Кишинев и Тирасполь возобновят переговоры по урегулированию приднестровского конфликта. Румыния не будет поднимать в Совете Безопасности ООН приднестровский вопрос. Кишинев и Тирасполь спорят из-за места проведения совместных учений миротворцев. Жители молдавского села пожаловались в Европейский суд на правительство России. Гагаузия: политическое уравнение со многими неизвестными. Президент Молдавии свершил тур по странам Прибалтики. Состоялось первое совещание рабочих комитетов парламентской ассамблеи ГУАМ. Европа выделит Молдавии 1,3 млн. евро на демократические реформы. Европейский суд по правам человека рассмотрит на открытом процессе дело журналистов "Moldova 1". Политик призывает Совет Европы продолжить мониторинг Молдавии. Местные выборы 27 ноября обойдутся бюджету Молдавии дороже, чем летние. Раскол в стане оппозиции. Партии поддержат деньгами налогоплательщиков. "Газпром" готов выкупить долю Приднестровья в "Молдовагазе".

Кишинев и Тирасполь возобновят переговоры по урегулированию приднестровского конфликта

Очередной раунд консультаций по приднестровской проблематике проходил 26-27 сентября в Одессе. Во встрече приняли участие представители ОБСЕ, России, Украины, Молдавии и Приднестровья. В ходе одесской встречи должны были обсуждаться вопросы, связанные с проведением демократических выборов в Приднестровье, его демократизацией, утилизацией российских боеприпасов, мониторингом границы и преобразованием миротворческой миссии, а также проблема мониторинга военных предприятий региона. Но, как сообщил журналисту газеты "Время" министр реинтеграции Республики Молдова Василий Шова, реально обсуждался только один вопрос - расширение формата переговоров за счет привлечения представителей ЕС и США.

По словам Шовы, в ходе переговоров был достигнут компромисс - все стороны единогласно согласились на привлечение ЕС и США к переговорам по приднестровскому урегулированию. Таким образом пятистороннего формата больше не существует. Со стороны Тирасполя компромисс заключался в согласии на расширение формата переговоров, со стороны Кишинева - на привлечение ЕС и США в качестве наблюдателей, а не полноправных членов переговорного процесса, на чем ранее настаивал Кишинев. Но министр реинтеграции уверяет, что "это только первый шаг на пути полномасштабного реформирования механизмов приднестровского урегулирования. Мы дали понять нашим партнерам по урегулированию, что рассматриваем статус наблюдателей как временный. Кроме того, сами ЕС и США пока не готовы к полноправному участию в переговорах", - цитирует Шову "Время".

США и ЕС еще должны прийти к окончательному решению относительно своих представителей в переговорных процессах. Однако Василий Шова сообщил, что известны предварительные кандидатуры - специальный представитель Евросоюза Адриан Якобовиц де Сегед и главный советник по Евразии Госдепартамента США Стивен Манн, пишет "Время". В Одессе достигнуто главное - разморожен переговорный процесс. Теперь встречи будут проходить регулярно. По словам министра реинтеграции, дата следующего раунда уже определена - 27 октября в Кишиневе и 28 октября в Тирасполе. Уже с участием американских и европейских партнеров.

Глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл приветствовал результаты одесских консультаций. "Это большой шаг к возобновлению переговорного процесса по приднестровскому урегулированию", - цитирует Хилла "ИНФОТАГ". По его словам, в ходе консультаций было принято решение о создании ОБСЕ рабочей группы по подготовке проекта мониторинга приднестровского военно-промышленного комплекса. Этот документ должен быть представлен на следующей встрече в Кишиневе, после чего начнется работа по подготовке инспекций.

Хилл сообщил также, что в ходе одесских консультаций обсуждались проблемы, связанные с проведением демократических выборов в приднестровском регионе, демократизацией региона, утилизацией российских боеприпасов, мониторингом границы и преобразованием миротворческой операции в соответствии с предложениями участников переговорного процесса. Однако никаких документов по этим вопросам подписано не было, передает "ИНФОТАГ".

"Главный итог завершившихся в Одессе консультаций состоит в решении возобновить переговоры, которые были прерваны год назад". Как сообщил ИТАР-ТАСС, об этом заявил специальный представитель президента Украины на переговорах Дмитрий Ткач. Такого же мнения придерживается представитель Росси на переговорах Валерий Нестерушкин. Как сообщает РИА "Новости", 27 сентября на пресс-конференции по итогам пятисторонних консультаций в Одессе Нестерушкин отметил, что "на данный момент в рамках нашего пятистороннего формата мы вышли на понимание и договоренности, которые помогают нам разблокировать диалог между Кишиневом и Тирасполем, вернуть их за стол переговоров, продолжить работу над тем, как найти устойчивое и всеобъемлющее решение приднестровского вопроса, который будоражит нас последние 15 лет", - сказал дипломат. По его словам, в ходе двухдневных одесских консультаций по многим деталям, по многим аспектам не было полного единодушия. Стороны фиксировали свои позиции, были различные точки зрения и в позициях посредников. "Тем не менее, мы считаем, что есть возможности для продолжения конструктивной совместной работы", - добавил представитель МИД России.

Российская сторона передала посредникам и представителям Молдавии и Приднестровья развернутые соображения о принципах, направлениях и этапах приднестровского урегулирования, которые можно будет рассмотреть в рамках восстановленного переговорного процесса приднестровского урегулирования. Об этом РИА "Новости" сообщили в департаменте информации и печати МИД РФ.

Министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Валерий Лицкай заявил 29 сентября на брифинге в Тирасполе, что встреча в пятистороннем формате в Одессе "знаменует собой начало нового политического сезона". Об этом сообщает приднестровское агентство "Ольвия-пресс". По словам Лицкая, Тирасполь согласился с тем, чтобы включить в формат переговоров по приднестровскому урегулированию ЕС и США в качестве наблюдателей. "Главный вопрос, который был поставлен, что такое статус наблюдателя? - сказал Валерий Лицкай. - Без определения этого статуса подключение ЕС и США вряд ли бы состоялось". По его словам, наблюдатели имеют право принимать участие во встречах в пятистороннем формате, выступать на них, задавать и отвечать на вопросы. Однако они не имеют права подписывать документы, не принимают участие в принятии решений переговорного процесса, но имеют право на их комментарий. Лицкай отметил, что Вашингтон согласился быть наблюдателем на переговорах, а не полноправным участником, как предложил в Яссах на прошлой неделе президент Молдовы Владимир Воронин.

По словам главы МИДа непризнанной ПМР, раньше Тирасполь не согласился бы на участие США в переговорном формате, поскольку "опыт Балкан показал, что вмешательство Вашингтона приводило, как правило, к обострению конфликта". "Однако времена меняются, изменились и позиции наших союзников - России и Украины. Осенью прошлого года Россия и Украина были против участия Вашингтона. Но к лету 2005 года Украина высказалась за его подключение. Надо с этим считаться", - цитирует Валерия Лицкая "Ольвия-пресс".

