Два миллиона рублей, которые выделены из бюджета города Чита на проведение довыборов в гордуму 9 октября, могут быть потрачены впустую. В этом уверены читинские "Аргументы и факты". Причем неявка избирателей, из-за которой депутатов в трех читинских округах не удалось избрать 30 января 2005 года, по мнению издания, - далеко не самый веский аргумент, из-за которого гордумы опять может не досчитаться депутатов: "Печально, но факт - из года в год во власти одни и те же люди. Те, которые, что называется, уже приелись". "АиФ" уверен, что нынешняя гордума полностью отражает реалии сегодняшнего дня: "В ее составе 15 предпринимателей, 5 работников сферы здравоохранения, 1 адвокат и 2 преподавателя. К ним в январе присоединились начальник управления культуры, оперуполномоченный Госнароконтроля, представитель общественной организации и бывший заместитель председателя гордумы". Оказался во власти и единственный представитель пролетариата - горнорабочий унитарного предприятия "Читагеологоразведка". Газета приводит счет - 15:13 в пользу бизнесменов, но тут же вспоминает, что настоящий счет 14:13 - "один из депутатов предпринимателей Алексей Гуськов находится в СИЗО. В гараже, который он арендовал, не так давно был найден склад с оружием". После этого в думе разыгрались страсти, больше напоминающие какой-то бандитский сериал: "Некоторые депутаты позволили себе высказывания о милицейском беспределе, и это когда в гараже был найден арсенал на взвод солдат". Газета замечает, что нынешние кандидаты на депутатское кресло не останавливаются ни перед чем, оскорбляя действующих сотрудников администрации и гордумы: "Год прошел, а не сделано ничего. За исключением, конечно, того, что бизнесмены позаботились о собственном бизнесе. Кстати, совокупный доход уже занявших в думе места бизнесменов, равен бюджету небольшого города. Однако в бюджете Читы зияют дыры, особенно в социальных программах".

"Аргументы и факты" рассказывают про так называемых "кэмэлов" - людей, которые перевозят через российско-китайскую границу чужой товар, задекларированный на его имя: "Примитивный способ перевозки товаров из Китая для продажи с использованием сторонних туристов придумали коммерсанты, чтобы избежать уплаты за перевоз коммерческих партий грузов. Каждый турист имеет право набирать до 50 кг "сувенирчиков", правда с небольшими оговорками - вещи не должны быть однородными. Проще говоря, возвращающийся из Поднебесной россиянин не может вывезти сумку, груженные одними лишь тапочками или джинсами: такой товар таможенники изымают - "однородка", а значит для продажи". С каждым днем кэмэлы дешевеют - велика конкуренция: "Свои 1 000 - 1 500 рублей псевдотурист может получить, если его вывозят из близких к границе населенных пунктов. Читинского "верблюда" могут заставить еще и приплатить за сравнительно недорогой въезд в Манчжурию - дорога-то неблизкая. Тем не менее, трудяг-кэмэлов подкупает возможность дешево и достаточно сносно отдохнуть, приобрести вещи, которые они в момент перехода границы оденут на себя или возьмут в руки". Преодолев тягучую очередь на границе и прорвавшись в заграничье, забайкальские туристы спешат потерять человеческий облик: "С наступлением сумерек казалось бы китайский город превращается в один большой русский кабак. Веселящихся забайкальцев можно встретить на каждом углу, в любом кафе или ресторанчике. Лихое застолье продолжается до утра, а на другой день труженики коммерческого туризма отправляются по магазинам и рынкам, набивая "рисовки" дешевой и популярной продукцией". Самым сложным моментом шоп-тура было, есть и остается возвращение на родину через границу: "Многочасовые простои и нервное ожидание набили оскомину, наверное, всем туристам, а многократные межправительственные переговоры о переводе пункта пропуска "Забайкальск" на круглосуточный режим работы пока ни к чему не привели". Оценивая значения явления "кэмэл", газета напоминает, что в приграничных районах Читинской области "верблюжий" труд является единственной альтернативой работы, и зачастую гораздо более выгодной: "Кэмэлов не истребишь, пока люди не станут получать нормальных денег за человеческую работу".

