Сергей Минасян: Cмогут ли Ереван и Тбилиси разделить ответственность за процессы в Джавахети?

Ереван, 4 октября 2005, 12:01 — REGNUM  

29-30 сентября 2005 г. состоялся визит в Ереван премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели, возглавлявшего весьма представительную делегацию, которая должна была принять участие в работе четвертого заседания армяно-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Это был заранее согласованный визит грузинского премьера, не связанный с последними событиями в Джавахке, но совпавший по времени с известными инициативами армянских общественно-политических организаций этого региона. Поэтому вполне естественно, что в ходе переговоров грузинского премьера со своим армянским коллегой Андраником Маргаряном и президентом Армении Робертом Кочаряном важное место уделялось обсуждению проблем, связанных с развитием ситуации в армянонаселенном регионе Грузии Самцхе-Джавахети.

Напомним, что 23-24 сентября в административном центре Джавахка - городе Ахалкалаки состоялась третья конференция общественно-политической инициативы "Интеграция, но не ассимиляция" на тему: "Статус Джавахка в государственной структуре Грузии". По итогам конференции было принято обращение к властям Грузии, в котором содержался призыв предоставить региону Самцхе-Джавахети в его нынешних административных границах и прилегающим населенным пунктам соседнего региона Квемо-Картли, заселенными преимущественно армянами, статус одного из автономных федеральных субъектов Грузии с наделением широких полномочий по самоуправлению, включая право на избрание населением всех органов местного самоуправления, а также придание армянскому статуса второго официального языка в регионе.

Указанные решения Совета общественно-политических организаций Самцхе-Джавахети вызвали вялую и весьма негативную реакцию грузинских властей, экспертных кругов и СМИ. Однако проблема в том, что попытки официального Тбилиси игнорировать происходящие в Джавахке процессы должны каким-то образом увязываться с установившейся за постсоветский период перманентной практикой консультаций с Ереваном для сглаживания проблемных ситуаций в этом регионе. Еще с первых лет после обретения Грузией независимости, особенно после "воцарения" Эдуарда Шеварднадзе, грузинские власти были вынуждены прибегать к посредничеству армянских коллег для достижения выгодных для себя результатов во взаимоотношениях со своими гражданами в этом регионе. Это касалось и поддержки армянским населением правящей партии Шеварднадзе во время парламентских и президентских выборов, и сдерживания выдвигаемых со стороны ряда местных общественно-политических организаций требований по федерализации или улучшению социально-экономической ситуации в Джавахке, и т.п. Новое правительство Грузии, пришедшее к власти в результате "розовой революции" 2003 г., также было вынуждено унаследовать этот подход прежнего режима, чтобы попытаться каким-то образом влиять на развитие общественно-политических процессов в Джавахке. В условиях, когда действующие в масштабах всей Грузии политические партии практически не имели какой-либо поддержки среди населения и общественности Джавахка, а реально влиятельные местные организации рассматривались со стороны центральных властей как не вполне лояльные или слишком радикальные, Тбилиси был вынужден полагаться на помощь и понимание официального Еревана, который по понятным причинам всегда имел большой авторитет и воздействие на жителей этого региона. Тем самым, Тбилиси был в определенной степени сам заинтересован в закреплении практики ассоциированного контроля Еревана над ситуацией и процессами в Джавахке.

Исходя из этого, вполне предсказуемыми были оценки последних политических инициатив армянской общественности Джавахка в совместной пресс-конференции премьер-министров Грузии и Армении 29 сентября 2005 г. По словам Зураба Ногаидели, "та часть общественных организаций, которая потребовала статус автономии для Джавахети, это всего лишь небольшая часть населения и реально не представляет само население края". А премьер-министр Андраник Маргарян, поддерживая своего грузинского коллегу, заявил: "Считаю, что такого вопроса нет. Подобный вопрос поднимается каждый раз, когда это кому-то нужно". Хотя следует полагать, что озвученные в ходе пресс-конференции заявления были несколько уточнены в приватных переговорах и обе стороны достигли каких-то келейных договоренностей относительно ситуации в Самцхе-Джавахети. Впрочем, возможно, что на этот раз у Ногаидели не было соответствующих полномочий и подобного рода негласные соглашения по Джавахку заключаются на уровне президентов двух стран. Реакция глав правительств обеих стран свидетельствовала о том, что они также всерьез опасаются трансформации джавахкской проблемы в важный внутриполитический фактор, как в Ереване, так и в Тбилиси. Особенно этот момент проскальзывал в словах армянского премьера.

