Архангельск душат пробки, провал химической разведки и 100 цыган на полтора гектара: обзор прессы Архангельской области за 30 сентября

Архангельск, 30 сентября 2005, 16:53 — REGNUM  

Экономика

Пять штопоров для одной пробки (Архангельск)

Кто виноват?

Быстрее всех ответ на этот вопрос отвечают таксисты (у них он буквально от зубов отскакивает) - гаишники.

- Да ты посмотри на светофоры, - кипятится Саша, водитель такси с 15-летним стажем, - кто их так регулирует, это же настоящее издевательство. Вон на Урицкого, у съезда с железнодорожного моста, там же красный свет порой в обоих направлениях горит! А автобусов сколько развелось? Сейчас в Архангельске только частных автобусов почти 500 да муниципальных 80. То, что они загружают дороги, факт. Впрочем, так же как и легковые машины. Сейчас их в Архангельске почти 43 тысячи. Только за последний год, по официальным данным, легковушек стало на полторы тысячи больше, и весь этот транспорт ходит по узким городским улицам.

Архангельские дороги действительно узкое место. И больное. Однажды архитекторы уже признали, что город не рассчитан на такое количество авто. Строили его по генплану образца 60-х. Кто тогда думал, что в начале 90-х в стране начнется автомобильный бум? Тогда делали ставку на общественный транспорт. Личный, естественно, никто в расчет не брал. Впрочем, это было характерно для всей страны.

Что касается светофоров, то здесь тоже не все просто. В ГИБДД признают, что с точки зрения водителей управление движением происходит не всегда эффективно. Но ведь надо учитывать и интересы пешеходов!" - говорят инспекторы. А двойной красный тоже не от хорошей жизни возник.

- Там слишком узкая дорога для такого количества транспорта, - объясняют сотрудники ГИБДД. -движется весь поток машин северодвинского направления. Для уменьшения числа происшествий приходится идти на такие меры.

Как бы там ни было, но транспортную инфраструктуру необходимо менять. Тем более что и ответ на вопрос "что делать?" в общем-то готов. По крайней мере, у отечественных экспертов идеи есть. С ними нас познакомила руководитель агентства "Автодорожный консалтинг" Елена Сваткова.- ЧТО ДЕЛАТЬ?

Оказывается, есть несколько направлений решения проблемы пробок. Так сказать, "штопоров". Впрочем, сами эксперты используют более политкорректный термин - "решение транспортных проблем крупных городов". Предлагают они следующее: перестраивать и расширять городские дороги, внедрять современные системы регулирования для управления существующей сетью, увеличивать площади парковок, развивать общественный транспорт, перевести отдельные связи в составе улично-дорожных сетей (УДС) в магистрали с повышенным скоростным режимом. Начнем по порядку.

Предположим, что ширину проезжей части улиц и перекрестков Архангельска удалось расширить вдвое. Решит ли это проблему? Вряд ли. Во всяком случае, как показывает чужой опыт, развитие транспортной ситуации аналогично напору воды у плотины: расширение отверстия для пропуска потока тут же привлечет дополнительные объемы и восстановит прежний уровень.

Поэтому расширение проезжей части улиц в два раза проблему не решит, поскольку для удовлетворения только нынешнего спроса требуется увеличение пропускной способности УДС не менее чем в пять раз.

Можно уверенно прогнозировать, что ситуация не улучшится, а ухудшится, т. к. расширение в условиях сложившейся застройки означает появление дополнительных проблем. Например, снос зданий и сокращение площадей зеленых насаждений. Неизбежное следствие этого - ухудшение качества среды проживания. И что теперь - не строить? "Строить, но на основе иных принципов генерального планирования городов, чем просто расширение", - говорят эксперты.

Следующая попытка: внедрить современные системы управления существующей сетью движения. Нынешние методы и технические средства регулирования его в российских городах рассчитаны на транспортные потоки малой плотности. Но, предположим, удалось изыскать средства для установки совершенной системы регулирования дорожного движения. Удастся ли решить проблему? Похоже, что нет.