"Эффект" рассказывает анекдот: "Российская экономика - страшная штука, даже родное правительство побаивается вкладывать деньги в ее развитие", и рассуждает на тему социально-экономического развития области. Сразу за анекдотом следует цитата известного российского экономиста Николая Петракова: "Министры-экономисты ездят на Дальний Восток - зазывать в Россию западный капитал. А те резонно возражают: почему же вы не вкладываете в свою страну свой собственный колоссальный капитал? Тот, что получен от нефти, алмазов, газа и леса. В Стабфонде, в профиците бюджета, в золотовалютном резерве лежат живые деньги, которые можно конвертировать в технологии, в оборудование. И никакой инфляции при этом не будет - ведь денежная масса будет расти вместе с товаром". Газета не сомневается в том, что большинство регионов, в том числе и Читинская область с удовольствием приняли бы федеральный подарок в виде субвенций и субсидий: "И при этом не за здорово живешь - один только приграничный Забайкальск мог бы прокормить всю область. Но по государственным законам таможенные сборы, а это миллиарды рублей, идут в федеральный бюджет, минуя муниципальную и региональную "кассы". Вспоминая последние годы, "Эффект" отмечает, что наиболее благополучным был 2003 - тогда почти по всем показателям отмечался существенный экономический рост, но уже в следующем году произошел резкий спад по выработке продукции промышленности: "Вообще, промышленность занимает довольно небольшой объем в доходах областного бюджета. Главными поставщиками средств являются железнодорожники и энергетики". Председатель областной контрольно-счетной палаты Валерий Павлов утверждает, что свои доходы не могут вырасти по простой причине - нет серьезных предприятий, крупных инвесторов, которые могли бы пополнить бюджет. Между тем, область не только не приобретает новые предприятия, но и теряет старые - так рухнул Петровск-Забайкальский металлургический завод, так собираются ввести процедуру банкротства на Забайкальском ГОКе.

"Вечорка" рассказывает о нелегкой судьбе кинотеатров Читинской области: "Из 30 некогда существовавших кинотеатров осталось всего 14, половина из которых уже передана в ведение отделов культуры, половина пока в ведении читинской государственной телекомпании, но фильмами они продолжают обеспечивать всех. Из более тысячи киноустановок в сельских клубах и домах культуры осталось всего полторы сотни". Издание беседует с начальником отдела фильмопродвижения читинской государственной кинокомпании Антониной Раитиной, которая разбивает кинотеатры на две группы. В первую попали самые крупные в области и единственные в Чите кинотеатры "Центавр" и "Удокан", которые выполняют развлекательную функцию и ориентированы на молодежь: "Этим кинотеатрам не требуется предсеансовой работы со зрителями, потому что они и так приходят на заявленные в репертуаре фильмы". Во вторую категорию попадают кинотеатры, которым эта подготовка, всё-таки необходима: "Например, у нас есть фильмы, пользующиеся популярностью у школьников и студентов - такие как "Война и мир" и другие. К восприятию таких фильмов аудиторию необходимо готовить, а, кроме того, зрителям необходимо помогать правильно понимать киноискусство". После этого "Вечорка" берет комментарии у директоров двух читинских кинотеатров. Директор "Удокана" Татьяна Штыкина не согласна с тем, что массовому кинопрокату оставляют только государственную функцию, но она также говорит об отсутствии господдержки. Депутат гордумы и владелец кинотеатра "Центавр" Александр Щебеньков напрямую заявляет о том, что "Удокан" тоже должен находиться под его личным управлением, параллельно обвиняя государство в отсутствии поддержки: "Это всё из-за отношения властей. Я арендую муниципальное здание, полностью его отремонтировал, а городские власти на ремонт не выделили ни копейки. "Центавр" работает два года, но он не отработал и третьей части затраченного - на восстановление ушло около 20 млн рублей. До сих пор выплачиваю кредиты в банке. Одно звуковое оборудование обошлось в 130 тыс. евро. Мне было бы удобнее распоряжаться сетью кинотеатров, поскольку сегодня они борются за право показать кино первыми, и когда два кинотеатра одновременно крутят один и тот же фильм, то зрителей и прибыль теряет и тот и другой. Нездоровая, на мой взгляд, конкуренция. А если владелец один, то он будет в выигрыше, чередуя показ то в одном, то в другом кинотеатре".