Глава приднестровского МИДа сказал, что связывает с подключением Брюсселя и Вашингтона к урегулированию приднестровской проблемы улучшение перспектив переговорного процесса. "Пока все идет в русле, которое нам ясно и понятно", - отметил Валерий Лицкай.

29 сентября посольство Великобритании в Молдавии распространило через СМИ заявление руководства Евросоюза о том, что ЕС готов включиться в переговорный процесс в качестве наблюдателя. ЕС неоднократно заявлял о готовности способствовать поиску эффективного и взаимоприемлемого решения приднестровского вопроса и "уверен, что решение может быть найдено только при условии участия весомых субъектов международного, регионального и местного уровня", цитирует заявление "МОЛДПРЕС".

Президент Молдавии Владимир Воронин приветствовал решение о расширении пятистороннего формата переговоров по приднестровскому урегулированию. Выступая на пресс-конференции в Вильнюсе по итогам встречи 28 сентября с президентом Литвы Валдасом Адамкусом, президент Молдавии заявил, что предложение Кишинева и подключении к процессу переговоров представителей ЕС и США в качестве наблюдателей, несомненно, приведет к существенному прогрессу на пути территориальной реинтеграции Молдовы, сообщает "ИнфоМаркет".

За день до консультаций в Одессе президент страны Владимир Воронин заявил, что "если США и ЕС не станут полноправными членами переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, Кишинев в одностороннем порядке выйдет из переговоров". Во время встречи 25 сентября в Яссах с президентом Румынии Траяном Бэсеску главы двух государств установили возможности сотрудничества в вопросе решения приднестровского конфликта, передает REPORTER.MD. Бэсеску выразил сожаление по поводу того, что Румыния вышла из переговорного процесса в 1992 году, но уточнил, что "Бухарест воспринимает Приднестровье исключительно в рамках Республики Молдова и поддерживает позицию РМ в переговорном процессе". "Молдова всегда получала и будет получать от Румынии всю помощь, которую Бухарест может предоставить во всех международных структурах, в решении приднестровского конфликта. Румыния постоянно будет поддерживать РМ для решения приднестровской проблемы по европейским стандартам", - заявил Траян Бэсеску в завершении встречи с Владимиром Ворониным.

Президенты РМ и Румынии были единогласны во мнении относительно того, что выборы в Приднестровье преждевременны. "Мы подписали вместе с президентом Украины Виктором Ющенко документ, посредством которого создадим международную комиссию для мониторинга и демократизации Приднестровья. Только тогда, когда этот процесс завершится, в этом регионе будут организованы выборы", - цитирует Владимира Воронина REPORTER.MD. "Пока не ставится вопрос об организации свободных выборов в Приднестровье. Там нет политических партий, нет свободных СМИ, нет права на свободу слова. Попытка так называемых приднестровских властей организовать выборы в таких условиях не может быть ничем иным как провалом, так как эти выборы никто не признает на международном уровне", - заявил Бэсеску.

Румыния не будет поднимать в Совете Безопасности ООН приднестровский вопрос

Румыния не будет поднимать в Совете Безопасности ООН приднестровский вопрос в период своего председательства в этой структуре. Об этом заявил министр иностранных дел Румынии Михай-Рэзван Унгуряну, сообщают румынские СМИ.

С 1 октября к Румынии во второй раз за последние два года перейдет председательство в Совете Безопасности ООН. В связи с этим Михай-Рэзван Унгуряну представил 29 сентября основные вопросы, которыми Румыния будет заниматься в этот период. Как сообщает REPORTER.MD, в первую очередь, глава румынской дипломатии назвал в качестве приоритетного вопроса иракскую проблему в связи с референдумом по принятию Конституции, который состоится 15 октября, а также ближайшие всеобщие выборы, намеченные на декабрь. Другим важным вопросом является будущий статус провинции Косово. В этом вопросе целью Румынии является поддержание региональной безопасности. В период председательства в Совете Безопасности ООН Румыния будет продвигать резолюцию на тему сотрудничества между ООН и региональными организациями. По словам Унгуряну, Румыния особенно внимательно будет следить за изменением ситуации в странах, где находятся миротворческие силы под мандатом ООН. В то же время, по словам главы МИДа Румынии, приднестровский вопрос не будет обсуждаться в Совбезе ООН. "В этом случае необходим дипломатический такт", - подчеркнул Унгуряну.

Заявление Унгуряну противоречит словам президента Румынии Траяна Бэсеску о том, что Бухарест будет использовать все возможные пути для того, чтобы влиять на решение приднестровского конфликта, отмечает REPORTER.MD. "Молдова всегда получала и будет получать от Румынии всю помощь, которую Бухарест может предоставить в международных структурах, в решении приднестровского конфликта", - заявил Траян Бэсеску во время встречи с Владимиром Ворониным 25 сентября в Яссах. "На границе с Румынией существуют сепаратистские режимы, которые находятся вне закона, где люди не защищены законом или принципами. ООН должен активировать имеющиеся у него механизмы для решения этих проблем и принятия позитивных мер", - заявил президент Румынии 15 сентября в Нью-Йорке с трибуны ООН.

Кишинев и Тирасполь спорят из-за места проведения совместных учений миротворцев

Политические консультации в рамках пятистороннего формата, состоявшиеся 26-27 сентября в Одессе, практически не отразились на сложной ситуации вокруг Объединенной контрольной комиссии (ОКК), считают в Тирасполе. Молдавская сторона по-прежнему отказывается участвовать в плановых заседаниях ОКК. Из-за этого остается нерешенным вопрос о проведении учений Совместных миротворческих сил, сообщает "Ольвия-пресс". Как отмечает агентство, есть вероятность того, что миротворческий контингент Республики Молдова не будет в них участвовать.

Представители Приднестровья и России считают, что запланированные мероприятия должны пройти обязательно. Член приднестровской делегации в ОКК генерал Олег Гудымо 28 сентября выступил с предложением провести в октябре и ноябре 2005 года двусторонние учения российско-приднестровских, а также украинско-приднестровских миротворческих сил. Гудымо считает, что в соответствии со сложившейся в предыдущие годы практикой подобных учений на трехсторонней основе, к наблюдению за их проведением в предлагаемом, вынужденном формате следует пригласить военных членов Миссии ОБСЕ, военных атташе при посольствах заинтересованных стран и пресс-центр ОКК.

Кишинев согласен на проведение совместных учений миротворческой миссии в Зоне безопасности, но не в навязанных Тирасполем условиях и только в том случае, если Военному командованию удастся достичь консенсуса в отношении места их проведения, сказал для "БАСА-пресс" сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК) от Кишинева Ион Солоненко. По его словам, до настоящего момента Военное командование не достигло согласия относительно места проведения учений. "Тирасполь настаивает на их проведение у поста № 9 в районе Вадул-луй-Водэ, где минувшим летом произошел инцидент с американской гражданкой. Мы считаем, что следует выбрать другое место, потому что и в прошлом году, и прежде учения проводились у этого поста, а жители Кошницы жалуются, что устали от выстрелов и шума. Почему бы не провести учения на посту № 8 возле Дубэсарь или в другом месте", - говорит Солоненко.

