Карабахский конфликт будет урегулировать ПАСЕ? Нагорный Карабах за неделю

Баку, 3 октября 2005, 20:16 — REGNUM  

Военные расходы увеличиваются. Посредники. Международные организации. Процесс урегулирования. День Независимости Карабаха.

Военные расходы увеличиваются

Армения заинтересована в присутствии российских военных баз на своей территории, поскольку находится в достаточно сложном регионе, где отношения между государствами находятся в стадии урегулирования. Об этом, сообщает "Арминфо", заявил в Ереване, на совместной с президентом Финляндии пресс-конференции, президент Армении Роберт Кочарян. "В прессе иногда появляются статьи, суть которых сводится к тому, что присутствие российских военных баз на территории Армении навязано. Я могу однозначно сказать, что это не так", - отметил президент. Он подчеркнул, что российские военные базы присутствуют по обоюдной договоренности, что зафиксировано в договоре, добавив, что присутствие российских военных предусмотрено концепцией национальной безопасности. При этом президент отметил, что расширение военных баз не предусматривается.

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", правительство Армении утвердило проект государственного бюджета на 2006 год. Проектом предусмотрено выделение на оборонные нужды суммы, эквивалентной 150 млн американских долларов. По словам замминистра финансов и экономики Павла Сафаряна, это почти на $28 млн превышает сумму, выделенную в 2005 году. Обращаясь к заявлению азербайджанской стороны о том, что их военные расходы должны сравниться с бюджетом Армении, Сафарян сказал, что это вполне нормальное желание: "Мы тоже хотим выделить на оборонные нужды сумму, равную бюджету Азербайджана. То есть желание очень неплохое".

Как сообщает радио "Свобода", сопредседатель Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) Юрий Мерзляков выразил "серьезную обеспокоенность увеличением расходов Азербайджана и Армении на военные нужды". Мерзляков напомнил, что во время вступления Азербайджана и Армении в Совет Европы оба государства взяли на себя обязательства по решению конфликта исключительно мирным путем. Как сказал российский дипломат, увеличение военных расходов в бюджете обоих стран серьезно беспокоит посредников.

"Беспокойство господина Мерзлякова в связи с увеличением военных расходов Азербайджана необоснованно, - заявил агентству Day.Az заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. - Увеличение доли военных расходов на 100% в государственном бюджете 2006 года не должно вызывать беспокойство у сопредседателей Минской группы ОБСЕ". По словам Азимова, до настоящего времени на нужды армии в Азербайджане не выделялось достаточно средств. "Господин Мерзляков должен обратить внимание на это. До настоящего времени существовало много проблем и потребностей. Я не вижу какой-либо причины для истерики в увеличении военного бюджета. Ведется нормальная работа, и Азербайджан увеличит военные расходы настолько, насколько понадобится. Никто не имеет права вмешиваться в то, насколько увеличивать военный бюджет". Азимов также напомнил, что Азербайджан принимает участие в международных режимах в области контроля за разоружением и за оружием в Европе: "Наша страна выполняет международные обязательства в этой сфере. И это в то время, как ни в одной другой европейской стране, взявшей на себя международное обязательства, не продолжается военный конфликт, и ни в одной стране не оккупированы территории. А Азербайджан выполняет обязательства в такой сложной ситуации. Сегодня увеличение военных расходов в Азербайджане является вполне нормальным явлением. Армения должна освободить, уйти с оккупированных территорий. Прежде всего этот конфликт должен быть решен политическим путем. По-моему, господин Мерзляков необоснованно идентифицирует Армению и Азербайджан в этом вопросе". Назвав увеличение военного бюджета внутренним делом Азербайджана, Араз Азимов порекомендовал Юрию Мерзлякову уделить больше внимания положению на "оккупированных" территориях: "В настоящее время в Азербайджане идут реформы, и все мы являемся свидетелями этого. И если у кого-то это вызывает обеспокоенность, это его личное дело".

Посредники

"Часть своих полномочий Минская группа ОБСЕ может передать Парламентской ассамблее Совета Европы". Как сообщает агентство "Медиамакс", с таким сенсационным заявлением выступил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Оценивая состоявшиеся 12 сентября обсуждения в подкомитете ПАСЕ по Нагорному Карабаху, Мерзляков сказал, что в случае активного участия ПАСЕ в процессе разрешения конфликта это может принести свои положительные плоды.

Вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении Тигран Торосян в беседе с газетой "Тарегир" сообщил, что инициатива по передаче Совету Европы некоторых курируемых Минской группой ОБСЕ вопросов на заседании подкомитета ПАСЕ по Нагорному Карабаху была "представлена как точка зрения армянской делегации". Согласно Торосяну, и в таком случае самим урегулированием должна заниматься Минская группа, а СЕ должен контролировать, чтобы в вопросах, относящихся к конфликту, и Армения, и Азербайджан оставались верны принципам Совета Европы. На вопрос газеты, нет ли в этом определенной опасности, поскольку председатель СЕ Терри Дэвис убежден в том, что Карабах должен остаться в составе Азербайджана, Торосян попытался убедить газету в том, что точка зрения господина Дэвиса преподносится неверно и положение о праве на самоопределение включено в последнюю резолюцию СЕ по Карабаху, которую представлял сам же Дэвис. "В резолюции сказано, что территории от стран могут отделяться только демократическим путем и на основе волеизъявления живущего там народа. Именно это называется правом наций на самоопределение".

По словам сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России Юрия Мерзлякова, Минская группа занимается посредничеством, представляет предложения, а ПАСЕ может сделать вклад в дело формирования общественного мнения с тем, чтобы найти необходимый компромисс для достижения урегулирования. "ПАСЕ может быть также активна в вопросах выполнения Арменией и Азербайджаном обязанностей, взятых на себя перед Советом Европы, важнейшим из которых является исключительно мирное решение карабахского конфликта", - сказал российский дипломат. По мнению Мерзлякова, СЕ и ПАСЕ могут взять на себя также контроль за каждым случаем нарушения режима прекращения огня. "Звучащие время от времени с обеих сторон милитаристические заявления о готовности решить вопрос военным путем не способствуют делу урегулирования конфликта. Мы готовы поделиться с ПАСЕ частью наших полномочий, чтобы не было больше подобных заявлений". По словам Юрия Мерзлякова, посредники озабочены ростом военных бюджетов двух стран, "что на каком-то этапе может повлиять на выполнение обязанности по мирному урегулированию конфликта". "Если СЕ не будет контролировать этот вопрос, расходы могут достичь такой критической массы, что можно будет говорить об откровенном намерении сторон готовиться к решению конфликта военным путем". ("Азг").

В принципе, пишет в статье "Истерика российского сопредседателя" бакинская газета "Зеркало", это заявление можно интерпретировать двояко. С одной стороны, это неприкрытая угроза в отношении Азербайджана, намеренного увеличить свой военный потенциал. С другой, посредники "умывают руки" и не желают дальше в одиночку решать конфликт. По первому варианту, считает газета, заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о намерении в два раза увеличить военный бюджет страны вызвало недовольство всех тех структур, стран и политиков, которые "играя в объективность", регулярно поддерживают позицию Армении. И дело тут не в личности господина сопредседателя Юрия Мерзлякова, дело в подходе его государства к политике урегулирования региональных конфликтов на постсоветском пространстве и удержания в своих руках рычагов давления на все страны региона, в том числе и государства Южного Кавказа. "В Баку часто раздается мнение, что Россия не решает эти конфликты, она их породила, она их клонирует, она сдерживает процесс урегулирования". "Почему-то тот же самый сопредседатель принимал за должное, когда его страна перебрасывала вооружение из Грузии в Армению. Почему-то именно представитель России выразил беспокойство в нашем случае. И почему-то он молчит, когда Армения покупает у Словакии десять новых истребителей "Су-27" российского производства", - возмущается бакинское издание. По словам газеты, заместитель главы МИД Азербайджана Араз Азимов "жестко называет такую позицию российского сопредседателя не более чем истерикой".

Комментируя вопрос о передаче части полномочий Минской группы ОБСЕ Парламентской ассамблее Совета Европы, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов сказал, что Азербайджан никогда не требовал изменения мандата Минской группы ОБСЕ: "Мы и не думаем выступать с таким требованием. Азербайджан на самом высоком уровне неоднократно отмечал значение и необходимость деятельности Минской группы ОБСЕ. Азербайджан никогда не пытался занижать роль какой-либо другой организации и никогда не допустит этого, потому что Минская группа остается центром деятельности, направленной на решение конфликта политическим путем". Как сообщает бакинское агентство Day.Az, по словам Азимова, сопредседатели Минской группы ОБСЕ являются сторонниками ведения этой деятельности в ограниченном формате: "Мы понимаем их и приветствуем такой подход. В том смысле, что настоящая фаза процесса урегулирования конфликта состоит из разработки предварительных принципов и обсуждений, проводимых с целью политической договоренности по подготовке соглашения. Наверное, на очередном этапе формат может быть расширен. А деятельность сопредседателей само собой опять-таки управляется мандатом Минской группы".

