Сергей Минасян: Почему армяне Самцхе-Джавахети требуют у властей Грузии автономии?

Ереван, 27 Сентября 2005, 12:56 — REGNUM  

Справка: Сергей Минасян - директор Научно-исследовательского центра проблем региональной безопасности и интеграции Южного Кавказа Российско-Армянского (Славянского) Государственного университета, к.и.н.

23-24 сентября в административном центре Джавахети городе Ахалкалаки состоялась третья конференция общественно-политической инициативы "Интеграция, но не ассимиляция" на тему: "Статус Джавахка в государственной структуре Грузии". В рамках данной инициативы Совета общественно-политических организаций Самцхе-Джавахетии ранее были проведены две аналогичные конференции: по социально-экономической ситуации в регионе (11 декабря 2004 г.) и по вопросам культуры и образования (2 апреля 2005 г.). По итогам конференции было принято обращение к властям Грузии, в котором содержался призыв предоставить региону Самцхе-Джавахети в его нынешних административных границах и прилегающим населенным пунктам соседнего региона Квемо-Картли, заселенным преимущественно армянами, статус одного из автономных федеральных субъектов Грузии с наделением широких полномочий по самоуправлению, включая право на избрание населением всех органов местного самоуправления, а также придание армянскому статуса второго официального языка в регионе.

Попытки центральных грузинских властей игнорировать решения двух предыдущих конференций Совета общественно-политических организаций Самцхе-Джавахети явились одной из причин того, что на конференции 23-24 сентября ее организаторы были вынуждены более предметно выдвинуть свои требования официальному Тбилиси уже по политическим вопросам. Причем, как и все предшествующие инициативы Совета в социально-экономической и культурно-образовательных сферах, нынешний призыв к властям Грузии полностью соответствует действующему грузинскому законодательству, основополагающим демократическим принципам, а также правам и свободам национальных меньшинств согласно существующим международным и европейским стандартам. Наряду с этим, основными поводами для столь радикальных шагов общественности Джавахка явились также сложившаяся за последние годы в регионе тяжелая экономическая и политическая ситуация, не вполне искренние и поверхностные шаги грузинского руководства по ее улучшению, а также по проведению соответствующих политических реформ и реализации программ по экономической реабилитации края. Вместе с тем, в период после "розовой революции" 2003 г. и прихода к власти нового правительства во главе с Михаилом Саакашвили в Джавахети участились также инциденты и факты дискриминации армян по национальному признаку со стороны представителей властных структур Грузии. Кстати, во многом аналогичная ситуация складывается и в населенных преимущественно азербайджанцами восточных регионах Грузии, особенно в Квемо-Картли.

Лакмусовой бумажкой, символизирующей нежелание грузинских властей учитывать в своей политике мнение и права национальных меньшинств, стал недавний проект нового закона о местном самоуправлении, который предполагает еще большую централизацию и лишение регионов минимального уровня самоуправления. Вместе с тем, власти Грузии отказываются принимать большинство рекомендаций Венецианской комиссии и экспертов ряда других европейских и международных организаций, которые в своих отчетах четко указывают на необходимость соблюдения страной взятых на себя обязательств в сфере децентрализации власти, реального местного самоуправления, защиты прав и свобод национальных меньшинств. Причем это проявляется не только по отношению к регионам с преобладающим армянским или азербайджанским населением - вспомним хотя бы действия официального Тбилиси по понижению до чисто фиктивного статуса автономии Аджарской республики после изгнания оттуда Аслана Абашидзе.

