Действующими на территории Волгоградской области молодежными и детскими общественными объединениями нередко допускаются отступления от требований Федерального закона "Об общественных объединениях", связанных с разработкой и утверждением уставов. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе прокуратуры Волгоградской области, которая провела проверку деятельности этих организаций, зачастую в уставах отсутствуют предусмотренные законом положения, такие как структура общественного объединения, руководящие и контролирующие органы, их компетенция и порядок формирования; источники формирования денежных средств и так далее.

Не всегда соблюдаются возрастные ограничения членов организаций. К примеру, руководителем Фроловской городской детской организации "Ритм" (отделение Волгоградской областной общественной организации "Федерация детских организаций") является тринадцатилетняя ученица 8 класса. Между тем, для осуществления в полной мере уставных целей организации руководителю необходимо выполнять организационно-распорядительные функции, что возможно только при полной дееспособности руководителя. Проверка выявила, что со стороны Главного управления федеральной регистрационной службы по Волгоградской области отсутствует должный контроль за соответствием деятельности детских и молодежных общественных объединений уставным целям. Проверки большинства детских и молодежных общественных организаций управлением регистрационной службы не проводились с момента их регистрации.

В 2005 году с общественными объединениями комитетом по делам молодежи администрации области заключено около 100 договоров на реализацию ими проектов мероприятий в сфере молодежной политики, произведено финансирование за счет областного бюджета в размере около 10 млн. рублей.

Между тем, в нарушение закона Волгоградской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Волгоградской области", комитет по делам молодежи администрации области заключал договоры с общественными объединениями на финансирование их проектов без проведения необходимого в данном случае конкурса с оценкой проектов экспертной комиссией. Конкурс же проектов на реализацию областной целевой программы молодежной политики в целом проведен комитетом формально, без надлежащего извещения участников о его проведении.

Решения конкурсной комиссии о победителях и выделении им денежных средств совершенно немотивированны. Заключенные комитетом договоры на финансирование общественных объединений (51 договор), фактически, являются заказом на поставку продукции для государственных нужд из единственного источника. Между тем, предварительного согласования с комитетом экономики по заключению таких договоров не имелось.

С нарушением положений Закона Волгоградской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Волгоградской области" областным комитетом по делам молодежи формируется и реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой: нарушаются сроки включения в реестр, а городские и районные организации не включаются в реестр вовсе. Кроме того, на протяжении ряда лет комитет включал в этот реестр и финансировал деятельность Волгоградской областной общественной организации "Достижения молодых", ликвидированной по решению суда еще в 2002 году и исключенной из единого реестра юридических лиц области. То есть, фактически Комитет финансировал общественную организацию, не являющуюся юридическим лицом.

С другой стороны проверкой установлены недостаточность и несвоевременность финансирования из средств областного бюджета мероприятий молодежной политики, в том числе направленных на поддержку деятельности детских и молодежных общественных объединений. Так, в 2004 году областная целевая программа "Реализация мероприятий молодежной политики в Волгоградской области" профинансирована всего на 84 % от запланированного.

При этом в феврале, например, из утвержденных 706 тыс. рублей профинансировано 276,2 тыс. рублей, то есть 39%; в марте из 4117,6 тыс. рублей профинансировано 1784,5 тыс. рублей, то есть 43,3%. Не уделяется должного внимания вопросам поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений и органами местного самоуправления: на финансирование указанных мероприятий из районных бюджетов выделяется незначительные суммы, в среднем 10-20 тыс. рублей в год.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в прокуратуре, в целях устранения выявленных нарушений прокуратурой области внесены представления в адрес главы администрации области, руководителя главного управления федеральной регистрационной службы по области, председателя комитета по делам молодежи администрации области; возбуждено 9 административных производств в отношении общественных объединений и их руководителей. В настоящее время часть административных материалов рассмотрена, на три общественные организации и их руководителей наложены штрафные санкции в размере 30 тыс. и 3 тыс. рублей соответственно.

На территории области официально зарегистрировано (в качестве юридических лиц) 43 детских и 87 молодежных общественных объединений, в которых состоят свыше 500 000 человек. В образовательных учреждениях области функционирует около 1200 детских и молодежных общественных объединений, состоящих более чем из 160 000 человек.