"Долгожданное слияние - три в одном".

("Россiя" 29.09.05. Е.Макаренкова)

На территориально-административной карте нашей страны появился новый субъект Федерации

В минувший четверг Государственная дума приняла в окончательном третьем чтении Федеральный конституционный закон "Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского АО". При необходимых 300 голосах за закон проголосовали 417 депутатов. Таким образом, в российскую Конституцию хоть и технически, но все же будет внесена правка. Новая поправка в основной закон ожидается после слияния Камчатки и Корякского округа, где в настоящее время официально стартовала агитация в поддержку этих двух субъектов Российской Федерации.

Долгая дорога к объединению

О перипетиях объединения трех субъектов Российской Федерации в один большой Красноярский край наша газета много и подробно писала. В апреле этого года состоялся референдум по вопросу объединения этих субъектов. Большинство избирателей проголосовали за объединение Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского автономных округов в единый субъект Российской Федерации. Тогда жителям этих субъектов Федерации предлагалось ответить на вопрос: "Согласны ли вы, чтобы Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа объединились в новый субъект Федерации - Красноярский край, в составе которого Таймырский и Эвенкийский автономные округа будут являться административно-территориальными единицами с особым статусом, определяемым Уставом края в соответствии с законодательством РФ?" Положительный ответ дали более половины всех проголосовавших в каждом субъекте.

Теперь в соответствии с принятым Госдумой конституционным законом, который, стоит особо отметить, был внесен в нижнюю палату Федерального собрания президентом России, предусматриваются основные условия, процедуры и срок образования нового субъекта РФ, его наименование, статус и границы. Документ также предусматривает сроки прекращения существования Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

В соответствии с принятым Госдумой законом новый субъект РФ будет иметь статус края и наименование "Красноярский край". Его формирование будет завершено до 31 декабря 2007 года в границах территорий, объединяющих три субъекта Сразу после принятия Госдумой закона об объединении в Красноярске состоялось заседание Совета губернаторов Красноярского края, Эвенкии и Таймыра Александра Хлопонина, Бориса Золотарева и Олега Бударгина, на котором было принято решение создать палаты представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС). "Мы предлагаем создать Палату представителей КМНС как площадку для конструктивного диалога с законодательной и исполнительной властями", - сказал глава Красноярского края Александр Хлопонин.

На встрече также обсуждались подготовка органов государственной власти края и автономных округов к образованию нового субъекта РФ, создание координационного совета по реализации инвестиционных программ при Совете губернаторов. "В результате принятия Госдумой закона об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии субъекты получили законодательную базу для дальнейшего взаимодействия и реализации подписанного губернаторами соглашения", - заявил глава Красноярского края Александр Хлопонин. "Теперь мы имеем реальную возможность выполнить все взятые перед людьми обязательства", - подчеркнул губернатор.

В работе Совета приняли участие спикер Законодательного собрания края Александр Усс, председатель Таймырской думы Сергей Батурин, председатель Таймырской ассоциации коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Валерий Вэнго, председатель комитета по делам малочисленных народов Севера Красноярского края Николай Большаков. Александр Усс внес предложение начать работу над новым Уставом объединенного края и попросил для организации работы делегировать представителей из окружных парламентов. "Это позволит упорядочить нормативное поле и свести его воедино", - отметил Усс. Главы регионов выразили единое мнение, что взаимоотношения трех субъектов должны строиться на принципах равенства и партнерства участников.

Кто следующий?

Камчатке и Корякии еще предстоит пройти все необходимые процедурные условия объединения, там стартовала агитационная кампания по проведению референдума в поддержку объединения двух субъектов Голосование назначено на 23 октября. По мнению наблюдателей, в случае положительного ответа жителей Камчатки и Корякии: территория станет развиваться гораздо быстрее, вырастет и уровень жизни населения. В числе положительных итогов слияния субъектов называют создание единой системы здравоохранения, образования и социальной защиты.

Избирком Камчатской области уже утвердил форму бюллетеней для голосования, которые будут отпечатаны тиражом 260 тысяч. Референдум по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа назначен на 23 октября. Референдум будет считаться состоявшимся, если в каждом из субъектов проголосуют больше 50% избирателей. Если население хотя бы одной из территорий будет против, объединение не состоится. Выносимый на голосование вопрос признан соответствующим требованиям регионального и федерального законодательства депутатскими корпусами Камчатской области и Корякского округа. Вопрос сформулирован как: "Согласны ли вы, чтобы Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации - Камчатский край, в составе которого Корякский автономный округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом, определяемым уставом края в соответствии с законодательством РФ?" Инициаторы объединения Корякского автономного округа и Камчатской области считают, что слияние двух субъектов повлечет ускорение темпов экономического роста и социального развития.

"Чистая вода для жителей Канска".

("Красноярский рабочий", 29.09.05)

Губернатор края Александр Хлопонин заявил, что канский городской коллектор будет достроен. Во время рабочей поездки по восточным районам края губернатор встретился с мэром Канска Сергеем Гуровым. Одним из вопросов переговоров стал злополучный городской коллектор, который, по словам Хлопонина, уже три года висит на шее властей. На встрече двух глав было принято решение о его дальнейшей судьбе - коллектор всё-таки будет достроен. Уже разработан проект и определено финансирование. Предполагается, что в следующем году из бюджета края на его строительство будет выделено порядка 80 миллионов рублей. Кроме того, Александр Хлопонин сказал: "Мы договорились, что Канский биохимзавод будет направлять свои экологические платежи на строительство очистных сооружений, и в реку Кан должна будет поступать уже чистая вода".

"Ванкорская нефть меняет владельца".

("Красноярский рабочий", 29.09.05)

Нефтяная компания "Роснефть" в течение двух недель завершит процедуру оформления документов по приобретению пакета акций ОАО "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" (ВСНК).

Об этом сообщил Александр Хлопонин. По его словам, такая договорённость была достигнута на встрече с главой "Роснефти" Сергеем Богданчиковым на прошлой неделе. Размер пакета губернатор не уточнил. В настоящее время 70,77 процента акций ВСНК принадлежит нефтяной компании "Юкос". После приобретения контрольного пакета "Роснефть", разрабатывающая в Красноярском крае Ванкорскую группу месторождений, приступит к освоению Юрубчено-Тохомской зоны в Эвенкии. Через 10 лет на Ванкоре предполагается добывать 14-15 миллионов тонн нефти, которую, возможно, будут поставлять в нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).

"Крушение "Некрасова" обнажило ряд других проблем".

("Городские новости", 29.09.05, Олег Романов)

Вообще-то по теории вероятности ничего сверхъестественного не произошло. Да-да, несмотря на определенный цинизм такого вывода по поводу гибели теплохода "Некрасов". Сразу оговоримся - не о людских жертвах речь, а о голом факте "внепланового" затопления судна. Рано или поздно это происходит. Хотим мы того или нет - другой вопрос. Корабли идут ко дну, самолеты падают на землю, а поезда сходят с накатанной пары - все это неизбежно при активной эксплуатации огромного количества транспортных средств. В конце концов, люди перестали безапелляционно заявлять о полной власти инженерной мысли над природой еще со времен "Титаника"...

Впрочем, сделать теорию Эйнштейна менее "периодичной" человеку вполне по силам. Этим, собственно, и заняты бесчисленные НИИ и организации, главное условие существования которых - разработать и внедрить системы безопасности, способные снизить количество катастроф в небе, на воде и на суше. Незаметные герои, в общем. Потому что вспоминают о них лишь в случае сбоя.

Так, к примеру, губернатор края Александр Хлопонин, общаясь с прессой сразу после крушения "Некрасова", с возмущением отметил, что в данной ситуации очевидны серьезные недоработки федеральных и региональных структур, которые должны курировать вопросы безопасности перевозок на Енисее.

- В настоящее время в крае зарегистрировано более ста компаний, занимающихся речными перевозкам, однако никто не следит, в каком состоянии находятся их суда, по каким маршрутам они курсируют, - подчеркнул губернатор. И тут же озвучил решение: - будет созван Совет безопасности края, чтобы обсудить состояние в области грузопассажирских перевозок на воде.

А обсуждать и в самом деле есть что. Например, неудовлетворительную работу федеральных структур, контролирующих речные перевозки. Это не голословное утверждение. Никто особо не следит, есть ли у перевозчиков сертификаты и в каком состоянии находятся суда собственников. Есть, допустим, сведения, что ранее с "Некрасова" два раза снимали груз, однако должных мер так и не было принято. На этот раз в перегруженном на 20 тонн судне были открыты трюмы. В районе же Дудинки высота волны около двух метров, вода попала в открытые люки, и судно перевернулось.

Глава Таймыра Олег Бударгин также считает уровень безопасности судоходства на Енисее крайне низким - он, в частности, напомнил, что все пассажиры на теплоходе "Некрасов" были иностранцами-"нелегалами".

- Они не имели никакого права находиться на борту грузового теплохода, - отметил Олег Бударгин. - У судна не было разрешения на пассажирские перевозки. В 1953 году был построен теплоход как пассажирский, но затем он был переоборудован в грузовой. Все трюмы и проходы забиты были сельхозпродукцией и бытовой техникой, поэтому водолазы не имели возможности быстро извлечь погибших. Комиссия по расследованию уже установила, что большинство пассажиров затонувшего судна являлись жителями Средней Азии. Как говорят сами чиновники, найти виновных не так-то просто. Виноваты и контролирующие органы, и частные компании, владельцы судов, и капитан "Некрасова", спросить с которого уже не получится - его тело нашли одним из первых на дне ледяной Ангары. Затонувший теплоход принадлежал администрации Балахтинского района Красноярского края и находился в аренде у ООО "Фарватер". К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда кто-то ставит свои коммерческие интересы выше безопасности людей. Зачастую это заканчивается трагично. С каждым таким случаем отныне намерены разбираться жестко. Это единственный способ навести порядок и обеспечить безопасность людей.

Так в чем же причина халатности, о которой теперь в голос заявляют все, кто хоть как-то причастен к судьбе отрасли? Оказывается, все банально. Как выяснилось, в ходе реформирования речной отрасли работники федеральных структур по шесть месяцев не получали заработную плату. Фактически Енисейская транспортная артерия работала без контролирующей организации. Так, к примеру, служащие Государственной инспекции маломерных судов (ГИМНС), одной из организаций, контролирующих речные перевозки, в рабочие часы думают совсем не о своих прямых обязанностях. Это во время короткого телефонного разговора подтвердил грустный женский голос в приемной организации, не пожелавший назвать своего имени. Инспекторов попросту задавили бытовые проблемы.

Кроме того, краевые власти выразили недовольство пассивной позицией в данном вопросе монополиста - Енисейского речного пароходства. Но и там ничего конкретного по улучшению ситуации предложить пока не могут. Ведь на сегодняшний день все полномочия в данной области переданы на федеральный уровень. Пароходство вообще-то не вправе контролировать ситуацию - оно само, по сути, является таким же перевозчиком, только более крупным.

И последнее. Теплоход "Некрасов", как показал предварительный осмотр судна, подлежит восстановлению. По мнению главного инженера порта Дудинка Виктора Вискунова, судно в ходе аварийных работ по буксировке к берегу серьезных повреждений не получило. Вискунов отметил, что специалистам удалось выкачать практически всю воду из затонувшего теплохода, который был отбуксирован на мель к одному из берегов порта для проведения дальнейших спасательных работ и осмотра следственными органами. Решение о дальнейшей судьбе "Некрасова" должен принять его владелец. Надеюсь, все понимают, что теплоходы-утопленники - лишь призма, через которую властям и речным перевозчикам следует взглянуть на общее положение дел в жизненно важной для северных территорий отрасли. Именно теплоходы! Дело в том, что сейчас власти ломают голову еще и над тем, где отыскать пять миллионов рублей для поднятия другого судна, перегородившего реку в Эвенкии. Об этом случае на днях - уже после истории с "Некрасовым" - заявил губернатор Эвенкийского АО Борис Золотарев. По его словам, совсем недавно в фарватере Тунгуски затонуло судно, перевозившее грузы на север, и перегородило "тропу". В результате чрезвычайного происшествия погибли три человека, а для проведения спасательной операции требуются значительные средства, которые, естественно, не заложены в бюджете округа. Это только один, увы - рядовой, вопрос для обсуждения. Есть и другие, не менее важные.

"Герой вернулся домой".

("Сегодняшняя газета", 29.09.05, Екатерина Григоренко)

17-летний железногорец Степан Тарасенков, рулевой-моторист затонувшего теплохода "Некрасов", бросать работу не собирается. Рейс N606 Норильск - Красноярск прибыл в пункт назначения в половине десятого вечера. Несмотря на промозглый дождливый день встречающих было довольно много: друзья и родственники с нетерпением ждали своих близких, спасшихся во время крушения теплохода "Некрасов".

Почему их не спасли?

Тем же рейсом прибыли и гробы с телами погибших капитана и старшего помощника. Их тоже встречали родные.

Железногорец Степан Тарасенков вышел из принадлежащего аэропорту автобуса в числе последних. Высокий плечистый юноша в темной куртке с несвойственным для 17-летнего парня взрослым выражением лица.

- Это он! - шептались встречающие. - Тот самый, который спас людей на "Некрасове"!

Степу тут же окружили родственники погибшего на вахте капитана Андрея Вильде. Жена и друг Андрея Борисовича задавали один и тот же вопрос: "Почему его не спасли?"

Степан рассказывал им, что когда произошло несчастье, капитан и старпом находились в капитанской рубке. Судя по всему, волна накрыла судно, и им попросту не удалось выбраться - тела нашли именно там. Парень не оправдывался, но рассказывать о случившемся ему было очень нелегко.

"Быстро сориентировался"

Нам тоже удалось поговорить со Степаном, как только он получил багаж.

- Я сменился с вахты в 12 часов, - рассказывал юноша. - Сходил поесть, как положено по режиму, как раз в это время мы шли мимо причала в районе Дудинки. Когда обед закончился, судовой повар Анна Хохлова попросила меня спуститься с ней в трюм, в каюты, для того чтобы закрыть иллюминаторы - корабль шел с большой осадкой и креном, поэтому туда захлестывала вода. Когда мы спустились, я увидел, что воды в помещении действительно уже слишком много. Я начал быстро закрывать иллюминатор, и в этот момент теплоход сильно накренился. Все произошло моментально - хлынула вода, меня прижало к борту. Тогда я крикнул Анне, чтобы надевала спасательный жилет, что она и сделала.

В общем, Степан успел быстро сориентироваться, выскочил в коридор между каютами, выбил стекло в соседней двери, помог пролезть туда Анне и сам вылез следом за ней. В это время теплоход был уже практически под водой.

- Когда мы попали в эту каюту, - сказал Степан, - я выбил ногой иллюминатор, вытащил в него Анну и тут увидел Сергея Вольфа. Он тоже туда вылез. А больше там никого не было...

Команда делала все возможное

Первый шок от случившегося у Степана уже прошел, но парень до сих пор тяжело переживает гибель своих товарищей. На вопрос, о чем он думал, когда пытался выбраться с теплохода, паренек ответил:

- Только о том, где сейчас капитан и старпом, и могу ли я им помочь... Они были очень хорошие мужики, мы с ними уже давно вместе. В воде Степан и спасенные им люди находились недолго - практически сразу их вытащили спасатели и отвезли в Дудинскую окружную больницу. Там пострадавшие находились неделю. И практически все это время им приходилось отвечать на вопросы следователей, ведущих дело о крушении теплохода "Некрасов". Основную версию следствия - перегруз - Степа не отрицает.

- Действительно, ящики с овощами и фруктами стояли практически везде. Оставалось только место, чтобы команда и пассажиры могли перемещаться довольно свободно. А тут еще ветер, волна... Лично я считаю, что перевозить столько груза на подобных суднах нельзя, - сказал он.

Обвинения следствия в некомпетентности действий команды на момент катастрофы Степана расстраивают и даже оскорбляют. - Они ничего не успели сделать. Все произошло очень быстро, практически внезапно. Нас просто накрыло водой. И я уверен, что члены экипажа до последнего стремились спасти людей. Поэтому, я считаю, обвинять команду - самое последнее дело.

"Я был хулиганом"

От аэропорта до Железногорска мы со Степой ехали в одной машине. По дороге парень рассказал, что учился в школе? 100, а среди педагогов "сотки" имел репутацию хулигана. Это, кстати, подтверждает устоявшееся в народе мнение, что настоящие герои получаются именно из тех, кто доставлял немало неприятностей взрослым в юном возрасте.

После окончания 9-го класса по маминому совету поступил в Красноярское речное училище. Ходить в рейсы ему очень понравилось. "Это мое!" - утверждает парень. Поэтому даже после катастрофы Тарасенков не собирается менять профессию, и по окончании речного, через год, будет поступать в Новосибирскую академию водного транспорта на специальность "судовой механик". Очень хочется, чтобы у Степана получилось все так, как он задумал. Он это заслужил.

Справка "СГ-26"

Крушение теплохода "Некрасов" произошло 16 сентября в 12.30. Груженое овощами и фруктами судно находилось в ста метрах от пирса таймырского города Дудинки, когда от высоких волн и ветра его перевернуло. По первоначальным данным, на теплоходе находились 17 человек - пять членов экипажа и пассажиры. Из них спаслись только семеро. После подъема судна и установки его в горизонтальное положение во время розыскных работ были найдены тела 14-ти погибших, и это подтверждает версию о том, что на теплоходе были нелегальные пассажиры.

По факту крушения судна сейчас производятся следственные работы, их отслеживает губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. "Главное - крикнуть "Долой!".

("Красноярский рабочий", 29.09.05, Юрий Чувашев)

Вчера у подножия памятника Ленину на площади Революции в Красноярске было жарко. Даже несмотря на холодный, пронизывающий ветер с дождём. Многолюдная площадь под флагами Аграрной партии России и КПРФ гудела: "Долой!"

На митинг в поддержку сельчан в краевом центре собрались не записные "асфальтовые" крестьяне, профессионально и регулярно протестующие против "антинародного режима" в стране, но директора хозяйств, специалисты и работяги из разных районов края - от Берёзовского и Дзержинского до Курагинского. Всероссийская волна акций протеста работников АПК, поднятая отраслевым профсоюзом, докатилась и до Красноярска.

Тональность выступлений и характер требований к власти можно было безошибочно предугадать загодя. Ситуация в отечественном сельском хозяйстве действительно одна из самых сложных и запущенных среди всех прочих отраслей российской экономики. Беды села у всех на слуху: никем не контролируемое безумие с ГСМ, всё более разорительный диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, массовые банкротства и опись имущества сельхозпредприятий, полное отсутствие в стране аграрной политики и принципиальное нежелание федерального правительства заниматься нуждами агропромышленного комплекса и оказывать ему государственную поддержку.

А ведь это всего лишь один пласт проблем - экономический. Никак не менее важно и то, что сельское хозяйство - это особый, традиционный уклад жизни, разрушить который вкупе с общественным производством можно очень быстро (что, собственно, и происходит в стране сегодня), а вот восстанавливать потом утерянное будет куда как сложнее и дороже, если вообще возможно. Ведь под нож пойдут не только сельхозпредприятия с недорезанным дойным и прочим поголовьем скота, остатками вконец изношенной техники и пустошами, поросшими бурьяном, но прежде всего сами люди, с детьми и стариками. И с кого им тогда спрашивать за то, что судьба поставила на них крест?

С трибуны костерили краевую власть - и отсутствующих высших чинов администрации, и Законодательное Собрание, депутаты которого по ходу митинга тут же, на площади, раздавали телеинтервью, призывали к отставке федерального правительства, на чём свет стоит поминали президента и коварных иноземных буржуинов, поставляющих в Россию свою сельскохозяйственную продукцию. Затем принимали резолюцию, формировали делегацию для переговоров с краевой администрацией и Заксобранием, давали наказ аграрному депутату ЗС Петру Микову выступить с отчётом о митинге на сегодняшней сессии, планировали в ноябре, когда в Красноярск со всей страны съедутся "единороссы", подвергнуть решительной обструкции эту "партию коррумпированных чиновников". В общем, как со всегдашним темпераментом высказался в микрофон первый секретарь крайкома КПРФ Владислав Юрчик, долой оккупантов, разрушивших великую страну и превративших село в зону геноцида.

Словом, пошумели, отвели душу. И не важно, что значительная часть промитингованных проблем на краевом уровне не решается в принципе. Потому как это полномочия федерального центра. А Москва вряд ли расслышала, о чём в этот день митинговали крестьяне в центре Красноярска. Ей, похоже, до этого нет никакого дела - она ведь ничьим слезам не верит. Так что можно протестовать и дальше. От власти не убудет.