Тем не менее, анализ различных факторов заставляет предполагать, что Тбилиси и Ереван не учитывают того обстоятельства, что регион Самцхе-Джавахети в настоящее время уже значительно отличается от реалий "шеварднадзевской эпохи". Несмотря на тяжелую социально-экономическую ситуацию последних десятилетий, в Джавахке активно формируется свое гражданское общество, местные политические движения играют все большую роль в жизни края, а население выдвигает осознанные и аргументированные требования в защиту своих естественных прав и свобод. В результате старые методы центральных властей по административному реагированию на кризисные ситуации перестают играть роль эффективного ограничителя общественно-политической активности армянского населения края. Соответственно и прежние технологии Тбилиси с опорой на ряд политиков и политических сил в Ереване, направленные на сдерживание процессов в Джавахке, могут не сработать. Более того, дальнейшее апеллирование Тбилиси в аналогичных ситуациях к властям Армении может привести к снижению адекватного восприятия официального Еревана со стороны армянской общественности Джавахка. Несмотря на укоренившийся в Тбилиси стереотип, нынешние политические процессы в Джавахке имеют в основном местную природу, а не инспирированы извне, как это кажется многим в Грузии.

Продолжение попыток административными действиями, путем "умиротворения" и игнорирования общественно-политических инициатив местного населения решить проблемы в Джавахке контрпродуктивно для интересов самих центральных властей Грузии. Это в первую очередь бьет по той стратегической цели, которую ставит перед собой грузинская политическая элита в своей политике по отношению к национальным меньшинствам - максимально интегрировать и инкорпорировать их в общественно-политическую и культурную жизнь страны.

Подобно английскому премьер-министру Чемберлену, который, подписывая Мюнхенские соглашения 29-30 сентября 1938 г., заявлял, что своей политикой "умиротворения" он приносит мир и спокойствие "целому поколению в Европе", премьер-министры Грузии и Армении в ходе своих встреч 29-30 сентября 2005 г., говоря о наличии проблем в Самцхе-Джавахети исключительно только в социально-экономической и культурно-образовательной сферах, упорно пытались утверждать, что реализацией локальных коммуникационных или реабилитационных проектов можно достичь стабильности, благосостояния и пресечь дальнейшие негативные процессы в регионе. К сожалению, все это удивительно напоминает известные рефлексивные действия одной нелетающей птицы, исторически компактно проживающей далеко за пределами Южного Кавказа, и является очередной попыткой избежать рассмотрения первоочередных проблем в политической плоскости (защита прав человека и национальных меньшинств, развитие местного самоуправления) - основных факторов конфликтогенности в Самцхе-Джавахети.

Несмотря на то, что в реальности визит Ногаидели явился очередной попыткой продолжения практики ассоциированного контроля Еревана над ситуацией в Джавахке, политикам еще предстоит внести ясность в вопрос: возьмут ли власти Армении и Грузии на себя дальнейшую совместную ответственность за политические процессы в регионе? Ответ на этот вопрос даст лишь дальнейший ход событий в самом Самцхе-Джавахети.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.02.17
Из акронима ИГИЛ / ИГИС* пора убрать определение «исламское»
NB!
26.02.17
Бои рыцарей ко Дню защитника Отечества
NB!
26.02.17
Нагорный Карабах: кто заинтересован в военной эскалации
NB!
26.02.17
Главком ВКС РФ: в 2017 году армия закупит 160 новых самолетов и вертолетов
NB!
26.02.17
На Украине определили своего участника конкурса «Евровидение»
NB!
26.02.17
Бесцензурная и религиозная страсть
NB!
26.02.17
Вандалы из группировки «Азов» разрисовали российский банк в Одессе
NB!
26.02.17
Япония хочет лечить жителей южных Курил по интернету
NB!
26.02.17
Трамп саркастически прокомментировал назначение Тома Переса
NB!
26.02.17
Арестован глава киргизской партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев
NB!
26.02.17
Борьба за пост президента США продолжается: теперь — при живом Трампе
NB!
26.02.17
Выборы в Эквадоре: удастся ли Корреа «добежать до бельгийской границы»?
NB!
25.02.17
Фильм о Клинтон завоевал антипремию «Золотая малина»
NB!
25.02.17
«Бавария» уничтожила «Гамбург» 8:0 в 1000-м матче Карло Анчелотти
NB!
25.02.17
The Daily Express: «Печально известная победа Красной Армии над нацистами»
NB!
25.02.17
Украинские нацбатальоны захватили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
25.02.17
1917: Кто же отступил от Бога – страна или Церковь?
NB!
25.02.17
Варшава вспомнила о роли Германии в создании «Большой Украины»
NB!
25.02.17
Турция—Россия: политика «баланса внутри балансов»
NB!
25.02.17
«Настоящий позор для коалиции»: Карс взят
NB!
25.02.17
Омурбек Бабанов: «У нас общая история. Наш дед погиб за наш общий народ»
NB!
25.02.17
«Русские хакеры действуют в сети уже 10 лет под крышей ГРУ»