Под конец календарного месяца правительственный кризис на Украине объявили исчерпанным. Новый премьер был утвержден парламентом со второго захода и приступил к формированию Кабинета. Переломным моментом, по мнению информированных источников "Профиля", стала беседа тет-а-тет Ющенко с Януковичем вечером 21 сентября. "Два вчерашних непримиримых соперника благодаря энергичным манёврам Тимошенко оказались за одним столом переговоров и с очень близкими позициями.... В подписанном Ющенко и Януковичем меморандуме оппозиционерам обещаны проведение политреформы, отказ от политических репрессий и реприватизации, амнистия фальсификаторам выборов и принятие законов о главе государстве, правительстве и оппозиции, почти похороненных ещё при Леониде Кучме".

Кроме искомого компромисса, по замечанию тех же "информированных источников", характерно, что власть признала лидером оппозиции именно Виктора Януковича. "В день второго голосования по кандидатуре Еханурова полсотни "донецких" депутатов выглядели именинниками, почти президентской гвардией. Соратники Тимошенко из БЮТ, их тайные и явные союзники тщетно пытались апеллировать к президентской совести, напоминая о стремящейся вернуться в лоно власти Юлии Владимировне. Но Виктор Андреевич уже вошёл во вкус, ощутив себя сильным и энергичным Президентом, которого нельзя шантажировать. Он перед лицом депутатского корпуса реформировал Банковую - переименовал государственного секретаря в руководителя президентского Секретариата, отобрал у СНБОУ полномочия, позволявшие давить на силовиков и суды, а также ликвидировал "хлебное место" своего первого помощника.

Продонецкий "Форум" расценивает переговоры Ющенко с Януковичем и подписание итогового Меморандума как попытку власти восстанвить утраченное доверие. Но более всего здесь акцентирует внимание на том, что с этого момента "Партия регионов" стала "законно признанной" оппозицией: "Прежде всего, лидер Партии регионов был официально признан лидером оппозиции, а его партия - соответственно оппозиционной силой. Далее, власть, подписав Меморандум, фактически признала, что проводит политические репрессии против оппозиции и осуществляет давление на судебные органы. Признав эти две вещи, власть пообещала ими больше не заниматься. Кроме всего прочего, со стороны власти были даны обещания урегулирования гарантий прав собственности, что предполагает прекращение процесса реприватизации".

На предмет "реальной оппозиции" и "реального лидера" существуют другие мнения: большинство украинских аналитиков и, похоже, некоторые заинтересованные лица в Кремле видят в этой роли отнюдь не Виктора Януковича, но об этом ниже. Что же до формирования нового Кабинета, круг характеристик, которым его наделяли эксперты, был изначально определен - оно называлось техническим, технократическим, переходным, временным и т.д. "Безусловно, в условиях кризиса, вызванного развалом оранжевой коалиции, была дискредитирована сама идея политического правительства, и формат функциональной стабилизационной команды казался ответом и на стоящие перед властью задачи, и на общественный запрос на "новую стабильность", - полагают авторы портала "Политика". "Стабильность снова стала востребованной, возможно даже в большей степени, чем запрос Майдана на изменения, сама идея которых была серьезно дискредитирована революционными экономическими практиками ЮВТ и ее PR-комиссаров.... После того, как из состава команды были выведены актуальные в постреволюционной конъюнктуре PR-диджеи и просто дискредитировавшие себя популистские фигуры, Украина в итоге получила гибридный "техно-политический" Кабмин". Если технократическая составляющая продиктована очевидными задачами стабилизационного порядка, то политическая заложена в природу правительства как минимум несколькими факторами, главный из которых - предвыборная коньюнктура.

В конечном счете, новое правительство Виктора Ющенко оказалось на 90% "секонд хендом", прошедшим санитарную очистку от сторонников Юлии Тимошенко. Большая часть новых кадров - верные члены НСНУ, констатирует "Трибуна". "Правительство профессионалов", в котором нет лиц с яркой политической харизмой, займется активной подготовкой к парламентским выборам 2006 года на стороне "партии власти" - "Народного союза "Наша Украина". По мнению экспертов "Трибуны", роль "доноров" избирательной кампании в новом Кабинете отведена министру МЧС Виктору Балоге, министру кабинета министров Богдану Буцу и новому министру строительства и архитектуры Павлу Качуре. Что касается нового вице-премьера по региональной политике Романа Бессмертного (ранее - вице-премьера по административной реформе), то, по мнению экспертов, он существенно расширил свои полномочия, что даст ему возможность стать главным "орговиком" НСНУ в Кабмине. Ющенко также попытался удержать в новом правительстве постпредов партий, которые могут примкнуть к НСНУ на парламентских выборах 2006 года. Видимо, поэтому лидер партии "Реформы и порядок" (ПРП) Виктор Пинзеник сохранил за собой пост министра финансов, считает глава Центра "Пента" Владимир Фесенко. По его мнению, президенту важно не допустить ухода ПРП в союзники Тимошенко. "В то же время, оставив Пинзеника на посту главы Минфина, президент подчеркнул преемственность экономической политики нового и старого правительств", - говорит Фесенко. Это, по мнению политолога, может закончиться солидарной ответственностью Ющенко с Тимошенко за экономические проблемы, созданные ее правительством.