"Экстра" рассказывает о задержании в Балейском районе преступной группировки, в состав которой входил действующий сотрудник милиции. 20 сентября на автодороге Нерчинск-Шоноктуй трое неизвестных на автомобиле иностранного производства в черных масках остановили автомашину "Урал" и, угрожая пистолетом, заставили водителя выйти из кабины. После этого его связали и положили в багажник иномарки, но связанному мужчине удалось вылезти из багажника и убежать: "Он обратился в милицию. Была создана оперативная группа из сотрудников ОВД Балейского района. Через некоторое время в тайге, возле отдаленного зимовья, была обнаружена похищенная автомашина. Предполагаемые разбойники задержаны. Ими оказались читинцы 1959, 1960 и 1975 годов рождения. Через некоторое время сыщики задержали 46-летнего жителя одного из сел. Установлено, что "Урал" им нужен был для совершения разбойного нападения на инкассаторскую машину, перевозящую несколько десятков килограммов благородного металла с одного из приисков. Злоумышленники планировали протаранить грузовиком автомобиль с золотом. В процессе расследования установлено, что к совершению разбоев был причастен один из сотрудников районной милиции. Известно также, что иномарка, на которой преступники напали на водителя "Урала", ранее была похищена".

"Экстра" рассказывает о практике создания территориальных органов самоуправления (ТОС) в близлежащих к Чите поселках. В качестве первого примера газета приводит поселок Ивановка, где в 1998 году "наступила полная анархия": "Развалился военный совхоз, тянувший всю инфраструктуру поселка на себе. Безвластие означало для посельчан, что никто не подвозил им воду, не возил учеников в школу, не занимался и другими насущными проблемами жителей". От безысходности жители решили взять власть в свои руки и создали ТОС, захватив жизненно важные объекты в поселке силой: "Первым делом мы захватили водокачку, - рассказывает председатель ТОС поселка Ивановка Татьяна Еремеева. - Дело до драк доходило - не отдали никому. После этого забрали картотеку жилищного фонда, сами занимались уборкой территории, распределением земель под покосы, огороды. Теперь стараниями ТОСа в поселке есть свой медпункт, ветеринарное обслуживание, школьный автобус, трактор, водовозка". Жители поселка Застепь тоже захватили власть с отчаяния, "хотя и захватывать-то уже было нечего - никто на эту самую власть в поселке не претендовал": "Начали, как водится, с субботника - решили убрать помойку, которая до этого не вывозилась лет 25. Потом приступили к другим важным делам: создали инициативные группы, которые занимаются молодежными делами, неблагополучными семьями. Разбирались с местными правонарушителями, поскольку милиция давно забыла дорогу в этот поселок. В то же время благоустраивали поселок, школу - единственный культурный центр в поселке. В конце концов, выиграли даже муниципальный грант". Газета завидует ТОСам: "Насколько дружно, активно живут люди вместе с соседями. И ведь это было и в Древней Руси, когда все вопросы решались на собрании общины, и в совсем недавнем прошлом - еще пару десятков лет назад соседи в домах жили как одна семья. Перемены в стране разобщили нас и сделали индивидуалистами. Вслед за этим мы перестали наводить уют в своих подъездах и дворах, здороваться с соседями, вместе отмечать праздники, по-соседски следить за чужими ребятишками. Может быть, хватит просто ругать власть и наблюдать накопление мусора возле собственных дверей. В конце концов, сама эта власть подсказывает нам выход - вот вам закон о местном самоуправлении, вот вам закон о ТОСах".