С надеждой на помощь европейского сообщества, осенью прошлого года Совет общественно-политических организаций Самцхе-Джавахети обратился в Мониторинговую комиссию ПАСЕ относительно несоблюдения Грузией многих обязательств (в частности, ратификации Рамочной конвенции Совета Европы по защите национальных меньшинств 1995 г.), взятых ее при вступлении в эту организацию. Хотя нератификация Конвенции не освобождает грузинские власти от обязательств по соблюдению основополагающих европейских прав и свобод в сфере защиты национальных меньшинств, тем не менее, это отрицательно сказывается на адекватном восприятии политики официальных властей Тбилиси. Кстати, именно этим и объясняется тот факт, что европейские партнеры Грузии, четко осознавая все отрицательные последствия нарушения прав национальных меньшинств для нормального развития и стабильности в этой стране, ратификацию Рамочной конвенции включили как необходимое условие реализации Программы индивидуального партнерства (IPAP) Грузии с НАТО.

В конце прошлого года известный политолог, ныне руководитель грузинского филиала "Института гражданского общества - Фонда Сороса" Давид Дарчиашвили на мой вопрос, почему до сих пор грузинский парламент не ратифицировал указанную Рамочную конвенцию и другие релевантные европейские документы по защите национальных меньшинств и местному самоуправлению, ответил, что это не позволяет сделать занятость грузинских парламентариев - "руки не доходят". Хотя, честно говоря, возникает справедливый вопрос, а что может быть главнее для парламента Грузии, на фоне провозглашенного руководством страны курса на максимальную европейскую и евроатлантическую интеграцию, чем принятие основополагающих европейских документов по фундаментальным правам и свободам человека? Ведь их успешная реализация максимально эффективно скажется на повышении международного авторитета и престижа Грузии не только в глазах ее европейских партнеров, но и положительно отразится на взаимоотношениях со своими "мятежными автономиями" - Абхазией и Южной Осетией. Но в реальности, к сожалению, грузинская национальная политическая элита и экспертно-аналитическое сообщество не могут пока еще пойти на такой шаг - сказывается этнонациональная травма постсоветской Грузии первой половины 1990-х гг. После потери в результате кровавых конфликтов двух своих бывших автономий, грузинское общество пока еще не может пойти на смягчение своей политики к оставшимся в стране регионам с компактно проживающими национальными меньшинствами - Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли.

Именно поэтому, несмотря на многочисленные формальные и декларативные заявления официального Тбилиси, после очередной смены власти в стране в 2003 г. все ожидания армянского населения Джавахети по улучшению социально-экономической и политической ситуации в регионе так и остались нереализованными, а методы нового грузинского правительства практически неизменными и удивительно напоминающими политику периода Эдуарда Шеварднадзе. К этому надо добавить и серьезные опасения местного армянского населения относительно своей физической безопасности и отсутствию альтернативных механизмов по ее обеспечению после окончательного вывода 62-й российской военной базы из Ахалкалаки. Вывод базы планируется примерно на конец 2007 г. и особенно негативно воспринимается местными армянами по той причине, что значительная часть населения региона экономически тесно связана с российской базой, а на социально-бытовом уровне она традиционно воспринималась поколениями джавахкцев как непременный и необходимый атрибут их жизни.

Эйфория "розовой революции" и бескровное восстановление контроля центральных властей над Аджарией породили у определенной части правящей элиты Грузии иллюзию возможности осуществления жесткой и форсированной политики "интеграции меньшинств в грузинское общество" и централизации властных рычагов в регионе Самцхе-Джавахети. Однако в реальности это лишь привело к тому, что после нескольких инспирированных властями конфликтов, у местного населения укрепилось убеждение, что истинной целью грузинской политической элиты является не решение накопившихся проблем Джавахка и эволюционное вовлечение армянского меньшинства в общегрузинскую экономическую и общественно-политическую жизнь, а полное вытеснение или ассимиляция негрузинского этнического элемента. Лишним подтверждением этого факта могут стать и первые появившиеся негативные отклики значительной части грузинских журналистов и экспертов на решения Третьей конференции общественно-политической инициативы "Интеграция, но не ассимиляция" в Самцхе-Джавахети. Конечно, отчасти можно понять, что это вызвано с сохраняющимися в грузинском обществе болезненными ассоциациями и аналогиями на примере Абхазии и Южной Осетией. Однако называть инициативу граждан собственной страны, которые обращаются к властям Грузии с просьбами и предложениями по реализации своих естественных конституционных прав "сепаратистскими действиями" - это значит заранее отказываться понять проблемы своих соотечественников и не искать пути их преодоления. Как отмечают общественно-политические организации Джавахетии в своем обращении к правительству Грузии: "Несбалансированный подход к национальным меньшинствам (а тем более к считающимся коренными и компактно проживающими на определенной территории) в государственной структуре Грузии может нанести ущерб международному имиджу Грузии и развитию демократии в стране... нанести удар по интеграции в общество национальных меньшинств... вызвать новую и нежелательную напряженность".