Сопредседатель ОКК от Кишинева выразил мнение, что российская сторона, очевидно, поддерживает приднестровцев, коль скоро последние предлагают провести учения без участия молдаван. "Украина поддержала нашу позицию. Совершено очевидны попытки дестабилизации ситуации, надеюсь, что никаких двухсторонних учений не будет. Мы готовы участвовать в учениях, но не возле Вадул-луй-Водэ и без орудий и выстрелов", - цитирует Солоненко "БАСА-пресс".

Жители молдавского села пожаловались в Европейский суд на правительство России

Более 1300 крестьян из села Дороцкое (расположено на левом берегу Днестра, находится под молдавской юрисдикцией, но его сельхозугодья находятся на территории, контролируемой приднестровской администрацией - прим. ИА REGNUM) обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Проблема у всех одна: администрация непризнанной ПМР, "ослепленная политическим амбициями", продолжает препятствовать ведению сельхозработ собственниками 2700 гектаров земельных угодий за автотрассой Тирасполь-Дубоссары-Рыбница. В результате около 3000 семей обречены на бедность и голод, сообщили на состоявшейся 28 сентября в Кишиневе пресс-конференции мэр села Дороцкое Андрей Лашко и глава правозащитной ассоциации "Promo-Lex" Ион Маноле, пишет "Время".

"В Республике Молдова земля является единственным источником дохода для крестьян, - заявил Ион Маноле, - и действия сепаратистского тираспольского режима вынуждают молдавских граждан покидать свои дома и искать нелегальную работу за рубежом". Подобная ситуация сложилась не только в Дороцком, отмечает "Время". От произвола приднестровских чиновников и силовиков страдают жители прочих населенных пунктов левобережья, находящихся под юрисдикцией Молдавии, пишет газета. По примеру соседей они тоже намерены обратиться в ЕСПЧ.

Крестьяне обвиняют в своих бедах руководство Российской Федерации. "Россия с самого начала являлась гарантом мирного урегулирования приднестровского конфликта. В основном документе, регламентирующем этот процесс, - соглашении 1992 года, подписанном президентами Молдовы и России, ясно сказано, что усилиями сторон участников миротворческой операции будет обеспечен режим свободного перемещения граждан, товаров и услуг. А что на деле? Командование миротворческого контингента РФ всячески устраняется от решения существующих проблем, прикрываясь лицемерными заявлениями о том, что якобы могут вмешиваться только в случае возобновления вооруженного противостояния", - цитирует Лашко "Время". Как пояснил Ион Маноле, если ЕСПЧ примет решение в пользу собственников земельных угодий, то ответчиком наряду с руководством России будет признано и правительство Молдавии, как это было в случае с Ильей Илашку (бывший молдавский депутат, а ныне румынский сенатор Илие Илашку был приговорен к смертной казни за терроризм в 1993 году в Приднестровье. Но позже казнь была заменена на пожизненное заключение, а затем, благодаря личному вмешательству молдавского президента Владимира Воронина, Илашку был освобожден. В поданном в ЕСПЧ иске он обвинял Россию и Молдавию в том, что его лишили права на справедливый суд. Европейский суд вынес решение в пользу истца. - прим. ИА REGNUM)

По словам Андрея Лашко, крестьяне неоднократно обращались в парламент и правительство. "24 апреля и 11 мая текущего года жителями приднестровских сел было организовано пикетирование посольства Российской Федерации в РМ. После этих акций с нами встретился спикер Мариан Лупу, который пообещал, что наша проблема будет решена в ближайшее время. Однако усилия, предпринятые руководством Молдавии, существенных результатов не дали. Мы благодарны правительству нашей страны, которое в 2004 году предоставило крестьянам левобережных сел 3,5 миллиона леев компенсации. Но даже эта сумма не в состоянии компенсировать все затраты и потери", - сказал мэр.

Как пишет "Время", после обещания приднестровской администрацией прекратить препятствование сельхозработам для тех собственников, которые заключат соответствующие контракты на землепользование с администрацией Дубоссарского района непризнанной ПМР, некоторые люди пошли на это. Однако в подписанных ими контрактах земли, которыми их предки владели сотни лет, были причислены к совершенно другим населенным пунктам Приднестровья. На общем собрании жителей села те, кто подписал контракты с приднестровской администрацией, извинились перед соседями и написали заявления об отказе от оформления правоотношений с "сепаратистами, пытавшимися насадить рознь между жителями села".

Ион Маноле сообщил журналистам, что прокуратура Молдавии также ведет уголовное дело по фактам "незаконной деятельности приднестровской администрации".

Как сообщает "ИНФОТАГ", юристы "Promo-Lex" оказывают бесплатную юридическую помощь крестьянам села Дороцкая начиная с 2005 г. Из-за препон, чинимых приднестровскими властями, более 8 тыс. га спорных земель с прошлого года не обрабатываются, передает молдавское информационное агентство. Приднестровская сторона утверждает, что на землях собирается урожай стоимостью $1,5-3 млн. в год. По мнению Тирасполя, вывоз его сельчанами в Молдавию наносит ущерб региону, поэтому правоохранительные органы Приднестровья всячески препятствуют этому, установив таможенный и пограничный посты. Из-за споров вокруг принадлежности земли застопорилась работа Объединенной контрольной комиссии, так как молдавская сторона настаивает на выводе "незаконных постов" ПМР из Зоны безопасности, а Приднестровье отказывается это делать.

Гагаузия: политическое уравнение со многими неизвестными

(газета "Время")

"28 сентября представители исполкома общественного движения "Единая Гагаузия" Михаил Формузал и Федор Гагауз провели в Кишиневе пресс-конференцию, на которой предложили журналистам в качестве темы для размышления инициативу региональных властей о внесении изменений в закон о выборе башкана (главы - прим. ИА REGNUM) Гагаузии. Как следовало из слов Формузала, в автономном территориальном образовании грядут законодательные перемены, которые не приветствуются оппозиционными силами и большинством гагаузских избирателей.

По версии Михаила Формузала, 19 августа большинство депутатов Народного собрания Гагаузии во главе с действующим башканом Георгием Табунщиком собрались на природе, чтобы в непринужденной обстановке принять один очень важный документ. Народные избранники якобы должны были согласиться с предлагаемыми изменениями в Уложение Гагаузии о выборе Башкана. Согласно новым правилам, выбирать главу автономии будет не народ, а члены законодательного органа Гагаузии, которых легче "купить и запугать", чем весь электорат. По словам лидера "Единой Гагаузии", после того как документ будет одобрен на региональном уровне, Народное собрание выйдет с данной законодательной инициативой к парламенту Молдовы.

