Министры внутренних дел СНГ в Ереване. Турция вступает в Евросоюз. Армяно-грузинские отношения. Армянская оппозиция и спецслужбы США.

Министры внутренних дел СНГ в Ереване

На днях для участия в заседании Совета министров внутренних дел стран СНГ в Ереван прибыл исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло. Как сообщает газета "Азг", во время кратковременной встречи с журналистами в аэропорту исполнительный секретарь сообщил, что в ходе рабочего визита он встретится с политическим руководством страны. Будет обсужден ход осуществления решений саммита глав стран СНГ, прошедшего в Казани. Это, в первую очередь, вопросы экономической интеграции, сотрудничества в гуманитарной сфере, а также вопросы стабильности и безопасности на территории стран Содружества. Последнее из отмеченных направлений является темой, которая будет обсуждаться на заседании Совета министров внутренних дел стран СНГ.

Агентство "Ноян Тапан" сообщает, что 27 сентября на встрече президента Армении Роберта Кочаряна с исполнительным секретарем СНГ Владимиром Рушайло был обсужден ход выполнения решений, принятых на саммите СНГ в Казани. Участники встречи коснулись ряда вопросов, относящихся к реформированию структур СНГ, а также обменялись мнениями по организационным вопросам работы Исполнительного комитета СНГ.

29-30 сентября состоялось очередное заседание Совета министров внутренних дел стран-участниц СНГ. В связи с этим, пишет газета "Азг", 28 сентября в Ереван прибыли делегации министерств внутренних дел РФ, Украины, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, представители Координационного совета по борьбе с организованной преступностью на территории стран-участниц СНГ, Международной организации по вопросам миграции. Для участия в заседании в Ереван прибыл также генеральный секретарь Интерпола Рональд Кеннет Ноубл. В повестку заседания включены 9 важных вопросов, среди которых вопросы, касающиеся борьбы против преступности в различных сферах жизнедеятельности.

По мнению президента РА Роберта Кочаряна, Совет министров внутренних дел СНГ является одной из самых деятельных и результативных структур СНГ, сообщает армянская служба радио "Свобода". "В этой сфере задачи у всех одинаковы, что является хорошей основой для сотрудничества", - заявил Кочарян, принимая участников заседания Совета министров внутренних дел СНГ. Согласно "Свободе", министр внутренних дел России Рашид Нургалиев дал ереванскому заседанию высокую оценку.

На вопросы газеты "Иравунк" ответил исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло.

"Владимир Борисович, с какой целью Вы прибыли в Армению?

Это рабочий визит. В Ереване у меня встречи с политическим руководством страны. Будут обсуждены итоги Казанского саммита СНГ, осуществление достигнутых договоренностей, процесс подготовки намечающихся в ближайшее время заседаний Совета премьер-министров и Совета министров иностранных дел. В Ереване запланировано также провести заседание Совета министров внутренних дел стран СНГ, в котором примет участие делегация Исполкома СНГ. В связи с запланированным референдумом по реформе Конституции (Армении - прим. ИА REGNUM) делегация Исполкома СНГ проведет в Национальном Собрании и Центральной избирательной комиссии соответствующие переговоры о возможном участии наблюдательской миссии СНГ.

Как Вы оцениваете результаты состоявшегося в Казани саммита глав государств? Насколько сегодня дееспособно СНГ?

Принципиально важно, что руководители стран вновь подтвердили свою заинтересованность в сохранении СНГ и повышении продуктивности его деятельности. В ближайшее время будет разработана новая модель интеграции, которая будет соответствовать как общим интересам, так и национальным приоритетам стран СНГ.

В Казани руководители государств дали старт работам, направленным на повышение уровня и продуктивности сотрудничества, реформирование и совершенствование органов СНГ. Реализация этих программ должна вывести сотрудничество стран СНГ на более высокий уровень, повысить международный авторитет СНГ, как влиятельной региональной организации. Безусловно, для этого требуется серьезная работа экспертов. По предложению российской стороны, предусматривается создать высококвалифицированную группу, куда кроме специалистов будут включены деятели культуры, известные юристы и экономисты. В ходе Казанского саммита подтвердилось, что приоритетными направлениями взаимодействия стран СНГ являются вопросы экономической интеграции, безопасности и стабильности, развитие гуманитарного направления, в том числе сфер образования, здравоохранения, науки и культуры. В ходе саммита был подписан ряд документов, которые укрепляют правовые и организационные основы сотрудничества стран СНГ в сфере обороны. Это положение о военном сотрудничестве на период до 2010 года и согласованное положение о пограничной политике. Утвержден также пакет проектных документов в сфере борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма, как и противодействия незаконной миграции.

Партнерство в военной сфере, в сфере борьбы с терроризмом и международной преступностью рассматривается как важнейший фактор обеспечения стабильности и успешного социально-экономического развития наших стран. Сегодня ни одна страна не может в одиночку решать подобные вопросы. Соглашение, подписанное в гуманитарной сфере, направлено на укрепление традиционных связей народов СНГ и, по существу, свидетельствует о том, что существует серьезное понимание значения гуманитарных ценностей в таких вопросах, как борьба с идеологией экстремизма, нетерпимости и терроризма. Провозглашение 2006 года Годом Содружества независимых государств поможет задействовать заключенный в этом положении потенциал. Необходимо подчеркнуть, что подписанию гуманитарного соглашения существенно способствовало развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов в рамках СНГ. В целом, за последние 5 лет торговля между странами СНГ возросла в 2,5 раза. Товарооборот Армении со странами СНГ в первом полугодии 2005 года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, увеличился на 31 процент. Объем торговли со странами СНГ составляет 21 процент от общего внешнеторгового оборота Армении. Думаю, что до верхнего предела еще очень далеко.