"Экстра", ссылаясь на "специалистов в области туристического бизнеса", заявляет, что "за последние три года в забайкальской сфере отдыха произошли изменения в лучшую сторону". При этом издание сразу отмечает, что изменения коснулись только областного центра и все виды отдыха в районах остались в неизменном состоянии - "в большинстве случаев синонимом районному турбизнесу стало слово "запустение". Всего в области действует 40 турфирм, из которых 33 находится в Чите, причем большинство из них не имеют сколь-нибудь серьёзной гарантии своего долговечного существования. Большинство из туристических фирм города занимаются турагентской деятельностью, то есть покупают путёвки в Москве и перепродают их в Забайкалье. Лишь несколько фирм заработали право взять на себя обязанности туроператора, а значит составлять маршруты самостоятельно - "это значит, что единицы за качество отдыха могут поручиться, с остальных взятки гладки". Туризм за чертой областного центра газета выделяет отдельной строкой: "При должном развитии санатории, курорты, экскурсионные маршруты по области ежегодно могли бы приносить в бюджет сотни тысяч рублей. Однако сегодня дело оздоровления на широкую ногу ставить никто не собирается. Отдельные точки отдыха скорее выживают, нежели развиваются и совершенствуются". На этом фоне издание отмечает положительное влияние монетизации, благодаря которой "различные санатории и курорты заполнились пенсионерами и инвалидами почти на год": "Проблема в том, что в этой сфере услуг работают люди пенсионного и предпенсионного возраста. А должно быть 30% молодёжи, 30% людей среднего возраста и всего 30% - пожилого. Там, где этот баланс будет соблюдаться, предприятие будет развиваться. Поэтому сейчас уровень обслуживания пока удовлетворительный". Решив узнать об уровне комфорта в местных санаториях, журналист газеты обратилась "в одно из турагентств, рассыпавшихся по Чите, будто горох из бочки": "Описать словами выражение лица представителя фирмы в ответ на вопрос: "А как у нас с удобствами?" не представляется возможным. Саркастическая усмешка? Что-то вроде того".

"Забайкальский рабочий" рассказывает о подготовке к проведению XIV международного турнира по греко-римской борьбе на призы Александра Карелина, который состоится в Чите 15-16 октября. Мероприятие обещает быть одним из самых грандиозных спортивных праздников, которые когда-либо проводились в столице Забайкалья. Аналогичные соревнования проводятся уже больше десяти лет, и Чита станет первым городом в Восточной Сибири, который примет этот престижный турнир - до этого соревнования проводились только в Западной Сибири. С 1997 года эти соревнования стали этапом отбора в национальную команду для участия в первенствах мира и Европы. В свое время "Приз Карелина" выигрывали победители Олимпийских игр: Александр Карелин, Мурат Карданов, Вартерез Самургашев, Алексей Мишин, чемпион Европы Юрий Патрикеев. Призовой фонд турнира 2005 года составляет $100 тыс. Турнир будет проводиться на помосте олимпийского стандарта, причем один из строящихся в настоящее время спортзалов в Чите будет предназначен исключительно для тренировок, сам турнир будет проходить в недавно построенном Ледовом дворце: "На время состязаний на месте катка в этом помещении (лед предварительно разморозили) будет установлен помост с борцовскими коврами. Дворец рассчитан на 1500 человек и, чтобы как можно больше зрителей смогли увидеть состязания атлетов, по краям расположенного рядом футбольного стадиона "Локомотив" установят четыре огромных экрана, на которых будут транслироваться самые зрелищные схватки. На поле смонтируют большую концертную сцену с профессиональным светом и звуком. Забайкальцев ожидает интересная культурная программа: будут выступать лучшие творческие коллективы Сибирского региона, группы фитнеса, аэробики, акробатики и звезды российской эстрады. В качестве почетных гостей приедут победители олимпиад, чемпионы мира, Европы, ведущие наставники, вписавшие золотые страницы в историю отечественного спорта".