Построение государственности - Фактор России - Противостояние с Грузией - Миграция - Создание свободных экономических зон - Саакашвили-менеджер, нанятый американцами.

Газета "Южная Осетия" публикует статью, в которой подводит итоги 15-летия независимости Республики, определяет перспективы развития.

"За прошедшие 15 лет действительно удалось немало сделать. Во-первых, и это самое главное, республике удалось выжить и выстоять в условиях вооруженного конфликта, нанесшего колоссальный урон населению, экономике, социально-политической системе и культурной жизни Южной Осетии. Во-вторых, республика восстановила свою экономику, наладила работу промышленных предприятий, развивается сельское хозяйство и социальная инфраструктура. Одним из важнейших достижений 15-летнего периода, несомненно, является независимая государственность. Несмотря на достаточно непростые условия, Южной Осетии и её политической элите удалось за сравнительно короткий срок создать политические структуры, отличающиеся устойчивостью, тогда как Грузия, в которой смена власти насильственным путем в последнее время стала закономерным явлением, становится ареной острых политических кризисов. Поэтому, по оценкам авторитетных аналитиков, не имея международного признания, Южная Осетия состоялась как легитимное государство в значительно большей степени, чем, по крайней мере, Грузия. Именно благодаря этому обстоятельству республика имеет определенное влияние на региональном политическом уровне: участвует в региональных политических процессах, контролирует транспортные коммуникации и реализует эффективные экономические проекты",- пишет газета.

"Южная Осетия" отмечает вклад России в дело становления югоосетинской государственности: "Несомненным условием успешного становления независимой югоосетинской государственности явилось сохранение её пророссийской геополитической и этнокультурной ориентации, поскольку Россия играет роль не только стратегического союзника и защитника в противостоянии с Грузией, но является также безусловным стабилизирующим фактором в этом регионе. Ни для кого не секрет, что именно российские, а не западные политические технологии и рецепты оказались наиболее эффективными, благодаря чему удалось остановить вооруженные действия. Данное обстоятельство является реальным основанием признания авторитета и политической роли России в обеспечении физического выживания и безопасности народа Южной Осетии.

Позитивные процессы в социально-политическом и социально-экономическом развитии Южной Осетии были бы невозможны также без активной помощи Северной Осетии, руководство которой с момента начала грузино-осетинского конфликта осуществляет по всем направлениям целенаправленную работу по поддержанию жизнеспособности югоосетинской республики. Основное значение такой деятельности заключается не только в оказании всяческой помощи Южной Осетии, но и в дальнейшем развитии интеграционных процессов между Севером и Югом Осетии. Это обстоятельство уже само по себе значительно укрепляет внешнеполитические позиции Южной Осетии как в отношениях с Российской Федерацией, так и в кавказском регионе в целом", - пишет газета.

Главный печатный орган не обходит стороной и проблемы, которые сегодня наиболее остро ощущаются в Южной Осетии, и предлагает пути их решения: "Несмотря на все достижения периода независимости, республика на сегодняшний день сталкивается с рядом довольно серьезных проблем, требующих неотложного разрешения. Во-первых, это поиски путей урегулирования конфликта и проблема грузино-осетинских отношений в целом. К сожалению, до сих пор не удается найти оптимального выхода из конфликта с Грузией, который приобретает затяжную форму, характеризующуюся сменой фаз открытого и скрытого противостояния. Нет необходимости лишний раз доказывать, что подобное состояние негативно сказывается на всех сторонах общественно-политической жизни Южной Осетии, значительно ограничивает перспективы поступательного развития республики и ее народа, вселяет в людей неуверенность в завтрашнем дне. Следует признать, что сложившаяся на сегодняшний день внутриполитическая ситуация в соседней Грузии (режим Саакашвили) совершенно не благоприятствует поиску оптимальных путей выхода из конфликта. Тем не менее, со стороны Южной Осетии нужны более смелые и гибкие подходы к урегулированию. Речь, конечно же, идет не о быстром разрешении накопившихся противоречий, а о необходимости разработки собственных мирных инициатив. Выдвижение альтернативных осетинских проектов урегулирования, которые можно было бы представить в противовес многочисленным грузинским проектам, значительно укрепило бы внешнеполитические позиции Южной Осетии и существенно снизило бы риск возобновления военных действий на ее территории", - говорится в статье.

Газета рассматривает также пути оптимизации переговорного процесса: "Необходимо подчеркнуть, что помимо выдвижения перспективных планов урегулирования имеет смысл также активизировать усилия по налаживанию постоянного переговорного процесса, ибо единственной альтернативой переговорам могут быть только военные действия, которые не нужны никому. При этом переговорный процесс с противостоящей стороной должен происходить на максимально высоком уровне и иметь целью выход на подписание долгосрочных документов, гарантирующих безопасность и доверительные отношения народов обеих сторон. Заключение договора (или меморандума) о мире (ненападении), безусловно, может быть достигнуто лишь в результате длительной и кропотливой работы обеих сторон в этом направлении", - говорится в статье.