Безусловно, каждое государство само определяет степень и характер своего сотрудничества, участвовать или нет в конкретных соглашениях, имеет право особого мнения. Причин для этого много. По всей вероятности, элементы различия в скорости интеграции сохранятся и в будущем. Однако оптимальное стратегическое направление - это сохранение "большого СНГ" в формате 12 государств.

Как Вы считаете, может ли СНГ перерасти в мощный политико-экономический блок? Какова здесь будет роль России?

За последние годы внутриполитическая и экономическая ситуация в России стабилизировалась. Сегодня руководство страны, в условиях благоприятной внешнеэкономической коньюктуры, активизирует производственную политику. Приоритеты уже обозначены - высокие технологии, машиностроение, химия и нефтехимия, самолетостроение, автомобильная промышленность, индустрия, нефтегазовый комплекс. Стремительное развитие этих отраслей станет ускорителем общего экономического роста. Уже заявлено о масштабном финансировании социальных программ. Растут расходы на образование, здравоохранение, культуру и спорт. Сегодня в рамках СНГ отчетливо видны контуры развития сотрудничества. Перед странами Содружества возникли общие задачи: формирование потребительских рынков, рынков услуг, капитала и рабочей силы, привлечение инвестиций, техническое перевооружение предприятий, преодоление сырьевой тенденции экономики. Этот список можно продолжить, и в одиночку решать такие проблемы чрезвычайно трудно.

Провозглашенные Россией приоритеты дают возможность расширить кооперацию в рамках СНГ, создают возможность подготовки квалифицированных кадров для научных и производственных центров. Это для стран СНГ является краеугольным камнем жизнеспособности и конкурентоспособности на мировых рынках. Механизмы такого сотрудничества уже испытываются: создается свободная экономическая зона, а в конечном итоге будет создана единая экономическая зона. По большому счету, цена реформ на пространстве СНГ высока - стабильность, экономическое развитие, благосостояние людей.

Армения провозгласила политику интегрирования в Европу, стала, так сказать, "новым соседом" Евросоюза. Не противоречит ли это политике укрепления СНГ?

Думаю, противоречий нет. Сегодня все государства СНГ, будучи суверенными, развивают обоюдовыгодное сотрудничество с международным сообществом, стремятся соответствовать современным мировым стандартам развития и интеграции. Когда интересы стран совпадают, когда плодотворность сотрудничества очевидна, то это сотрудничество укрепляется и развивается. Примером тому может быть деятельность ряда органов по отраслевому сотрудничеству СНГ. Вместе со странами Содружества в работах отраслевого Совета связи СНГ принимают участие представители стран Балтии, Дании и Германии. В работах Совета стандартизации, метрологии и сертификации принимают участие страны Балтии, Германия, Иран, Польша, Словакия, Турция. Членами Совета железнодорожного транспорта являются страны Балтии и Болгария, а Финляндия участвует в качестве наблюдателя. Членами Совета нефти и газа являются Венгрия, Румыния, Словакия, Чехия. В работе Межправительственного совета ветеринарии принимают участие страны Балтии, Иран, Китай, Монголия, Пакистан, Польша, Словения.

Насущной проблемой является поднятие сотрудничества стран СНГ на новый уровень. В этом отношении важно, чтобы наши страны плодотворно работали в направлении дальнейшего сближения. Уверен, что это отвечает интересам наших стран и народов". ("Иравунк").

По мнению газеты "Айоц Ашхар", похоронные настроения, возникшие сразу после августовской встречи руководителей стран СНГ, были несколько преувеличены: "Хотя никто и никогда вечной жизни для СНГ не предрекал, однако очевидно, что в его рамках еще долго можно работать". По образному впечатлению газеты, вот уже три года, "собравшись у дверей морга, все ждут, когда наконец вынесут покойника. А его туда вовсе на вносили".

Поздно вечером 29 сентября сотрудники спецотряда МВД РА ворвались в дискотеку "Ален-Элен", где, кроме обычных посетителей, собираются также проститутки, и, без санкции и какого-либо объяснения, увезли всех девушек означенной профессии в горуправление полиции, пишет газета "Аравот". По нашим сведениям, пишет газета, мероприятие было проведено с целью организации "обслуживания" находящихся в это же время в Ереване делегаций министров внутренних дел стран СНГ.

Информацию как бы дополняет и газета "Чоррорд Ишханутюн": "Доблестные генералы СНГ, после обильного застолья, выразили новые, незапланированные пожелания". По сообщению источников газеты, "гостеприимные" хозяева вынуждены были в срочном порядке "мобилизовать" проституток с разных улиц Еревана.