Итак, то, чего так добивалась азербайджанская сторона, от возможности чего упорно открещивался армянский официоз и что очень осторожно зондировали в последнее время посредники, свершилось, пишет газета "Голос Армении". Юрий Мерзляков как бы между прочим сделал сенсационное по сути заявление: часть своих полномочий Минская группа ОБСЕ может передать Парламентской Ассамблее Совета Европы. Мотивация данному намерению придумана в лучших традициях порочного паритета и поистине иезуитская: сопредседателей-де беспокоят возрастающие расходы сторон на оборону. Заявляя о возможности передачи части полномочий ПА СЕ, пишет газета, Мерзляков высказывает озабоченность сопредседателей увеличением военных расходов в бюджетах Азербайджана и Армении. "Оставим даже в стороне напрашивающийся вопрос - кто именно нагло и демонстративно наращивает военные мускулы. К сожалению, посредники не хотят признавать один очевидный факт: увеличение военных расходов явилось прямым следствием доклада и резолюции ПАСЕ - именно эта резолюция воодушевила Азербайджан и в определенной степени развязала ему язык и руки. Даже самый "паритетный" посредник не может отрицать того, что после доклада Дэвиса-Аткинсона, подкрепленного рядом оскорбительных высказываний "теневого" докладчика - генсека СЕ - в адрес армянского народа, ситуация в зоне конфликта изменилась в худшую сторону именно потому, что Азербайджан, получив открытую поддержку своим агрессивным устремлениям, не только резко усилил военную риторику, но и начал демонстративно накачивать мускулы, словно подчеркивая наплевательское отношение к своему же обязательству "решать конфликт исключительно мирным путем". И с чего бы, скажите на милость, Ильхаму этого не делать, если в ответ посредники всего лишь мило журят шалуна, время от времени высказывая дежурную паритетную озабоченность?" - спрашивает "Голос Армении".

По мнению вице-спикера армянского парламента Тиграна Торосяна, в ПАСЕ необходимо назначить нового докладчика по вопросу Нагорного Карабаха. "В таком случае у Азербайджана возникнут серьезные проблемы, связанные, в частности, с развернутыми в последние годы в этой стране антиармянской истерией и пропагандой войны. Необходимо, чтобы со стороны Армении и Карабаха эти факты были подытожены и представлены докладчику, если таковой будет назначен. Во всяком случае, мы предложили создать в ПАСЕ комиссию или посредством действующих в Армении и Азербайджане представителей генерального секретаря провести в двух странах мониторинг по изучению проводимой в отношении противной стороны пропаганды. Постараемся в ходе октябрьской сессии обсудить этот вопрос с заинтересованными сторонами и найти решения". ("Айоц Ашхар").

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ не намерены переносить переговорный процесс в другую плоскость, да еще на таком этапе, когда урегулирование конфликта входит в важную фазу. Как сообщили "Арменпресс" в управлении по информации и СМИ министерства иностранных дел Армении, публикации о заявлении российского сопредседателя МГ ОБСЕ Юрия Мерзлякова о намерении Минской группы передать часть своих полномочий Парламентской ассамблее Совета Европы не соответствуют действительности. "По имеющимся у нас сведениям, подобного заявления Юрий Мерзляков не делал".

Международные организации

"Надо быть реалистами и понимать, что международное сообщество не будет долго терпеть ситуацию, сложившуюся вокруг Нагорного Карабаха, поскольку она угрожает региональному сотрудничеству и безопасности, а также нефтяным интересам Запада. Рано или поздно сторонам будет навязана какая-нибудь компромиссная программа, которую сильные мира сего будут представлять как пример проявления международного права. Однако это будет не правовым, а политическим решением. Ни Азербайджан, ни Армения не сумеют избежать компромисса так же, как не смогли избежать его стороны боснийского и арабо-израильского конфликта", - цитирует первого президента Армении Левона Тер-Петросяна газета "Чоррорд Ишханутюн".

Как сообщает радио "Свобода", спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Хейкки Талвитие заявил 26 сентября в Баку, что ЕС поддерживает "шаги, направленные на продвижение переговорного процесса". "Думаю, что руководители двух государств дали министрам иностранных дел указание на дальнейшее углубление переговорного процесса". "Урегулирование долгие годы длящегося конфликта возможно лишь при двусторонних усилиях", - сказал спецпредставитель ЕС, подчеркнув при этом, что "никто извне не может урегулировать проблему". "Казанская встреча Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна дает возможность утверждать, что создалась историческая возможность урегулирования карабахского конфликта, и эту возможность необходимо использовать", - заявил Хейкки Талвитие.

Газета "Жаманак" сообщает, что в ходе заседания Парламентской ассамблеи ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия - прим. ИА REGNUM) была принята резолюция, касающаяся неурегулированных конфликтов на постсоветском пространстве. О ситуации, сложившейся в процессе урегулирования карабахского конфликта, докладывал азербайджанский депутат Джаангир Гусейнов. Он заявил, что "ему посчастливилось" внести в повестку заседания ПА ГУАМ вопрос о передислокации расположенных на территории Грузии российских баз на территорию Армении. "Если передислокация осуществится, то вопрос стабильности и мира в регионе окажется под угрозой. Я призвал ГУАМ принять в этом направлении меры, и мое предложение было принято", - заявил Гусейнов.

