Экономика

В одностороннем порядке (Архангельск)

Как "Архангельские коммунальные системы" поругались с мэрией

Ровно через неделю, 14 октября, состоится заседание суда по иску ОАО "Архангельские коммунальные сети" (АКС) к мэрии города.

В истории конфликта мэрии Архангельска и АКС много неясного. Ходят разговоры, что тут не обошлось без чьих-то личных интересов, которые в конечном итоге отодвинули на второй план решение насущных проблем города. Корреспондент "Архангельска" попытался разобраться в сложившейся на рынке ЖКХ города ситуации, а заодно и вспомнить, как развивались события с момента прихода в регион "Архангельских коммунальных систем".

Как хотели

А начиналось все очень красиво. В августе 2003 года мэр Нилов подписал с АКС договор и назвал это событие "важнейшим в жизни города". Тогда казалось, что это действительно так. АКС намеревались сформировать новые стандарты качества коммунального обслуживания населения и ускорить процесс реформирования ЖКХ. По условиям краткосрочного договора аренды муниципального имущественного комплекса "Архангельским коммунальным системам" на 11 месяцев были переданы 56 муниципальных котельных, более 70 км тепловых сетей, более 716 км электрических сетей, 203 трансформаторные подстанции. Тогда заместитель председателя правления ОАО "Российские коммунальные системы" Юрий Хардиков заявил, что подписание краткосрочного договора обусловлено требованиями закона. По его словам, договор аренды на срок более года подлежит государственной регистрации. А поскольку все муниципальное имущество не было занесено в реестр, заключить договор на больший срок было невозможно. "Мы предполагаем, что за это время муниципалитет зарегистрирует свое имущество, и после этого мы выйдем с предложением подписать договор долгосрочной аренды", - сказал Хардиков.

Как вышло

Однако вопрос инвентаризации, как выяснилось, был не таким простым. Мэрия оказалась неспособной быстро зарегистрировать муниципальное имущество, потому что попросту никогда этим не занималась и не знала, что ей принадлежит. Инвентаризация затянулась. По этой причине в июле прошлого года пришлось вновь заключать краткосрочный договор аренды на очередные 11 месяцев. Но и этого времени не хватило, чтобы завершить инвентаризацию. Срок договора истекал в июне 2005 года. Понимая, что власть в городе уже точно сменится, АКС 11 марта этого года заключили с мэрией предварительный договор, основным условием которого было подписание в июне очередного краткосрочного договора аренды. За это время планировалось наконец завершить инвентаризационные работы и тогда уже перейти на долгосрочные отношения.

Новая власть сначала вроде бы пошла навстречу, было заключено два соглашения. Однако затем Донской неожиданно пересмотрел отношения с АКС. Когда подошел срок подписания нового договора, в мэрию со стороны "Архангельских коммунальных систем" неоднократно направлялись письма и даже проект самого договора, но никакой реакции со стороны мэрии не последовало. 6 июля договор с АКС был расторгнут в одностороннем порядке и тут же без объявления конкурса подписан новый - с ООО "Фирма ТОРН".

Как потом объяснили в прессе, поводом тому якобы послужило затянувшееся строительство котельной на Гидролизном. Однако, как нам сказали в АКС, в то время у компании не было ни документов на землю, ни разрешения на строительство. Их должна была выдать мэрия, но по каким-то причинам этого не сделала. Именно это и наводит на мысль, что расторжение договора - заранее спланированная акция. Впрочем, прямых доказательств этого нет.

Все это, может быть, не столь и важно, но факт одностороннего расторжения договора дает "Архангельским коммунальным системам" все юридические основания понудить мэрию к заключению нового договора, уже через суд. Первое заседание должно было состояться еще 22 сентября, но мэрия попросила отложить рассмотрение дела на две недели для того, чтобы пригласить в качестве третьего лица представителей "ТОРНа".

Что будет

Для России подобное судебное разбирательство - не прецедент. Абсолютно такая же ситуация возникла в Воронеже. Там "Российские коммунальные системы" выиграли процесс. Правда, в конечном итоге они сами ушли из региона. Видимо, отсутствие взаимопонимания с властями ведет к куда более серьезным последствиям, чем просто одностороннее расторжение договора. Нам же остается подождать неделю, чтобы узнать, чем разрешится конфликт.

В случае если суд понудит мэрию вновь заключить договор с "Архангельскими коммунальными системами", то большим вопросом остается то, как будет осуществлена очередная передача муниципального имущества. Это просто сделать на бумаге, но на практике определенно возникнут неразрешимые трудности.