Турция вступает в Евросоюз

8 сентября на пленарном заседании Европарламента большинством голосов (356 - за, против - 181, воздержались - 125) было принято решение поддержать предстоящее 3 октября начало переговоров о вступлении Турции в Евросоюз. Однако при этом европарламентарии выдвинули перед Анкарой целый ряд условий: для полноправного членства в ЕС Турция должна в обязательном порядке признать Геноцид армян в 1915 г. в Османской империи и признать Республику Кипр. Европарламент также требует от Анкары улучшить положение с правами человека в Турции и с защитой этнических меньшинств. "Несмотря на то, что членство Турции в ЕС имеет стратегическое геополитическое значение, Европа не имеет права игнорировать вопросы демократии в стране, где людей судят за то, что они осмеливаются говорить о Геноциде армян и преследованиях курдов", - отмечали евродепутаты в своих выступлениях. По мнению многих, Турция - недемократическое агрессивное государство, в котором нарушаются права человека. "Нельзя в вопросе Турции принимать позитивное решение только в надежде на то, что в будущем она станет демократической. По такой логике мы можем принять в ЕС Ирак, Афганистан, Камбоджу. Женщина не выходит замуж за того, кто ее изнасиловал, а старается держаться от него подальше, надеясь, что он еще долго останется за решеткой. Хватит Европе послушно следовать во всех вопросах требованиям США. Если г-н Буш так поддерживает Турцию, пусть присоединит ее к Америке", - заявил греческий депутат Мацакис. ("Де-Факто").

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, обратившись к резолюции, принятой Европарламентом, сказал: "Эта резолюция не имеет обязательной силы. Не имеет значения, какую резолюцию они приняли, мы от своей позиции не откажемся", цитирует премьера газета "Азг". "Азг" сообщает также, что газета "Интернэшнл Гералд Трибьюн", ссылаясь на близкие Эрдогану источники, пишет, что, несмотря на спокойную реакцию премьер-министра, на самом деле резолюция Европарламента для него - это укол. Первой реакцией Эрдогана, согласно газете, было намерение бойкотировать переговоры с ЕС. В Брюсселе представители стран-членов ЕС пытались решить вопрос формы начала переговоров. Послам стран-членов ЕС не удалось прийти к единому мнению, поскольку решения принимаются единогласно, а Австрия предлагает для Турции статус "привилегированного партнера", против чего Анкара решительно протестует. По словам канцлера Австрии Вольфганга Шюсселя, его страна будет согласна начать переговоры с Турцией относительно полноправного членства, если ЕС возобновит переговоры с Хорватией, которые были прерваны весной, поскольку власти Загреба отказались передать Международному суду в Гааге одного из преступников балканской войны. Председательствующий в ЕС представитель Великобритании подтвердил, что 3 октября должна состояться чрезвычайная встреча министров иностранных дел. Ранее министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль позвонил министру иностранных дел Великобритании Джеку Стро и пригрозил, что турецкая делегация не поедет в Люксембург до тех пор, пока не будет знать окончательного варианта документов переговоров. Согласно газете "Хюррийет", турки не поедут в Люксембург, если из документов не будет изъято выражение "привилегированное партнерство" и не будет ликвидировано право Кипра на вето относительно участия турок в международных встречах. По мнению "Азг", прозвучавшие 28 сентября в Европарламенте выступления и соцопросы, проведенные в странах ЕС, показывают, что европейцы не склонны принимать Турцию в полноправные члены ЕС. Большинство французов, германцев и австрийцев против членства Турции в ЕС, а датчане отдали бы предпочтение скорее Украине, чем такой исламской и аграрной стране, как Турция.

Как сообщает "Арминфо", власти Турции отвергли требование Европарламента признать Геноцид армян, выраженное в резолюции этой организации. "Принятая резолюция не является правовым документом. Она - лишь правовая оценка", - заявил 5 октября премьер-министр Турции Тайип Эрдоган. "Если Европейский союз не является христианским союзом, он должен доказать это на практике", - сказал глава турецкого правительства. По его словам, "Турция, 99% населения которой мусульмане, в случае ее принятия в ЕС станет мостом между мусульманским миром с населением в 1,5 миллиарда человек и Европой".

Как сообщает радио "Свобода", послам 25 стран-членов ЕС не удалось 29 сентября согласовать "дорожную карту" намеченных на 3 октября переговоров по вступлению Турции в Евросоюз и, согласно "Франспресс", 2 октября состоится чрезвычайная встреча министров иностранных дел. Причиной возникшего кризиса явилась позиция Австрии, предлагавшей Турции стать "привилегированным партнером Евросоюза".

Как сообщает ИА "Де-Факто", накануне начала переговорного процесса постоянным представителям стран-членов ЕС предстоит согласовать рамочное соглашение с Турцией, в основе которого лежит формула ведения диалога, пишет газета "Джумхуриет". Проект этого документа по настоянию Австрии, Франции и Республики Кипр содержит очень жесткие требования к Анкаре, и, если их не удастся смягчить, они, по правилам ЕС, будут отражены во вступительной речи главы МИД Великобритании на встрече в Люксембурге. По сути, отмечают аналитики, это означает, что Британия, как бы ни старалась она помочь Турции, в результате займет сторону противников ее принятия в Евросоюз. Проект рамочного соглашения, в частности, предусматривает, что Турция в кратчайшие сроки должна признать Республику Кипр и открыть ей в течение 2006 года свои морские и воздушные гавани. В противном случае переговоры с ней будут прекращены. Кроме того, документ предписывает Турции не препятствовать деятельности стран-членов ЕС в других международных организациях. На практике это значит, что турки не только будут вынуждены снять эмбарго в отношении Кипра, но и лишатся права вето в случае, если Никосия решит вступить в НАТО. Анкара также не сможет препятствовать деятельности Кипра в межатлантических структурах на основе берлинских договоренностей между НАТО и ЕС. Наряду с этим, Турция должна будет неукоснительно следовать копенгагенским критериям, основным при рассмотрении вопроса о принятии в ЕС новых членов, и полностью соблюдать демократические права и свободы, за что ее часто критикуют в Европе. Согласно проекту рамочного соглашения, процесс евроинтеграции Турции займет не менее 10 лет.