По мнению экспертов, на это есть ряд причин. Во-первых, повышения пропускной способности не достичь, если системы регулирования не охватывают всю сеть, хотя внедрение можно проводить поэтапно, отдельными участками. Во-вторых, внедрение этих систем требует соответствующего правового обеспечения, поскольку они должны базироваться на "правилах игры", одинаковых для всех. Сможет ли Архангельск обойтись, например, без практики перекрытия движения для пропуска важных лиц? Вопрос риторический.

Идем дальше - к парковкам. В советские времена потребность в них просто игнорировалась, а нормы, закладываемые при строительстве административных зданий и объектов массового посещения, оставались на уровне 30-х годов (два - пять авто согласно решению ЦИК). Поэтому ситуация, когда значительная часть транспорта стоит на проезжей части улиц, неизбежна.

Такова реальность. Как полагают эксперты, в условиях существующей застройки выходов может быть два: строительство многоэтажных наземных и подземных гаражей одновременно с введением жесткой политики - объект не может быть принят в эксплуатацию без необходимого количества парковочных мест.

Впрочем, опыт западных стран показывает, что политика развития парковочных мощностей должна проводиться через генеральное планирование. В США проблема парковок была решена еще в 20-е годы. А в России в условиях сложившейся застройки полное удовлетворение спроса на стоянки не представляется возможным. Выходит, не строить? Да нет, строить, но с учетом замены российских парковочных норм нормами стран с высоким уровнем автомобилизации. Таков вердикт экспертов.

А вот теперь гвоздь программы - развитие общественного транспорта. Откровенно говоря, рост числа личных автомобилей во многом был вызван плохой работой и низким уровнем комфорта в общественном транспорте. И теперь нам снова предлагают его развивать? Да, говорят эксперты. Аргументы у них, как всегда, готовы.

Улично-дорожные сети всех крупных городов Советского Союза традиционно были ориентированы на удовлетворение транспортных потребностей населения с помощью общественного транспорта. Российские муниципальные перевозчики в условиях рыночной экономики по ряду причин оказались не в состоянии предоставить населению количество услуг, адекватное спросу, что резко снизило их качество. Образовавшийся дефицит восполнили частные перевозчики, появившиеся в середине 90-х. Из-за отсутствия единой государственной политики их внедрение реализовывалось по собственному сценарию. Закономерность такова: там, где власти изначально устранились от регулирования рынка муниципальных транспортных услуг, к частным перевозчикам особенно много претензий.

Следуя объективному "при становлении рыночной экономики процессу социального расслоения общества, муниципальный и частный общественный транспорт начали приобретать своих пользователей, принадлежащих к разным социальным группам. Понятно, что потребности у всех разные, особенно в уровне комфорта. По мнению экспертов, комфортность и является одним из основных критериев, определяющих конкурентоспособность поездки на общественном транспорте. Конечно, есть и другие, но базовый, фундаментальный - именно этот. Все остальное - от качества подвижного состава до удобной сети маршрутов - не более чем приложения, хотя и важные.

Впрочем, удовлетворение всех необходимых критериев возможно только в рамках единой муниципальной политики, координирующей действия двух видов общественного транспорта - муниципального и частного. Общественный транспорт должен быть единой системой, а не суммой организаций. Как говорят специалисты, сочетание муниципального и частного общественного транспорта в рамках единой системы является важным условием для привлечения максимально возможной части населения и сохранения ведущей роли общественного транспорта.

И последнее - внедрение магистралей с повышенным скоростным режимом. Практически безостановочным. Здесь тоже не все гладко. В США и европейских странах опыт применения скоростного режима движения на отдельных улицах дал обратный эффект: они начинают привлекать потоки машин и концентрировать движение, в результате малейшее нарушение плавности (например, ДТП) создает еще более масштабные пробки.

Поэтому был сделан вывод: сеть скоростных городских магистралей нужна для современного мегаполиса, но не должна быть встроенной в УДС города. Она должна быть переведена в плоскость второго яруса, функционировать как самостоятельная сеть, необязательно совпадая по очертаниям с наземной. Ее функция - связь с пригородом и обслуживание транзита, она способна привлечь в мегаполисах 75-80% городского движения, оставляя наземную сеть в "пользовании местного общественного транспорта. Формирование сети второго яруса требует десятилетий, но учитывать ее перспективу в генпланах городов необходимо как можно раньше.