"Киевский телеграф" точно также комментирует кабминовские рокировки в свете предстоящей избирательной кампании: После того как Анатолий Кинах получил новую прописку во власти, создание его предвыборного блока, вероятно, будет отложено, - полагает автор "КТ". - Скорее всего, Партия промышленников и предпринимателей объединится с "Народным союзом "Наша Украина". В противном случае получится не очень хорошо: пропрезидентская сила идет одним путем, а ответственный за безопасность страны - другим. Таким образом, ограничение предвыборных планов Анатолия Кинаха - прямое следствие его нового позиционирования во власти. Роман Бессмертный, которого тоже сватали на должность секретаря СНБО, остался вице-премьером. Но не по административно-территориальной реформе, а по региональной политике. Это означает, что, во-первых, Роман Петрович по-прежнему будет заниматься президентской партией "Наша Украина". Ликвидация приставки "по вопросам административно-территориальной реформы" означает, что с этой самой реформой покончено. До выборов никто дергаться в данном направлении не станет.

Другой очевидный итог сентябрьского кризиса - заявленная в СМИ "оттепель" в отношениях Киева и Москвы. Причем авторы "Украинской правды" предпочитают не видеть здесь "восточного поворота", но лишь бизнес-расчет: "ни Украина, ни Россия в области реальной политики не отступились от своих позиций. С того момента, как Герман Греф и Сергей Терехин констатировали чуть ли не полный отказ Украины от проекта ЕЭП, а также Саммита глав государств-участников СНГ, который показал абсолютную бесперспективность обсуждения судьбы Содружества и ЕЭП, ничего не изменилось. Ни Ющенко, ни Ехануров не говорили о смене ориентиров во внутренней и внешней политике. Никто не собрался ни предоставить русскому языку официальный статус, ни расширить права регионов, ни отказаться от вступления в НАТО, ни задержать в Крыму до, например, 2042 года российский Черноморский флот.... Просто Виктор Ющенко (через Александра Третьякова и Олега Рыбачука) и Юрий Ехануров послали Кремлю очень правильный сигнал. Они дали понять, что после отставки Тимошенко и ее верного оруженосца Александра Турчинова уже никто не будет ставить вопрос об отказе от деликатных схем торговли российским и туркменским природным газом и о судьбе знаменитой компании "РосУкрЭнерго"".

Парадоксально, но "восточный поворот" или "восточный компромисс" Ющенко, обусловленный уходом Тимошенко, похоже, не поможет самому Ющенко поправить отношения с Кремлем, настоящим "агентом Кремля" в Киеве станет все та же Юлия Владимировна: стратегическую ставку, полагают аналитики "УП", Россия все равно будет делать на оппозицию, а единственным реальным лидером оппозиции намерена стать Тимошенко. Соответственно, в ходе последней поездки в Россию Тимошенко получила от близких к Кремлю людей заверения в том, что разнообразная поддержка со стороны северного соседа совсем не исключена. И если телеканал "Интер", с августа 2005 г. подконтрольный российской группе "Евразхолдинг", вдруг начнет местами поддерживать "Батькивщину" и формирующуюся на ее базе оппозиционную коалицию, удивляться не стоит, - заявляет "Украинская правда".

Между тем "Главред" усомнился в позитивном результате двусмысленого дежавю: московские вояжи Тимошенко должны напомнить ее электорату о другом незадачливом премьере, но если то же в исполнении Януковича укрепляло его имидж как пророссийского политика на Востоке Украины, то Юлия Владимировна, чтобы ни говорили российские политологи, до сих пор главный акцент делает на ту часть электората, которая была далеко не в восторге от действий Путина во время прошлогодней президентской кампании. Более того, "сотоварищи Тимошенко в последнее время не раз намекали, что Ющенко предал идеи Майдана, подписав меморандум с Януковичем. Но ведь точно также в разряд предательств можно зачислить и возможные сепаратные переговоры Тимошенко с одним из главных антигероев Помаранчевой революции".

Однако большинство экспертов сходятся на том, что московская игра Тимошенко в большей степени ее собственный пиар и "попытка набить себе цену". "Москва слишком серьезно обожглась на президентских выборах в Украине, чтобы сделать ставку на одну политическую силу во время выборов парламентских".