Если суд посчитает требования АКС необоснованными, то, возможно, "Архангельские коммунальные системы" не остановятся и на этом и будут подавать иски в вышестоящие инстанции. Этот вопрос, скорее всего, будет решаться уже в Москве. Однако, по нашим сведениям, РКС не настроены оставаться в Архангельске. И это вполне объяснимо - никто не хочет вкладывать деньги в регион с крайне нестабильной политической обстановкой.

Пока же краткосрочный договор аренды муниципального имущества на 11 месяцев заключен с "ТОРНом", а значит, обслуживанием всей сферы городского ЖКХ занимается эта компания. Этим случаем заинтересовался антимонопольный комитет, признал договор мэрии с "ТОРНом" незаконным по причине отсутствия конкурса и постановил до 15 ноября такой конкурс провести. Начальник управления ЖКХ и энергетики мэрии Архангельска Виктор Чурносов на последней сессии городского Совета заверил, что конкурс будет объявлен. Однако до сих пор его условия не были опубликованы ни в одном из местных СМИ.

Плату за проезд хотят поднять (Правда Севера)

Заседание совета по автомобильному транспорту, состоявшееся в среду в администрации области, по сути, закончилось ничем. Перевозчики с чиновниками общего языка не нашли.

Самые бурные дискуссии вызвал вопрос о повышении тарифа на проезд в автобусах. Мнение коллег озвучил председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области Александр Аншуков: цену на проезд нужно повышать. Сделать это можно тремя путями. Первый - отменить госрегулирование тарифа, в результате чего он возрастет не более чем на 20-25 процентов. Другой - повысить планку максимального тарифа до 8-9 рублей, причем транспортники гарантируют, что реальный тариф этих цифр не достигнет. И последний - просто повысить стоимость проезда до 7 рублей.

Это повышение, по словам Аншукова, обосновано следующими причинами. Во-первых, муниципальные автопредприятия после введения в действие 122-го закона потеряли половину льготных пассажиров. Во-вторых, цены на нефтепродукты растут и сокращается разрыв между оптовой и розничной ценой на бензин и солярку. А скоро нужно переходить на зимнее топливо, оно само по себе дороже летнего. Частники же выживают за счет того, что платят налог на вмененный доход, то есть "отстегивают" в казну меньше, чем крупные предприятия.

- Есть другое решение проблемы, - отметил Александр Николаевич, - компенсировать рост цен на топливо за счет бюджета. Но ассоциация настаивает на изменении тарифа. Если спросить пассажира, еще неизвестно, будет ли он против этого: многие готовы платить и 7 рублей, лишь бы везли комфортно.

- В структуре себестоимости доля топлива всего 14 процентов, - возразил Аншукову директор департамента Владимир Блинов, посчитавший эти доводы неубедительными, - и удорожание бензина на треть повысит себестоимость проезда только на 4-7 процентов. У нас нет данных по частным предприятиям, но что касается АПАП-1, действующий тариф выше экономически обоснованного и обеспечивает рентабельность предприятия до 30 процентов.

Ситуация парадоксальная: рынок развивается бешеными темпами, доход, по выкладкам департамента, есть, а предприятия (даже частные) на грани банкротства. Себестоимость проезда, как заявил Блинов, в 2004 году составила 4,45 рубля при загрузке 17 процентов. У Котласского автопредприятия ситуация хуже: загрузка автобусов всего 8 процентов. Если ее увеличить всего лишь до 14 процентов, шестирублевого тарифа было бы вполне достаточно.

Получается, резюмировал Владимир Александрович, пассажирам предлагается платить за воздух, который перевозят автотранспортники. Кстати, последние согласились с тем, что у частников себестоимость провоза ниже (экономят за счет более дешевого топлива и "вмененки"). Но получается, что и для них цена билета в 6 рублей достаточна. Вывод, который сделал департамент тарифов и цен: проблема не в топливе, а в нерациональном использовании транспортных средств.

Но навести порядок на нашем диком рынке услуг пассажирского транспорта властям пока не под силу. Видимо, потому речь об этом почти не шла. Вопрос качества перевозок, поднятый на заседании, был почти сразу "опущен" замечанием: "На повышение качества тоже деньги нужны".

Горожане, ежедневно пользующиеся городским транспортом, естественно, против повышения.

- И ладно бы комфорта прибавилось, - возмущается архангелогородка Ирина Мальцева, - но ведь ничего не изменится, так и будем давиться, как сельди в бочке!