Идеальная модель

Так существует ли модель идеального движения? Эксперты говорят, что при известном старании ее можно не только создать, но и внедрить в жизнь. Правда, для этого требуется выполнить ряд условий. И охотно их перечисляют: новый подход к генеральному планированию с учетом долгосрочных перспектив (поскольку решения в области транспортной инфраструктуры затрагивают все сферы жизни сообщества и имеют далеко идущие последствия); многостороннее сотрудничество (поскольку устойчивая и производительная транспортная система - результат "командных" усилий многих "игроков"); партнерство государственного и частного секторов (поскольку многие объекты инфраструктуры имеют коммерческий потенциал и могут реализовываться с помощью частных инвестиций, дополняющих ограниченные средства бюджета).

Кое-какие из этих рекомендаций похожи на фантастику, почище двухярусного движения на улицах Архангельска. Во всяком случае я для себя сделал такой вывод: так просто пробки из моей жизни не исчезнут. Даже если использовать все пять штопоров одновременно. Почему? А на это у меня, как и у экспертов, подготовлена цитата: Правда, не из исследований, а из анекдота.потому что "это наша родина, сынок!".

Экология

Небогатый "улов" экспедиции (Север)

Тайна гибели рыбаков на озере Сюрзи до сих пор не разгадана. Именно поэтому с 9 по 15 сентября там вновь работала экспедиция, состоящая из 11 человек.

В ее состав на этот раз входили сотрудники Московского института океанологии РАН, представители областного комитета по экологии, областной службы МЧС. От нашего района в работе экспедиции принимал участие ведущий специалист по природопользованию администрации МО "Мезенский район" Ф.А. Широкий. К сожалению, представителю мезенского телевидения Н.Ф. Окулову места на борту вертолета не хватило.Как сообщили участники экспедиции на пресс-конференции, состоявшейся в аэропорту Мезень буквально перед их вылетом в Архангельск, все задачи, поставленные перед ними, они выполнили. Причем никаких симптомов отравлений у членов группы за проведенные на озере семь дней не было. Конечно, при этом использовались всевозможные меры предосторожности, за которыми строго следила служба химической разведки.

По словам руководителя экспедиции, сотрудника Института океанологии А.А. Пронина, ими проведена съемка гидролокатором поверхности дна озера. При этом Андрей Ардалионович отметил, что локатор имеет достаточно высокоразрешающие показатели, позволяющие определять на дне объекты даже небольшого размера.

Несмотря на осмотр фактически всей акватории озера, из техногенных объектов экспедиции обнаружить ничего не удалось. (Одна из версий предполагала наличие на дне ступени ракеты).Правда, ученые довольно долго обследовали один условно "аномальный объект" - большую круглую яму правильной формы, диаметром в три метра и глубиной в один метр, поскольку песчаный грунт и крутые края ямы нехарактерны для данного рельефа.

Но с помощью подводного телеуправляемого аппарата "ГНОМ" москвичи позднее убедились в том, что она карстового, естественного происхождения. На озере их несколько, правда, остальные меньшего размера, но все они, скорее всего, связаны с геологией, в частности, с возможным присутствием здесь нефти.

Единственным объектом на дне озера, связанным с жизнедеятельностью человека, оказалась рыболовная сеть, оставленная уже известными многим Шитиковыми, приезжавшими порыбачить из Лешуконского района. Других посторонних объектов и отклонений от окружающего фона химической разведкой не обнаружено.

Ведущий специалист областного комитета по экологии В.В. Воронин тоже подтвердил, что из ряда вон выходящих загрязнителей там нет, поскольку на озере давно уже никто не рыбачит. Выловленная же участниками экспедиции рыба по проведенному визуальному мониторингу аномалий не имеет ни по внутренним, ни по внешним кожным покровам.