Таким образом, грузинская общественность и политическая элита должны попытаться честно ответить на вопрос - готовы ли они, в том числе даже учитывая недалекий исторический опыт взаимоотношений с Южной Осетией и Абхазией, попытаться либерализировать свой подход к имеющимся национальным меньшинствам страны, компактно проживающим в отдельных регионах и составляющим там абсолютное большинство населения. Как заявляют представители Совета армянских общественно-политических организаций Самцхе-Джавахети, в случае отсутствия положительной реакции со стороны властей Грузии, они будут вынуждены пойти на дальнейшие цивилизованные и предусмотренные законодательством и международными законами меры, в том числе по проведению референдума относительно автономии региона и федерализации Грузии. Только в этом случае у армян - одного из государствообразующих этносов Грузии, традиционно игравшего важную роль в ее истории, будут естественные стимулы к реальной интеграции в общественно-политическую и культурную общность этой страны. Тогда эти действия смогут найти соответствующую поддержку также и у политических сил и структур Армении.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
06.12.16
Офицеры ВСУ проходят учебу в школах НАТО — хакеры «Спрут»
NB!
06.12.16
Отложено? Минтранс проведет беседы в Госдуме о платном въезде в города
NB!
06.12.16
NI: Противостояние СССР и США могло иметь альтернативный финал
NB!
06.12.16
«Предложение разрешить «скорым» таранить машины не пройдет в Госдуме»
NB!
06.12.16
СМИ: Трамп хочет отобрать у индейцев их богатые нефтью земли?
NB!
06.12.16
EAF: Австралия должна вернуться к серьезной внешней политике
NB!
06.12.16
«Полтавченко в вопросе о судьбе цирка выбрал интересы Мединского»
NB!
06.12.16
В России выросла доля заемщиков с крупными кредитами
NB!
06.12.16
Дисквалифицированной за допинг Степановой дали премию за «правду»
NB!
06.12.16
Лавров: США отказались от своего же предложения по Алеппо
NB!
06.12.16
Долг перед РФ — последний гвоздь в гроб режима Порошенко: обзор экономики
NB!
06.12.16
The Strategist: ЕС движется к большей стратегической автономии
NB!
06.12.16
«Украинским силовикам пора распроститься с иллюзиями, что время все сотрет»
NB!
06.12.16
Борьба с терроризмом: от Арцаха до Сирии
NB!
06.12.16
Президент Ирана: Мы не позволим Трампу разорвать ядерное соглашение
NB!
06.12.16
Средний Урал: субсидии депутатам – «да», пособия детям войны – «нет»
NB!
06.12.16
Зимние хлопоты: в Москве снег, мороз, высадка деревьев
NB!
06.12.16
Погибших в Алеппо российских медработников похоронят в Биробиджане
NB!
06.12.16
Выборы в Госдуму VII созыва обошлись в 10,3 млрд рублей
NB!
06.12.16
Хорошо сделанная вымышленная правдивая история
NB!
06.12.16
Мусорный коллапс Невинномысска: улицы стали свалками из-за проблем УК
NB!
06.12.16
Радио REGNUM: первый выпуск за 6 декабря