Во вторник, 3 сентября, Мурманск посетил генеральный директор ФГУП "Нацрыбресурсы" Андрей Тарасенко. Визит был приурочен к "первому шагу на пути к действительности, которая имела место быть в хорошо забытое советское время". Речь идет о восстановлении сотрудничества рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, что представляется делом весьма проблематичным. Решение проблемы Андрей Тарасенко видит не только в оздоровлении экономики Мурманского рыбного порта и сокращения количества контролирующих суда служб числом свыше двадцати, но в первую очередь - в налаживании контактов между государственными структурами (порт, отраслевой институт) и коммерческими (добывающие, перерабатывающие предприятия).

Глава "Нацрыбресурсов" ознакомился с посольно-свежьевым траулером "Цимлянск" на предмет подготовки траулера к работе по поставкам в Мурманский порт охлажденной трески. "Смыкаться" судно, ранее принадлежавшее "Севрыбпромразведке", а ныне - "Нацрыбресурсам", будет с перерабатывающим предприятием "Нортверде". Получится даже не двойной контакт, а тройной, поскольку "Цимлянск" должен уйти в рейс для работы по научной квоте с сотрудниками Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) на борту.

"Цимлянск" на днях вернулся из Киркенеса, где проходил текущий ремонт. Как пояснил его капитан Василий Пальцев, по плану первый груз будет доставлен в Мурманск уже на следующей неделе. Приблизительной массой тонн в сорок - точнее не скажешь, все зависит от рыбалки. "Я работаю на этом судне 3 года, - пояснил Василий Пальцев. - Раньше сдавали груз в Норвегию, с апреля находились там на отстое. Нынешних перемен пока никак не оцениваю, время покажет". Командный состав траулера - весь из "Севрыбпромразведки", специалистов младшего звена отбирали из разных флотов и компаний методами тестирования и переаттестации. Занимались комплектацией экипажа, и будут продолжать это делать на других бывших судах промразведки, принадлежащих сегодня "Нацрыбресурсам", специалисты ЗАО "Карат". Как пояснил Евгений Борт - заместитель главы "Карата" по безопасности мореплавания и эксплуатации флота, эти функции выполняются, согласно договора агентирования и тройственного договора о совместной деятельности, "поскольку ПИНРО никогда не владело квотами в большом масштабе". Одним из прописанных там условий является трудоустройство специалистов промразведки.

- Мы этого события ждали давно, - вернулся к проблеме возвращения рыбы на отечественные перерабатывающие предприятия генеральный директор "Нортверде" Сергей Виноградов. - Наша рыбофабрика была создана пять лет назад из стратегических соображений. Мы понимали, что рано или поздно треска будет перерабатываться в России. "Нортверде" работал на очень маленьких объемах сырья, потому что ликвидного рынка трески в Мурманске тогда не существовало. Нет его и сегодня. Использование ПСТ - первый шаг к его созданию. Мы никогда не просили ни квоты, ни сблокированной квоты, потому что понимали, что все вопросы решает рынок. Сейчас введено понятие о специальной квоте, в том числе и для переработчиков, но я считаю, что это неправильно. Должна быть рыба на рынке, а мы и наши коллеги должны иметь возможность ее купить по ценам, которые здесь сладываются. Бывало, и нередко, что перерабатывающие мощности "Нортверде" простаивали из-за отсутствия сырья. Суда такого класса как посольно-свежьевой траулер помогут создать им равномерную загрузку. В расчете на это я сейчас нанимаю людей, делаю определенные капиталовложения. Производство клипфиска (солено-сушеной рыбы), которым мы занимаемся, достаточно сложный финансовый бизнес, и регулярность поставок исходного сырья - это очень здорово.

"Нортверде" - совместное российско-португальское предприятие, сбыт производимого им клипфиска осуществляется за рубежом, поскольку данная продукция очень специфична, не освоена на российском рынке и сегодня цена на этот вид продукции практически недоступна для россиян. С сентября нынешнего года "Цимлянск" будет закреплен за "Нортверде". Работать судно будет, как уже сказано, в соответствии с научно-исследовательскими программами ПИНРО. Но заявку на специальную квоту, несмотря на принципиальное несогласие с ее введением, Сергей Виноградов все же намерен подать. По расчетам, до конца года "Цимлянск" будет приходить в Мурманск с грузом массой 45-50 тонн рыбы, с регулярностью 3 раза в месяц.