По просьбе сотрудника СевПИНРО доктора биологических наук А.П. Новоселова для химического анализа экспедицией был взят сиг, поскольку Александр Павлович именно в этой области считается большим специалистом. Взяты на анализ и проба воды на токсичность, которая будет отправлена в ведущую экологическую лабораторию области "СЛАКИ", и донные отложения.

Подводя итоги работы экспедиции, Василий Владимирович еще раз подчеркнул, что отрабатываемая ими версия об упавшей на дно озера ступени не подтвердилась, хотя считалось, что именно техногенный объект периодически фонит при изменении горизонтов воды в озере. Но это, по его словам, лишь предварительные результаты. Окончательные итоги будут подведены только после тщательно изученной совместно собранной информации, которую обработают сотрудники Института океанографии.

Общество

Ромалы готовы продать свои владения (Правда Севера)

Противостояние между волгоградскими цыганами, обосновавшимися в поселке Жаровиха, и мэрией города Архангельска продолжается.

Разбирательства в храме Фемиды, напомним, остановились пока на решении судьи, обязывающем ромалов снести свои постройки самостоятельно. Муниципалы это сделать не вправе, так как земля, на которой стоит жилье, принадлежит волгоградцам. Единственное, что остается в администрации округа Варавино-Фактория - регулярно носить переселенцам письма-извещения о решении суда. Цыгане же даже не помышляют исполнять его, хотя и их крепкие нервы, чувствуется, начинают сдавать.

Как мы уже писали, за свой отъезд из города ромалы запросили у городской администрации три миллиона рублей - сумму, которую они потратили на "облагораживание" болотистого жаровихинского куска земли в полтора гектара. У мэрии для переселенцев таких денег нет. Александр Донской недавно заявил, что пойдет навстречу ромалам только в одном: каждому из них купит по билету на обратную дорогу в Волгоград.

В минувший вторник мы наведывались в поселок, чтобы узнать настроение ромалов. Они рассказали, что сейчас в Жаровихе чуть более ста цыган. За год жизни в Архангельске в "таборе" родилось шесть малышей. Скоро из Волгограда приедут еще несколько "родственников". Поэтому продолжается строительство - надо же куда-то определить вновь прибывающих. Цыгане и так уже живут по четыре семейства в доме.

По словам поселенцев, они не собираются сдавать позиции, пока потраченные деньги не вернутся в их карман. Надеются на московских и европейских защитников. Хотя допускают компромисс. Может быть, найдется какой-нибудь предприниматель, который купит цыганские полтора гектара с 16 деревянными постройками. О цене готовы торговаться, согласны на рассрочку, так как все равно смогут уехать только к следующему лету, когда потеплеет.

Мэрия, кажется, не против такого поворота событий. А пока Донской собирается с помощью адвокатов добиться через суд решения о сносе построек силами муниципалитета. Свое стремление - отправить цыган восвояси - он подкрепляет письменными претензиями населения к переселенцам: мол, воруют, пристают с гаданиями, загадили местную колонку и так далее.

Сами ромалы считают, что отношения с соседями у них нормальные. Правда, якобы в школе в поселке Силикатчиков цыганят шпыняют учащиеся старших классов. А гадать они, мол, вынуждены, так как на работу в Архангельске устроиться не могут. Жалуются, что надо что-то делать с пропиской: срок временной регистрации закончился, а без нее даже в больницу не обратиться.

А недавно в поселок заглядывали сотрудники УВД. Как выяснилось, основываясь на заявлениях горожан, милиция организовала рейд: "отлавливали" назойливых гадалок. Составили одиннадцать протоколов по административным нарушениям - цыгане заплатят штраф. Такие рейды УВД собирается проводить регулярно.

Оперативный диагноз (Северная магистраль)

В службе пути Горьковской железной дороги создали систему контроля за соблюдением технологии обследования рельсов. Сейчас все дистанции пути имеют дефектоскопы нового поколения, оснащенные регистраторами характеристик состояния рельсов. Однако о "самочувствии" рельсов судит не оператор, непосредственно осуществляющий осмотр, а расшифровщик цеха дефектоскопии - после прочтения компьютерного "послания" регистратора. Но оператора и расшифровщика всегда разделяет расстояние, порой в несколько сотен километров. Поэтому 3-4 дня проходит, прежде чем расшифровщик увидит опасный дефект и примет необходимые меры.