Переговоры по сотрудничеству стран Южного Кавказа с Евросоюзом в рамках программы европейского соседства откладываются на месяц из-за Азербайджана. Об этом, сообщает агентство "АРКА", заявил спецпредставитель Европейского союза по странам Южного Кавказа Хейкки Талвитие. Он отметил, что предполагалось начать переговоры уже в начале сентября, однако у Азербайджана возникли определенные проблемы с одной из стран Евросоюза. "До разрешения этих проблем мы не можем начать переговоры, поскольку ЕС придерживается политики сбалансированного подхода ко всем трем странам Южного Кавказа", - сказал Талвитие. По его словам, для решения проблемы Азербайджану отведен один месяц, после чего уже в октябре можно будет начать параллельные переговоры по сотрудничеству в рамках программы нового соседства. Если же АР не сможет уложиться в месячный срок, то, по словам спецпредставителя, будет продемонстрирован дифференцированный подход, и ЕС начнет обсуждение с теми, кто готов. "Естественно, Армения уже готова и будет первой в этом ряду", - сказал он.

Как сообщает газета "Азг", на состоявшейся в конце недели конференции в Цахкадзоре ответственный по вопросам ЕС отдела Европы МИД Армении Армен Лилоян заявил, что Республика Кипр наложила вето на участие Азербайджана в программе "Расширенная Европа: новые соседи". Вероятной причиной такого отношения к Азербайджану считаются установление воздушной связи между Баку и турецкой частью Кипра, а также факт установления между ними политических и экономических отношений.

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", Республика Кипр официально подняла перед Евросоюзом вопрос о прекращении предоставляемой Азербайджану помощи.

"Уткой", пущенной МИД Армении" назвала бакинская газета "Зеркало" сообщение о том, что Кипрская Республика наложила вето на кандидатуру Азербайджана и заблокировала участие страны в программе Европейского союза "Расширенная Европа: новые соседи". В интервью газете руководитель управления информации МИД Азербайджана Таир Тагизаде назвал информацию армянской стороны ложью. По его словам, указанные задержки связаны с техническими причинами. Азербайджанская сторона направила соответствующие документы в Брюссель и ожидает реакции Евросоюза. В частности, должны быть определены конкретные сроки прибытия в Азербайджан специальной делегации ЕС. "Других мотивов не существует", - утверждает Тагизаде. "Рейсы в турецкий Кипр осуществляют частные азербайджанские компании и не являются частью официальной политики правительства Азербайджана".

Позиция НАТО в отношении карабахского конфликта остается неизменной. Об этом, пишет газета "Жаманак", заявил спецпредставитель генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберт Симонс. По его словам, НАТО не защищает ни одну из конфликтующих сторон и не стремится взять на себя роль посредника в деле урегулирования конфликта. "Считаем, что вопрос урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе входит в функции других организаций, и решение по этому вопросу может быть принято исключительно переговорным путем", - подчеркнул Симонс.

На днях азербайджанская организация "31 марта" (признание "геноцида" азербайджанцев) обратилась к председателю Милли Меджлиса АР Муртузу Алескерову с просьбой поставить вопрос перед международными организациями - ООН, ОБСЕ и СЕ, относящийся к захвату Арменией территорий Зангезура и других прилегающих районов Азербайджана. Об этом, пишет бакинская "Эхо", сообщил председатель организации Хагани Исмаил. По его словам, несколько дней назад некоторые общественные организации подняли "иреванский вопрос". По словам Исмаила, 29 мая 1918 года Национальный совет мусульман принял решение о передаче Иревана Армении, "и, как было сказано в том документе, это было актом дарения". По его мнению, азербайджанская сторона совершила большую ошибку, проводя такую "мирную политику". "Поскольку тогда считали, что после такого милосердия армяне больше не станут претендовать на исконные азербайджанские территории. Однако такой подход привел к тому, что армяне забрали у нас еще 20% территорий", - сказал он. В заключение Исмаил подчеркнул, что общественность страны обеспокоена тем, что продолжающаяся работа ОБСЕ в направлении урегулирования армяно-азербайджанского конфликта не приносит никаких конкретных результатов. При этом организация "31 марта" полагает, что сложившаяся ситуация является результатом отлаженной работы армянской "мафии", но они надеются, что данный вопрос найдет свое справедливое решение.