Ассоциация автотранспортников предупредила, что в случае отказа повышать тарифы с 14 октября начнет акцию протеста. Они откажутся перевозить пассажиров в часы пик - с 7 до 9 и с 16 до 18 часов. Блинов испугу не поддался, однако подчеркнул, что департамент готов к диалогу. На то, чтобы частные перевозчики представили необходимые расчеты, подтверждающие необходимость повышения тарифа, решено дать месяц. Однако от идеи бастовать ассоциация пока не отказалась.

Секреты капусты - великана (Двинская правда)

Один из этих кочанов "московской поздней" котлашане увидели на выставке-ярмарке "Бабье лето". "И как это удалось вырастить такую огромную капусту - 11,5 кг?" - спрашивали они друг друга. А мы, побывав на даче Глафиры Васильевны Бурчевской, которая представила такое чудо, решили ответить нашим читателям. Кстати, мечта дачницы - вырастить кочан весом 15 кг!

- 2 марта я всегда сею семена капусты на рассаду. Через 2-3 дня появляются всходы. Пикирую только самые крепкие растения и выращиваю всего около 15 штук, немного. Горшочки - размером с детское ведерко. После пикировки поддерживаю температурный режим (днем +16, ночью +6:10 градусов), пользуюсь застекленным балконом, - рассказывает о своих секретах выращивания капусты Глафира Васильевна.

Поливает она рассаду редко. Когда у растений появятся настоящие листочки, делает подкормку гумиксом.

- А когда листья разворачиваются сильнее, если есть необходимость, подкармливаю птичником, но надо смотреть по состоянию капусты. Если холодно на балконе, укрываю свою рассаду пленкой; она растет хорошо, становится крепкой, темно- зеленой. 1 мая увожу ее на дачу и ставлю стаканчики в теплицу. А 23-25 мая высаживаю в грунт. В это время у рассады должно сформироваться шесть листьев, - продолжает дачница.

Чтобы капуста росла большой, расстояние между растениями на грядке должно быть не менее метра! Это один из важных секретов Г.В.Бурчевской:

- Если посадить на таком расстоянии семь растений - хватит на все: и на хранение, и на квашение.

О подкормках. Первую Глафира Васильевна делает спустя 10-12 дней после высадки капусты: птичником или мочевиной, чтобы нарастали листья. Вторую - по мере того, как чувствует себя капуста.

- Чтобы листья продолжали расти, к органике добавляю 0,5-1 стакан золы, все хорошо развожу в воде. В третью подкормку кладу совсем немного органики, 2 стакана золы и столовую ложку суперфосфата, - заключает Глафира Васильевна.

Надо отметить, что, кроме различных овощей, она выращивает на даче огромное количество цветов. Говорит, что больше всего любит именно их и цветущие декоративные кустарники - только ради них держит дачу, не продает! Тем не менее ее овощные успехи просто удивительны! Природа щедро платит за любовь к ней.

Общество

Женсовет в действии (Звезда)

Самые активные, неравнодушные женщины - представительницы от большинства организаций и учреждений райцентра, собрались впервые после летних каникул 21 сентября на очередное заседание женсовета.

На повестку было вынесено много вопросов: это и об участии женсовета в формировании районных социальных программ: "Молодёжь, семья, дети Лешуконии", "Новому веку - здоровое поколение", "Профилактика беспризорности и безнадзорности"; об участии в выборах; о взаимодействии с советами молодёжи и ветеранов; об участии женсоветов в проведении "Кросса наций" и "Лыжня России", в областных конкурсах.

После бурного обсуждения был принят план работы, куда также вошли мероприятия по подготовке к празднованию Дня Матери, который в этом году будет отмечаться 27 ноября, организация патруля по выходным дням и проведение традиционной благотворительной акции "Добрые женские руки", которая проходит на территории района с 1 по 25 октября.

Происшествия

Школьник - в больнице, а коммунальникам - иск (Коношский курьер)

В редакцию позвонили возмущённые родители первоклассника - ученика Коношской средней школы. Их возмущение вполне понятно: сын по дороге из школы домой упал в оставленный открытым канализационный люк, получил травму головы и ноги, находится в больнице. Родители намерены подать в суд на ЖКХ и просят откликнуться (сообщить в редакцию) женщину, которая была свидетелем происшествия и помогала мальчику выбраться из люка.

Открытые люки прямо посреди дороги - не редкость. Мы прошлись по центру Коноши и ещё раз своими глазами убедились в этом. Люк у средней школы, наконец-то закрыли. Другой злополучный люк, прямо напротив конторы ЖКХ, с одной стороны заграждён куском шифера, но с другой в темную пору его можно и не разглядеть. А два люка за администрацией давно набили оскомину автоводителям: летом они более-менее на виду, но вот снежком присыплет землю, и они становятся невидимками, уже не раз машины проваливались туда колёсами.