Нам удалось добиться прямых контактов с представителями США и ЕС и провести с ними консультации - здесь, в Тирасполе, сказал министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай, выступая на пресс-конференции 29 сентября, передает корреспондент ИА REGNUM.

"В ходе консультаций в Одессе (имеются в виду консультации по приднестровскому урегулированию, которые прошли 26-27 сентября - прим. ИА REGNUM) я хотел бы отметить особую роль ОБСЕ, - сказал министр. - Конечно, тут у нас к ОБСЕ относятся неравнодушно и неоднозначно, ну да Бог им судья. Но давайте не забывать о том, что сегодня это единственное посольство, которое работает у нас в Приднестровье. Мы боремся за международное признание, и вот, на нашей территории, при огромном сопротивлении Молдовы фактически работает первое иностранное посольство, которое выполняет все полагающиеся посольству функции. Более того - миссия ОБСЕ обеспечивает все наши контакты с внешним миром, она обеспечивает передачу наших официальных бумаг, потому что почта Молдовы все наши письма перехватывает и уничтожает. Так что все документы по консультациям проходили через миссию ОБСЕ".

"Кстати, - продолжил Лицкай, - именно миссия ОБСЕ разработала статус для участия в формате переговоров представителей США и ЕС. Они войдут в переговорный формат как наблюдатели. Давайте же посмотрим, что наблюдатели могут и чего не могут.

Итак, согласно статусу наблюдателя, разработанному ОБСЕ, наблюдатели могут: принимать участие в рабочих заседаниях; выступать, задавать вопросы и отвечать на них; стороны имею право обращаться к наблюдателям; выступить с инициативой о созыве заседания (но не имеют права сами заседание созывать); предлагать проведение встреч и семинаров вне рамок процесса переговоров, "которые будут способствовать решению проблем".

А вот чего наблюдатели не могут делать: они не могут подписывать документов в переговорном процессе; они не принимают участие в принятии решений переговорного процесса; они не имеют права председательствовать на заседаниях.

Разумеется, наблюдатели имеют право комментировать происходящее. Разумеется, их позиция будет так или иначе оказывать влияние на процесс переговоров. Но ведь все это - и комментарии, и влияние - налицо и сегодня".

"Нас такой статус наблюдателей устраивает полностью, - подытожил Лицкай. - Посредников и гарантов, а также самих наблюдателей он также устраивает. Ну, правда, Молдова пыталась возражать, но это не повлияло на ситуацию".

"В Одессе, - рассказал глава приднестровского МИДа, - Молдова выдвинула очередной ультиматум: "мы не будем принимать участие в работе, если США и Евросоюз не будут включены в состав сторон в качестве равноправных членов". Понятно, что такая позиция исходила с самого верха: Воронина (президент Молдавии - прим. ИА REGNUM) вдохновило общение с Бэсеску (президент Румынии - прим. ИА REGNUM).

И что в результате? В результате делегация Молдовы все равно была вынуждена подписать итоговый документ. Что же до подключения новых участников переговоров, то оно возможно только при наличии согласия всех сторон, и это единое требование всех посредников и гарантов. И никакие односторонние приглашения Кишинева принять участие в переговорном процессе не работают и работать не будут. Молдова разослала приглашения ЕС и США - и не получила ответа. Зато когда мы обратились к наблюдателям с просьбой письменно подтвердить тот факт, что предложенный статус их устраивает, то нам ответили. Он их устраивает!"

"Я считаю, - сказал Лицкай, - что такой формат участия ЕС и США будет полезен для реального продвижения в урегулировании. Потому что до сих пор Кишинев очень сильно играл на противоречиях ЕС, США и России - сегодня Молдова туда побежала, завтра сюда... Молдова проталкивала собственные отчеты о ходе переговоров и проталкивала их вплоть до самых высших эшелонов в ЕС и в США, сбрасывая им искаженную информацию. К чему это приводило - понятно. Одна из главных причин неудачи "плана Козака" стал сам факт отсутствия консультаций с США и ЕС на ранних фазах его разработки. Сейчас и ЕС, и США будут получать прямую информацию о происходящем, от своих собственных представителей. И никакие односторонние документы Молдовы работать уже не будут".

"На заседании, - улыбнулся Лицкай, - я, ласково так, спросил господина Шову, главу молдавской делегации: вот вы написали письма в США и в ЕС - и что, получили на них ответы? Я не знаю как вам, г-н Шова, но нам они отвечают на наши письма - и показал ему письменное согласие американской стороны со статусом наблюдателя, разработанным ОБСЕ. Вот после этого и наступило время истерики: что США "должны" делать, а чего нет..."