М. Формузал отметил, что в Народное собрание входят 35 депутатов. Большинство из них - представители правящей партии. Как утверждает потенциальный претендент на кресло башкана Гагаузии, среди депутатов есть и несогласные с предлагаемыми изменениями, но идти против "политики власти" не посмеют, так как предупреждены, что лишатся бизнеса либо сами, либо кто-то из их родственников. Формузал утверждает, что на депутатов Народного собрания оказывается самое настоящее давление. Утверждение поправок в Уложение Гагаузии переносилось дважды из-за опасений, что со стороны населения последует неоднозначная реакция. Когда будут приняты поправки в Уложение, ни М. Формузал, ни его коллега Ф. Гагауз не знают. Но, по словам Формузала, депутатам запретили в этот день даже болеть. Отсутствие избранника народа на принятии поправок будет расцениваться как несогласие с новой буквой закона.

По словам Формузала, народ Гагаузии активно включился в обсуждение грядущих изменений законодательства. Собрание жителей прошло и в Вулканештах. Заседавшие приняли решение обратиться к депутатам Народного собрания Гагаузии от города Вулканешты с требованием голосовать против внесения изменений в Уложение. Михаил Формузал отметил, что на второй день после собрания у людей, участвовавших в его работе, стали производиться обыски без законных на то оснований.

Михаил Формузал утверждает, что он за демократический путь решения этого вопроса. Только народ вправе определить, кто будет выбирать главу автономии. Для этого следует провести региональный референдум, который и расставит все точки над "i".

А если все же изменения обретут силу закона, тогда, по словам лидеров "Единой Гагаузии", все может вернуться на круги своя. Если сейчас вопрос можно решить малыми силами, то позже развитие событий предсказать сложно. Возможно, пришедшие к власти национал-патриоты с их "чрезмерным радикализмом" будут действовать крайне резко. В отношении себя Михаил Формузал заметил, что даже при принятии изменений в Уложение Гагаузии он останется в рамках правового поля.

Об изменениях законодательства Гагаузии "Время" решило узнать непосредственно у башкана территориального образования Георгия Табунщика. К сожалению, мнение главы автономии нам так и не довелось услышать из-за его чрезмерной занятости. Но, как отметила советник башкана Нина Голобородько, ни о каких изменениях в Уложении Гагаузии не может быть и речи, так как на официальном уровне не было законодательной инициативы. Советник заявила, что, по всей видимости, это личная инициатива оппозиционных сил, которым хочется обострить ситуацию в регионе. Пока оппозиция устраивает представления, глава автономии занимается решением экономических и социальных вопросов региона. Со временем проведения пресс-конференции совпало торжественное открытие филиала фабрики по производству одежды "Asena-textil" в селе Конгаз Комратского района.

После разговора с советником башкана, "Время" в очередной раз вышло на лидера общественной организации "Единая Гагаузия" Михаила Формузала и попросило его помочь связаться с кем-либо из руководящих лиц Народного собрания Гагаузии или же депутатами. Господин Формузал ответил, что никто из депутатов, подписавших документ с изменениями, не согласится откровенничать с представителями средств массовой информации. Другое дело, визит в автономию, тайные встречи и неоглашение имен несогласных с нововведениями избранников народа. К тому же М. Формузал предположил, что об этой законодательной инициативе сейчас никто из официальных лиц Комрата говорить ничего не будет, так как такого поворота событий не ожидалось.

Депутат парламента от партии коммунистов Вадим Мишин отказался комментировать заявление лидера общественной организации "Единая Гагаузия", дав понять, что не стоит обращать внимание на публичные выступления лиц, не наделенных государственной властью. Но, как все же не преминул заметить В. Мишин, даже если эта инициатива и существует, выбирают все же народные избранники. А это нисколько не противоречит Конституции Молдовы.

Оазу Нантой, директор программы "Институт социально-политических исследований": "В Гагаузской автономии, как и в другом образовании, где есть конкуренция в борьбе за власть, зависимость от уровня гражданской культуры общества в целом, разного рода изменения в законодательстве, процедуры избрания на руководящие должности интерпретируются с точки зрения личных или групповых интересов. Так как сейчас у власти находятся коммунисты, то эта инициатива, вполне возможно, рассматривается местной оппозицией как козни правящей партии. С другой стороны, я хочу обратить внимание на то, как граждане гагаузской автономии участвуют в голосовании как на парламентских выборах, так и в Народное собрание. Я считаю, что в автономии нет реального функционирования национальных политических партий, а то, что существует, оставляет равнодушным большинство населения юга. После потрясений конца 80-х - начала 90-х годов наступило состояние апатии, когда политические конфронтации происходят на уровне группировок. В мире около 90 избирательных систем, но нет ни одной идеальной. Поэтому избрание башкана прямым голосованием или Народным собранием - это технология. В конечном итоге глава избирается либо большинством населения, либо депутатами, которые являются избранниками народа. Казалось бы, противоречий не должно было быть. К сожалению, у нас политические партии персонифицированы: воспринимаются не через доктринальные различия, а через личности. Это детский период развития демократии в нашей стране. Конечно, в таком случае возрастают роль правящей партии и степень ее влияния на формирование исполнительной власти в автономии. Я не считаю, что за этой инициативой следует усматривать чьи-либо козни. В итоге на протяжении последних лет все политические конвульсии, даже те, которые были связаны с идеей федерализации 2002 года, продемонстрировали, что гагаузская автономия не отделяет себя от молдавского государства. Я не хочу быть арбитром между этими двумя вариантами, но нужно, чтобы эти возможные изменения процедуры избрания башкана прошли обсуждение в рамках автономии, обсуждались в местных средствах массовой информации. Чтобы население воспринимало это не как козни официального Кишинева, а как решение, принятое Народным собранием автономии, исходя из волеизъявлений как народа, как и депутатов. Нужно только стремиться к тому, чтобы процедура была демократичной".

Президент Молдавии свершил тур по странам Прибалтики

Евроинтеграция Молдавии и фактическое нежелание Российской Федерации выводить войска из Приднестровья окрасили визит Владимира Воронина в Прибалтику 26-30 сентября очень дружественными нотками с элементами горячего понимания. Теперь Молдавия - одна из пяти стран-соседей Европейского союза, включенная в Правительственную программу Латвийской Республики. Об этом заявила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга на встрече с Владимиром Ворониным 26 сентября. Как сообщает "Время", 10 конкретных проектов касаются сотрудничества в таможенной сфере, местной, публичной администрации и обмена опытом в области кадровой политики. Кроме того, граждан Молдавии ждет упрощение визового режима при посещении этой прибалтийской страны.