Вопрос о том, сможет ли Европа реформировать Турцию, или Турция, сломив сопротивление Европы, все-таки "протиснется" в "Европейский клуб", имеет для Армении не теоретическое, а вполне практическое значение. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", в беседе с журналистами заявил вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении, член бюро партии "Дашнакцутюн" Ваган Ованнисян. По его словам, турецкая неуступчивость и жесткость позиции по отношению к Европе, под влиянием чего некоторые европейские силы все более и более отступают, служат очень плохим примером для Азербайджана, который начинает проявлять такую же неуступчивость и жесткость в отношении ОБСЕ и Армении. "Если Европа хочет, чтобы на Южном Кавказе установились мир и стабильность, то должна проявлять жесткое отношение к Турции и показывать ей, что только при выполнении определенных условий она может стать полноправным членом Евросоюза", - подчеркнул вице-спикер НС. По его убеждению, одновременно с решением кипрской и курдской проблем перед Турцией нужно выдвинуть также требование о признании Геноцида армян, что и отражено в принятой недавно Европарламентом резолюции. Ваган Ованнисян подчеркнул, что сегодня Турция отказывается признавать являющуюся членом ЕС Республику Кипр и, фактически, оккупирует часть территории ЕС. Кроме того, претендующая на членство в ЕС Турция продолжает блокаду Армении, которая входит в программу ЕС "Расширенная Европа: новые соседи". По его словам, ряд европейских политических сил понимает, что отказ Турции от признания Геноцида армян делает эту страну опасной не только для Армении, но и для Европы. Ованнисян отметил, что структура Евросоюза очень сложна, и отношения между различными структурами и происходящие в них политические обсуждения не уточнены и не прозрачны: "Мы, армяне, должны довести нашу позицию до народов Европы, так как надеяться на еврочиновников нельзя". Он выразил уверенность, что в конце концов избиратели европейских стран скажут свое слово по вопросу вступления Турции в Евросоюз.

Откладывание сроков вступления Турции в Евросоюз нанесет удар не только объединению Европы и Турции, но и Запада и Востока. Об этом, пишет лос-анджелесская армянская газета "Жаманак", сказано в письме армянского патриарха Константинополя и всей Турции архиепископа Месропа Мутафяна, направленного главам Евросоюза. "Мы озабочены давлением, оказываемым в последнее время с разных сторон, с целью откладывания переговоров с Турцией. Мы считаем, что подобные усилия пользы не принесут", - говорится в письме духовного лидера турецких армян. Согласно агентству "Ассошиэйтед Пресс", армяне, чья численность достигает 70 тысяч человек, являются самым крупным нацменьшинством Турции.

Газета "Аравот", в связи с принятием Европарламентом резолюции, призывающей Турцию признать Геноцид армян, попросила лидера партии "Новые времена" Арама Карапетяна разъяснить, насколько этот документ соответствует интересам Армении. "Турция и Евросоюз попытаются достичь согласия. На мой взгляд, Турция сегодня не готова внять призыву Евросоюза, и существует большая вероятность того, что эта страна не будет принята в ЕС". Причем, по мнению Карапетяна, Армения от этого ничего не выиграет, "пока не станет сильным государством". "Усиление Армении многие связывают с задействованием железной дороги, другими факторами. Через территорию Израиля тоже не проходит железная дорога. Эта проблема скорее обусловлена внутренними ресурсами, общими связями, отношениями со сверхдержавами". Что касается "секретных переговоров" с Турцией (ранее Карапетян заявлял, что власти Армении ведут с Турцией тайные переговоры - прим. ИА REGNUM), то "их основной темой было не решение геополитических проблем, что было бы правильно, а получение нынешними властями политических и экономических дивидендов". "То есть на фоне государственных процессов пытаются решать вопросы, связанные с личным бизнесом. На мой взгляд, основная цель этих переговоров - выяснить, можно ли в случае ухудшения отношений между Арменией и какой-либо сверхдержавой использовать возможности Турции для сохранения действующего режима. Фактически обсуждался запасной вариант. По моим сведениям, рассматривался также вопрос Геноцида, однако армянская сторона не получила какого-либо ответа. И не могла получить, поскольку Турция сегодня не готова открыто признать Геноцид армян. Как бы то ни было, Турция - большое и сильное государство. Не думаю, что западные державы откажутся от Турции в пользу Армении. В эту страну вложены огромные инвестиции, она - член НАТО, там размещена военная база. Все это надо учесть и только потом начинать переговоры. Подписание в 1920 году Александропольского договора было ошибкой, в результате которой Армения понесла большие потери. Кто-то из великих сказал: "История учит тех людей, которые хотят учиться. Глупцов история ничему не учит". Арам Карапетян пообещал назвать конкретные имена участников "секретных переговоров" после того, как на его утверждения последует официальное опровержение. "Аравот" сообщает также, что пресс-секретарь президента РА в ответ на просьбу газеты прокомментировать эти высказывания заявил: "Слухи мы не комментируем".

