В Марийском государственном университете готовятся к интеграции в единую систему высшего образования Европы в рамках проекта, разрабатываемого Международным отделом вуза. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в разработке проекта, ориентированного, прежде всего, на студентов марийского отделения, инициаторы идеи намерены использовать опыт организации процесса вузовского образования Венгрии. На днях в Йошкар-Оле с ознакомительной поездкой побывала студенческая делегация из Сомбатхейского педагогического университета им.Д.Бержени.

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM проректор по международному сотрудничеству МарГУ Андрей Ярыгин, студенты из Венгрии приезжали в республику впервые. Поездка проводилась в рамках подписанного 2 года назад между вузами договора о сотрудничестве. Венгров ждала не только насыщенная культурная программа с экскурсиями по Йошкар-Оле, Казани, Чебоксарам и Козьмодемьянску, но и учёба со студентами историко-филологического факультета МарГУ. Возглавлял студенческую делегацию из Венгрии известный учёный, заведующий кафедрой уральской филологии Сомбатхейского пединститута профессор Янош Пустаи. Пустаи и Ярыгин провели переговоры, результатом которых могут стать договоренности об участии в совместном проекте в Европе.

Проект находится сейчас в стадии активной разработки, рассказал корреспонденту ИА REGNUM начальник международного отдела МарГУ, кандидат политических наук Алесей Фоминых. По его словам, при составлении проекта его разработчики намерены использовать положения Болонского соглашения 1999 года, когда министры образования 29 европейских стран подписали документ об унификации высшего образования в Европе, а в 2003 году к нему присоединилась и Россия. Соглашением задекларированы критерии единой системы зачетов, а также общие подходы к структуре образования, в т.ч. и систему вузовской и послевузовской подготовки специалистов: бакалавр - магистр - аспирант - докторант. В университете уверены в важности обмена опытом с венгерской высшей школой в реализации этой идеи. Предполагается, что проект может быть профинансирован Европейским Союзом.

Венгерская сторона также выразила заинтересованность в развитии отношений с МарГУ, тем более что стороны еще несколько лет назад подписали соглашение о сотрудничестве. Реализация проекта по развитию финно-угроведения станет важным этапом международного сотрудничества. Об этом в интервью местным СМИ говорил и сам профессор Пустаи. Как сказал учёный в интервью "АиФ в Марий Эл", "еще со времен социализма города Йошкар-Ола и Сомбатхей (административный центр области Ваш) - побратимы. В марийской столице существуют улица Вашская, Сомбатхейский микрорайон. Кстати, по числу жителей микрорайон Йошкар-Олы Сомбатхей догоняет венгерский город. К сожалению, сотрудничество побратимов в последние десять лет было незначительным. Были связи в области культуры, спорта, политики. Ученые не имели такой возможности. В университете Сомбатхея существует кафедра уральских (то есть финно-угорских) языков. С нашей стороны было стремление более углубленно изучать, в частности, марийский язык. А вашим молодым ученым, вероятно, будет полезно погружение в венгерский. Русский язык в Венгрии не входит в школьную программу, а в Марий Эл практически нет студентов, изучающих венгерский".

Как отмечает корреспондент ИА REGNUM, венгерско-марийский проект интересен и тем, что в России сейчас продолжается активная полемика на тему реформы высшей школы, в том числе и необходимости перевода ее на поступенчатую систему бакалаврита и магистратуры, двух уровней вузовского образования, которые, как не раз заявлял министр образования и науки Андрей Фурсенко, должны быть сформированы в системе высшего образования к 2008 году. Согласно концепции этой реформы, бакалавр - это специалист, обучающийся только четыре года, но получающий широкое профобразование, которое могло бы стать основой и для профессиональной деятельности, и для занятий наукой. Иными словами, бакалавры нужны для массового рынка труда. На магистра нужно учиться на два года больше, и он предназначен для ведения научных исследований. Скорее всего, молодой человек, решивший стать магистром, продолжит обучение в аспирантуре, докторантуре. Остаётся ещё одна категория - так называемый специалитет, куда предположительно войдут профессии, требующие более длительной подготовки, например, врачи.

А реализация положений Болонского соглашения сейчас активно идет во многих европейских странах, договаривающихся о едином стандарте, сроках, квалификации обучения. Тем временем в Европе не признают и не принимают российский диплом. Не исключено, что новый проект МарГУ и Сомбатхейского педагогического института может стать успешной попыткой изменить статус диплома выпускника российского вуза.

Помимо работы над проектом стороны намерены развивать и обмен студентами. Вскоре в Венгрию отправится группа студентов Марийского госуниверситета.