании, в котором принимали участие председатель Национального Собрания НК Ашот Гулян, премьер-министр Анушаван Даниелян, председатель Верховного Суда Владимир Овсепян, секретарь Совета безопасности Карен Бабурян и министр юстиции Роберт Айрапетян, были рассмотрены концепция судебно-правовой реформы и механизмы ее реализации. Реформой, в частности, предусматривается увеличение числа судов первой инстанции, разделение Верховного Суда путем четкого структурного разграничения апелляционной и кассационной судебных инстанций.

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал 6 октября указ об освобождении Армена Тавадяна от должности постоянного представителя НК в Российской Федерации. На этот пост назначен Альберт Андрян. Другим указом Армен Тавадян назначен советником президента НК. ("Де-Факто").

Как сообщает газета "Азг", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял группу представителей Союза армян России и Всемирного конгресса армян, которые находились в Арцахе (историческое название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) для участия в мероприятиях, проводимых в рамках программы "Дни российских армян в Армении и Арцахе". Гукасян отметил особую важность такого рода встреч и рассказал о социально-экономическом положении страны. Он обратился к вопросам состояния населенных пунктов, где еще множество проблем остаются нерешенными. В связи с этим президент сказал: "Видя вас сегодня в Карабахе и убедившись, что у нас есть такие верные друзья, мы уверены, что Арцах полностью встанет на ноги и мы сумеем преодолеть трудности во всех сферах. Мы обязаны одержать победу также в экономической войне. Я думаю - так и будет". По словам руководителя группы, заместителя президента Союза армян России Германа Ананьянца, "трудно поверить, что здесь была война": "Карабах сегодня по своему развитию не уступает ни одной стране. Мы общались с учителями и учениками, видели в их глазах сияющую улыбку и радость, которые вселяют в нас надежду относительно будущего Карабаха".

"Азг" сообщает также, что 29 сентября президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял члена центрального административного собрания Всеобщего армянского благотворительного союза (ВАБС), армянского мецената из Франции Левона Кебабджяна и директора представительства ВАБС в Армении Ашота Казаряна. В ходе встречи президент обсудил с гостями ход осуществляемого на средства ВАБС строительства в селе Норашен Гадрутского района и проблемы, возникающие в ходе реализации этой программы. Собеседники обсудили также перспективы осуществления ВАБС новых программ в Карабахе.

1 октября по инициативе властей Нагорного Карабаха и Шахматной академии Армении в Степанакерте стартовал международный шахматный турнир "Карабах-2005". Как сообщает ИА "Кавказский узел", в турнире принимают участие 20 высококлассных шахматистов из Нидерландов, Китая, Молдавии, США, Польши, Украины, Испании, Германии, Латвии, России и Армении. Одновременно проводится два турнира - по 17-й и 11-й схемам. Судьей первого турнира является почетный судья международной категории Юрий Лобанов, второго - почетный судья международной категории Армен Никогосян. Почетный гость турнира - выдающийся международный гроссмейстер Лайош Портиш. В турнире принимают участие международные гроссмейстеры Евгений Свешников, Василий Иванчук, Иван Соколов, Алексей Дреев, Виктор Бологан, Хикару Накамура (чемпион США), Бу Ксангжи (второй шахматист Китая), Бартломей Мачея (Польша), Лопес Мартинес (Испания), Рай Тишберек (Германия). На открытии турнира присутствовало высшее руководство Нагорного Карабаха, а также председатель Федерации шахмат Армении, министр обороны РА Серж Саркисян. Уже состоялись первые матчи турнира, большинство которых завершилось с ничейным счетом. Первый международный турнир в Карабахе состоялся в 2004 г. и был посвящен 75-летию 9-го чемпиона мира Тиграна Петросяна.

Стартовавший в Степанакерте 2-й международный шахматный турнир, по уверениям организаторов, можно отнести к числу самых высококлассных турниров. "Турнир такого уровня никогда не проводился на Кавказе - ни в Армении, ни в Грузии, ни в Азербайджане, ни на Среднем Востоке", - заявил радио "Свобода" член совета директоров Шахматной академии Армении Арам Хаджян. По его словам, многие сегодня не знают, что за последние годы в Карабахе очень многое изменилось: "Конечно, Карабах стал известен миру своей борьбой за независимость, но сегодня жизнь там изменилась, есть определенное развитие, молодое поколение движется вперед". "Общественность здесь с большим воодушевлением следит за проходящим турниром, - добавил Хаджян. - Много приходит зрителей, турнир демонстрируется по телевидению, в интернете. Это большой плюс для Карабаха и всего шахматного мира".

Степанакертская газета "Азат Арцах" сообщает о первых результатах турнира. Выступающий в группе "А" Ашот Анастасян со счетом 1:0 одержал победу над Бартоломеем Мачеей. На 56-м ходу Левон Агаронян достиг преимущества над молдаванином Виктором Бологаном, а Василий Иванчук - над китайцем Бу Ксангжием. Остальные две встречи между Иваном Соколовым и Алексеем Дреевым, Гикару Накамурой и Кареном Асряном завершились вничью. В турнире группы "Б" С. Григорянц сыграл вничью с Э. Лами, Е. Свешников - с Л. Мартинесом, К. Лагно - с Т. Петросяном, Б. Галстян - с А. Чибухчяном. Встреча А. Егиазарян - Р. Тишберек завершилась победой германского шахматиста. На второй день турнира (3 октября) в турнире группы "А" А. Ананян померился силами с Г. Накамурой, К. Асрян - с В. Бологаном, Л. Аронян - с И. Соколовым, А. Дреев - с В. Иванчуком и Б. Мачея - с Б. Ксангжием. В группе "Б" К. Лагно встретился с Е. Свешниковым, Л. Мартинес - с С. Григорянцем, Э. Лами - с Б. Галстяном, А. Чибухчян - с А. Егиазаряном и Т. Петросян - с Э. Тишбереком. Во время встречи с журналистами президент Шахматной академии Армении, международный гроссмейстер Смбат Лпутян, отмечая важность проведения турнира "Карабах-2005" в Арцахе, отметил, что подобный высококлассный турнир (речь идет о группе "А") организуется в Закавказье впервые, что является большой честью как для участников турнира, так и для его организаторов.

С 4 по 7 октября в столице Нагорного Карабаха - Степанакерте - с гастролями находится ереванский государственный ордена Дружбы народный Русский драматический театр имени К.С. Станиславского. Как сообщает "Арминфо", на сцене Степанакертского драматического театра имени Ваграма будут представлены пьесы "Лунное чудовище" и "Разорванная цепь". Специально для детей покажут пьесу "Красная шапочка". Гастроли в Нагорном Карабахе организованы при содействии министерства культуры и по делам молодежи Республики Армения.