Как сообщает "Ноян Тапан", обсуждению вопросов вступления Турции в Европейский союз, нынешнего уровня взаимоотношений между Турцией и Европой, а также возможным перспективам армяно-турецких отношений была посвящена дискуссия 30 сентября с участием представителей различных политических сил, организованная Национальным пресс-клубом в Ереване. В дискуссии приняли участие представители Республиканской, Демократической, Христианско-демократической партий Армении, а также партий "Дашнакцутюн" и "Оринац Еркир". Политики сошлись во мнении, что Турция еще не является демократической страной. По мнению руководителя офиса Ай дата ("Армянский вопрос" - прим. ИА REGNUM) бюро "Дашнакцутюн" Киро Манояна, вопрос о членстве Турции в ЕС должен получить положительное решение лишь после признания ею факта Геноцида армян: "Турция должна измениться, и здесь мы видим как признание ею своего прошлого, так и установление нормальных отношений с Арменией". Маноян указал на необходимость использования всех возможных рычагов давления на Турцию с целью достижения этих целей. По словам председателя Демократической партии Армении Арама Саркисяна, несомненно, вопрос признания Геноцида армян является наиважнейшим и должен всегда оставаться в повестке дня, между тем, необходимо рассматривать армяно-турецкие отношения и в более широком контексте. Так, необходимо учитывать, что армяно-турецкие отношения - это составная часть национальной безопасности РА: "Разве то, что Турция не признает Геноцид и держит закрытой границу, не является доказательством того, что она по-прежнему опасна для нас?" "Признание Холокоста Германией было нужно именно немецкому обществу, однако турецкая общественная мысль еще не готова к признанию Геноцида армян", - заявил председатель Христианско-демократической партии Армении Хосров Арутюнян. По его мнению, в сложившихся сегодня взаимоотношениях между ЕС и Турцией Армения должна попытаться использовать европейскую политическую мысль в своих интересах.

На вопросы газеты "Аравот" ответил руководитель фракции "Дашнакцутюн" Национального Собрания Армении Левон Мкртчян.

"Как Вы расцениваете принятую недавно Европарламентом резолюцию, в которой отмечается, что признание Турцией Геноцида армян является необходимым условием членства этой страны в Евросоюзе?

Решение Европарламента - результат многолетней последовательной работы и пропаганды. Конечно, существуют политические соображения и определенные глобальные задачи, которые создают благоприятную ситуацию для принятия подобных решений. Но следует также признать, что если бы не чувство родины, которое объединяет армян всего мира, и не многолетняя последовательная работа, принятие таких решений, даже в очень благоприятных условиях, было бы невозможно. Европарламент, по сути, подтвердил свою же известную резолюцию 1987 года. И хотя принятый документ имеет рекомендательное значение, он отражает политическое и общественное мнение Европы. Утвержденная большинством голосов резолюция может оказать серьезное политическое влияние на наши отношения. Фактически Турции выдвинуты два конкретных требования: немедленно открыть границу с Арменией и признать Геноцид армян.

Может ли случиться так, что за эту резолюцию Армении и Карабаху придется заплатить очень высокую цену? Я имею в виду, могут ли европейские структуры против проявленного великодушия предложить такое решение карабахской проблемы, которое не будет вытекать из наших интересов?

Не думаю, поскольку подобного рода успехи усиливают армянский фактор и в этих условиях невозможно, чтобы в другом жизненно важном вопросе мы потерпели неудачу. Никогда не следует думать, что успех в одном вопросе может быть достигнут за счет неудачи в другом. Это неверный подход. Наоборот, во внешней политике мы работаем в нескольких направлениях, и успех в одном направлении усиливает другое направление". ("Аравот").

3 октября агентство "Ноян Тапан" сообщило, что страны Европейского союза приняли проект компромиссного предложения, касающегося начала переговоров с Турцией. В чем именно оно заключается - неизвестно. Сообщается только, что Австрия сняла возражения против полноправного членства Турции в ЕС. Реакция самой Турции тоже пока неизвестна. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявлял ранее, что Анкара согласна только на статус полноправного члена ЕС и не пойдет на компромиссы. Между тем, как сообщает радиостанция "Свобода", Эрдоган уже вылетел в Люксембург.

Турецкая газета "Туркиш дейли ньюс" пишет, что "двухдневное "выворачивание рук", производимое министром иностранных дел Британии Джеком Стро, привело к заключению в последний момент соглашения между 25 странами-членами ЕС и Турцией. По имеющейся у газеты информации, Стро неоднократно предупреждал коллег, что отказ от начала переговоров по вступлению Турции будет "катастрофическим шагом", заявив, что блок находится на грани кризиса. "Таким образом, с одной стороны, Австрия была вынуждена отказаться от своей жесткой позиции по переговорам с Турцией и от требования "привилегированного партнерства" в качестве возможного результата, если переговоры не приведут к вступлению Турции в ЕС или если дальнейшее расширение ЕС станет невозможным. С другой стороны, Австрии удалось включить ссылку на статью 49 Римского договора (учреждающего документа ЕС), определяющую то, как именно должны проходить переговоры. "Таким образом, было размыто значение рамочного документа о переговорах. Теперь министры ЕС могут в любой момент и в любой форме вносить в переговоры новые условия". После двух напряженных дней переговоры наконец стартовали, пишет турецкое издание, и Турция получила статус "страны, ведущей переговоры о вступлении". Возражения австрийской стороны против конкретных формулировок в документе и разногласия с греческим Кипром по поводу 5 пункта рамочного документа были устранены благодаря усиленному лоббированию госсекретаря США Кондолизы Райс по просьбе премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана.