Владимир Воронин немного не угадал формат и сказал, что "Латвию и Молдову объединяет общая история". Хотя, по мнению руководства Латвии и других прибалтийских стран, Молдавию объединяет с ними только историческая несправедливость и общие беды, вызванные близостью России. Именно это побудило президента Латвии подписать заявление, в котором Рига обязуется поддерживать усилия Кишинева по выводу иностранных войск с территории РМ. В этом же совместном заявлении закреплено, что Молдавия и Латвия будут сотрудничать в областях, связанных с безопасностью государств и их граждан, в том числе в борьбе против терроризма, организованной преступности, нелегального оборота оружия и наркотиков, а также против торговли людьми, пишет "Время".

Владимир Воронин провел встречи с председателем латвийского сейма Ингридой Удре, премьер-министром Айгарсом Калвитисом и мэром Риги Айварсом Аксеноксом. Беседа со спикером была посвящена европейской интеграции. "Латвия полностью поддерживает Республику Молдова в ее евроинтеграционных устремлениях и готова поделиться опытом, накопленным в процессе присоединения к ЕС", - заявила Ингрида Удре. Кстати, Латвия уже выступала с инициативой финансирования европейским сообществом процесса гармонизации молдавского законодательства со стандартами Евросоюза. С Айгарсом Калвитисом Владимир Воронин обсуждал вопрос экономического сотрудничества. В частности, Молдавия очень заинтересована в участии Латвии в работе "зеленого коридора" для поставляемой из Республики Молдова скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Латвийский премьер-министр готов поддержать эту идею и подчеркнул, в свою очередь, традиционный интерес к импорту молдавского вина. Кроме того, Айгарс Калвитис сказал, что деловые круги Латвии хотели бы поучаствовать в ряде энергетических проектов в Республике Молдова. Мэр Риги Айварс Аксенокс заверил Владимира Воронина, что их страна готова поделиться опытом в сфере модернизации столицы, пишет "Время".

Самым значительным результатом визита в Латвию стало решение об открытии в Риге молдавского дипломатического представительства для всех трех стран Прибалтики уже до конца этого года. Еще одна важная новость - уже согласовано асимметричное визовое соглашение Молдавии и Латвии. Документ предусматривает право латвийцев приезжать в Молдавию без виз, а для молдаван - возможность посетить Латвию без приглашения и по бесплатным визам. Итоги поездки в Латвию Владимир Воронин прокомментировал так: "Конструктивные дискуссии с латвийским руководством превзошли все мои ожидания", пишет "Время".

Из Латвии Владимир Воронин полетел в Литву. Там он встретился с президентом Валдасом Адамкусом и председателем сейма Артурасом Паулаускасом. Владимир Воронин пригласил Валдаса Адамкуса принять участие в процессе переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. Президент Молдавии уточнил, что после того, как в Одессе было одобрено расширение переговорного формата путем включения в них США и ЕС, глава литовского государства может принять участие в этом процессе в качестве наблюдателя или консультанта, пишет "Время".

Владимир Воронин отметил с удовлетворением, что среди экспертов ЕС, вовлеченных в обеспечение контроля и мониторинга приднестровского участка молдавско-украинской границы будет 10 экспертов в таможенной области из Литвы. Они войдут в состав группы экспертов ЕС из 60 человек, которые с 1 декабря 2005 г. будут участвовать в мониторинге молдавско-украинской границы, в том числе ее приднестровского участка.

Еще один традиционный вопрос молдавской политики - евроинтеграция - в очередной раз нашел понимание. Литовская сторона готова поддержать Молдову в процессе европейской интеграции. Кроме того, страна обязалась содействовать заключению Индивидуального плана действий партнерства между Республикой Молдова и НАТО, пишет "Время".

На встрече в Таллине 29 сентября с эстонским коллегой Арнольдом Рюйтелем Владимир Воронин обсуждал вопросы европейской интеграции и сотрудничества. Эстония обещала поддерживать демократические процессы в Молдове, реформы и гармонизацию с европейскими стандартами, а также процесс реинтеграции РМ. "Республика Молдова - одно из пяти государств, которые мы обязались поддерживать в процессе демократизации и экономических реформ", - цитирует Арнольда Рюйтеля "Время".

Министр иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Андрей Стратан обсудил открытие посольства Молдовы в Эстонии и перспективы сотрудничества в борьбе с отмыванием денег. За довольно сжатые сроки молдавская делегация смогла решить многие задачи. Главный итог визита - получение полной и однозначной поддержки в вопросах евроинтеграции и приднестровского урегулирования. Теперь Молдавия заручилась поддержкой государств, имеющих положительный опыт вступления в Европейский союз. Как отмечает "Время", геополитическое положение стран Прибалтики, безусловно, делает их стратегическими партнерами для Молдавии, находящейся в зоне интересов как России, так и ЕС. Поэтому их поддержка на мировых форумах и саммитах сможет существенно изменить общую атмосферу восприятия Западом Республики Молдова.

Состоялось первое совещание рабочих комитетов парламентской ассамблеи ГУАМ

27 сентября в Кишиневе прошло первое совещание рабочих комитетов Парламентской ассамблеи ГУАМ, в завершении которой делегации Республики Молдова, Грузии, Украины и Азербайджана приняли резолюцию о приоритетных областях развития и сотрудничества между странами-членами этой региональной организации. Как сообщает Info-Prim-Neo, в приветственном слове участникам заседания председатель парламента РМ Мариан Лупу подчеркнул, что социально-экономические и политические преобразования, которые происходят в этом регионе Европы, привносят в поле зрения сообщества проблемы, требующие объединения усилий для осуществления общих целей. Республика Молдова председательствует в ГУАМ в момент, когда страны-члены пересматривают национальное законодательство для приведения его в соответствие с европейскими требованиями и нормами, что придает новый качественный импульс сотрудничеству на законодательном уровне. Председатель парламента выразил надежду, что эффективное сотрудничество стран ГУАМ будет способствовать процветанию демократии, прав человека и осуществлению общих стремлений к европейской интеграции.

Мариан Лупу обратил внимание рабочих комитетов на тот факт, что на таких встречах приоритет должен быть отдан экономическому развитию и сотрудничеству стран ГУАМ. Председатель парламента подтвердил, что молдавские законодатели стремятся к установлению постоянного диалога с представителями стран ГУАМ в целях борьбы с организованной преступностью, с незаконным оборотом наркотиков, с торговлей оружием, а также для усиления борьбы с терроризмом и сепаратизмом, явлениями, представляющими опасность для всего региона. Мариан Лупу отметил, что ГУАМ, который находится в процессе преобразования в международную организацию, может в полной мере способствовать урегулированию региональных конфликтов, информирует Info-Prim-Neo.

Европа выделит Молдавии 1,3 млн. евро на демократические реформы

До сентября 2006 года Еврокомиссия и Совет Европы выделят 1,3 млн. евро на выполнение положений Совместной программы Европейской комиссии и Совета Европы по поддержанию демократических преобразований в Республике Молдова на 2004-2006 гг. На совместном заседании представителей Еврокомиссии, Совета Европы и Правительства Республики Молдова, прошедшем 30 сентября в Кишиневе, оглашены области применения этих средств, передает "БАСА-пресс". Поддержке подлежат министерство юстиции и Парламент в реформировании судебной системы. Кроме того, Еврокомиссия и Совет Европы выделят деньги на укрепление местной демократии, социальную защиту наиболее ущемленных категорий граждан, в том числе в сфере здравоохранения и, наконец, финансированию подлежат проекты в области защиты прав человека, в частности, в судебных инстанциях. До настоящего момента выделено 425 тыс. евро, из них 61,53% - Еврокомиссией.

Очередное заседание представителей ЕС, СЕ и правительства РМ состоится через 12 месяцев.

Европейский суд по правам человека рассмотрит на открытом процессе дело журналистов "Moldova 1"

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) назначил на декабрь открытые слушания по делу "Лариса Маноле и другие против Республики Молдова". Адвокаты истцов и представители молдавского правительства обсудят приемлемость и обоснованность иска. Он был подан сотрудниками Национального телевидения в 2002 году. Авторы иска требуют признать, что Республика Молдова нарушила право на свободу выражения путем установления цензуры на Национальном телевидении, передает REPORTER.MD.

Как заявил для агентства адвокат истцов, которые являются членами забастовочного комитета телеканала, Виталий Нагачевский, иск "Лариса Маноле и другие против Республики Молдова" является третьим случаем, когда процесс по молдавскому делу в ЕСПЧ будет открытым. До этого открытыми были только процессы "Митрополия Бессарабии против РМ" и "Илие Илашку и другие против РМ".

"Иск забастовочного комитета входит в категорию важных дел для Молдовы. Этот процесс поднимает многие проблемы относительно применения Европейской конвенции по правам человека в Молдове. Завершение этого дела послужит генератором для новой юриспруденции в нашей стране", - цитирует Нагачевского REPORTER.MD.

Как заявил для REPORTER.MD председатель забастовочного комитета Мирча Сурду, он ждет от завершения процесса в ЕСПЧ "материализованные аргументы того, что все происходит не зря". "Наш случай послужит примером для других СМИ, которые захотят бороться за права на свободу слова", - отметил Сурду.

Политик призывает Совет Европы продолжить мониторинг Молдавии

Председатель Народно-республиканской партии (НРП) Николай Андроник направил председателю Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линдену, генеральному секретарю Совета Европы Терри Дэвису и членам ПАСЕ письмо, в котором призвал к продолжению мониторинга Молдавии. Как сообщает "ИНФОТАГ", ранее с этой же инициативой выступил Альянс "Наша Молдова", который считает, что в республике продолжают нарушаться принципы СЕ.

По словам Андроника, "10 лет членства Молдовы в Совете Европы отмечены очевидным прогрессом, но, вместе с тем, не все взятые ею обязательства соблюдены в достаточной степени". Лидер НРА считает несоблюдение в Молдавии конституционного принципа разделения властей "фундаментальным нарушением принципов демократии и правового государства, из которого проистекают многие другие беды республики". "Власть в Молдове узурпирована одним человеком. Страной единолично правит лишь президент, который руководит всеми ветвями власти, государственными институтами и учреждениями волюнтаристским образом, исходя не из закона, а личных прихотей и настроений", - утверждает он.

Андроник отмечает, что политический консенсус, установившийся в Молдавии после 4 апреля 2005 г. после переизбрания Владимира Воронина на пост президента, на деле означает "полное исчезновение в стране парламентской оппозиции". Лидер НРП пишет, что, хотя формально госкомпания "Телерадио-Молдова" преобразована в общественную, а правительство отказалось от статуса учредителей газет "Молдова Суверанэ" и "Независимая Молдова", содержание этих СМИ и методы управления ими остались неизменными. В числе нарушений он называет и то, что глава государства сохранил полный контроль над составом и деятельностью судейского корпуса. "Те косметические изменения, которые затронули судебную систему, не позволяют говорить о ее реформировании таким образом, чтобы она гарантировала независимость, большую эффективность и профессионализм судов", - цитирует Андроника "ИНФОТАГ". По его мнению, "под видом очистки страны от мафиозных структур происходит силовой передел собственности, коррупция не уменьшается, полицейский аппарат сращивается с криминальными структурами, а принимаемые в сфере экономики законы лишь усиливают вмешательство государства в частный бизнес, ведут к его удушению и провоцируют незаконную миграцию". "Очень большую тревогу вызывает состояние дел в области местной публичной администрации, неправомерное и повсеместное вмешательство центральных органов власти в их деятельность. Молдавия остается крайне централизованным государством. Законодательство и практика в этой сфере не приведено в соответствие с Европейской хартией местного самоуправления", - отмечает Андроник. Исходя из этого он считает, что прекращать мониторинг Молдавии со стороны Совета Европы преждевременно.

Как напоминает "ИНФОТАГ", 3 октября в Страсбурге открывается сессия ПАСЕ, в ходе которой будет заслушан доклад о функционировании демократических институтов в Молдове и может быть принято решение о прекращении мониторинга республики.

Местные выборы 27 ноября обойдутся бюджету Молдавии дороже, чем летние

Центризбирком РМ назначил дату внеочередных выборов мэра Кишинева. Предыдущие две попытки избрать руководителя столицы (эта должность остается вакантной семь месяцев после избрания бывшего мэра в парламент - прим. ИА REGNUM) - 10 и 24 июля - провалились. Согласно решению ЦИК, 27 ноября состоятся выборы генерального примара столицы и руководителей еще 12 местных администраций.

Как сообщает REPORTER.MD, 30 сентября Центризбирком одобрил смету расходов на организацию и проведение местных выборов, которые пройдут 27 ноября. Выборы мэра Кишинева и других 12 населенных пунктов обойдутся в 2,97 млн. леев. Вице-председатель Центризбиркома Иван Куку заявил на заседании ЦИК, что для организации и проведения выборов в столице необходимо более 2 млн. леев.

По словам Куку, по сравнению с местными выборами, которые прошли нынешним летом, осенние выборы обойдутся дороже. Так, в соответствии со статьей 46 Кодекса о выборах, на оплату труда кандидатов предусмотрено 217 193 леев. Эта сумма составлена исходя из средней величины заработной платы по стране. По словам Куку, эта сумма приблизительна, поэтому в ходе регистрации кандидатов могут быть внесены изменения. По его словам, оплата будет производиться начиная со дня регистрации кандидата до дня проведения выборов, сообщает REPORTER.MD. В соответствии со статьей 37 Кодекса о выборах, кандидаты также смогут получить беспроцентные кредиты. Общая сумма, одобренная ЦИК, составляет 338 тыс. леев.

Вице-председатель ЦИК объявил также, что финансирование окружных избирательных советов обойдется в 252 тыс. леев, а деятельность избирательных бюро на участках для голосования - в 1,691 млн. леев, из которых на заработную плату их членов будет потрачено 1,103 млн. леев. На нужды Центризбиркома будет выделено 471 тыс. леев, информирует REPORTER.MD. На проведение местных выборов 10 июля из государственного бюджета было потрачено 2 млн. леев, а на проведение повторных выборов 24 июля - 1,6 млн. леев.

Согласно календарному плану, утвержденному ЦИК, списки кандидатов в окружные избирательные советы должны быть готовы уже 3-4 октября. Окружизбиркомы, в свою очередь, назовут дату начала регистрации кандидатов на участие в выборах.

27 сентября Центральная избирательная комиссия установила численный состав окружных избирательных советов и избирательных бюро. Представительство партий в них, согласно принятому решению, зависит от соотношения политических сил в парламенте. Как передают "НОВОСТИ-МОЛДОВА", в окружных избирательных советах с 9 членами от местного совета будут выдвинуты 2 кандидата, от Партии коммунистов (ПКРМ) - 4, от Альянса "Наша Молдова" - 2, от Христианско-демократической народной партии (ХДНП) - 1; в кишиневском избирательном совете плюс к этому будут еще два представителя судебных органов. В избирательных советах, состоящих из 11 членов, от местного совета представлено также два кандидата, от ПКРМ - 5, от "Нашей Молдовы" - 2, от ХДНП - 1, от демпартии - 1. Этого же алгоритма, когда число представителей зависит от количества мандатов в парламенте, ЦИК придерживалась и в утверждении численного состава в избирательных бюро.

Как сообщает Info-Prim-Neo, внепарламентские партии не согласны с алгоритмом образования избирательных органов. Исполнительный секретарь Партии социалистов "Patria-Родина" Валерий Крылов считает, что алгоритм образования избирательных органов неправильный, поскольку не приняты во внимание внепарламентские партии, которые на выборах 6 марта набрали более 10 процентов от общего числа голосов. Также, образование избирательных органов на основании партийной принадлежности может привести к совершению еще большего количества нарушений, сказал Крылов. Лидер Центристского союза Молдовы Михай Петраке заявил, что алгоритм неправильный, поскольку в избирательные бюро и советы должны были войти представители организаций по защите прав человека и гражданского общества, а не политических партий. Такого же мнения придерживается председатель Народной Республиканской партии Николае Андроник, который полагает, что в Молдавии в любых условиях будут нарушения на выборах, но тогда, когда соответствующие органы будут состоять из представителей партий, "возникнет еще больше вопросов". Вице-председатель Либеральной партии Дорин Киртоакэ сказал, что изменения в Кодекс о выборах внесены и нет резона обсуждать сейчас, хороши они или плохи. По его мнению, нужно предоставить алгоритму кредит доверия, а после выборов обсудить его эффективность.

Политические силы страны не спешат выдвигать свои кандидатов на должность мэра Кишинева. Пока только две партии назвали своих кандидатов: Либеральная партия предложила вице-председателя формирования Дорина Киртоакэ, а Европейская партия (ЕП) - также вице-председателя, экономического аналитика Вячеслава Ионицэ, сообщает REPORTER.MD.

"Ионицэ будет баллотироваться в качестве независимого кандидата, так как партия еще находится на этапе регистрации", - сообщили агентству в ЕП. Киртоакэ уточнил, что он решил принять участие в местных выборах и на следующей неделе подаст соответствующее заявление в ЦИК.

ХДНП, ПКРМ и Альянс "Наша Молдова" (АНМ) еще не решили, кого выдвигать на должность генерального примара муниципия. Как заявил для REPORTER.MD лидер АНМ Серафим Урекян, решение о выдвижении кандидатуры от АНМ будет принято после учреждения окружной избирательной комиссии, в настоящее время идут дискуссии относительно потенциального кандидата. По словам Урекяна, окончательное решение будет принято политическим бюро АНМ. Источники в ХДНП и ПКРМ также объявили, что решение по вопросу выдвижения своих кандидатов будет принято в течение следующих двух недель.

Как сказал REPORTER.MD бывший кандидат на местных выборах 10 июля от ХДНП Георге Сусаренко, "скорее всего, он не будет выдвигаться кандидатом на выборах 27 ноября". Думитру Брагиш, который 10 июля баллотировался в качестве независимого кандидата, в свою очередь заявил, что еще не принял решение о своем участии в предстоящих местных выборах. В то же время Брагиш заявил, что включиться в предвыборную кампанию без поддержки нескольких политических сил изначально означало бы провал. Он выступил также с идеей организовать круглый стол, чтобы обсудить возможность выдвижения единого кандидата от демократических сил. "Если моя кандидатура не будет предложена, я готов поддержать другого кандидата, в том числе Серафима Урекяна", - отметил Брагиш.

В соответствии с решением ЦИК, кандидаты на должность генерального примара Кишинева смогут зарегистрироваться до 28 октября.

Раскол в стане оппозиции

Лишь 26 сентября министерство юстиции РМ зарегистрировало результаты съезда Альянса "Наша Молдова", состоявшегося в июне нынешнего года. На этом съезде Серафим Урекян был избран лидером АНМ, внесены изменения в устав и программу партии. Как считают в руководстве партии, молдавская власть намерено затягивала регистрацию результатов съезда. "Решение об отказе регистрировать их 26 августа было принято с нарушением предусмотренных сроков и основывалось на непредусмотренных законодательством мотивировках. Тема была использована некоторыми СМИ для информационных атак против АМН", - отмечается в сообщении АНМ, которое цитирует "ИНФОТАГ". АМН обжаловал отказ министерства юстиции зарегистрировать решения съезда в Апелляционной палате и готовился жаловаться в Европейский суд по правам человека. Теперь "мотив судебного разбирательства исчерпан, и партия отзывает свое заявление из Апелляционной палаты". Лидер АМН Серафим Урекян расценил решение о регистрации как "одну из первых политических побед после парламентских выборов и как отступление авторитарного давления перед лицом демократии".

28 сентября более 30 членов национального политического совета Альянса "Наша Молдова" предложили созвать чрезвычайный съезд партии. Один из лидеров партии Думитру Брагиш отметил на пресс-конференции в агентстве "ИНФОТАГ", что в последнее время АМН "практически выпал из активной политической жизни республики". "Повышение цен на нефтепродукты, важнейшие политические события - все это проходит мимо партии и без ее вмешательства", - отметил он. Сторонники Брагиша, среди которых несколько депутатов парламента, подписали заявление, в котором подчеркивается, что "после парламентских выборов на политической арене Молдовы появились благоприятные предпосылки для консолидации АМН и его утверждения как действительной оппозиционной силы". Они считают, что этого не случилось "из-за непонятных планов по продвижению личных или групповых интересов в ущерб интересам всех членов партии". "Некоторые представители руководства партии скатились до нарушения элементарных моральных норм и положений устава партии. Предпринят ряд мер, направленных на сужение внутрипартийной демократии, на исключение разнообразия мнений", - отмечается в документе. Члены АМН заявили, что в результате пострадал имидж партии, "а внутренняя борьба стала приоритетной по отношению к программным задачам продвижения демократии и защиты прав и свобод членов политического формирования".

Они считают, что "их гражданский долг" состоит в том, чтобы не допускать в дальнейшем "недемократические процессы внутри АМН, которые ставят под угрозу жизнеспособность и целостность партии", сообщает "ИНФОТАГ". По их мнению, если положение не изменится, "АМН рискует превратиться в аморфную структуру, которая будет проводить узкие интересы одной группировки в ущерб интересам большинства членов партии". Участники пресс-конференции заявили, что, в случае созыва чрезвычайного съезда партии, на нем может встать вопрос о смене партийного руководства.

Как уже сообщало агентство "ИНФОТАГ", на съезде Альянса "Наша Молдова" в июне нынешнего года был упразднен институт сопредседателей партии. Единственным председателем был избран бывший примар Кишинева Серафим Урекян, который является и лидером парламентской фракции. Министерство юстиции в течение трех месяцев отказывалось регистрировать эти изменения, из-за чего назревал скандал среди сторонников и противников Урекяна в АНМ. На прошлой неделе министерство юстиции зарегистрировало решения съезда партии.

В ответ на заявления группы недовольных лидер АНМ Серафим Урекян отметил, что это формирование является самой сильной партией в Молдавии, которую невозможно разрушить изнутри. "Наши враги пытаются разрушить нас изнутри. Это следует из действий, предпринятых Дмитрием Брагишем и другими членами партии, стоящими за спиной группы, которая направлена против реформированного АМН", - цитирует Урекяна REPORTER.MD. По поводу созыва чрезвычайного съезда Урекян отметил, что он может состояться в соответствии со статусом АМН и только при наличии веских мотивов.

Партии поддержат деньгами налогоплательщиков

Государства, физические и юридические иностранные лица, учреждения местной и центральной публичной администрации, профсоюзы и фонды, религиозные организации, а также анонимные лица не вправе финансировать политические партии Молдавии. Это предусматривает закон о финансировании политических партий и предвыборных кампаний, одобренный правительством 28 сентября. Как передает агентство "ИНФОТАГ", министр юстиции Виктория Ифтоди отметила на заседании, что законопроект разработан на основании рекомендаций Комитета министров Совета Европы. "Партии являются обязательным элементом демократической политической системы, важным фактором, способствующим определению и выражению политической воли граждан. Они должны финансироваться на основании единых стандартов для предупреждения и борьбы с коррупцией. Одобренный документ устанавливает правила финансирования политических партий и других общественно-политических организаций, в том числе в период предвыборных кампаний, контроль за финансированием, а также ограничения и санкции в случае несоблюдения установленных норм", - сказала министр.

В соответствии с законопроектом, источником финансирования партии могут быть членские взносы, доходы от собственной деятельности, пожертвования, субсидии из государственного бюджета, средства от передачи в аренду помещений и другой находящейся в собственности партий недвижимости, банковские проценты, средства от проведения семинаров на политические, экономические и социальные темы, информирует "ИНФОТАГ".

Пожертвования партии не могут превысить на протяжении налогового года 15 тыс. условных единиц (условная единица равна 20 леям). В предвыборном году пожертвования не могут превысить 30 тыс. условных единиц. Пожертвования физического лица политической партии не могут превышать 500 у.е. в год, а юридических лиц - 1500 у.е. и могут быть осуществлены лишь при условии отсутствия долгов по выплате налогов. Предоставленная политической партии сумма из государственного бюджета в течение года не может превысить 0,02% от предусмотренных доходов в бюджет на финансирование политических партий, принимающих участие в парламентских выборах, передает "ИНФОТАГ".

Политические партии, имеющие с начала созыва парламента представителей в парламентских фракциях, получат равными долями основную субсидию, затем дополнительные субсидии, пропорциональные количеству полученных мандатов. Политические партии, принявшие участие в предвыборной кампании и не добившиеся парламентских мандатов, будут субсидироваться из оставшейся суммы пропорционально количеству набранных голосов. Участвующие в предвыборной кампании политические партии смогут воспользоваться также беспроцентными кредитами из государственного бюджета, передает "ИНФОТАГ".

Контроль за использованием политическими партиями предоставленных субсидий и кредитов из государственного бюджета призвана осуществлять Счетная палата, а других финансовых средств - налоговые службы.

"Газпром" готов выкупить долю Приднестровья в "Молдовагазе"

"Газпром" готов выкупить долю Приднестровья в молдавско-российском АО "Молдовагаз". Об этом заявил заместитель председателя правления российского газового холдинга Александр Рязанов в интервью журналу "Газпром".

Комментируя одностороннее решение властей Приднестровья о выходе "Тираспольтрансгаза" из состава акционеров АО, он сказал, что предложил "разрешить конфликтную ситуацию путем переговоров с возможным выкупом акций Приднестровья в "Молдовагазе" и организации на территории Приднестровья предприятия со 100-процентным участием "Газпрома". По его словам, "переговоры идут сложно, но сдвиги есть".

Как сообщал ранее "ИНФОТАГ", власти Приднестровья самоустранились от работы в "Молдовагазе" весной нынешнего года и заявили о намерении создать собственное приднестровско-российское предприятие для поставки в регион и транзита через него газа. "Хотя законодательство ни одной страны мира не позволяет участнику АО выйти из числа учредителей вместе с имуществом - можно лишь продать свою долю акций или договориться с другими акционерами о разделе собственности, - Приднестровье, пользуясь своим неопределенным статусом, пытается самостоятельно управлять газопроводами на ее территории", - сказал Рязанов.

Он подтвердил, что задолженность приднестровских потребителей за российский газ превысила $1 млрд. "Это огромная цифра для такого небольшого региона. Быстро решить данную проблему невозможно. Часть долга можно было бы погасить промышленными активами. И мы ведем переговоры на этот счет. Пока нам передали только один цементный завод, который "Газпром" реализовал стороннему инвестору и получил "живые деньги". Кроме того, необходимо подписать соглашение о реструктуризации задолженности. Но самое важное - выйти на 100-процентную оплату текущих поставок, чтобы долг хотя бы не нарастал. В Молдове нам это уже удалось сделать, а в Приднестровье - пока нет", - отметил Рязанов.

Справка "ИНФОТАГ": АО "Молдовагаз" создано в 1999 г. Уставный капитал предприятия - 1,33 млрд. леев. 50% плюс одна акция принадлежит "Газпрому", 35,33% - правительству Молдовы, 13,44% - комитету по управлению имуществом Приднестровья, остальное - 1705 частным акционерам.