Главное печатное издание Южной Осетии затрагивает такие проблемы как миграция населения, а также рассматривает пути экономического восстановления края:

"Во внутренней жизни республики наибольшую актуальность на сегодняшний день приобретает проблема оттока населения. Очевидно, что сохранение подобной демографической картины может обернуться подлинно национальной катастрофой и привести, в результате, к разрешению конфликта в пользу Грузии. Для решения проблемы необходим, прежде всего, тщательный анализ ситуации и выявление причин миграции. Следующим шагом должна стать оперативная разработка и последующая реализация целевой программы экстренных мероприятий, направленных на снижение её темпов. В конечном счете такая программа должна остановить отток населения из РЮО полностью. Одной из причин миграции являются, несомненно, недостаточные темпы экономического развития республики, не обеспечивающие необходимого уровня занятости населения, особенно, молодежи. В этом плане позитивную роль могут сыграть комплексные программы социально-экономического развития, нацеленные на создание новых рабочих мест. Такие программы должны, без сомнения, базироваться на использовании всех природных и трудовых ресурсов РЮО и призваны сделать республику привлекательной для внешних инвесторов, заинтересованных вкладывать в республику деньги. В этом отношении было бы очень кстати использовать опыт создания свободных экономических зон (СЭЗ). Такие зоны в самых различных формах функционируют в Российской Федерации и во всем мире и дают хорошие результаты. Режим СЭЗ при его профессиональной организации и умелом администрировании даст возможность решить многие проблемы социально-экономического развития РЮО. Конкретные предложения в этом направлении озвучены уже давно (где-то с середины 1990-х гг.) и, кажется, настает пора приступить к их детальной проработке и реализации. Таким образом, проблемы, с которыми сталкивается республика на сегодняшний день, достаточно серьезны. Однако 15-летний опыт позитивного государственного строительства свидетельствует о том, что РЮО обладает достаточным запасом интеллектуальных и материальных ресурсов, активное использование которых даст возможность успешно разрешить весь комплекс стоящих перед республикой задач", - говорится в статье.

Югоосетинская пресса публикует комментарии российских депутатов, участвовавших в праздновании 15-летия независимости Республики.

Так, по словам Михаила Маркелова, депутат Госдумы РФ от партии "Родина", "речь идет прежде всего не о присоединении к России, а о воссоединении Южной Осетии с Северной Осетией. Тем более, что юридически документы и все нормы были учтены при проработке вопроса о воссоединении и эти документы уже есть",- говорит Маркелов. Однако, по словам депутата, парламентское большинство в России блокирует решение вопроса Южной Осетии. "У нас есть все предпосылки для того, чтобы убедить президента и правительство в необходимости принятия скорейшего решения о воссоединении Южной и Северной Осетий. Скажем, тот фактор, который сдерживал нас в отношениях с Грузией, исчез. Вы знаете, идет вывод военных баз России с территории Грузии. Нас теперь ничего не сдерживает и не удерживает в отношениях с Грузией. Если раньше наши военные были там как заложники, то теперь их нет. Соответственно, появилась огромная возможность использовать все наши механизмы и рычаги, прежде всего экономические, воздействия на Грузию для того, чтобы она не пыталась милитаристскими способами и силовым давлением заставить Южную Осетию войти в Грузию. Есть и неприятный момент - возможность размещения на территории Грузии военных баз американцев или НАТО. Для России горит зеленый свет, она обязана использовать свой шанс. Также, как она обязана использовать свой шанс и в отношении Абхазии", - говорит депутат.

Маркелов подчеркнул, что отношение Госдумы РФ к инициативе американцев участвовать в урегулировании конфликтов резко отрицательное. "Это вызвало бурю возмущений у парламентариев. Но опять-таки эти возмущения не проявляются в каких-то юридических документах. И это печально. На сегодняшний день надо понимать, что Саакашвили - не самостоятельный политик. Это нанятый менеджер, просто управленец, которого за деньги привели на землю, к которой он никакого отношения не имеет, разве что по национальности. Пусть Саакашвили разберется с собственной стагнирующей экономикой, а потом лезет в международные дела. Саакашвили ничего не делает для того, чтобы жизнь в Грузии нормализовалась. Пусть Саакашвили подумает о своих согражданах в России. Ведь стоит МИД России принять решение об ужесточении паспортно-визового режима, и сразу начнутся проблемы. Так вот, Россия сегодня должна вести себя жестко потому, что с нами никто не церемонится. Почему должны церемониться мы?",- задается вопросом депутат.

В свою очередь, другой депутат госдумы РФ, Арсен Фадзаев говорит: "Мы должны быть вместе потому, что мы одно целое. Мы один народ, это должны понять все. Вопрос Южной Осетии неоднократно поднимался в Госдуме. Хочу честно сказать, что это непростой вопрос и его надо дорабатывать. Мы как раз этим и занимаемся. Когда вопрос не согласовывается с главной партией, "Единой Россией", с руководством Госдумы страны, это вредит общему делу, мы об этом не раз говорили с руководством Южной Осетии. Поэтому мы будем постепенно идти вперед и методично работать. Я думаю, у нас есть все для достижения наших целей по воссоединению Осетии".

Известный северо-осетинский общественный деятель, профессор СОГУ, Руслан Бзаров говорит, что " если бы не было единения вокруг Эдуарда Кокойты, единения Северной и Южной Осетии, то враги давно бы начали действовать и на Севере, и на Юге". "Не территория и не численность являются показателем зрелости, здоровья, в том числе здоровья нравственного и политического, государства. Важно сохранить это здоровье, передать следующим поколениям, избавиться от общественных болезней и, слава Богу, это происходит зримо. И это внушает оптимизм. Вне зависимости от чьих бы то ни было попыток помешать нам, вряд ли это возможно. Есть вещи, против которых ничего нельзя сделать. Мы имеем дело с волей народа, с его жизнью. Если отвечать адекватно на силовые попытки, то они никогда не пройдут", - говорит Бзаров.

"Наш народ много пережил, бывало и похуже. Бывали времена, когда мир решал, что нас просто нет. Но мы сумели пробиться, это внушает надежду и оптимизм. Большая часть народов, когда-либо существовавших в мире, то есть абсолютное большинство известных в мире народов погибли, не дошли до нашего времени, а раз такой народ как осетины сумели еще и государство построить, то это надо оценить. Наш народ жив и будет жить, у нас есть железная воля и сдаваться мы не собираемся", - отмечает Руслан Бзаров.