Армяно-грузинские отношения

30 сентября председатель НС РА Артур Багдасарян принял находящегося с рабочим визитом в Армении премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели. Собеседники отметили важность укрепления армяно-грузинских политических, торгово-экономических и научно-образовательных связей. Как сообщает "Ноян Тапан", в ходе встречи в основном обсуждались вопросы, связанные с ситуацией в Джавахке (населенный в основном армянами район Грузии - прим. ИА REGNUM), строительством новой железнодорожной линии Турция-Грузия и открытием абхазской железной дороги. Отметив важность решения социально-экономических проблем армян Джавахка, Багдасарян напомнил, что, согласно достигнутой в ходе встречи с президентом Грузии Михаилом Саакашвили договоренности, должна была быть разработана и осуществлена реабилитационная программа по экономическому развитию Самцхе-Джавахетии. Ногаидели сообщил, что уже разработана программа строительства и восстановления дорог этого региона до 2010 года, а также трехлетняя программа ремонта районных и сельских школ, осуществление которых будет способствовать как развитию инфраструктуры, так и созданию новых рабочих мест. Затронув вопрос возможного строительства новой железной дороги, Артур Багдасарян подчеркнул важность того, чтобы железная дорога Турция-Грузия-Азербайджан не обходила бы Армению, поскольку это, по его словам, не будет благоприятным явлением с точки зрения регионального развития. Ногаидели заверил, что в Грузии не будут осуществляться программы, направленные против Армении. В связи с вопросом открытия абхазской железной дороги было отмечено, что пока есть проблемы, решению которых может способствовать трехсторонняя - армяно-грузино-российская - встреча. Багдасарян отметил, что во время ближайшей встречи кавказской четверки он намерен обсудить этот вопрос с председателями парламентов России и Грузии.

На четвертом заседании армяно-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству обсуждались все наиболее актуальные проблемы двусторонних отношений и почти по всем вопросам были найдены взаимоприемлемые и взаимовыгодные решения. Об этом 30 сентября, в ходе встречи с президентом РА Робертом Кочаряном, сообщил премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. Президент Армении и глава грузинского правительства обратили особое внимание на вопросы развития партнерства в сфере энергетики, транспорта и таможенных служб, обсудили новые возможности экспорта электроэнергии из Армении в Грузию. Стороны отметили необходимость открытия новых транспортных возможностей, сделав акцент на организации прямых воздушных рейсов Ереван-Батуми, а также железнодорожного сообщения Ереван-Батуми. Была также отмечена необходимость активизации взаимодействия таможенных ведомств двух стран для предотвращения контрабандного оборота подакцизных товаров. Кочарян и Ногаидели затронули также вопрос социально-экономической ситуации в Джавахке. Премьер-министр Грузии отметил, что правительство намерено на предоставленные фондом "Вызовы тысячелетия" средства и ассигнования из госбюджета осуществить в Джавахке пятилетнюю программу по ремонту автодорог. Правительство Грузии намерено также осуществить образовательную программу для армяноязычных граждан, активно участвовать в строительстве школ в Джавахке.

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", 23-24 сентября в Ахалкалаки под лозунгом "Интеграция, но не ассимиляция" состоялся третий форум армянских общественно-политических организаций Самцхе-Джавахетии, участники которого предложили властям Грузии придать Джавахку статус автономии.

Газета "Азг" сообщает, что российские и грузинские центральные информагентства широко осветили это мероприятие. Причем, если Москва ставила ударение на требовании армян Джавахетии о предоставлении автономии, то в Тбилиси на организаторов мероприятия навесили ярлыки "экстремистов" и "сепаратистов". Председатель местной общественной организации "Вирк" Давид Рстакян в телефонной беседе с газетой заявил: "Мы являемся хозяевами этой земли, и мы организовали этот форум, чтобы была дана реальная оценка существующим проблемам".

Как сообщил российской электронному изданию GazetaSNG.ru депутат парламента Грузии, зампредседателя "Союза армян Грузии" Ван Байбурт, инициаторами включения требования об автономии в итоговые документы форума стали люди, тесно связанные с наиболее радикальными силами в Армении. Он считает, что налицо искусственное нагнетание страстей. "После ряда проведенных властями Грузии реформ социально-экономическое положение в Джавахетии ничем не хуже, чем, скажем, в Мцхетском районе, расположенном в получасе езды от Тбилиси. Более того, согласно специальному распоряжению президента Грузии, именно в Джавахетии решено закупать провиант для грузинской армии, что положительно скажется на развитии сельхозпроизводства в этом регионе", - сказал Ван Байбурт.

Газете "Аравот" дал интервью руководитель фракции Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) Национального Собрания Армении Левон Мкртчян.

"Какую роль играет АРФ Дашнакцутюн в вопросе усиления напряженности в Джавахке? Не секрет, что ваша партия особенно активна именно в этом регионе.

