4 сентября группа юридических лиц при поддержке юридической фирмы ООО "Русатоммет" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о передаче исполнения бюджета Саратовской области под контроль Министерства финансов Российской Федерации.

Поводом для подобного обращения послужило нежелание администрации Саратовской области подчиниться требованиям, Закона и произвести выплаты денежных сумм, указанных в исполнительных листах за счет средств казны Саратовской области.

Законодатель в пункте 2 статьи 112 Бюджетного кодекса, установил, что: Если при исполнении бюджета Российской Федерации нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 настоящего Кодекса (предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов расходов бюджета), и при этом субъект Российской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган (Министерство финансов РФ) государственной власти, может взять исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под свой контроль.

Долговые обязательства Саратовской области по исполнительным листам перед ООО "Русатоммет", а также пред компаниями, которые данная фирма представляет, более 455 млн. руб., а с учетом общих долгов (по данным ССП) составляет сумму порядка 9000000 тыс. рублей. Таким образом, на сегодняшний день, по мнению юристов Компании "Русатоммет" пороговый барьер в 15 процентов установлений Законодателем Саратовской областью превышен, что позволяет применить положения, указанной выше статьи и передать исполнение бюджета под контроль Минфина РФ.

Вместе с тем юристы Компании признают, что инструмент влияния на неэффективную кредитно-денежную политику субъектов федерации в настоящее время трудно рассматривать не только как реально применимый, но и само его существование находится под вопросом.

Во-первых, такого рода прецедентов еще не было, хотя аналогичные попытки предпринимались юристами ГУТА банка в отношении Субъекта РФ - Московской области. Во-вторых, эта процедура юридически не урегулирована. Не существует закона или иного нормативного акта, в котором описаны способы и основания передачи исполнения бюджета субъекта РФ под контроль уполномоченного органа. Положения бюджетного кодекса предусматривают такую возможность, без подробной детализации.

Совершенно непонятен объем полномочий министерства финансов РФ в отношении бюджета субъекта РФ после подобной передачи. Означает ли это, что министерство финансов РФ, а вместе с ним, естественно, и сама Российская Федерация несет ответственность по долгам субъекта.

Юристы компании считают, что придание гласности судебных споров с должниками не только оказывает на последних серьезное психологическое воздействие, но и опровергает устоявшееся мнение о том, что население регионов поддерживает своих лидеров, "пекущихся об интересах народа", в их отказе от своих долговых обязательств.

Данная проблема стоит не только в отношении Саратовской области, но и других Субъектов РФ. Ее решение такими силовыми методами, как лишение региона финансовой независимости, по-видимому, малоперспективно, так как от них будут страдать, в первую очередь и единственно, широкие слои населения, но на привлечении к ответственности (в том числе - уголовной) представителей властных структур, персонально отвечающих за нарушения закона. Соответствующая нормативная база имеется и уже используется частными кредиторами.