Газета "Жаманак" сообщает, что в конце недели в Братиславе при Евросоюзе состоялся Конгресс европейских либерально-демократических и реформистских партий, в котором от Армении принимали участие председатель правления Армянского общенационального движения (АОД) Арарат Зурабян и посол по особым поручениям первого президента Армении Давид Шахназарян. Грузию представлял Ивлиан Хаиндрава, а Азербайджан - Арастун Оруджлу. Газета считает, что Конгресс имеет исключительную важность, поскольку многие члены представляющих Конгресс партий являются депутатами Европарламента. "Жаманак" сообщает также, что в результате последовательной лоббистской деятельности Либеральная партия Швеции выступила с инициативой принятия резолюции по Азербайджану, в которой нашли место "несколько неграмотных, относившихся к карабахской проблеме антиармянских формулировок". Газета пишет, что формулировки эти удалось исключить благодаря усилиям выступившего на Конгрессе Давида Шахназаряна. Газета приводит некоторые из исключенных из проекта резолюции формулировок:

- учитывая, что нагорно-карабахский конфликт является одним из опаснейших в регионе;

- учитывая, что армянская сторона взяла под свой контроль не только Нагорный Карабах, но и огромные пространства вокруг анклава, и около миллиона азербайджанцев стали изгнанниками в результате этнической чистки;

- учитывая, что армянская сторона заселяет армянами эти территории и подготавливает их аннексию;

- учитывая, что организации беженцев, оппозиционные партии и молодежь указывают, что территории эти можно вернуть лишь военным путем.

Проект резолюции завершался пунктом, который также был исключен из принятого документа: "ELDR (Либерал-демократы Европы - прим. ИА REGNUM) считают, что противоборствующие стороны и Евросоюз должны найти мирное решение этого разрушительного конфликта, в результате которого один миллион человек стали беженцами в своей собственной стране. ("Жаманак").

Односторонним назвал доклад Международной кризисной группы "Нагорный Карабах: видение конфликта с места событий" известный карабахский политолог Давид Бабаян. "Арминфо" напоминает, что до опубликования доклада представители Международной кризисной группы (МКГ) посетили Нагорный Карабах, Азербайджан и Армению и ставили перед собой цель представить сторонам конфликта, международным посредникам и общественности документ, объективно отражающий нагорно-карабахский конфликт. Однако, по мнению Давида Бабаяна, доклад получился односторонним и складывается впечатление, что с подобного рода документами неоднократно приходилось встречаться, изучая те или иные материалы азербайджанской стороны о нагорно-карабахском конфликте. Односторонность доклада явно выражается в ссылках, которыми был богат доклад. Количество ссылок на азербайджанские источники (политологи, государственные деятели, чиновники, беженцы и внутриперемещенные лица, публикации и т.д.) почти на треть превосходят аналогичные источники из Нагорного Карабаха и Армении. Высокопрофессионально, надо отдать должное, используя разные методы, составители доклада фактически представляют нагорно-карабахский конфликт как территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. Нагорный Карабах (НК) здесь представлен как милитаризированное и целиком зависящее от Армении образование. Наиболее пострадавшей стороной конфликта представлен Азербайджан, на территории которого имеются сотни тысяч беженцев. При этом количество беженцев-армян снижено и на них не ставится такой же акцент, как на азербайджанских. Все эти подходы являются официальной позицией официального Баку. Можно еще очень долго перечислять все односторонние положения доклада, но в этом нет смысла, отметил Бабаян. Он напомнил, что, будучи в НК, представители МКГ заявляли о совершенно иной философии доклада. Имеются все основания утверждать, что доклад в нынешнем виде стал результатом сильнейшего давления Азербайджана на представителей группы и очень много положений были фактически включены туда именно из-за этого, убежден политолог. В завершение он подчеркнул, что было бы наивно думать, что подобный подход является дипломатической победой Азербайджана и тем более, что посредством этого можно сделать реальные шаги к урегулированию конфликта. "Это может "согреть сердце", но не взывать к разуму. К разуму может взывать лишь сбалансированный и максимально нейтральный подход, даже если там и имеется ряд неприятных моментов. Надо быть реалистами и смириться с тем, что так и только так мирно разрешаются конфликты. Именно так должен решаться и нагорно-карабахский конфликт. К сожалению, доклад Международной кризисной группы лишь "согрел сердце" официального Баку, не внеся своей лепты в приближение разрешения конфликта, а, наоборот, еще более отодвинул его".

Информационный портал МИД Нагорного Карабаха опубликовал официальный Комментарий МИД НК к докладу Международной кризисной группы (МКГ) "Нагорный Карабах: Видение конфликта с места событий". В Комментарии отмечается, что работа над докладом выполнена на добротном профессиональном уровне с использованием большого количества научной, публицистической и иной литературы, посвященной затронутой теме, а также данных соцопросов. "При составлении доклада широко применен метод интервьюирования представителей как властей вовлеченных в конфликт сторон, так и различных слоев населения, экспертов. Тем самым можно констатировать, что доклад весьма информативен. Приводимые в нем аргументы одной из сторон конфликта, как правило, опровергаются аргументами противной стороны, что позволяет авторам занять нейтральную позицию и беспристрастно излагать факты и подходы конфликтующих сторон. Не подлежит сомнению, что именно таковым будет восприятие доклада со стороны любого читателя, который не знаком с историей конфликта и нынешней ситуацией в регионе. Тем не менее, документ содержит в себе некоторые нюансы, которые позволяют нам говорить о наличии у авторов заинтересованности в формировании у читателя весьма определенного мнения о самом конфликте и действиях вовлеченных в него сторон". С полным текстом Комментария можно ознакомиться по адресу http://www.nkr.am/rus/news/dokladMRG.htm.

Процесс урегулирования

Переговоры между Арменией и Азербайджаном по карабахской проблеме перешли в активную фазу. Об этом, сообщает агентство "АРКА", 27 сентября в Ереване, на совместной пресс-конференции с президентом Финляндии, заявил президент Армении Роберт Кочарян, добавив, что "есть надежды на достижение успеха в переговорах". Президент также отметил, что переговоры с Азербайджаном ведутся постоянно и с 1994 года они не прекращались. Глава государства заметил, что "были моменты, когда стороны были близки к решению конфликта, но что-то мешало". По словам Кочаряна, переговоры ведутся в рамках Минской группы ОБСЕ при непосредственном участии ее сопредседателей. В этом контексте президент подчеркнул положительную роль международных организаций. По его мнению, их участие будет важным после достижения договоренности между сторонами конфликта в качестве политического и экономического содействия. Со своей стороны президент Финляндии Тарья Халонен сказала, что международная вовлеченность в вопросе карабахского конфликта всегда обсуждалась в рамках ОБСЕ. "И если две стороны согласятся, то возможно также размещение международных миротворческих сил, что может стать важной составляющей участия международного сообщества в деле мирного разрешения карабахского конфликта".

Помощник президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян считает "упрощенным" видение того, что Армения давит на Нагорный Карабах во внешнеполитической сфере. Об этом, сообщает "АРКА", он заявил в Степанакерте на обсуждении прошедшей недавно в Москве научной конференции "Параллельное СНГ: Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия и Нагорный Карабах как реалии постсоветского пространства". "Это еще вопрос, кто на кого влияет. Идея Арцаха является государствообразующей идеей Республики Армения, а Нагорный Карабах, как носитель суверенитета и независимости, является воплощением этой идеи. Именно с карабахского движения началось воссоздание независимой армянской государственности. И независимо от того, кто придет к власти в Армении, все равно идея Карабаха будет краеугольным камнем в армянской политике и государственном строительстве", - сказал Давид Бабаян. Он добавил, что внешнеполитические курсы Армении и Нагорного Карабаха так взаимосвязаны и взаимозависимы, что нельзя говорить о доминировании курса одного государства над курсом другого. Бабаян заявил также, что Нагорный Карабах опережает Абхазию, Приднестровье и Южную Осетию не только по темпам экономического развития, но и вообще по философии государственного строительства. "Однозначно можно сказать, что ни в Южной Осетии, ни в Абхазии, ни в Приднестровье нет той полноты осознания независимости, которая имеется у нас. Они, судя по всему, просто не хотят быть частью одного государства, взамен готовы стать частью другого", - отметил он. Бабаян подчеркнул, что нагорно-карабахский конфликт отличается от всех других конфликтов на постсоветском пространстве и требует учета своей специфики. Помощник президента с удовлетворением отметил тот факт, что на конференции представители всех непризнанных государств были солидарны с карабахской стороной в том, что единственным сценарием урегулирования нагорно-карабахского конфликта может быть независимость Нагорного Карабаха от Азербайджана.

Заявлениями о проведении референдума по статусу Нагорного Карабаха признается право народа Карабаха на самоопределение, заявил представитель верховного органа партии "Дашнакцутюн" Армен Рустамян. Обращаясь к теме включения в повестку Генеральной Ассамблеи ООН вопроса об "оккупированных территориях", он отметил, что Армения не должна присутствовать на подобных обсуждениях, проводящихся без участия Нагорного Карабаха. "Армения может представлять и защищать точку зрения Нагорного Карабаха во всех тех инстанциях, где последний не присутствует из-за своей непризнанности. Однако Армения не может заменять Карабах". ("Айоц Ашхар").

По мнению редактора карабахской газеты "Что делать" Мурада Петросяна, причиной ряда заявлений МИД Армении о выходе страны из переговорного процесса в случае, если Азербайджан будет настаивать на рассмотрении вопроса в ООН, явилось желание Армении продемонстрировать мировому сообществу понятливость в отношении интересов Нагорного Карабаха. "Ереван часто кивал в сторону Степанакерта, оправдывая в ходе переговоров свою неуступчивость в тех или иных вопросах. Мол, "мы вас понимаем, но поймите и вы нас, мы вынуждены считаться с более жесткой позицией карабахцев, ибо напрямую решается их судьба, - заявил Петросян в интервью агентству "Кавказский узел". - И вот теперь, когда на горизонте замаячила еще одна невыгодная армянской стороне ооновская резолюция, руководство в Ереване опять прибегло к карте "неуступчивого Карабаха" - но на этот раз публично". По мнению политолога, позиция Нагорного Карабаха и позиция преобладающей части армянского общества разнится с позицией тех, кто "устроился на верхнем этаже власти в Армении". Как считает карабахский аналитик, вторая причина, возможно, - это желание руководства Армении подготовить почву для перекладывания на плечи руководства Нагорного Карабаха ответственности на финальном этапе в переговорном процессе. "Финальный процесс в урегулировании карабахской проблемы заключает в себе угрозу отставки президента. Это участь всякого президента, который обходит тернистый путь капитального ремонта государственной машины, без чего невозможно мирным путем - да и военным - достичь успеха", - утверждает Петросян. Политолог скептически отнесся к заявлениям экспертов Международной кризисной группы касательно скорейшего урегулирования карабахского вопроса и предложенным ими конкретным механизмам. "Наивно не только публичное утверждение о скором приходе противоборствующих сторон к общему соглашению по карабахскому вопросу, но и предположение о возможности подобного явления, - считает аналитик. - Я не могу знать, что говорят наши лидеры на встречах с теми представителями международных организаций, от которых исходят оптимистические прогнозы, но я отлично знаю, что в армянском общественном сознании глубоко сидит понимание того, что Нагорный Карабах ни под каким автономным статусом не может сосуществовать с Азербайджаном в одном государстве". В свою очередь, утверждает Петросян, в азербайджанском общественном сознании укоренена такая же твердая уверенность в том, что Карабах - в любом случае - часть Азербайджана. "Отсюда и вытекает простое логическое суждение: лидеры этих стран ограниченны в выборе стратегической направленности", - заключает Мурад Петросян. По его мнению, несмотря на это, мировые государственные и общественные деятели самых высоких уровней продолжают возлагать на президентов особую и решающую роль в разрешении проблемы и "подгонять их - то кнутом (пока не слишком жестким), то пряником". Вторая ошибка международных деятелей, считает политолог, - это искаженное отражение реальности в их подходе к тому, что президенты в силах изменить ситуацию в сознании общества, если очень захотят. "Во-первых, нынешняя власть не является следствием естественного отбора, т. е. политическая элита не есть самая качественная часть общества, которая обладала быть тем достаточным нравственным и интеллектуальным авторитетом, дабы произвести перемены в общественном сознании. Во-вторых, даже если бы закавказские президенты пользовались таким огромным запасом общественного доверия, каковым пользуется, скажем, Владимир Путин, то опять наивно в территориальных вопросах полагаться на авторитет личности. Представьте положение Путина после его президентского согласия на возврат Кенигсберга или Курильских островов. Подобное возможно лишь в тоталитарной системе госуправления". Что касается оценок заявлений внешнеполитических ведомств Армении и Карабаха, то, как считает карабахский политолог, "вместо того, чтобы сказать "лучше поздно, чем никогда" и перестроиться, власть и провластные силы продолжают "вешать лапшу на уши" населению, убаюкивая и извращая факты, лишь бы еще день прошел спокойно, "стабильно". Это вызвано стремлением оправдать нахождение у власти и свою "положительную" деятельность", - утверждает Мурад Петросян.

День Независимости Карабаха

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 8 сентября группа конгрессменов Соединенных Штатов Америки (59 человек) направила послание президенту США Джорджу Бушу. "Мы пишем Вам с просьбой обратить внимание на прогресс, которого народ Нагорно-Карабахской Республики, Арцаха, достиг на пути к свободе, миру и процветанию. Соединенные Штаты сыграли решающую роль в Нагорном Карабахе, оказывая моральную поддержку демократическому движению в Нагорном Карабахе, предоставляя столь необходимую гуманитарную помощь и прилагая усилия в рамках Минской группы ОБСЕ для достижения мира. Так как мы боремся за свободу для всех людей во всем мире, мы должны также продолжать поддерживать стремление народа Арцаха жить свободно, особенно на стратегически важном Южном Кавказе", - говорится, в частности, в послании. Далее в документе отмечается, что путь к свободе не был легок для народа Нагорного Карабаха и вслед за мирным требованием законодательного органа Карабаха объединиться с Арменией в 1988 г. Азербайджан начал кампанию этнических чисток армян, в результате чего тысячи армян были убиты, а около 400 тысяч бежали из Азербайджана, спасаясь от смерти. "2 сентября 1991 года народ Нагорного Карабаха, в соответствие с законом того времени, провозгласил свою независимость... В ответ Азербайджан начал тотальную войну против Нагорно-Карабахской Республики, в результате которой погибли тысячи людей, экономика Нагорного Карабаха была разрушена и около 450,000 тысяч азербайджанцев были вынуждены покинуть территории, прилегающие к Нагорному Карабаху. Последствия разрушительной войны и продолжающейся по сей день блокады со стороны Азербайджана не смогли сломить решимость народа Нагорного Карабаха жить свободно", - говорится в послании. В нем также отмечается, что Соединенные Штаты горды тем, что поддерживают нацию, граждане которой стремятся пользоваться демократическими правами и свободами, развивать свою экономику и созидать лучшее будущее. "Своим демократически избранным правительством, боеспособными вооруженными силами и независимой внешней политикой Нагорно-Карабахская Республика полностью соответствует международным критериям государственности. За 14 лет своей независимости Нагорный Карабах доказал, что может быть надежным партнером международного сообщества. Нагорный Карабах значительно способствовал сохранению мира и стабильности на стратегически важном Южном Кавказе, ту же цель преследуют и США", - утверждается в послании. В послании подчеркивается, что необходимо продолжить политику поддержки Нагорного Карабаха посредством расширенных переговоров с демократически избранным руководством Нагорного Карабаха, увеличения гуманитарной помощи и содействия развитию НК со стороны США. "Соединенные Штаты должны однозначно поддержать право народа Нагорного Карабаха самому решать свою судьбу", - говорится в послании группы конгрессменов президенту Соединенных Штатов Джорджу Бушу. Под обращением подписались:

Майк Роджерс, Джордж Раданович, Деннис Кардоза, Стив Израэль, Джеймс МакГоверн, Френк Паллоун, Патрик Кеннеди, Тед Стрикленд, Адам Скифф, Стефан Линч, Джозеф Кроули, Кандис Миллер, Анна Ешоо, Джо Шварц, Джим Коста, Раш Холт, Бред Шерман, Хавиер Бесерра, Энтони Вейнер, Кристофер Шейз, Е. Клей Шоу, Скотт Геррет, Кристофер Ван Холлен, Рауль Грижалва, Бен Чендлер, Майкл Капуано, Грейс Наполитано, Тадеус МакКоттер, Майкл Хонда, Марк Кирк, Барбара Ли, Хильда Солис, Эдвард Марки, Элеанор Холмс Нортон, Дональд Пейн, Майкл МакНулти, Говард Берман, Мартин Михан, Марк Судер, Роберт Менендез, Барни Френк, Питер Висклоски, Джерри Костелло, Сандер Левин, Стивен Ротман, Дорис Матсуи, Нита Лоуи, Люсиль Ройбал-Аллард, Каролин Малони, Шерод Браун, Джо Нолленберг, Майкл Билиракис, Бобби Раш, Джесси Джексон, Боб Филнер, Морис Хинчи, Роберт Эндрюс, Лин Вулси, Каролин Килпатрик.

Как сообщает газета "Еркир", 28 сентября в Вашингтоне, в здании Дома представителей было организовано торжественное мероприятие в связи с 14-летием независимости Нагорного Карабаха. Почетным гостем мероприятия, названного "Прогресс к свободе, демократии и экономическому благосостоянию", была вице-спикер Палаты лордов Великобритании баронесса Кэролайн Кокс. В числе выступающих - сенаторы Френк Палон, Джо Ноленберг, Адам Шиф, Джордж Раданович и другие. Торжественное мероприятие организовали посольство Армении в США, штаб-квартира Ай Дата ("Армянского вопроса" - прим. ИА REGNUM) Америки и сопредседатели комиссии по армянским вопросам Конгресса США Палон и Ноленберг. По словам пресс-секретаря посольства Армении в США Айка Гугараца, проведение торжественного мероприятия в здании Конгресса не было случайным, поскольку "еще в 89 году, когда ни Армения, ни Нагорный Карабах не стали еще независимыми, Конгресс принял решение о поддержке Армении и Нагорного Карабаха в их борьбе за независимость". "Поддержка Карабаху продолжилась, - добавил Гугарац. - США - единственное государство, которое официально предоставляет помощь Нагорному Карабаху. Это говорит о том, что конгрессмены поддерживают существование Нагорного Карабаха и его усилия по международному признанию".

"Конечно, подобные мероприятия пропагандистского характера армяне постоянно проводят в различных странах. Однако на этот раз мероприятие проведено не где-нибудь, а в Конгрессе США. Не случайно, что выступивший пресс-секретарь посольства Армении Айк Гугурац расценил это обстоятельство как показатель особого внимания и покровительства Конгресса Армении и карабахским армянам. Думается, комментарии излишни", - с огорчением отмечает бакинская "525-я газета".

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что в посольстве США в Азербайджане отметили, что Америка признает территориальную целостность Азербайджана и что США не знают государства под названием Нагорно-Карабахская Республика. В МИД АР заявили, что данное мероприятие не отражает официальной позиции США. По словам замминистра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова, встреча проводилась в одном из помещений Конгресса, арендованном проармянскими конгрессменами. Он напомнил, что и представители Азербайджана несколько раз проводили мероприятия подобного рода. Несмотря на это, МИД негативно относится к этому мероприятию, расценивая его как попытку агитации и содействия сепаратизму. Халафов также подчеркнул, что официальный Баку обязательно выразит протест американской стороне.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.