- Одна из главнейших задач: оживить порт, - вставил фразу в пояснения директора "Нортверде" Сергея Виноградова Андрей Тарасенко. - У нас нет претензий к его руководству. Понятно, что вины в том, что это предприятие осталось государственной структурой, а другие представители рыбной отрасли преимущественно - коммерсанты, нет. Губернатор Мурманской области и председатель Госкомрыболовства договорились об эксперименте, цель которого - показать, что государственные предприятия и коммерческие структуры могут работать в тесной связке, более или менее удачно совмещая частные и государственные интересы. "Нацрыбресурсы" завели сюда шесть бывших судов промразведки, все они будут сдавать рыбу на мурманский берег. Может, мы понесем определенные затраты, где-то сработаем себе в убыток. Но игра стоит свеч. А то, действительно, получается абсурд. В Московской области за последние несколько лет "выросло" порядка 20 рыбозаводов, столица заинтересована в рыбном сырье. Но в Москву и через нее проходит, в большинстве своем, импорт. Российские рыбаки сдают рыбу в Норвегию, и уже оттуда она поставляется в российский федеральный центр. Это - далеко ненормально, и очень хорошо, что ваш губернатор оценивает ситуацию адекватно. Он у вас - молодец, борется за то, чтобы люди не сидели без дела, создает рабочие места. Два чиновника - мурманский и московский - понимают друг друга.

Как рассказал глава "Нацрыбресурсов", Евгений Наздратенко и Юрий Евдокимов наметили ряд восстановительных процессов в Мурманском рыбном порту, которые начнутся в самое ближайшее время. "Необходимо вывести предприятие из банкротства, порт должен зарабатывать деньги, вкладывать их в дело, самостоятельно развиваться", - отметил он. Андрей Тарасенко побывал и на Мурманской судоверфи, которая также пребывает в состоянии банкротства. У ее причала стоит другой посольно-свежьевой траулер "Нацрыбресурсов" - "Смоленск". Две недели назад судно приводили в порядок под класс регистра, обошлись без проблем. На данный момент осуществляется оснащение траулера научно-поисковым оборудованием. На вопрос о качестве судоремонтных работ заместитель директора ЗАО "Вега" по науке, официальный советник "Нацрыбресурсов" по научным судам и оборудованию Борис Жибов ответил: "При желании от исполнителя всегда можно добиться качественного выполнения работ, и жалобы других заказчиков на специалистов судоверфи есть ни что иное, как показатель их недостаточной работы. Главное - полное и регулярное финансирование ремонта и неусыпный контроль качества со стороны заказчика". Борис Жибов такой тщательный контроль ремонта и переоснащения судов "Нацрыбресурсов" (согласно соответствующего договора) осуществляет. Опыт есть, ведь на счету ЗАО "Вега" - работа по четырем научно-исследовательским судам. Это "Персей-3", "Персей-4", "Нерей" и "Вега". Сегодня, по словам официального советника, траулеры выполняют почти все программы Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству по съемкам запасов рыб Баренцева моря. А также - удовлетворяют потребности ПИНРО по оценке рыбных ресурсов согласно российско-норвежскому соглашению: ведут съемки окуня, трески, сайды, пикши, молоди этих рыб, в том числе палтуса.

- Необходимо восстановить суда промразведки, как научно-исследовательские, - считает он. - О поисковых функциях я и не вспоминаю, те уже давно утрачены. Десять лет назад, когда промразведка начала распадаться, эти функции автоматически перешли небольшим предприятиям типа "Веги", "Смены", "Вирмы", "Асасифиш", других. Большей частью они занимались научными исследованиями, но никак не поисковыми, хотя последние будут востребованы всегда. Специалисты, участвовавшие в морских походах, есть, но передать опыт уже некому. Этот пробел государству тоже необходимо восполнить, чтобы не платить потом деньги сторонним фирмам, которые, может быть, захотят возложить на себя утраченные промразведкой функции. Я, кстати, в свое время руководил лабораторией Южной Атлантики Тихого океана Севрыбпромразведки, нынешние ремонтирующиеся "Нацрыбресурсами" суда работали и под моим началом.