Чтобы ускорить процесс прочтения дефектограмм, на дороге организован Центр оперативной обработки данных контроля средств дефектоскопии. Теперь оператор после прохода участка на ближайшей к нему станции подключает регистратор к компьютеру, и информация в считанные секунды поступает опытному расшифровщику в Нижнем Новгороде.

Именно здесь принимается оперативное решение: только ограничить временно скорость движения поездов или немедленно приступить к замене "больного" рельса.

МУПы - под контроль, ДК - под присмотр (Моряна)

Вчера состоялась очередная, шестая по счету, сессия районного Собрания депутатов. На повестке дня самые волнующие вопросы: теплоснабжение и внесение изменений в бюджет.

Как выяснилось в ходе сессии, на сегодняшний день все муниципальные котельные уже запущены. На котельные, что на островах и побережье, запас топлива доставляется, а на остальных - нормативный запас всех видов "горючки" уже есть. Тем не менее, трудности остаются: до сих пор находятся без тепла люди из Повракулы и Лайского Дока. Там отказываются топить из-за задолженности населения перед предприятиями. Кстати, в такой ситуации повракульцы оказываются уже не первый год. Сложнее обстоит дело в Лайском Доке. Новое руководство ЛСРЗ не желает "греть" жителей до тех пор, пока они не ликвидируют все долги. А сегодня это 1 мил. 200 тыс. рублей. Сама же котельная к запуску готова.

В других населенных пунктах, как было сказано выше, все в порядке. Но, по словам уемского депутата Геннадия Волкова, расслабляться не стоит: состояние многих котельных вызывает опасение уже сейчас, нет никаких гарантий, что они нормально "перезимуют".

Много времени на этот раз уделили депутаты МУПам вообще. Понятно, что расходы этих предприятий превышают доходы: одни платежи населения не покрывают затрат на ремонт, устранение возможных аварий и т.д. А еще нужно принять во внимание, что с 1 января государство отказывается от софинансирования ЖКХ. Так, сам квартиросъемщик должен будет оплачивать буквально все расходы. Послабление только субсидиантам. Есть еще надежда на местный бюджет, который будет сдерживать уровень платежей населения: брать "на свои плечи" некий процент от полной стоимости.

В этой связи депутаты вспомнили и о неплательщиках, которые паразитируют на честных плательщиках. Как вариант: выселение, общественная работа, обмен и т.д. Юрий Сердюк внес свое предложение: снижать квартплату тем гражданам, которые регулярно вносят плату за услуги ЖКХ.

Но при том, что МУПы убыточны, по утверждению одного из депутатов, зарплата некоторых руководителей доходит до 30 тысяч рублей. Вернее, сама зарплата мала, но существуют же еще премии. Так, на сессии было решено провести служебную проверку на одном из таких предприятий.

Внесли народные избранники и изменения в бюджет. Известно, что Дом офицеров в Катунино сегодня уже не находится на балансе военных, а на баланс МО его еще не приняли. Чтобы избежать воровства, здание должен охранять сторож; а чтобы оно не пришло в запущение - нужен орговик. Кроме того, само помещение для этого надо взять в аренду, заключить договоры на теплоснабжение и другие коммуникации, а это - огромные деньги. Поэтому, чтобы сохранить очаг культуры, в бюджет заложили 600 тысяч рублей. Согластно 131 ФЗ "по разграничению полномочий" на сессии решили передать пожарные части в Рикасихе, Боброво, Заостровье на областное финансирование. Ранее точно так же были переданы области детский дом в Боброво и детский центр в Уйме.

Кроме всего прочего, депутаты увеличили себе так называемое "возмещение расходов" с 200 рублей до 1000. Эта сумма уходит у народных избранников на покупку специальной литературы, поездку по территории и т.д.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail