Во многих вопросах Россия - лучший союзник: интервью Раффи Ованнисяна

Баку, 29 Сентября 2005, 11:53 — REGNUM  

Интервью экс-министра иностранных дел Армении, руководителя партии "Наследие" Раффи Ованнисяна

ИА REGNUM: Г-н Ованнисян, представьте Ваше видение процесса реформирования Конституции Армении? На Ваш взгляд, почему власти страны именно в данный период решили взяться за этот процесс, и какова позиция по этому вопросу возглавляемой Вами политической силы?

В первую очередь, приходится с болью констатировать тот несерьезный подход, который присутствует в нашей стране в отношении процесса реформирования Конституции. В любой демократической, или хотя бы считающей себя таковой стране, вы этого не увидите. Еще свежи впечатления, которые мы получили, наблюдая за процессом широкого обсуждения и голосования по Конституции Европейского Союза. Слова, как говорится, излишни - невозможно найти даже малейшего нюанса для сравнения. О том, что поправки в Конституцию Армении будут вынесены на референдум, было заявлено в 2003 году, между тем, ничего, кроме рекламирования подготовленного варианта поправок посредством СМИ, сделано не было. И даже видоизмененный вариант пакета поправок не был представлен общественности, чтобы наши сограждане смогли понять, о чем там, собственно, ведется речь и за что им, в конце концов, придется голосовать. Такая несерьезность властей, естественно, порождает противодействие народа. Люди начали не доверять - как инициаторам реформ, так и самому процессу. То есть, общественность не принимает в этом участия, что недопустимо. Я, и руководимая мною политическая сила - часть нашего общества и мы испытываем по этому поводу такую же озабоченность. В реформированном варианте, несомненно, по части отдельных положений есть прогресс, и это, считаю, является все больше результатом давления Венецианской комиссии СЕ. Ведь было же время, когда руководство страны было неуступчивым в вопросе обеспечения реального баланса ветвей власти, независимости судебной системы, а также прямых выборов мэра города Еревана, что являлось требованием армянской общественности и международного сообщества. В итоге, будучи вынуждены частично удовлетворить эти требования, власти, просто-напросто, сегодня превратили их в предмет политической пропаганды. В реальности же, отсутствует предметное обсуждение вопроса, есть сугубо пропаганда, одной из целей которой является представление оппозиционного сектора политического поля в качестве антидемократических элементов, а себя - носителями европейских ценностей. Как-то я уже говорил об этом - в любом вопросе, будь-то карабахский конфликт, реформирование конституции и пр. - миссия лидера заключается не в том, чтобы прятаться за справедливым или рожденным в результате манипуляции противостоянием собственного народа, не в том, чтобы казаться "прогрессивнee и конструктивнee" собственного общества, а наоборот - быть первым "пробным камнем", идти во главе этого общества. Но как поступают наши власти? Постоянно поднимая на "международный жертвенник" мнение собственной оппозиции и народа, они решают вопрос сугубо сохранения власти, а в худшем случае, ее передачи соответствующему лицу.

ИА REGNUM: Известные события в Грузии и на Украине, хотя и привели к смене власти, однако породили множество крайне острых для этих стран вопросов. Сегодня политические процессы на Украине могут вылиться в серьезный кризис, а Грузия стоит на пороге практически непрогнозируемых событий. В данном контексте, как Вы думаете, почему революционный сценарий не удалось реализовать в Армении и каковы шансы оппозиции добиться досрочной смены власти в стране?

У меня уже был повод дать оценку этим событиям. Получившие название революции, но в классическом смысле таковыми не являющиеся, эти процессы были и остаются шансом выправления ситуации в стране. Другое дело, как пришедшая к власти элита использует эти изменения и для чего применяет. То, что произошло после "цветной" революции в Грузии или нa Украине - не столько последствия самой революции, сколько последствия накопившегося внутри страны до революции. Сегодня некоторые удивляются, как могут противостоять президент и премьер-министр Украины, являющиеся детьми одного движения. Между тем, удивительным и абсурдным является то, что в полуавторитарных странах СНГ на протяжении многих лет не происходит смены руководящих лиц. Необходимо удивляться тому, что в Армении не бывает каких-либо изменений в результате каких-либо выборов. Это что - так хорошо правят, или правящий режим не имеет альтернативы? Конечно, ни первое и ни второе! А причина - это предмет отдельного разговора, к тому же, она всем известна. В реальности, в указанных странах политическая элита вступила в период конкуренции и развития, в то время как у нас продолжается процесс взаимного уничтожения, обезглавливания институтов лидерства, распыления политического поля. Другой положительный момент, который очевиден в долгосрочной перспективе состоит в том, что на Украине сформировались два основных и крупных течения - обa направлены к демократии и европейским ценностям. В предстоящих политических процессах в этой стране ценностный и идеологический разрыв с этих пор не будет столь велик. Так что, в отставке премьера или в конкуренции между бывшим премьером и президентом нет ничего осудительного. Реальная опасность там, где стороны борются за результаты политического процесса не теми правилами игры, которые зафиксированы законом. "Возвращаясь" в Армению, скажу, что оппозиция сделала то, что смогла. Конечно, были и пробелы. В основном, отмечу то, что оппозиция иногда играет по навязанным властями правилам игры, итог которой предопределен в пользу власти. Самая главная задача - представить общественности четкие ценностные ориентиры, и в этом вопросе оппозиция не имеет права мешкать. Пока в Армении сохраняется риск политического кризиса, предпосылки общественного восстания, "дамоклов меч" смены власти будет постоянно висеть над головами сегодняшних правителей.

ИА REGNUM:Судя по всему, Вы ведете борьбу за высший государственный пост Армении. Намерены ли Вы баллотироваться в ходе ближайших президентских выборов?

Во время любых выборов я проявлял и гражданскую, и политическую позицию. То же самое буду делать и впредь. Факт незаконного отклонения моей заявки на президентских выборах 2003 года, осуществленный по итогам "телефонного правосудия", говорит сам за себя. В будущем я представлю заявку иного типа - отвечающую моим возможностям. Говоря более конкретно - вместе с партией "Наследие" буду участвовать в формировании кандидатуры, нацеленной на вывод страны из сложившейся ситуации. Не люблю опережать события и демонстрировать амбициозные притязания. Все диктует народ, и я считаю своим долгом считаться с мнением общественности.

ИА REGNUM: Вы были первым министром иностранных дел Армении, а затем долгое время наблюдали за внешнеполитической деятельностью властей как сторонний наблюдатель. Как Вы в целом оцениваете политику кабинета Кочаряна на международной арене, а также результаты этой политики?

Успех внешней политики в очень большой степени зависит от результативности политики внутренней. Если внутри страны сохраняется глубокое недоверие, риск кризиса, поляризация, прогрессирующая коррупция, нищета, то даже блестящая внешнеполитическая концепция не в состоянии привести к желаемым результатам. В этом смысле также жизненно необходимы справедливые и прозрачные выборы, состоявшийся институт лидерства, механизмы решительной борьбы против несправедливости и других негативных явлений. Одним словом, все детали государственно-общественной машины должны работать бесперебойно, все должны быть ориентированы на одну цель. Неприемлемо, но факт в том, что сегодня подавляющая часть общества находится "вне игры". А последствия внешней политики очевидны: изолированность Армении от региональных процессов, статус придатка и форпоста, уязвимость в сфере безопасности, оборонительная позиция в вопросе нагорно-карабахского конфликта или в других вопросах, непонятная боязнь. Добавлю также, что после ухода с должности министра иностранных дел, я не сидел сложа руки. Всегда пытался основанными мною структурами представить общественную жизнь Армении в самых различных инициативах и встречах, делать все возможное посредством народной дипломатии.

ИА REGNUM: Как на Ваш взгляд, стоит ли Армении и далее наращивать сотрудничество с НАТО, будучи полноправным членом другой системы безопасности - ОДКБ? Возможно ли совмещение этих двух направлений, или, все-таки, от одного из них придется отказаться? Если да, то, от какого именно?

Кавказский регион сегодня - пояс стратегических интересов как России, так и Евросоюза и НАТО. Некоторые из них "здесь" уже давно, и не считаться с интересами каждого в отдельности и не пытаться усовершенствовать собственную безопасность именно с их участием, означает не быть способным нащупать пульс дня. Я никогда не слышал, чтобы ОДКБ мешало НАТО и наоборот. Более того, в процессе создания или придания целостности евразийской, в частности, общеевропейской (где находится существенная часть территории России, а российская общественность - носитель ценностей, близких к европейским) системы безопасности не заметить фактор России нельзя. Посему, не думаю, что Армения встанет перед подобным жестким выбором. Во многих вопросах, как для Запада, так и для Армении, Россия лучший союзник. Следовательно, противопоставлять эти две структуры на нынешнем этапе глобальных трансформаций, бесперспективно. Проблемы могут быть в отношениях НАТО-ОДКБ, Евросоюз-Россия, США-Россия, однако если быть внимательными, то немалые противоречия можно выявить также в отношениях НАТО-США, США-ЕС. Противоречия есть даже между странами-членами НАТО. Политика в том и заключается, чтобы были достигнуты действенные компромиссы и найдены решения. В любом случае, в основе сотрудничества с той или иной международной организацией должны быть четко обозначены приоритетные ориентиры Армении - национальный интерес и государственный суверенитет.

ИА REGNUM: Считаете ли Вы, что Запад в лице США и ЕС с одной стороны и Россия с другой занимаются переделом сфер влияния на Южном Кавказе? Если да, то какова роль и ориентиры Армении в этом процессе?

Я не согласен с определением - "перераспределение сфер влияния". На Кавказе, как и в других регионах, идет конкуренция. Причем, к счастью, все стороны рассматривают регион единым целым. Россия не захочет потерять ни Азербайджан, ни Армению, ни Грузию. Позитив заключается в том, что никто не способствует установлению жестких разделительных линий. Другое дело, что каждая из сторон видит участие другой в ином виде, в иной плоскости, с другой точки зрения. Это решаемые задачи, и они будут решены. В прошлом, многие кажущиеся нерешаемыми или тупиковыми вопросы были решены посредством переговоров. Стоит также отметить, что никаких преград для осуществления и сохранения в регионе системы многосторонних отношений не существует, и никто не относится к этому болезненно. Даже в условиях напряженности ирано-американских отношений армяно-иранские отношения разивиаются и это не вызывает нареканий. Самое важное состоит в том, что и Россия, и США, и Евросоюз в действительности ориентированы на демократические ценности.

ИА REGNUM:В настоящее время стороны переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта говорят о новом - Пражском процессе... Знакомы ли Вы с сутью обсуждаемых вопросов, и как Вы в целом оцениваете позиции Армении в данном жизненно важном процессе?

Вне зависимости от того, как называется процесс - "минский", "парижский", "ки-уестский" или "пражский" - сама суть вопроса от этого не изменится. Не изменится также и ситуация, а заключается она в том, что непосредственная сторона конфликта - НКР не вовлечена в переговорный процесс, и это, мягко говоря, нелогично. Армянские официальные круги в этой связи делают противоречивые заявления. А Азербайджан то садится за стол переговоров с Арцахом (историческое название Нагорного Карабаха - ред.), то заявляет, что не признает его существования, или наоборот - имитирует готовность к переговорам. Отсюда можно сделать следующий вывод об отсутствии политической воли у властей двух стран. Вследствие серьезной нехватки легитимности они никогда не смогут дать решение данной проблеме. Несмотря на то, что общественность двух стран явно заинтересована в укреплении мира, они не делают ни единого шага в направлении придания предметности этому интересу. Напротив, их усилиями углубляется взаимная вражда и делаются милитаристские заявления. Население Арцаха хорошо знает, чего хочет, для чего борется, и чем обеспокоено. Непосредственное участие Нагорного Карабаха в переговорах не имеет альтернативы.

ИА REGNUM: Может ли стремление Турции в Европейский Союз помочь армянскому народу добиться справедливого рассмотрения и решения проблемы международного признания Геноцида армян? Как Вы относитесь к идее разблокирования армяно-турецкой границы? Следует ли Армении быть более активной в этом направлении или данный вопрос следует оставить на участи турецких политиков?

От реального движения Турции по пути в Евросоюз очень многое изменится. Турция будет вынуждена отказаться от деструктивной позиции, станет объектом серьезных и необратимых реформ. Изменится также подход турецкой общественности к истории, и эта страна откажется и будет дистанцироваться от своего имперского прошлого и продолжающихся по инерции притязаний. Армения будет иметь в лице Европы безопасного соседа, придающего большую важность региональной безопасности. Отношения Армении с Турцией не могут быть построены на основе отрицания истории и "виртуальной забывчивости". Время показало, что Турция со своим прошлым и настоящим пока что является вызовом для самой Европы. Признание прошлого - это больше задача безопасности будущего, таким образом это неибежно. Вопреки турецкой официальной и бескомпромиссной позиции отречения от истории, в общественных кругах этой страны лед, кажется, тронулся - единовластие государственного окаменелого подхода разрушается. Сегодня уже слышен турецкий голос, хотя и боязливый и чрезвычайно малочисленный, который стремится к достижению смелого пересмотра истории этой страны, основ современного турецкого государства и, в особенности, армяно-турецких отношений. Начало рассечения стены официального молчания постепенно приближается к решающему перекрестку признания Геноцида армян. Это невольное продолжение той исключительной традиции, согласно которой тысячи турецких семей в 1915 году ценою собственной жизни пытались и спасали армян от неизбежной смерти. Моя бабушка своей жизнью обязана подобной честной семье турецких героев, которые остаются в тени из-за официальной идеологии занавеси. Возможное членство Турции и Армении в ЕС должно стать основой причинно-следственного рассмотрения всех проблем, главным маршуртом и ориентиром действительно европейского взгляда на собственную историю, действительно справделивого сведения счетов, неизбежного и естественного объединения усилий - как соседей и полноправных членов ЕС. Никто не должен остаться вне игры. Армения сама должна трансформироваться, переосмыслить свою внешнеполитическую линию, и, исходя из собственных национальных интересов, стать членом ЕС раньше Турции.

ИА REGNUM: Допускаете ли Вы военную акцию США против Ирана? Если да, то чем это обернется для Армении?

Не думаю, что возможность решения всех проблем с Ираном путем переговоров исчерпана. Несомненно, взаимные угрозы дают повод аналитикам не исключать также и указанную вами перспективу. При таком сценарии не исключены непрогнозируемые процессы вокруг Армении.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Генерал НАТО согласился с Трампом — военный альянс действительно «устарел»
NB!
18.01.17
«Россия протягивает руку Трампу, но не забывает говорить о шпионаже США»
NB!
18.01.17
СМИ: Новейший истребитель МиГ-35 будет представлен в конце января
NB!
18.01.17
Си Цзиньпин предостерег США от «торговой войны» с Китаем
NB!
18.01.17
Путин подарил Додону карту исторической Молдавии без Румынии и Украины
NB!
18.01.17
Когда на самом деле Украина воссоединилась с Россией
NB!
18.01.17
«Трамп наносит удар по НАТО, на который не отважился Кремль»
NB!
18.01.17
Реальные власти Молдавии дезавуировали обещания Додона Путину
NB!
17.01.17
Декоративный президент Молдавии Додон имитирует «евразийскую интеграцию»
NB!
17.01.17
Деньги на завершение проекта реставрации собора Холмогор выделены
NB!
17.01.17
Израиль и палестинцы: будут резать и будут бить?
NB!
17.01.17
Выход в паритет евро и доллара может оказаться блефом?
NB!
17.01.17
Тупики и лабиринты ОБСЕ: что предлагает Австрия по Карабаху
NB!
17.01.17
Стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» вырастет втрое
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
Захарченко: Донецкая и Луганская республики – уже федерация
NB!
17.01.17
«Решение ЕСЧП является уничижительным по отношению к детям»
NB!
17.01.17
Американские военные в Польше: спиной к России, лицом к Германии?
NB!
17.01.17
Премьер Литвы признал: недовольство БелАЭС — вопрос политический
NB!
17.01.17
Генсек Совета Европы обеспокоен декриминализацией «шлепков» в России
NB!
17.01.17
Захарченко: «В победу Украины уже Украина не верит»
NB!
17.01.17
Прокуратура проверяет покупку «Почтой России» двух самолетов