6 октября 2005 года истекает шестимесячный срок, отведенный для того, чтобы российская сторона выполнила решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по первым шести делам, выигранным жителями Чечни. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции в Москве 30 сентября заявили представители Правозащитного центра "Мемориал", выступавшего в Страсбурге в качестве представителя заявителей. В связи с близящимся истечением срока исполнения решений Страсбургского суда ПЦ "Мемориал" подготовил замечания со стороны заявителей, которые будут рассмотрены 10-11 сентября на заседании Комитета министров Совета Европы - органа, наблюдающего за деятельностью Страсбургского суда и исполнением его решений.

Как рассказал на пресс-конференции юрист ПЦ "Мемориал" Кирилл Коротеев, 15 сентября заявителям была перечисленная денежная компенсация, присужденная Страсбургским судом, однако невыполненными остаются меры, содержащиеся в тех же решениях. В частности, ЕСПЧ потребовал от России: перевести решения суда и их резюме на русский язык обнародовать и распространить их в судах, правоохранительных органах, частях вооруженных сил и внутренних войск; возобновить расследование уголовных дел по трем эпизодам в ходе первой Чеченской войны, когда пострадали заявители и их близкие, и привлечь виновных к уголовной ответственности.

Кроме того, Страсбургский суд отметил необходимость пересмотра как российского антитеррористического законодательства, так и уставов, инструкций и прочих актов, регулирующих применение оружия, и необходимость создания системы обучения следователей, прокуроров, судей и военнослужащих соответствующим стандартам Европейской конвенции по правам человека и международному гуманитарному праву.

Напомним, 24 февраля 2005 года Страсбургский суд вынес решения по шести "чеченским делам" - делам Хашиева (№ 57942/00) и Акаева (№ 57945/00) против России, связанным с убийством родственников заявителей в Старопромысловском районе г. Грозный в январе 2000 года, делам Исаевой (№ 57947/00), Юсуповой (№ 57948/00) и Базаевой (№ 57949/00) против России, связанным с бомбардировкой колонны беженцев, покидавших Чечню во время военных действий 29 октября 1999 года, а также делу Исаева (№ 57950/00) против России в связи с неизбирательной бомбардировкой и обстрелом села Катыр-Юрт 4-5 февраля 2000 года. 6 июля решения по этим делам вступили в силу.

"Мы будем настаивать на том, чтобы позиция Комитета министров в отношении Российской Федерации была максимально жесткой до тех пор, пока необходимые меры не будут приняты, - заявил Кирилл Коротеев. - Очень легко платить деньги, тем более, что денег сейчас у нас много. Нужны другие меры, чтобы это не повторилось, чтобы разрушился климат безнаказанности".

Комментируя ситуацию с "чеченскими делами", член Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов обратил внимание на то, что данные дела имеют большое международное значение, так как в них впервые в практике Страсбургского суда затрагиваются вопросы гуманитарного права в условиях проведения общевойсковой операции с применением тяжелого вооружения неизбирательного действия. В то время, к которому относятся эпизоды, рассмотренные судом, в Чечне шла война, в ходе которой "массированное неизбирательное ведение огня составляло систему". "Жителей на эвакуировали и не планировалась их эвакуация", - сказал он.

Страсбургский суд, в частности, счел виновными в массовой гибели мирного населения в селе Катыр-Юрт генерал-майора Владимира Шаманова, на момент событий руководившего оперативным штабом Западной зоны ответственности в Чечне, командовавшего в то время группировкой федеральных сил в Чечне, а также генерал-майора Якова Недобитко, непосредственно командовавшего операцией в данном селе. Как подчеркнул Александр Черкасов, вина этих и других старших офицеров в других "чеченских" делах также может быть доказана. При этом он особо отметил, что действия обеих сторон конфликта - и федеральных сил, и боевиков были равно бесчеловечными - одни обстреливали села, где наряду с боевиками находились мирные граждане, используя оружие неизбирательного действия, а другие, сознавая, что их преследуют федеральные силы, и обстрел неизбежен, сознательно заходили в населенные пункты, не заботясь о безопасности населения. "Решения Страсбургского суда о необходимости избирательного применения силы жизненно важны, - подчеркнул правозащитник. - Суд признает, что были обстоятельства, требующие применить силу. Но он говорит о необходимости избирательного и соразмерного применения силы, без чего ее применение превращается в военное преступление".

В то же время, отметил Черкасов, Страсбург не может принудить Россию исполнять его решения. Фактически это дело доброй воли правительства России. Между тем, как отмечали участники пресс-конференции, механизмы выполнения решений Страсбургского суда в России в настоящий момент еще практически не отработаны. Правозащитники полагают, что за первыми шестью "чеченскими" делами, выигранными в Страсбурге, последуют еще десятки новых.