Для нас проблемы армянского населения Джавахка действительно имеют принципиальное значение. Дашнакцутюн, особенно в последние два года, удалось представить международной и армянской общественности свои подходы. Мы считаем, что действительно есть шанс превратить Джавахк в символ армяно-грузинской дружбы. После последних политических изменений в Грузии этот шанс стал более реальным. Если Грузия действительно пытается построить демократическое государство, то в нем не должно быть граждан разных сортов. Если мы говорим о том, что регион идет к евроинтеграции, надо знать, что практически во всех странах цивилизованного мира действуют принципы культурной автономии. Армяне Джавахка выдвигают элементарные требования: продолжать жить по национальным традициям и укладу, иметь образовательную систему на родном языке, свою культурную систему, быть полноценными гражданами Грузии, не испытывать дискриминации. Мы уверены, что не может быть сильной Армении без единой и сильной Грузии и наоборот. Мы также считаем, что секрет усиления Грузии - в демократизации и уважении прав национальных меньшинств". ("Аравот").

Газета "Айоц Ашхар", отзываясь на выдвинутое форумом общественно-политических организаций Самцхе-Джавахетии предложение, пишет: "Судя по последним шагам, в частности, выказыванию острой заинтересованности в строительстве железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки, Грузия пытается стать не только основным носителем региональных интеграционных проектов, но и стать монополистом за счет Армении... Грузия со всей очевидностью становится инструментом турецко-азербайджанской политики, направленной на блокаду Армении". "Либо Армения и Грузия должны совместить свои коммуникационные, человеческие и другие ресурсы, либо не должны удивляться и возмущаться возникающими среди населения Самцхе-Джавахетии естественными проявлениями чувств самосохранения и самообороны", - пишет "Айоц Ашхар".

Газета "Айкакан жаманак", отмечая, что на этот раз возникшая в Джавахетии напряженность отличается от прошлых случаев, пишет: "Насколько бы ни были армяне младшими братьями русских и насколько бы ни была Армения форпостом России, тем не менее у Армении есть свои, объективно приоритетные интересы. В этом смысле усилия России спровоцировать дестабилизацию в Джавахке (и, таким образом, в Грузии) до сих пор не были увенчаны успехом, в основном потому, что у них не было каких-либо объяснимых точек соприкосновения с интересами Армении, и в самый ответственный момент власти Армении тормозили дальнейшую эскалацию событий". По мнению газеты, в этот раз ситуация отличается наличием проблемы строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки: "Реализация этого проекта является прямым ударом по национальным интересам Армении, и грузинским властям, прежде чем воодушевляться этим проектом, надо понять, что никакая власть в Армении - будь то националистическая или либеральная - не может с безразличием смотреть на реализацию подобного проекта".

Газета "Иравунк" со ссылкой на близкий к резиденции президента РА источник сообщает, что на проведение форума "Интеграция, но не ассимиляция" было получено "добро" из резиденции президента. Согласно тому же источнику, с целью уточнения деталей 23 и 24 сентября состоялось большое количество телефонных бесед между Ереваном и Ахалкалаки.

Азербайджанские политологи заявили, что деятельность грузинских армян в отношении требования для Джавахетии автономии осуществляется по заданию российской разведки. По мнению Расима Мусабекова, до сих пор армяне вели себя в Грузии осторожно. "Их выход к миру проходит только через территорию Грузии. Hо российская разведка подталкивает армян на территориальные претензии к Грузии. Официальная Москва путем попытки разжигания очага нового конфликта стремится направить внимание мировой общественности туда". Он также отметил, что в этом вопросе в Армении есть заинтересованные силы. Оказывая помощь российской разведке, они этим путем стремятся получить еще больше дивидендов. Зардушт Ализаде считает, что "российская разведка, объединившись с лидерами армянских дашнаков, ввела этот вопрос в повестку дня". "Армянская диаспора России интересуется родиной. Они готовы на любые жертвы, для того чтобы Россия их поддерживала и оценила их деятельность". Он также отметил, что не все армяне предъявляют территориальные претензии к Грузии. Они требуют решения ряда социально-экономических проблем в Джавахетии. "Армяне не хотят приобрести второго врага в регионе. Эту цель преследуют промосковские силы армян как в самой Армении, так и в России". ("Day.Az").

Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили в беседе с газетой "Айкакан жаманак" сказал: "Что касается автономии, если они под этим словом понимают самоуправление, то мы это только приветствуем. Но если дело в политических амбициях отдельных лиц, то мы это всерьез не воспринимаем... Я не знаю и не интересуюсь группами, которые всем этим занимаются. Мы готовы выслушать людей, которые избраны народом, депутатов, избранных по мажоритарным спискам".

В Грузии будут три реальные автономии - Аджария, Абхазия и Южная Осетия. Об этом, пишет газета "Аравот", заявил на пресс-конференции в Ереване премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели, комментируя по просьбе журналистов заявление армянских общественных организаций Джавахка, в котором выражено пожелание иметь автономию. Ногаидели сказал, что заявление нескольких общественных организаций не отражает мнение всего населения края.

Армянская оппозиция и спецслужбы США

Согласно газете "Новое Время", на днях в посольство США на встречу с руководителем американского совета нацбезопасности по России и Восточной Европе Мартином Шварцем были приглашены лидер партии "Республика" Арам Саркисян, лидер Либерально-прогрессивной партии (ЛП) Ованес Ованесян, Арам Карапетян ("Новые времена"), а также три представителя блока "Справедливость" - Степан Демирчян, Виктор Даллакян и Вазген Манукян. Подобные "профилактические" рандеву для армянских радикалов не в новинку, и состав участников почти всегда неизменен, пишет газета, добавляя: "И сейчас, судя по списку, компания подобралась в основном из тех, кто по поводу и без выпячивает свою прозападность. Речь, в частности, об Араме Саркисяне и Ованесе Ованесяне, для которых смена власти превратилась в идею фикс. Дело за малым - поддержкой извне. Вот и лезут буквально из кожи вон, чтобы приглянуться тому же Соросу или убедить небезызвестный Национально-демократический институт (NDI) в необходимости повтора грузинского сценария в Армении". "Перемыв косточки" и остальным участникам вышеупомянутого рандеву, газета заключает: "Как бы то ни было, продюсеры "бархатно-цветочных" шоу пока явно не рискуют заниматься "кастингом". И не только потому, что в Армении, как пишет американская пресса, "революционный момент не настал", но и потому, что ставить на самом деле не на кого. Ни Арам Завенович, ни Ованесян, ни уж тем более Демирчян с Даллакяном на роль армянских саакашвили не тянут. А без настоящих "звезд" - какое шоу?"

Газета "Айоц Ашхар" в статье "За дело берутся спецслужбы?" пишет: "Судя по таинственной встрече представителей американских спецслужб с лидерами отечественной оппозиции, эта страна выражает желание активизировать свою деятельность во внутриполитической жизни Армении". После краткого анализа "цветных революций" в Грузии и Украине, в которых газета прямо указывает на след американских спецслужб, "Айоц Ашхар" спрашивает: "Чем же обусловлена нынешняя активизация посольства США в Армении? Конечно, в функции дипломатов входят также систематические встречи со всеми более или менее значимыми политическими силами страны. Здесь все ясно. Однако совершенно неясно, с какой целью в посольстве США с политическими деятелями встречаются представители спецслужб. Очень интересно было бы получить ответ от самого посольства".

В другом своем номере "Айоц Ашхар" сообщает, что обратилась в посольство США со следующими тремя вопросами:

1. Насколько нормальным считает правительство США встречу представителей своих спецслужб с политическими деятелями той или иной страны?

2. Можно предположить, что подобная встреча является попыткой коллективной вербовки со стороны спецслужб США? (Если да, то много не платите - они не дорого стоят).

3. Соответствует ли действительности утверждение участников встречи о том, что американская сторона считает невозможным эволюционное развитие Армении?

Состоявшаяся на днях встреча представителя спецслужб США Мартина Шварца с оппозицией почему-то вызвала возмущение провластной прессы, с удивлением пишет газета "Жаманак". "Спрашивается - почему? Часть встречавшихся были "ваши", другая часть - фавориты России, ну а третью дробят так, что и беспокоиться не о чем". По мнению газеты, действительное беспокойство у властей должна вызывать совсем другая встреча: "На днях Артур Багдасарян (спикер парламента РА - прим. ИА REGNUM) сразу по прибытию из США встречался в зоне отдыха "Муш" с руководителем армянской штаб-квартиры Национального института демократии (NDI) Роджерсом. "Злые" языки утверждают, что во время американского турне лидеру "Оринац Еркир" каким-то образом дали понять, что если он пойдет на радикальные шаги, то обязательно получит поддержку. И свою "способность" на это лидер "ОЕ" должен проявить конкретными действиями - в первую очередь, объединив оппозицию". По мнению газеты, "ревизионная" встреча г-на Шварца с лидерами оппозиции несет в себе всего лишь профилактический характер, "поскольку довольно долгие поиски революционного лидера его убедили, что на данный момент нет подобного потенциала в оппозиционном поле ". Нет его и во властном. "И наименьшим злом является именно Багдасарян. И надо из него "что-нибудь слепить". Получится ли?" Газета пишет, что, по мнению части экспертов, ничего не выйдет: "Артур труслив, любит "придти на готовенькое", интеллект у него значительно ниже среднеармянского, а число имеющихся у властей на него компроматов настолько велико, что покроет не только Артура и его кресло в НС, но и всю его 30-тысячную партию". Другая же группа экспертов, пишет газета, считает, что Артур является той "золотой серединой", вокруг которой могут договориться Россия и Запад, власти и оппозиция.

Газета "Иравунк" пишет, что в последнее время провластный агитпроп в порыве "шпиономании" развернул в отношении оппозиции настоящую истерию. Видимо, считает газета, режим сильнее, чем некоторые считающиеся оппозиционными силы, начинает чувствовать дыхание революции и даже посредством провластных СМИ задает вопросы посольству США. "Выясняется, что режим откровенно озабочен действиями властей США, связанными с внутриполитическими процессами Армении, в частности, с активностью высокопоставленных лиц спецслужб США... И эта озабоченность небезосновательна, поскольку в последние месяцы довольно прозрачные действия властей США вызывают в памяти определенные параллели с совсем недавними революционными процессами в Грузии и Украине. Хотя казалось, что угрозы, ожидаемые с американской стороны, благодаря геополитическим антраша тандема Роберт Кочарян-Серж Саркисян на некоторое время заморожены и нейтрализованы. Ведь только ради этого парочка была вынуждена пойти на серьезную жертву, положив на жертвенный стол отношения со своим "стратегическим партнером", Россией". Газета приходит к выводу, что предположения о том, что договоренности, достигнутые в ходе последней встречи Джорджа Буша с Владимиром Путиным, относятся как к совместным проектам по дальнейшему построению постсоветского пространства, так и к непозволительности дальнейшего правления "криминальных и коррумпированных режимов". "И, видимо, поэтому информированным кругам режима видится "кошмар": американцы запускают механизм армянской революции, а русские, как минимум, не намерены мешать".